Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
по окружающему миру (старшая группа) по теме

Курмукова Винера Рашитовна

Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Познавательное развитие старших дошкольников

через познавательно-исследовательскую деятельность

                                 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

                           приобретают способность сами ставить

                                           вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком уровне в сравнении

                      с теми, кто такой школы не прошел».

(К.А.Тимирязев)

«Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам  исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности…

Однако современная образовательная практика по-прежнему недооценивает значимость самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребёнка. Мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности».* [1] 

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Поэтому актуальность избранной темы я увидела в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, которые накопило человечество, необходимо сформировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, ни требуются каждому человеку независимо от характера его профессиональной деятельности. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность рассматривается как  неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни.

В связи с этим я поставила цель: выявить формы исследования доступные и интересные старшим дошкольникам, позволяющие занять им активную познавательно- исследовательскую позицию.

 Для достижения поставленной мной цели, необходимо решить такие задачи:

  1. использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеообразующую  для познавательного развития старшего дошкольника;
  2. формировать у детей способность  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  3. обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  5. расширять кругозор дошкольников (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).

Согласно концепциям развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) основное психологическое новообразование дошкольного возраста – появление и дифференциация внутреннего плана действий (воображение, этика, самооценка, осознание своих переживаний).

К концу дошкольного возраста, по словам Э.Эриксона, ребенка характеризирует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со своими сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей.

Изучая литературу по данному направлению, я ознакомилась с несколькими формами исследовательской деятельности. Среди них выявила наиболее приемлемые для детей старшего дошкольного возраста. Одним из таковых являются опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами.    

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

В качестве объектов исследований стараюсь выбирать привычные для детей предметы и явления. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, проводят элементарные исследования. Моя задача – поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям.

В группе мною разработана картотека игр-опытов и игр-экспериментов с использованием практического пособия О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», также практического пособия Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».

С детьми старшего дошкольного возраста провожу уже более сложные экспериментальные действия, нежели с младшими дошкольниками, состоящие из нескольких игровых элементов.

Серию составляют игры: «Почему птицы могут летать?», «Волшебные лучи», «Теневой театр», «Мы фокусники», «Темный космос», «Как согреть руки?» и т.д. Так в игре-эксперименте «Как согреть руки?» предлагаю надеть каждому ребенку на прогулку разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой прохладно). Далее дети хлопают в ладошки, потирают рука об руку и выясняют, что почувствовали (рукам стало жарко). Затем предлагаю детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить,  что почувствовали (щеке стало тепло, потом горячо). В итоге подвожу детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении. В ходе этого эксперимента у детей также вырабатывается здоровьесберегающий навык.

Для детей старшего дошкольного возраста обучающие задачи игр-экспериментов усложняются: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат – к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета – к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и др.). Для решения перечисленных задач я провожу следующие игры-опыты: «Уличные тени», «Живые тени», «Световой луч», «Мир металлов», «Родственники стекла», «Мир тканей», «Мир бумаги» и др. Очень интересно прошел опыт «Мир бумаги». Детям было предложено рассмотреть различные виды бумаги. В результате выявили общие качества и свойства объекта. Используя следующий алгоритм деятельности: смять 4 разных кусочка бумаги – разорвать пополам – разрезать на две части – опустить в емкость с водой. По завершении работы вместе с детьми обсудили, кто быстрее и точнее выполнил действия по алгоритму. Усложнением игры стало установление зависимости использования бумаги от его свойств и качеств.

Таким образом, мои воспитанники с огромным удовольствием участвуют в постановке игр-опытов и игр-экспериментов, проводят элементарные исследования. Эти формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

С этой же целью в группе создана мини-лаборатория. Она является базой для специфической игровой деятельности дошкольника. Играя в мини-лаборатории, дети превращаются в «ученых», что резко усиливает интерес детей к проведению исследования. Они ведут себя серьезнее, чем обычно, с нетерпением ждут очередного  проведения исследования. В мини-лаборатории представлена картотека игр-опытор и игр-экспериментов с различными объектами живой и неживой природы, по теме «человек», разработано перспективное планирование по данному направлению с детьми старшего дошкольного возраста. Для проведения исследований имеются различные материалы, приспособления, измерительные приборы, например: мерные стаканчики, линейка, свечи парафиновые, фонарик, различные емкости, стеклянные колбочки, деревянные палочки, зеркальце, воздушные шары и др.

Собрана коллекция семян, камней, ракушек, коры деревьев, злаков, сухих листьев, образцов тканей разной фактуры. Подобраны серии карточек на темы: цветы, животные, профессии, транспорт, строительные сооружения и др. Это  необходимо для реализации следующего направления познавательно-исследовательской деятельности - коллекционирование (классификация).

        Организуя занятия в рамках данного направления, стараюсь использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам. При рассматривании материала, дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают возможные основания для их группировки. Затем материал размещаем в классификационной таблице. Таблица должна быть достаточно большого размера и «открытой» для дополнения. На занятии мы с детьми заполняем графы лишь частично, оставшиеся «пустоты» дети заполняют в дальнейшем, найдя подходящие картинки дома. Такая работа позволяет поддерживать интерес к теме и служит поводом для обсуждения в свободное от занятий время. Так, например, прошла у нас классификация цветов. В ходе рассуждения, дети выявили 2 группы цветов: садовые и луговые, расставили имеющиеся картинки в следующую таблицу:                

ЦВЕТЫ

               Луг

                     

                  Сад

В дальнейшем дети приносили из дома картинки и дополняли графы таблицы, данная работа увлекла и родителей. В поиске цветов родители совместно с детьми просмотрели не один журнал, книжку, энциклопедию, просмотрели материалы в Интернете, старались найти необычный цветок. Благодаря этому пополнилась коллекция мини-лаборатории (иллюстрации экзотических цветов), расширился кругозор знаний детей о цветах, дети увидели и восхитились красотой природы, получили большой эмоциональный всплеск.

Такая увлеченность детей данной темой и подбор материала подтолкнули меня на организацию путешествия в мир цветов.

Путешествие по карте - это следующая форма познавательно-исследовательской деятельности. В ходе путешествия мы придумали карту цветов, куда вошли  экзотические, ядовитые, лекарственные цветы. Полученные  представления о цветах дети применили на занятии по изобразительному искусству, украсили поднос растительным орнаментом.

Путешествие по карте способствует освоению пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света и родной стране). Интересно для детей прошло познавательное занятие-путешествие на тему: «Полуостров - Ямал». Дети с интересом слушали рассказ об истории Ямала; исследуя карту полуострова, выявили, какой рельеф преобладает в данной местности; какие реки протекают через полуостров, какие моря омывают; определили стороны света; установили «соседей» Ямала; определили местонахождения столицы Ямала и других городов округа. Детям была предоставлена возможность рассказать стихи о своей малой родине.

Еще одной формой исследовательской деятельности является – путешествие по «реке времени». Данное путешествие позволяет ребенку осваивать временные отношения (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д.). Так, мною было проведено путешествие по истории письменности. Мы с детьми воссоздали последовательность появления и совершенствования письменности, исследуя иллюстрации образцов написания сообщений древних людей, попытались передать сообщение узелковым письмом, что необычайно активизировало работу детей. В последствии полученные знания дети применяли в сюжетно-ролевых играх.

Все вышеуказанные формы исследовательской деятельности используются мною эпизодически как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Целевым ориентиром для меня, в процессе работы по данной теме педагогического опыта, является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста:

 -   Ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами

               конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?).

-    Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение.

-   Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции).

-     Проявляет интерес к познавательной литературе.

-     Проявляет интерес к символическим «языкам»:

  • пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);
  • самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы;

Для того чтобы отследить результаты работы с детьми над выбранной темой, я использовала дидактические игры («Соедини похожие предметы», «Отгадай, что за растение», «Найди, что опишу» и др., карточки с заданиями (алгоритм опыта), игровые упражнения на классификацию, индивидуальные беседы.

Результаты, которых достигли мои дети, представлены в таблице (смотри приложение).

Перспективу своей работы вижу в том, чтобы разработать картотеку опытов и экспериментов на каждую возрастную группу, подобрать наглядный и теоретический материал к форме познавательно-исследовательской деятельности – путешествие по «реке времени».

МДОУ Детский сад № 7 «Крылышки»                                                                    Курмукова В.Р.

г. Салехард                                                                                          воспитатель старшей группы

2009 год


[1] А.И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Мастер- класс для педагогов "Развитие речи дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"

Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему: «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер &ndash...

Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность на основе регионального компонента.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. Так же я считаю, что теоретические занятия в группе...