" Развитие сенсорных способностей у детей с ОВЗ"
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Митина Надежда Ивановна

Актуальность.

   При воспитании детей раннего возраста сенсорному развитию  принадлежит одна из ведущих ролей. Ведь именно в этом возрасте ребёнок нуждается в разнообразии внешних впечатлений и развитии внимания к свойствам предметов. Роль взрослых при этом заключается в том, чтобы раскрыть малышу те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными и выработать отношение к ним. Но не секрет, что многие родители имеют недостаточные знания и умения для этого. Поэтому в раннем возрасте, многие дети в условиях ограниченного притока впечатлений, испытывают «сенсорный голод». Последствия могут привести к задержкам в общем развитии.

   Еще одной проблемой в сенсорном развитии детей является недостаточная или неправильно подобранная развивающая среда. От неумения ребёнка играть, находиться в социуме, наблюдается тяжелая форма адаптации к детскому саду

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья. Советы педагогам по организации занятий с детьми с ОВЗ по развитию сенсорных способностей.

 Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Особое значение для дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет сенсорное воспитание .  В основе сенсорного воспитания лежит достаточный уровень развития высшего психического процесса восприятия, в связи с чем особую роль в развитии восприятия играют органы чувств.  Системы этих органов в случае нормального внутриутробного и постнатального развития являются основополагающими в процессе приспособления ребенка к окружающему миру. В условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительной задержке общего развития.

 Ребенку с ДЦП нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у него разные формы активности и обеспечить общее развитие.

Стимуляция сенсорного развития, зрительного и тактильного восприятия, развитие и усиление ощущений и восприятия вкуса и запаха в раннем возрасте воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции.

• Сведите к минимуму посторонние раздражители на занятии.

• Упражнения проводите в домашней обстановке во всех режимных моментах.

• Помните о главной направленности проводимого занятия.

• Поощряйте движения ребенка, вызывая его эмоциональную реакцию.

• Приготовьте необходимые игрушки, аксессуары, различные фактурные поверхности — мех, щётки с различным ворсом, крем, фонарики, елочные гирлянды, тактильные таблицы.

• Одобряйте ребенка — улыбайтесь, поглаживайте, обнимайте, подбадривайте его.

• Двигательные нарушения могут ограничивать возможности ребенка принимать участие в игре; вовлекайте его в игру, насколько это возможно.

• Не оказывайте физическую помощь ребенку, если у него есть трудности в повороте головы или в фиксации взгляда.

• Заканчивайте упражнение прежде, чем оно надоест ребёнку.

• Своевременно переключите его на другую деятельность при помощи голоса, логических пауз и ударений, интонации.

• Творчески подходите к использованию игр, сделайте занятия веселыми и увлекательными.

Для того, чтобы научить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать движение предмета взглядом и рукой, сформировать захват руки, можно использовать следующие упражнения.

• Если ваш ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, повяжите цветную повязку на свою голову, используйте яркие, блестящие предметы одновременно со звуковым раздражителем (звучанием колокольчика, погремушки, молоточка).

• Предложите ребёнку найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Постепенно перемещайте игрушку, дёргая за ниточку. Ребёнок будет прослеживать движение взглядом и попытается схватить игрушку рукой.

• Побуждайте ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением. Активизируйте его внимание с помощью стихотворных текстов.

Для того, чтобы развивать ощущения ребёнка, можно применить лёгкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой.

• Положите перед ребёнком на стол тарелочку с тёплой водой, вату, жёсткую щетку. Действуйте рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия словами, эмоциональными восклицаниями. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, побуждайте его к самостоятельным действиям.

• В дальнейшем используйте разнообразные поверхности — наждачную бумагу, тарелочку с кремом, коробочку с песком или крупами.

• Выдавите крем на левую руку ребёнка. Поглаживайте и похлопывайте её от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывая крем, действуя правой рукой ребёнка. Затем поменяйте руки. Движения сопровождайте эмоциональным комментарием. По мере возможностей, побуждайте ребёнка к самостоятельным действиям.

• Размягчите пластилин в форме дорожки и положите перед ребёнком на столе. Объясните ребёнку, что если кто-нибудь пойдёт по дорожке, останутся следы. Покажите, как их сделать, используйте для этого совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.

• Используйте пену для бритья, пусть ребенок окунет в нее ручки и исследует ее.

Для того чтобы развивать навыки сравнения и сопоставления, ощущения собственного тела, вызывайте интерес ребенка и положительные эмоции.

• Возьмите ребенка за руки, пусть он сравнит каждую часть вашей руки со своей.

• Сравнивайте ваше лицо с лицом ребенка, пусть он изучает ваши волосы, одежду. Можно использовать разнообразные аксессуары, чтобы возбудить интерес ребенка.

• Купание в ванной превратите в интересную игру по исследованию собственного тела, «устройте» волны над разными частями тела ребенка, называя их.

• Возьмите большую кисть для нанесения макияжа, погладьте поочередно руки, части лица и тела ребенка, называя их — носик, ушки, щечки, животик, ножки и т.д.

• Посадите ребенка себе на колени перед большим зеркалом, раскачивайте его и комментируйте свои действия. Поднимите его ручки вверх, привлеките его внимание. Попробуйте украсить лицо ребенка — для этого подойдут различные аксессуары (парик, шляпки, перья, елочные гирлянды и др.).

Когда у ребенка появится интерес к этим играм, вы можете переходить к развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Для этого направления работы необходимо:

• Продолжать формировать сенсорный и тактильного гнозис;

• Учить восприятию цвета;

• Учить восприятию пространственных признаков плоских и объёмных предметов;

• Формировать конструктивный праксис.

Что можно делать для этого:

• вырабатывайте у ребенка умение ориентироваться в окружающем;

• учите действовать с тактильными таблицами;

• учите выделять цвета;

• познакомьте ребенка с размером и формой (плоскостной и объёмной);

• выполняйте различные действия с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);

• учите дифференцированному восприятию круглой, угольной и квадратной форм;

• учите соотносить цветные и контурные изображения предметов;

• конструируйте из фигур с учётом цвета;

• конструируйте целое из частей, различных деталей.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества соотнесение, сравнение и другие. В соответствии с данными детской психологии о трех этапах овладения детьми сенсорными эталонами необходимо, чтобы содержание работы было направлено на первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов с последующим знакомством с образцом того или иного свойства и обучением использованию сформированных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит о...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста. Тема: «Прокати мяч в ворота» (интегрированное). НОД направлена закрепление предст...

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.1) роль сен...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная  коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...

Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....