Главные вкладки

    Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Стрельцова Галина Николаевна

    Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ №47

     

    Конспект познавательного занятия

            с элементами экспериментирования

    «Путешествие капельки».

    (старшая группа).

                                                                   

                                                              Составитель: Стрельцова Г.Н.

                                                                                           воспитатель

                                                     Тамбов 2010г.

    Макроцель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

    Материалы к занятию: банка с водой, кипятильник, стекло,схема

    “Круговорот воды в природе”, музыка для игры “Ходит капелька

    по кругу ” (звуки дождя, ручейка), мяч для игры “Хорошо-плохо”,

    капли воды, изготовленные из бумаги, стаканчики с водой, трубоч-ки для коктейля, цветные полоски бумаги, ободки с капельками.

    Микроцели

    Ход занятия

    Используемый материал, игры

    Создание психологической комфортности

    Введение в игровую ситуацию,подготовка детей к теме занятия

    Активизация знаний детей о воде, разви-

    вать логическое мышление, связанную речь

    Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию

    Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ.

    Профилактика нарушения зрения

    Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правиьность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды.

    Обогащение словаря детей прилагательными по теме занятия.

    Самомассаж активных биологичесских точек с целью профилактики простудных заболеваний.

    Развивать интерес у детей к природным явлениям.

    Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе

    Организовать дви-

    гательную актив-

    ность детей.

    Закрепить положи-

    тельные результаты

    занятия.

    Создать условие

    для психологическо-

    го комфорта детей.

    1.Организационный момент

    Психогимнастика.

    Собрались все дети в круг.

    Я твой друг,и ты – мой друг.

    Крепче за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    2.Основная часть

    Воспитатель.Ребята,отгадайте загадку:

    Она и в озере, и в лужице

    Она снежинкою над нами

    кружится,

    Она и в чайнике у нас кипит

    Она в реченьке бежит, журчит

    (вода)

    Воспитатель. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор  о воде. Вы знаете, что вода нужна для жизни животных, растений, человека.

    Но всегда ли вода-друг? Мы поиграем в игру и вы ответите на вопросы, когда вода- хорошо, а когда- плохо.

    Д/И “Вода хорошо - вода плохо”

    Игровая ситуация

    В группу входит девочка в ободке капельки.

    Воспитатель: “Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? ”

    Девочка: “Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда бы не посмот -  рели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор”.

    Воспитатель: “Капелька, а зачем ты к нам пришла?”

    Капелька: “Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе”.

    Воспитатель: “Ребята, давайте покажем капельке, где живут ее сестрички в нашей группе, что они делают и какую пользу приносят”.

    Путешествие-поиск капелек по группе.

    Дети идут по группе, делают остановки.

    В уголке природы: возле растений (объясняют, для чего здесь нужна вода и приклеивают бумажную капельку)

    У аквариума - приклеивают бумажную капельку.

    Около мойки - приклеивают бумажную капельку.

    В игровом уголке - приклеивают бумажную капельку.

    Зрительная гимнастика

    Капелька на тучке ночевала

    А потом по небу кочевала.

    По оврагам, по мостам,

    По корягам и кустам

    (Дети следят глазами за передвижением капельки)

    А сейчас мы с капелькой пройдем в нашу лабораторию и проведем опыты с водой.

    Давайте вспомним правила работы с водой:

    Коль с водой имеем дело

    Рукава засучим смело.

    Пролил воду -не беда,

    Тряпка под рукой всегда.

    Опыт “Вода -прозрачная”

    Воспитатель. Посмотрите на воду.

    Какая она?(бесцветная)

    На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

    Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? (нет).

    Какого цвета тогда вода? (бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно еще проверить прозрачность воды? (что-нибудь опустить в стаканчик).  Опустите трубочку в стакан с водой и скажите, вы ее видите? (да)

    Вывод: вода прозрачная.

    Опыт: «У воды нет вкуса»

    Какая вода на вкус? (ответы детей) Попробуйте. Вывод: вода без вкуса. А если в нее добавить соль? сахар? лимон? (ответы детей)

    Дома вместе с родителями проверите, так ли это.

    Опыт «У воды нет запаха».

    Воспитатель. Когда мама печет пирожки, чем пахнет? Повар жарит котлеты в нашем детском саду, чем пахнет?

    Как определить, есть ли запах у воды?  (ответы детей)

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Воспитатель. Скажите , так какая же вода? (ответы детей)

    Самомассаж

    Льется чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    (Дети потирают ладонь о ладонь).

    Моем носик, моем ротик,

    (растирают крылья носа).

    Моем шею, моем уши.

    (козелок).

    После вытираемся посуше.

    (поглаживают лоб).

    Воспитатель. Капельки воды очень любят путешествовать и доказать это нам помогут опыты.

    Опыт  «Вода- это пар»

    Воспитатель нагревает воду с помощью кипятильника.

    Что выходит из банки при закипании воды? Откуда пар появился в банке – мы же наливали воду?

    (Вода  при  нагревании преврати - лась в пар)

    Воспитатель. А вы хотите узнать, что произойдет с капелькой воды дальше?

    Опыт « Пар- это вода»

    Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло.

    Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда по - явились капельки воды на стекле?

    Когда пар попал на холодное стек-

    ло,  он опять превратился в воду.

    Вывод: пар при охлаждении пре-

    вращается в воду.

    Воспитатель. Вот так происходит и

    в природе. (показывает схему» Кру-

    говорот воды в природе»).

    Каждый день солнце нагревает во -

    ду в морях и океанах, как только что она нагрелась в банке с водой.

    Вода превращается в пар.В виде

    пара крошечные, невидимые ка -

    пельки влаги поднимаются в воз-

    дух. Чем выше поднимается пар,

    тем холоднее становится воздух.

    Пар снова превращается в воду.

    Капельки все собираются вместе

    И образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для  облака и выпадают дождем на землю. А во что превращаются капельки воды зимой ?(В снежин-

    ки) .

    Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

    Воспитатель.  В природе путешествует вода,

    Она не исчезает никогда.

    То в снег превратится, то в лед,

    Растает и снова в поход.

    Вдруг в небо взовьется,

    Дождем обернется.

    Вокруг оглянитесь,

    В природу вглядитесь.

    Вас окружает везде и всегда

    Эта волшебница-вода.

    Подвижная игра»Ходят капельки по кругу»

    Воспитатель говорит, что она -мама

    Тучка , а ребята -её детки –капель-

    ки, им  пора отправляться в путь.

    Капельки прыгают, танцуют. Мама

    Тучка показывает, что им делать.

    Скучно им стало поодиночке пры -

    гать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми   ручейками. (Дети составляют ручей, взявшись за руки)_. Встретились ручейки  и стали большой рекой. (Дети соединяются в одну цепочку).Текла, текла речка и попала  океан (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки  легкими, воздушными и потянулись вверх. (Присевшие дети поднимаются и вытягивают руки вверх).

    Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке. ( Дети возвращаются к воспитателю).

    Воспитатель. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

    З.Итог занятия.

    Воспитатель. Наше занятие закан-

    чивается. Дети, что вам запомни- лось на занятии, понравилось?

    Воспитатель .Капельки воды путе-

    шествуют не только по земле и воздуху, но и под землёй.Там они

    впитывают в себя целебные свой-

    ства земли и выходят на поверх-

    ность земли в виде родников. Род-

    никовая вода очень полезна для нашего организма, она его очищает

    и придаёт ему силу и бодрость. Я

    хочу вас ей угостить.

    Воспитатель угощает детей род-

    никовой водой.

    Мяч

    Бумажные капельки воды.

    Указка с капелькой

    Стаканчики с водой, цветные полоски бумаги, трубочки для коктейля

    Банка  с водой, кипятильник, стекло

    Схема» Кру-

    говорот воды

    в природе».

    Музыка дождя,

    ободки с ка-

    пельками во-

    ды из бумаги.

                                                               

                           Литература

    1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет .Воронеж:

    ТЦ. Учитель 200г.

    2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1991г.

    3.Волчкова В.В., Степанова Н.В.Конспекты занятий в старшей группе  

    детского сада. Воронеж: ТЦ. Учитель,2004г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей группе ГБДОУ №67 Приморского района

    Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....

    Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Путешествие на планету сенсорики"

    Данное занятие направлено на формирование сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста. Будет полезно воспитателям детских садов. В задачи входит: познакомить со свойствами предметов, за...

    Конспект познавательного занятия с элементами трудовой деятельности в младшей группе «Занимательная осенняя прогулка»

    Программное содержание:1. Обогащать представления детей о ближайшем окружении.   2. Уточнять  представления  об осени.3. Вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и я...

    План - конспект развивающего занятия с элементами сказкотерапии для детей старшей группы.

    Тема: "Учусь быть терпеливым"Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей....

    Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».

    Пояснительная запискак конспекту  интегрированного занятия  с элементами  кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...

    Конспект познавательного занятия интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный апельсин»

    Цель:расширение представлений о фрукте через познавательно-исследовательскую деятельность....