Главные вкладки

    Педагогический проект «РАДУГА ОТКРЫТИЙ» для детей и родителей средней группы
    проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Рассадкина Елена Александровна

    С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой  -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,  являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с  явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

    Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

     

    Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_raduga_otkrytiy_bez_prilozheniy.docx38.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение  "Детский сад № 16 комбинированного вида МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"

    Рузаевского муниципального района Республики Мордрвия

    Педагогический проект

    «РАДУГА ОТКРЫТИЙ»

    Автор  проекта:

    Воспитатель:  Рассадкина Елена Александровна

    Участники проекта:

    Дети средней  группы

    Родители детей

    г. Рузаевка

    2013 г.

    Паспорт проекта

    • Вид проекта: познавательно-экологический.
    • Продолжительность: долгосрочный (1 год)
    • Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель,  родители воспитанников.
    • Образовательные области:

     познание, художественное творчество, музыка, безопасность

    Актуальность разработки и реализации

     педагогического проекта

    С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой  -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,  являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с  явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

    В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве  -  живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому,  что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу,  поглощая его свет  и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

    То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых  можно удовлетворить  лишь с помощью неживой природы. Таким образом,  у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

    У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло  потому таких высот  в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

    Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического  воспитания. 

    Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

    Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

    Новизна проекта

    Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий:  организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.

     Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

     Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.

    Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.  

    Тема проекта

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

    Цель проекта

    Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего   дошкольного возраста посредством  установления взаимосвязи между  явлениями,  характерными признаками неживой  и  объектами живой природы путем  вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

    Объект исследования

    Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего   дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

    Предмет исследования:

    Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного  возраста.

    Гипотеза:

    Процесс формирования экологического мировоззрения  у детей среднего  дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.

    Задачи проекта

    1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой  природы, их связью с объектами живой природы.

    2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

    3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

    4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

     5. Формировать элементарные естественно- научные представления;

     6.  Расширять перспективы развития познавательно - поисковой  деятельности  детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

    7. Развивать творческое воображение, фантазию.

    8.Формировать познавательную активность, логическое мышление,  самостоятельность.

    Задачи для педагога:

    1. Анализ и сбор информации из различных источников.
    2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
    3. Создание предметно-развивающей среды.
    4. Мониторинг результатов.

    Ожидаемые результаты:

    - развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

    -формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

    -развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

    - развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

    - развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

    - активизация словарного запаса;

    - расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

    - накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

    - сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;

    - получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

    Рефлексия деятельности:

             Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений.  В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.

            В проводимых играх-экспериментированиях и опытах,  дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.

            Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.

            Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

         Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.

    Краткое описание проекта по этапам.

    Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

    Продолжительность проекта: долгосрочный  1 год.

    Сроки реализации проекта: сентябрь  2013 г. -  август 2014 г.

    I Подготовительный этап. 

    1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
    2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

    II Основной этап реализации проекта.

    1. Выполнение  плана работы по всем видам деятельности с детьми;

    2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.

    - Создание клуба «Неизведанное   рядом».
    - Один раз в квартал проводятся совместные "заседания"  клуба  ( родители и дети)  в форме  развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.
    - Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).


    3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

    III . Заключительный этап.

    Диагностика и подведение результатов работы.

    • подведение итогов работы над проектом;
    • анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
    • мониторинг качества освоения материала детьми;
    •  открытое занятие - развлечение для родителей  "Чему мы научились"  (по итогам проекта)
    • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

     Предварительная работа:

    • Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей

    • Выявление уровня знаний детей по теме проекта.

    • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.

    • Изучение методической литературы  по теме проекта.

    Методы работы:

    • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
    • наглядные
    • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
    • технология моделирования
    • релаксация;
    • игровой: (сюрпризный момент, игры)
    • творческие

    Формы работы:

    1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

     2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром,  художественному творчеству

    3. Целевые прогулки,  экскурсии с детьми .

    4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном  уголке и уголке природы.

    5. Проведение занятий-опытов.

    Взаимодействие с родителями 

    Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

    Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

    Формы работы с родителями

    В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.     

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА                        "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"

    Месяц

    Тема

    Содержание

    Октябрь

    2013 г.

    Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее»

    Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка  с целью развития  интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета  и мелкой моторики  ребенка

    Январь

    2013 г.

    Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно -  экспериментальных игр в домашних условиях»

    Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное  экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений  неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

    Апрель

    2014 г.

    Досуг                            "Спешит весна.               Звенит капель."

    Продолжаем в нетрадиционной форме (развлечение: совместно с детьми) знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома для расширения представлений детей о некоторых свойствах такого явления неживой природы как вода и ее значении для человека, животных, растений.

    Июль

     2014 г.

    «Природа Волшебница»

    (итоговое)

    Совместное  игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся,  используя полученные ранее знания  о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой  природы,   создавать образы природы из природного материала  с  целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы .

    Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий.  Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах  и образовательных областях детской деятельности.

    Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность).

    Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ      

                                     

    Месяц  

    Раздел образовательной деятельности

    Темы игр-занятий

    Цель

    Сентябрь

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Песочные часы"

    Выявить свойства пека и глины

    "Посадим дерево"

    (Наблюдение на прогулке)

    Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Солнце по небу гуляет"

    Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    "Образы земли. Дорожка из осенних листьев."

    Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал  листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года:  осень.

    Октябрь

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Какой вода имеет цвет?"

    Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.

    "Какие бывают камни"

    (Наблюдение на прогулке)

    Познакомить с разнообразием камней, их свойствами.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Тайны осеннего леса"

    Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать  взаимосвязи    явлений неживой  и живой природы.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    Образы неба

    "Дождь"

    Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.

    Ноябрь

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Где можно найти воздух"

    Обнаружить воздух в предметах

    "Где можно найти воздух" (Наблюдение  на прогулке)

    Дать детям представление о воздухе,  о том, что он повсюду вокруг нас.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Ветер, ветер ты могуч"

    Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    "Образы земли.

    Ковер  из осенних листьев."

    Продолжать знакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания.     ( Рука двигается вверх - вниз). Закрепить знания  об объектах и явлениях неживой природы  осенью.

    Декабрь

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Взаимодействие воды и снега"

    Познакомить  с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

    "Нужен ли растениям зимой снег"

    (Опыт  на прогулке)

    Определить  зависимость  состояния  растений от условий природы.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Где зимуют снежные бабы"

    Формировать у дошкольников представление о времени года : зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    "Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?  

    Краски неба."

    Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить  у детей представления о явлениях неживой природы зимой.

    Январь

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Волшебная рукавичка"

    Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.

    "Как  согреть руки"

    (Опыт на прогулке)

    Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение,  движение, сохранение тепла.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Огонь - друг, огонь - враг"

    Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    "Образы зимнего неба.

    Облака"

    Продолжать знакомить с приемами работы с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре

    Февраль

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Почему на небе разные звезды?"

    Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.

    "Свет вокруг нас"

    (Опыт  на прогулке)

    Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Лютень"

    Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    "Образы деревьев.

    Ель умывается снежком".

    Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок  для получения  зеленой.  Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка.  Уточнить представления детей о явлении неживой природы:  снеге.

    Март

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Где быстрее?"

    Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости          (лед - вода,            вода - лед)

    "Где появятся первые проталинки"

    (Опыт  на прогулке)

    Установить зависимость изменений  в неживой природе с  сезонными изменениями.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Спешит капель, звенит капель"

     Познакомить детей с признаками весны  и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    " Образы неба ранней весной.

    Красно солнышко".

    Познакомить  с приемами работы красной и желтой  гуашевыми красками, обратить внимание на то,  что при смешении они превращаются в оранжевую.  Закрепить  знания дошкольников о признаках весны.

    Апрель

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Когда это бывает?"

    Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.

    "Зачем растениям нужен свет" (Опыт  в уголке природы)

    Показать детям,  что для роста растения необходим свет.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Световой день"

    Расширять представление дошкольников о  явлениях неживой природы и рукотворном мире:  солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать  предметы рукотворного мира и природы

    Художественное творчество.

    Рисование.

    "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком".

    Познакомить  с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты.  Закрепить приемы работы красной и желтой  гуашевыми красками;   знания о некоторых явлениях неживой природы весной.

    Май

    Познание.

    Опытно - экспериментальная деятельность

    "Какие бывают камни"

    Продолжать знакомить дошкольников  с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

    "Где спряталась вода"      (Опыт  на прогулке)

    Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.

    Познание.

    Ознакомление с окружающим миром.

    "Вода помощница"

    Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды  и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.

    Художественное творчество.

    Рисование.

    Образы природы.  Обобщающее занятие. Любование картинами природы.

    Природа художница".

     Создать атмосферу  эмоционального восприятия картин  природы, вызвав у детей восхищение от увиденного          ( привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.                          

    В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

    В период работы над проектом особое внимание уделяем  обогащению  словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

    В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивается воображение, мышление, формируются  навыки элементарной исследовательской деятельности.

    Перспектива на будущее:

     Разработать проект “Радуга открытий” для  детей старшей и подготовительной групп.

    Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и  на следующих этапах личностного формирования малышей.

    Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в  исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

    Методическое обеспечение проектной деятельности:

    1.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

    2.     Дошкольное воспитание № 7 2000 г.

    3.   Дошкольное воспитание № 10  2003 г.

    2.    Дошкольное воспитание № 11  2003 г.

    5.     Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    6.     Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.

    7.     Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада . Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.

    8.     Дыбина  О. В., Рахманова Н. П.  и др. Неизведанное рядом.  Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.:  Творческий центр, 2004.

    9.  Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.

    10.  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

    11.  Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ко Дню Защитника Отечества "Отважных,сильных и веселых мы пап сегодня поздравляем"... (досуг для детей и родителей средней группы)

       Ко Дню Защитника Отечества        "Отважных,сильных и веселых       мы пап   сегодня поздравляем"......

    Спортивное развлечение (для детей и родителей средних групп) "Мой веселый звонкий мяч"

    Спортивное развлечение (для детей и родителей средних групп)...

    Досуг "День здоровья" для детей и родителей средней группы

    Досуг для детей и родителей средней группы....

    Совместная досуговая деятельность воспитателей, детей и родителей средней группы.

    Сценарий досугового развлечения на тему: "Осенняя сказка". Инсценировка сказки....

    Сценарий досуга для детей и родителей средней группы ко Дню Матери

    Сценарий совместного досуга для детей и родителей средней группы...

    Конспект развлечения по ПДД на тему: «В гостях у девочки Помехи» для детей и родителей средней группы

    Знакомство детей 4 - 5 лет с правилами дорожного движения в увлекательной и занимательной форме с привлечением родителей воспитанников....

    Конспект показательного мероприятия для детей и родителей средней группы Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты»

    Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни; обобщить представление детей о фруктах и овощах.Задачи: используя игровую деятельность закрепить знания детей о фо...


     

    Комментарии

    ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

    Елена Александровна очень понравился проект, хорошую работу провели.

    Бурцева Татьяна Николаевна

    Отличный проект! Насыщенный и познавательный.