Мастер - класс Игра – путешествие: «Мы идём в поход»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Николаева Кырмызы Жаксагалиевна
Цели: воспитание любви к природе; привлечени внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребёнка с природой, формирование экологической культуры, развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Игра – путешествие:

                 «Мы идём в поход»

Цели: воспитание любви к природе; привлечение

                    внимания детей и их родителей к проблеме

                    охраны окружающей среды; формирование опыта

                    взаимодействия ребёнка с природой, формирование

                    экологической культуры, развитие навыка

                    правильно оценивать свои поступки и поступки

                    окружающих с точки зрения экологии.

Оборудование: схема экологической тропы, фонограммы песен, листики с буквами,  рисунки лесных цветов, гербарий растений.

Вед.  Лето – пора увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. Кроме этого мы должны серьёзно подумать. Что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.

1 реб.                           Наша планета Земля

                                     Очень щедра и богата,

                                      Горы, леса и поля –

                                      Дом наш родной, ребята!

 

2 реб.                             Мы – не гости на планете,

                                       И Земля – наш дом.

                                       Будет в нём светло и чисто,

                                       Если мы спасём:

3 реб.                               И прозрачные озёра,

                                         И еловый лес,

                                         И цветных полей узоры,

                                         И речной простор.

4 реб.                                  Давайте будем беречь планету,

                                            Другой такой на свете нету.

                                            Развеем над нею и тучи, и дым,

                                            В обиду её никому не дадим!

5 реб.                                    Беречь будем птиц,

                                              Насекомых, зверей,

                                              От этого станем мы  только добрей!

                                               Украсим всю Землю

                                               Цветами, садами,

Все:                                        Такая планета нужна нам с вами!

                                  Звучит песня:

Вед.                   По-своему чудесен каждый край,

                           И если хочешь ты увидеть чудо,

                           По белу свету странствовать ступай!

- В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители и дети.

( Звучит фонограмма  « Песенка про весёлого туриста».

                                1 этап. Разминка.

Задание 1. «Узнаем названия команд».

Испытание: «Расчистим родник»

Вед.   – Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.

(На пути расставлены «кочки» - круги из картона или кольца.

Вед.  – А на той стороне болота находится  засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберёте все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочке. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание)

Вед.  – Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. («Рюкзак», «Компас»)

Вед.  – В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки. Кто больше наберёт, та группа и будет победительницей.

Задание 2. «Нужные вещи в походе» ( Для детей и родителей)

Вед.  – Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку – «1 км»).

  1. Я маленький да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь.           (Компас)

     

  1. Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нём уху сварить,

Чай душистый вскипятить.           (Котелок)

     

  1. В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.                     (Спички)

  1. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идёшь со мной,

Я повисну за спиной.                            (Рюкзак)

  1. Я горячее храню, я холодное храню,

Я и печь и холодильник

Вам в походе заменю.                           (Термос)

  1. Этот глаз – особый глаз,

Быстро глянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.                (Фотоаппарат)

Задание 3. «Какая будет погода?»   (Для родителей)

Вед.  – Погоду в походе можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задания для команды «Рюкзак»

- Ворон каркает к …(дождю)

- Обильная роса утром – погода днём будет…(хорошая)

- Воробьи купаются в луже или в пыли – будет…(дождь)

Вед.   –Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас».

- Ласточки летают низко над землёй – к … (дождю)

- Если мошкара вьётся кругами – к… (хорошей) погоде, лезет в лицо – к…(дождю).

- Идёт дождь, и на лужах  пузырьки – о чём это говорит? (Дождь будет идти долго)

Вед.  – Молодцы! Думаю, что плохая погода не застанет вас в пути.

                                        2 этап.

Вед.            Когда ты входишь в лес,

                    Где чистым воздухом приятно так дышать,

                    Есть в травах и цветах целительная сила

                    Для всех умеющих их тайну разгадать.

Задание 4.        «Лесная опушка» (Испытание для детей)

Вед.        – Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много красивых цветов. Попробуйте по описанию узнать,  каком цветке говорится.

  1. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок –

И остался стебелёк.                (Одуванчик)

  1. Девчонки – невелички,

А сердце золотое,

Пушистые ресничкиО

Сияют белизною,

На ветру качаются,

Всем улыбаются.                    (Ромашка)

  1. То фиолетовый,то голубой,

Он на опушке встретится с тобой.

Звонким названием он наделён,

Но никогда мы не слышали их звон.    (Колокольчик).

  1. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –

Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.

У ручейка лесного виднеется чуть- чуть,

Его названье вспомни и после не забудь.        (Незабудка)

                                   (Для родителей)

  1. Какой цветок получил название «дикая рябинка»?

                                                                                        (Пижма)

  1. Как называется небольшой жёлтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый? (Лютик)

Вед.        –Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу?

Задание 5. «Лечебница доктора Айболита» (для родителей)

Вед.  – Лес, как сказочное царство,

             Там кругом растут лекарства.

              В каждой травке, в каждой ветке-

              И микстура, и таблетки.

              Нужно только не лениться,

              Нужно только научиться

              Находить в лесу растения,

              Что пригодны для лечения!

Вед.  – Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

  1. Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь.

(Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)

  1. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.         (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях.)

  1. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

     4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться  от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; чёрная смородина и ромашка – при заболеваниях горла; морошка – при кашле и др.)

Вед.  – Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Задание 6. «У медведя во бору» (для детей)

Вед.  – Чтобы понять, как живёт лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.

  1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав. Подсказка: этих зверей называют санитарами леса. (Волк)
  2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка: его считают большим трусишкой. (Заяц)

  1. Этот зверёк умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост.  (Лиса)

   

  1. Этот зверь очень ловкий и подвижный: может быстро бегать, делать быстрые прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

Подсказка: его считают неуклюжим сладкоежкой.

                                                                                (Медведь)

Ритмическая игра: «Мы идём во лесок» (под музыку «А я по лугу»

Вед. – Мы идём во лесок,

           Будь внимателен, дружок.                (Ходьба)

         

Впереди ручеёк,

Перейти – вот мосток.          (На носочках)

Пробирайся осторожно –

Замочить здесь ноги можно.           (Высоко поднимают ноги)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке.                  (Прыжки)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом.                 (Приседают)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок.                           (Ходьба)

Задание 7. «Лесная кухня» (Для родителей и детей)

Вед. – Вопросы команде «Компас».

1. Назовите растения, которые на лугу или в лесу можно есть без кулинарной обработки.          (Щавель)

2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (Насадить рыбу на  деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)

Вед. – Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».

  1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван- чай; листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице.)
  2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печёную картошку с румяной, хрустящей корочкой?
  1. Вымытые и  просушенные клубни закапывают в золу.)
  2. В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый, сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.)

Задание 8. «Лесной компас» (Для родителей)

Вед. – Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой (раздаёт каждой команде по 2 рисунка). Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках.

  1. Рисунок «Хвойные деревья». (На северной стороне веток меньше, чем на южной.)
  2. Рисунок «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повёрнута к северу.)
  3. Рисунок «Пни». (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг; а узкой – на север.)
  4. Рисунок «Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)

Задание 9. «Как вести себя в природе?»

Вед. – В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость. Итак, экологические задачи для команды «Рюкзак». Оцените ситуации, что в них сделано не так.

Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Давай разожжём здесь костёр, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идём вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костёр желательно возводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается, из-за опасности возникновения пожара.)

Вторая ситуация.

Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей.)

Вед. – Молодцы! Теперь экологические загадки для команды «Компас». Вы также оцените ситуации и определите, что в них сделано не так.

Первая ситуация.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.)

Вторая ситуация.

Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было не сходя с места, набрать целую кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:

- Жаль, что Томы нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.

- Ничего, мы для неё нарвём кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками.)

(Звучит песня «Не дразните собак», дети и родители подпевают.)

                                               3 этап. Подведение итогов.

Вед. – Земля – наш общий дом, в котором мы все живём. А хзяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько карточек получила ваша команда.

 

                               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физкультуре "Мы идём в поход"

Занятие для детей подготовительной группы...

ФОТООТЧЁТ-МЫ ИДЁМ В ПОХОД-2014

МЕРОПРИЯТИЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ...

Мы идём в поход. Спортивное развлечение для детей 2 младшей – средней группы.

Цели. Вызвать интерес к спорту, туризму. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать общую моторику. Формировать коммуникативные навыки.Материал и оборудование. Макеты деревьев, кубики, о...

"Мы идём в поход!"

Летнее развлечение для детей 6-7 лет...

Развлечение в форме туристического похода «Мы идём в поход»

Задачи:-  закрепить  представление у детей и  о сохранении здоровья через активный отдых на природе.-  упражнять детей  в ходьбе на длительное расстояние. Прививать детям навы...