Содержание работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами природы
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Карпова Елена Алексеевна

        Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способ­ствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

          Какие методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             

   Содержание работы    по   эстетическому  воспитанию  детей дошкольного  возраста средствами природы

 Задачи:

Эстетическое отношение к природе обеспечивается интеграцией задач и содержания экологического и художе ственно-эстетического воспитания.

      Педагогическая технология эко логического образования детей дошкольного возраста основана на следу ющих положениях:

- в основе формирования у детей гу манного отношения к природе лежат системные знания.

- при организации педагогического процесса следует предусмотреть использование форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребенка (наблюдения, экскурсии, реше ние проблемных ситуаций, элементар ное экспериментирование, моделиро вание, игры и др.);

- использование форм и методов, вы зывающих развитие эмоций и чувств детей, способствующих проявлению гу манного отношения к природе (самостоятельное общение с животными и растениями, участие в уходе за ними, чтение детской природоведческой ли тературы, просмотр видеофильмов, экологические праздники, спектакли и акции, экскурсии в музеи, рассматрива ние и анализ произведений искусства разных жанров и др.);

- использование трудового воспита ния (ознакомление с трудом взрослых, обучение трудовым навыкам и умениям, самостоятельная деятельность детей в природе);

- проведение диагностики освоения детьми содержания программы.

          Педагогический процесс осуществ ляется в совместной дея тельности педагога с детьми в повсе дневной жизни, а также в стимулиро ванной педагогом и родителями само стоятельной деятельности детей в при родном окружении.

        Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способ ствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

          Какие методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?

Методы и приемы  работы:

       Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отби рать высокохудожест венные произведения, в образах которых наблюдаемые в действи тельности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное.

  • Отбирая художественные произведения, воспитатель помнит, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

        Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими встав ками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и чело века. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представле ние о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

           Воспитанию нравственных чувств способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Б и а н к и («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М. П р и ш в и н а («Золотой лvi'», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. С к р е б и ц к о г о («Четыре ху дожника»)      и др.

       Мир природы показан в названных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.

Рассказы о природе про буждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональ ный отклик.

Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина«Береза» С. Есенина, «Круглый год» С. Маршака и др.

                   Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней

  • поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна — набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников.
  • Наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды: идет дождь или светит яркое солнце; о приближении грозы свидетельствуют быстро наплывающие тяжелые темные тучи, поднимающийся порывистый ветер, приближающиеся раскаты грома, сверкающая молния. Осенью педагог привлекает вни мание детей к разноцветной окраске листьев: на березе желтые, на осине красноватые, бурые, ярко-красные, предлагает собрать опав шие листья, составить из них букеты. Этическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Наблюдая за цветами, можно загадать загадки: «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка)', «Белые горошки на зеленой нож ке» {ландыш) и т. п. В результате у ребенка возникает желание узнать больше об окружающем, выяснить непонятное, разобраться в нем; развивается чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всякому живому.

Знания о природных явлениях,  полученные на прогулках, экскурсиях,   углубляются   и  дополняются  

  • в   художественно-речевой деятельности .

В работе с детьми воспитатель, прежде всего,  использует

  • метод побуждения к сопереживанию нравственно-эстетических чувств. Знакомя детей с художественными произведениями о природе, он создает эмоциональную атмосферу восприятия, побуждает к сопере живанию чувств, вызываемых данным произведением, обращает внимание на явления действительности, отраженные в нем. Напри мер, побуждению к сопереживанию способ ствует
  • беседа, предшествующая чтению рассказа о солнце, его теплых, ласковых лучах. Слушая чтение, дети сопоставляют действи тельность и художественные образы, глубже чувствуют и понимают красоту природных явлений. Этому помогает также и
  • рассматривание иллюстраций к рассказу, беседа по его содержанию, выявляющая умение подметить характерные особенности сюжета, персонажей, умение оценить рассказ.

Эмоциональное восприятие природы и ее поэтического образа закрепляется и совершенствуется в деятельности детей, в обучении их практическим действиям:  

  • рассказыванию,
  • ответам на вопросы,
  •  чтению наизусть.

Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятель ности воспитатель применяет

  • метод проблемных, поисковых ситуа ций. Предлагает детям
  •  словесные игры,
  •  отгадать и придумать свои загадки,
  •  сочинить сказку, рассказ, стихотворение

Литература

1.           Веретенникова С.А. Ознакомление детей с природой.- М.,1980.

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,1978.
  2. Как знакомить дошкольников с природой. \ Под ред. П.Г.Саморуковой., М., 1983.
  3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., 1985.
  4. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н.А.Ветлугиной,- М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы

Консультация воспитателей по теме: "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"...

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Воспитание любознательности средствами природы

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Воспитание любознательности средствами природы. "Круглый стол" (Родительское собрание)

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе  Аннотация. В данной статье отражен...

Презентация "Познавательное развитие средствами природы в младшей группе (ребёнок открывает мир природы)"

ЗАДАЧИ. 1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами). 2...

Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет

Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье, поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет....