Педагогический проект для детей и родителей средней группы «В стране безопасности»
проект по обж (средняя группа)

Марахова Лариса Анатольевна

Проблема.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является одной из актуальной на сегодняшний день. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире.

Цель проекта: помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях. Дать детям понятие об опасных предметах. Запомнить, как и в каких случаях звонить в службу спасения, обучить правилам поведения в случае пожара.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Педагогический проект для детей и родителей средней группы

«В стране безопасности»

             

                                          Составители:

                                                                                   

                                                                   воспитатели средней группы «Радуга»

Кустарёва А.П., Марахова Л.А.

2023-2024 учебный год

I.  Актуальность.

     К. Д. Ушинский писал: - «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

     Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Социально-коммуникативное развитие», которое включает формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

    Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми, работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Проблема.

Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является одной из актуальной на сегодняшний день. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире.

Цель проекта: помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях. Дать детям понятие об опасных предметах. Запомнить, как и в каких случаях звонить в службу спасения, обучить правилам поведения в случае пожара.

Задачи проекта:

1. Дать представление детям об элементарных правилах безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях.

2. Учить детей называть и различать опасные предметы.

3. Формировать у детей навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе.

4. Развить у детей самостоятельность, инициативу, интерес к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.

Для родителей:

1. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

II. Доминирующий метод: информационно-практико-ориентированный.

III. По характеру содержания: ребенок.

IV. По характеру участия в проекте: заказчик, исполнитель, участник.

V. По характеру контактов: средняя группа (дети 4-5 лет).

VI. По количеству участников: групповой, фронтальный.

VII. По продолжительности: краткосрочный (одна неделя).

VIII. Планируемый результат:

1. Дети имеют представление об элементарных правилах безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях.

2. Дети умеют различать и называть опасные предметы.

3. Дети имеют знания об элементарных правилах безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях.

4. Дети проявляют самостоятельность, инициативу, интерес к творческому решению ситуаций, связанных с формированием безопасного поведения.

IX. Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

1. Подбор методической литературы.

Задачи: подобрать методическое и информационное обеспечение проекта.

2. Подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы.

Задачи: планирование предстоящей работы по проекту.

Срок реализации: понедельник.

II. Основной этап.

Понедельник.

1. Беседа с детьми на тему: «Правила безопасного поведения на улицах».

Задачи: дать представление детям о правилах поведения на улицах.

2. Чтение художественной литературы. Сергей Волков «Про правила дорожного движения».

Задачи: дать представление детям о правилах дорожного движения.

3. Загадывание загадок.

Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки.

4. Рассматривание иллюстраций на тему: «Дорожные знаки».

Задачи: дать представление детям о дорожных знаках.

5. Рисование на тему: «Дорожные знаки».

Задачи: дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. Развивать умение Выполнения карандашного наброска рисунка перед использованием цвета. Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные ранее изобразительные навыки.

6. Чтение художественной литературы. Анна Михайловна Кривицкая «Мчит по рельсам электричка».

Задачи: закрепить у детей  правила пользования железнодорожным транспортом.

Закрепить знания детей о сигналах светофора для железнодорожного транспорта.

7. Консультация для родителей на тему: «Вы, ребенок, транспорт и дорога».

Задачи: напомнить родителям о правилах дорожного движения.

Вторник.

1. Беседа с детьми на тему: «Правила поведения при пожаре».

Задачи: закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Развивать у детей  умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Развивать выразительность речи. Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

2. Словесная игра: «Это я, это я, это все мои друзья».

Задачи: закрепить у детей понятие пожарная безопасность.

3. Рассматривание иллюстраций на тему: «Знаки пожарной безопасности».

Задачи: дать представление детям о знаках пожарной безопасности.

4. Чтение художественной литературы. Борис Житков «Пожар».

Задачи: формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице.

5. Загадывание загадок.

Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки.

6. Консультация для родителей на тему: «Если в доме пожар».

Задачи: напомнить родителям о правилах пожарной безопасности.

Среда.

1. Беседа с детьми на тему: «Опасные ситуации дома».

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; научить ребенка, как правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать.

2. Загадывание загадок.

Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки.

3. Рассматривание иллюстраций на тему: «Опасные предметы».

Задачи: дать представление детям об опасных предметах.

4. Беседа с детьми на тему: «Правила поведения на природе».

Задачи: обогащать знание детей об окружающем мире. Формировать у детей  знание о нормах и правилах поведения в природе. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

Четверг.

Экологическая стенгазета «Давайте, дошколята, природу охранять».

Задачи: познакомить детей с экологическими запрещающими знаками. Научить создавать их. Развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

III. Заключительный этап.

Пятница.

  1. Аппликация «Транспорт на дороге».

Задачи: закрепить понятие «городской транспорт», виды и назначение городского транспорта. Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию. Развивать у детей умение слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Список используемых источников.

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2  - 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-aplikaci-vo-vtoroi-mladshei-grupe-gorodskoi-transport.html.

3. https://konkurs-dlya-pedagogov.info/scenarij-razvlecheniya-dlya-srednej-gruppy-po-pdd-v-gosti-k-dobromu-svetoforiku/.

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/01/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-vy-rebenok.

5. https://kopilkaurokov.ru/ekologiya/prochee/beseda_kak_vesti_sebia_na_prirode.


Приложения.

Приложение № 1.

Беседа с детьми на тему: «Правила безопасного поведения на улицах».

Задачи: дать представление детям о правилах поведения на улице.

Ход беседы:

     Воспитатель беседует с детьми о том, где обычно гуляют дети, что делают на прогулке, в какие игры играют. В ходе беседы воспитатель задает вопросы:

  1. Какая улица расположена рядом с вашим домом?
  2. Что такое проезжая часть дороги?
  3. Для чего нужен тротуар?
  4. Почему нельзя выходить на проезжую часть улицы?
  5. Чем могут быть опасны игры на дороге и рядом с нею?

     Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных ситуаций на дороге и обсудить правильно ли поступают их герои.

Примерные сюжеты картинок:

  1. Дети переходят дорогу по зебре.
  2. Девочка прыгает через скакалку на дороге.
  3. Дети переходят дорогу на красный сигнал светофора.
  4. Мальчик идет через дорогу и читает книжку.
  5. Дети играют в мяч у дороги.
  6. Дети стоят у дороги и ждут, когда загорится зеленый сигнал светофора.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Правильно ли поступают герои?
  2. Как необходимо вести себя в такой ситуации?
  3. Почему так нельзя делать?
  4. Как герои могут повредить своему здоровью?
  5. Что опасного в этой ситуации?
  6. Как герои могут повредить другим людям?
  7. Как бы поступил ты?

- Ребята, как вы думаете, всегда ли на тротуаре безопасно? Какие опасные участки могут быть на дороге? (Ремонт дороги, строительные работы, сосульки на крыше, открытые люки).

Педагог обсуждает с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Просит детей вспомнить случаи из жизни, когда кто-либо попадал в подобные ситуации.

- Какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить  прохожих об опасных зонах? (Веревки с флажками, деревянные и металлические ограждения в виде забора, решетки, щиты).

- Какие ограждения вы видели, и против каких опасных ситуаций они служили мерами предосторожности?

- А какие знаки еще вы видели на дорогах? Что это за знаки? Кому они помогают? Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают?

Воспитатель знакомит детей с некоторыми дорожными знаками, напоминает о сигналах светофора для машин и пешеходов.


Приложение № 2.

Загадки про правила дорожного движения.

Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки.

1. Три разных глаза имею.
За уличным движением слежу.
Молчаливый, а всё ж не молчу —
Глазами с людьми разговариваю.
(Светофор).

2. Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт».
(Зеленый).

3. Какой свет нам говорит:
«Вы постойте – путь закрыт!»
(Красный).

4. Всё водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг — … (дорожный знак).

5. Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога).

6. В два ряда дома стоят —
10, 20, 100 подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят.
(Улица).

7. Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.
(Тротуар).

8. Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(Подземный переход).

9. Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить — всем указали.
(Пешеходный переход).

10.Там, где сложный перекресток,
Он – машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех – путеводитель.
(Регулировщик).

11.Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает.
(Зебра).

12.Поезд быстро-быстро мчится!
Чтоб несчастью не случиться,
Закрываю переезд –
Запрещен машинам въезд!
(Шлагбаум).


Приложение № 3.

Рисование на тему: «Дорожные знаки».

Задачи: дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием различных изобразительных средств. Развивать умение Выполнения карандашного наброска рисунка перед использованием цвета. Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания и отработанные ранее изобразительные навыки.

Материал: листы бумаги формат А 4, цветные и графитные карандаши, ластики, различные картины и фотоиллюстрации с изображением улиц, различных городских обозначений, комплект дорожных знаков или их изображений.

Воспитатель:

     - Ребята, посмотрите на эти фотоиллюстрации, на картинки. Я хочу обратить ваше внимание на то, чему мы раньше уделяли мало внимания – на различные условные обозначения на улицах нашего города. Разные дорожные знаки висят вдоль улиц. Некоторые вы знаете. Например, что обозначают эти знаки? (детм показать знакомые знаки – «Пешеходный переход»«Подземный переход»«Осторожно дети»«Проезд запрещён» и другие).

Воспитатель:

- Посмотрите, почему все эти знаки разные по форме и по цвету. Есть круглые, треугольные, квадратные, на синем и на белом фонах. Вы знаете, почему они такие разные? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Вот эти знаки в красных кругах – запрещающие. Посмотрите«Проезд запрещён»«Движение велосипедов запрещено»«Пешеходное движение запрещено»«поворот запрещён». Это самые строгие знаки. А вот эти – в красных треугольниках – предупреждающие. Они предупреждают водителя, о какой –то опасности«скользкая дорога»«Неровная дорога»«Опасный поворот». Эти знаки на синих кругах – предписывающие. То, что на них изображено, водитель должен выполнять. Знаки на квадратных синих табличках –информационные или указательные: всем нам хорошо известный знак «Пешеходный переход»«Автобусная остановка» и другие. (После показа все знаки убираются).

Воспитатель:

- Сегодня я вам предлагаю подумать и нарисовать свой дорожный знак. Сначала придумайте, что он будет обозначать. Может быть, ваш знак будет очень серьёзным, строгим, а, возможно, шуточным. Предлагаю вам сначала нарисовать ваш знак карандашом и только потом работать с цветом. (Выполнение рисунков).

В заключении работы все рисунки помещаются на выставку. Воспитатель предлагает детям отгадать, что обозначает нарисованный знак. Затем предлагает автору рисунка рассказать о своём знаке, почему именно это изображение лучше всего реализует значение знака. (Рассказы детей).


Приложение № 4.

Задачи: закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Развивать у детей  умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Развивать выразительность речи. Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Ход беседы:

• Если произошел пожар, нужно сразу позвонить по телефону «01» и сообщить о пожаре, указать точный адрес (улица, номер дома, номер квартиры, этаж).

• Если есть возможность выйти из квартиры, следует оповестит о пожаре соседей, позвать на помощь.

• Если в комнате много дыма, дышать легче внизу, лежа на полу,  ни в коем случае нельзя прятаться под кроватью или в шкафу.

• Если невозможно выйти из квартиры через дверь, можно воспользоваться балконной пожарной лестницей или оставаться на балконе, плотно закрыв за собой дверь, в ожидании помощи.

- Попробуйте объяснить правила безопасности при пожаре.

- Представьте, что мальчик оказался в помещении, где возник пожар. Что он должен сделать? (Позвонить по телефону «01» и позвать на помощь.) Что мальчик должен сказать, позвонив по телефону «01»? (Он должен сказать, что дома пожар, и назвать свой адрес.) А вы знаете свой адрес? Назовите его.

- Если в помещении нет телефона или он не работает, нужно открыть окно и позвать на помощь. Но становиться на подоконник нельзя можно потерять равновесие. Что может при этом произойти? Сформулируйте правило. (Вылезать из окна нельзя можно упасть.)

- Запомни в ожидании спасателей можно стоять возле окна или на балконе, плотно прикрыв за собой дверь. Горячий воздух, например дым, легче холодного. Он поднимается вверх, а внизу остается холодный воздух, им легче дышать. Сформулируйте правило. (В задымленной комнате легче дышать лежа на полу.)

- В комнату вошли родители и спасатели. Они не могут найти мальчика, так как он спрятался. Сформулируй правило. (Во время пожара нельзя прятаться.)

- Запомни: когда придут спасатели (пожарные, не пугайся и выполняй все их указания. Если ты попал в больницу, обязательно сообщи об этом родителям, чтобы они не волновались.


Приложение № 5.

Словесная игра: «Это я, это я, это все мои друзья».

Задачи: закрепить у детей понятие пожарная безопасность.

- Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Будьте внимательны!

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»

- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

- Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?


Приложение № 6.

1. Он друг ребят,
но когда с ним шалят,
он становится врагом
и сжигает всё кругом.

(Огонь).

2. Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!

(Пожарные).

3.Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …

(спичками).

4.Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…

( водой).

5.Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…

(пожарный).

6.Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.

(Пожарная машина).

7.Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.

(Лестница на пожарной машине).

8.Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?

(Противогаз).

9. Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.
 (Огонь).


Приложение № 7.

Беседа с детьми на тему: «Опасные ситуации дома».

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; научить ребенка, как правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать.

Ход беседы:

Воспитатель:

- «Дом – машина для жилья» - так назвал дом один из архитекторов. Дом – это не просто стены и крыша. На самом деле дом очень сложно устроен. В нем проходят трубы с горячей и холодной водой, с газом, а бывают и большие трубы для мусора – мусоропровод. Если дом высокий, то в нем есть лифт. Ещё в каждом доме много всяких проводов – для электрического тока, телефона, телевизора. Шумят и гудят разные приборы: холодильник, стиральная машина, магнитофон, телевизор. Все эти вещи человек сделал для своего удобства. Разве же могут принести они беду? Сама вещь – не живая и своего отношения к человеку у неё нет. «Оживает» вещи человек. И, если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

- Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Газ. плита).

Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки все идет – это очень опасно!

Во – первых, скопивших на кухне, газ может взорваться. Во – вторых им можно отравиться. Чтобы этого не произошло, к газовой плите на кухне лучше не прикасаться, если рядом нет взрослых.

Но если ты почувствуешь запах газа, тогда:

- срочно скажи об этом взрослым;

- открой форточку;

- проверь, закрыты ли краны на плите;

- ни в коем случае не зажигай свет и не зажигай спички.

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни: номер газовой службы 04.

- Полюбуйся, посмотри-

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник).

- В полотняной стране

По реке – простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг).

Все эти приборы работают от электричества. Они могут ударить током или стать причиной пожара, чтобы этого не произошло:

- Уходя из дома и даже из комнаты, не забудь выключить телевизор, утюг и другие электроприборы.

- Никогда не тяни за электрический провод руками.

- Не дотрагивайся до оголенных проводов.

- Помни, электричество не любит воды.

Что в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Лекарства).

Лекарства, всякие таблетки не стоит трогать. Они нужны больным людям, если их выписал врач. А здоровому они могут сильно навредить. Даже от сладких витаминов может появиться красная сыпь, если их съесть сразу много. А может быть и хуже - отравление. Помни доктора совет – Безопасных лекарств нет!

- Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства.

Также в каждом доме есть предметы бытовой химии: стиральный порошок, средства для мытья посуды, средства от тараканов и другие.

- Химикаты – это яд,

И не только для ребят,

Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить.

Птичка –невеличка:

Носик стальной,

Хвостик льняной. (Иголка с ниткой).

- Железный жучок,

На хвостике червячок. (Булавка).

- Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. (Ножницы).

Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места.

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!


Приложение № 8.

Хвост чешуйчатый ползет,
Смертоносный яд везет
И шипит нам строго:
«Укушу! Не трогай!»
(змея)

Шапки красные в горошек
У грибочков нехороших.
Говорят они: «Уйдите!
Нас в корзинку не кладите!»
(мухомор)

Очень нравится Игнату
Вид сластены полосатой,
Но жужжит она: «Не тронь!
Жжется жало, как огонь!»
(оса)

Он живет в большущей куче,
Ты его не трогай лучше,
Хоть и маленький на вид,
За обиды больно мстит.
(муравей)

У сердитого цветочка
Очень жгучие листочки.
Если прикасаются,
Сразу же кусаются.
(крапива)

Яма, а на дне вода,
Не заглядывай туда.
Если близко подойдешь,
Бух! и в воду упадешь.
(колодец)

Если солнечно и жарко
Не забудь надеть панамку,
А иначе солнце – Хлоп! –
И засветит прямо в лоб.
(солнечный удар)

Много выросло на грядке
Овощей и ягод сладких,
Ваня, не помыв, их съел,
И животик…
(заболел)

В холодильнике вода
Летом не теплее льда.
Петя той воды напился
И ужасно…
(простудился)

На небе она сверкает,
Громом нас предупреждает:
«Прятаться в грозу, друзья,
Под деревьями нельзя!»
(молния)

Миллионы их в лесу
Из прохожих кровь сосут,
Если хочешь быть здоров,
Мазь возьми от…
(комаров)

Не ходи по лесу летом
Необутым и раздетым,
Больше на тебе вещей,
Меньше кровопийц – …
(клещей)

Если хочется купаться,
В речке плавать и плескаться,
То не захлебнуться вдруг
Надувной поможет…
(круг)

Если ходишь босяком,
То смотри под ноги,
Вдруг окажется стекло
На твоей …
(дороге)

Зреют ягоды в лесах
На траве и на кустах,
Только их не рви ты –
Много…(ядовитых)
Встретив дикую зверушку,
Не считай ее игрушкой,
Ведь она не струсит
И тебя…
(укусит)

Через ранку в коже сразу
Лезет в организм зараза.
Чтоб не лезла, у Аленки
Все царапины в…
(зеленке)

Просят звери, просят птички:
«Не носи к нам в гости спички!
Хоть в лесу и много дров,
Он не место для…»
(костров)

Чтоб весь день играть на пляже,
Детям кожу кремом мажут.
Кто помазаться не смог,
Заработает…
(ожог)

Пробираясь сквозь кусты,
Поотстань немного ты
И к тому, кто впереди,
Слишком близко не иди,
А иначе метко
В глаз ударит…
(ветка)

Воду из реки не пей,
Плавают микробы в ней,
Но гораздо хуже
Пить из грязной…
(лужи)


Приложение № 9.

Беседа с детьми на тему: «Правила поведения на природе».

Задачи: обогащать знание детей об окружающем мире. Формировать у детей  знание о нормах и правилах поведения в природе. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

Ход беседы:

Воспитатель:

Мир природы очень разнообразен и чрезвычайно интересно устроен. В природе все взаимосвязано. Давайте проследим одну из цепочек взаимосвязей:

- для того чтобы жить, человеку нужно дышать свежим воздухом, в котором много кислорода. При каждом выдохе человека выделяется углекислый газ.

-Растения, деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, так необходимый человеку.

-Листочки цветов и деревьев поедают многочисленные насекомые, гусеницы и червячки. При этом растения могут погибнуть.

-Птицы питаются гусеницами, червяками, тем самым спасая растительный мир от гибели.

- Вы знаете, что такое Красная книга?

- Это документ, в который внесены все редкие животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, то есть те, которых на Земле осталось очень мало и их необходимо сохранять. Сохранение природы во многом зависит от человека. Подумайте и ответьте: что нужно делать, чтобы редкие животные и растения не исчезли? Например, есть очень красивое лесное растение - ландыш. Ландыши - не только очень красивые цветы с приятным запахом, они еще и целебные: из них делают лекарство. Но, к сожалению, каждый стремится сорвать весной хотя бы маленький букетик ландышей, не задумываясь о том, что ландыши внесены в Красную книгу.

- Вы уже знаете, что в лесу растет много грибов. Одни из них - съедобные, другие - несъедобные. Несъедобные грибы мы не употребляем в пищу, но они нужны лесу. Некоторые животные едят эти грибы и лечатся ими. Поэтому, когда увидите в лесу несъедобный гриб, не топчите, не сбивайте его палкой. В лесу можно увидеть большие муравейники.

- Как вы думаете, почему муравьев называют санитарами леса?

- Они уничтожают миллионы насекомых, которые губят лес. А лес - это множество различных деревьев, кустарников, целебных растений и трав.

- Давайте вместе построим обратную цепочку взаимосвязей и закончим предложения.

- Если не будет птиц, гусеницы и насекомые… (съедят листочки деревьев).

- Если у деревьев не будет листьев, они не смогут… (выделять кислород).

- Если в воздухе не будет достаточно кислорода, человек… (может погибнуть).

- Если не будет в лесу муравьев, лес… (начнет погибать).

- Если деревья в лесу погибнут, человеку будет трудно... (дышать).

- Правильное поведения на прогулке в лесу, парке, на лугу.

• Старайся ходить только по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве много маленьких животных, насекомых,  они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.

• Не шуми в лесу, в парке. Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.

• Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Помни: сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и новых цветущих растений.

• Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку легко погубить. Достаточно подержать бабочку в руке, как с ее крылышек опадут необходимые ей чешуйки и она не сможет больше летать.

• Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом - муравейник. Любой труд надо уважать. А еще муравьи -санитары леса. Они не дают размножаться насекомым, которые губят лес.

• Не сбивай несъедобные грибы. Помни: эти грибы тоже очень нужны лесу, животные едят их и лечатся ими.

• Не трогай птичьи гнезда. Если ты увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: ты можешь ненароком испугать птицу, и она бросит гнездо.

• Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных. Помни: это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, лес -их родной дом.

• Не рви паутину, а понаблюдай за тем, как паук охотится. Помни: паук-крестовик - полезное животное, он поедает комаров, мух и других насекомых.

• Не разжигай в лесу костер. Помни: там, где разводили костер, 5 лет не сможет расти трава.


Приложение № 10.

Экологическая стенгазета «Давайте, дошколята, природу охранять».

Задачи: познакомить детей с экологическими запрещающими знаками. Научить создавать их. Развивать внимание, память, речь,мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Оборудование:

Лист ватмана или листы  А 4 скрепленные между собой, гуашь, кисточка, баночка для воды, тематические наклейки и картинки.

Ход:

Воспитатель:

- В наших мусорных корзинах много отходов, которые раньше были упаковками – различные коробки, банки, бутылки, пакеты и пр. Если внимательно рассмотреть упаковки, то на них можно увидеть различные значки.

На упаковке многих товаров встречаются знаки экологической маркировки.
Одни знаки экомаркировки на упаковочных материалах свидетельствуют о том, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на их отсутствие.

Примеры экологических знаков … (показываем заготовки).

Игра «Экологические и дорожные знаки».

(Каждый ребенок берет с подноса карточку с изображением знака и рассказывает, что он означает. Если знак экологический, то ребенок кладет его в зеленую коробку, если дорожный- то в красную).

Воспитатель:

- Молодцы ребята, надеюсь, что теперь вы будете внимательно изучать значки на упаковках и будете рационально использовать вещи. А я вам сейчас озвучу несколько важных правил:

- не бросать мусор где попало;

- прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);

- прежде чем выкидывать жестяные банки, вымойте их и сожмите, чтобы они занимали меньше места;

- одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;

- пишите на обеих сторонах листа, использованную бумагу собирайте и сдавайте в пункт приема макулатуры;

- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.

Давайте попробуем начать соблюдать эти правила у себя дома.

- Я вам, ребята, предлагаю нарисовать нашу стенгазету «Давайте, дошколята, природу охранять!» (Дети рисуют).

Приложение № 11.

Консультация для родителей «Вы, ребенок, транспорт и дорога».

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.

• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

• Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.

• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

• Переходите улицу строго под прямым углом.

• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.

• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.

• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.

• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.

• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.

• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.

К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

• Играй только в стороне от дороги.

• Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.

• Переходи улицу только шагом, не беги.

• Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.

• Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.

• Не пересекай путь приближающемуся транспорту

• Трамваи всегда обходи спереди.

• Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.

• Не высовывайся из окна движущегося транспорта.

• Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.

• Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.

• Если ты потерялся на улице не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

Приложение № 12.

Консультация для родителей на тему: «Если в доме пожар».

Задачи: напомнить родителям о правилах пожарной безопасности

Не паниковать. Избежать опасности легче, если действуешь спокойно и разумно. Паника - всегда потеря способности найти разумный выход.

О возникновении пожара немедленно сообщите в пожарную охрану по телефону 01. Вызывая пожарных, нужно четко сообщить название населенного пункта или района, название улицы, номер дома, этаж, где произошел пожар. Нужно хорошо объяснить, что горит: квартира, чердак, подвал, коридор, склад или что-то другое. Сказать, кто звонит, назвать номер своего телефона.

Если у вас в доме нет телефона, и вы не можете выйти из дома или квартиры, откройте окно и позовите на помощь криками «Пожар!», привлеките внимание прохожих.

Если очаг возгорания небольшой, то четкими и уверенными действиями его можно погасить.

Помните: в доме всегда есть средства, позволяющие потушить пожар, — одеяла, грубая ткань, а также ведра и другие емкости для воды.

При этом:

Нельзя открывать окна и двери, т.к. приток кислорода поддерживает горение. Нужно избегать создания сквозняков и сильного притока воздуха в помещение, где возник пожар, т.к. при этом будет сильно распространяться огонь. Поэтому нужно ограничить открывание окон и дверей, а также не разбивать оконных стекол.

Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего, загоревшийся электроприбор необходимо отключить от сети, т.е. вынуть вилку из розетки, а затем залить водой.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем, и пожар принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти людям.

При пожаре дым скапливается в верхней части помещения, поэтому при сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол, т.к. ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх, закрыть нос и рот мокрым носовым платком, полотенцем и двигаться на четвереньках или ползком к выходу вдоль стены, чтобы не потерять направление.

При возгорании одежды необходимо обернуть пострадавшего плотной тканью, пальто или одеялом, лучше мокрым. Пламя можно также сбить, катаясь по земле, защитив, прежде всего голову. Нельзя позволить пострадавшим бежать, пытаясь срывать одежду. Необходимо предотвратить движение человека. Для того чтобы полностью загасить пламя, устраните всякий приток воздуха под защитное покрытие.

Приложите влажную ткань к ожогам. Не смазывайте ожоги. Не трогайте ничего, что прилипло к ожогам. Позвоните по номеру 03 и вызовете «скорую помощь».

Если лестница в многоэтажном доме задымлена, лучше остаться в квартире и ждать  приезда пожарных. При невозможности выйти из квартиры намочите тряпки, полотенца, простыни и, плотно прикрыв двери, постарайтесь как можно тщательнее заткнуть щели между дверью и косяком.

Не менее опасной ситуацией считается и сильный запах газа в помещении. Необходимо сразу же открыть окна и двери. Нельзя зажигать спички и включать электрический свет, т.к. малейшая искра способна вызвать взрыв и пожар. Необходимо перекрыть газовый кран и вызвать аварийную службу по телефону 04.

Если в горящих помещениях имеется газовая сеть, необходимо как можно быстрее отключить ее.

В случае, если коридоры и лестница не слишком заполнены дымом, перекройте кран подачи газа, отключите его. Закройте все двери в вашей квартире (помещении, конторе и др.), чтобы избежать притока воздуха и распространения огня. Уходите по наиболее безопасному в данной ситуации пути (вы должны изучить его заранее). Вызовите пожарную охрану по телефону 01 и, встретив ее, проведите на место пожара. Не входите в здание без разрешения пожарных.

При не возможности самостоятельно эвакуироваться на улицу и если дым заполнил коридоры и лестничную клетку, плотно закройте входную дверь вашей квартиры, заткните все щели мокрыми тряпками, чтобы предотвратить проникание дыма. Поливая водой полотно двери, можно на достаточно долгое время увеличить ее сопротивление огню; если дым проник в помещение, старайтесь передвигаться ползком, т.к. около пола есть свежий воздух. Не паникуйте и не пытайтесь самостоятельно выбраться через окна или балкон на улицу, через несколько минут прибудут пожарные, т.к. время прибытия пожарных подразделений в городских условиях занимает несколько минут.

Если пожар начался в вашей квартире в высотном доме, то, прежде всего, вызовите пожарных. В случае, если вы не можете справиться с огнем и видите, что пожар принимает угрожающие размеры, удалите всех со своего этажа по запасным лестницам, лестницам на балконе на нижние этажи или, если это возможно и предусмотрено при строительстве вашего дома, разбейте перегородку, отделяющую ваш балкон от соседней секции, и перейдите на соседний балкон. Чтобы предотвратить распространение огня, плотно прикройте входную дверь. Не пытайтесь спуститься вниз на лифте, т.к. при пожаре все лифты автоматически отключаются и лифтовые шахты могут быть задымлены. Независимо от того, начался ли пожар у вас в квартире или в другой части вашего дома, предупредите пожарных по телефону, не считайте, что другие уже это сделали.

Следует уметь пользоваться огнетушителем, если он есть в помещении. До приезда пожарных помогайте друг другу спасать людей и тушить пожар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «РАДУГА ОТКРЫТИЙ» для детей и родителей средней группы

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах,...

Конспект занятия по безопасности в средней группе Тема: «Страна Безопасности»

конспект занятия в средней группе "Страна Безопасности"...

Педагогический проект с детьми и родителями средней группы на самоизоляции «Эксперименты в дом»

АктуальностьМир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует   потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.По сло...

Педагогический проект с детьми и родителями средней группы на самоизоляции «Эксперименты в дом»

АктуальностьМир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует   потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.По сло...

Педагогический проект с детьми и родителями средней группы «Эксперименты в дом»

Хочется начать своё выступление со слов Сухомлинского  «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками ...

НОД по безопасности в средней группе ОНР «Страна Безопасности»

Конспект интегрированного занятия в средней группе для детей с ОНР.Цель занятия :закрепить знания дошкольников о безопасном поведении на дороге,в быту,в природе....

Краткосрочный познавательно - творческий проект в средней группе «В СТРАНЕ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окр...