Главные вкладки

    Авторская программа "Подари улыбку миру"
    рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Калмыкова Татьяна Васильевна

    Программа предназначена для работников системы дошкольного образования, воспитателей, педагогов-психологов. Направлена на развитие социально-эмоциональной и личностной сферы воспитанников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc64.5 КБ
    Файл kalendarnyy_plan.docx139.31 КБ
    Файл prilozhenie_1.docx28.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию  администрации г.Барнаула

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 204 «Звуковичок» компенсирующего вида

     г. Барнаул, ул. 1-я Западная 46-б, тел. 77-95-92

    detski-sad.ZWUKOVIHOK@yandex.ru

                                                                                         Утверждена Пед.советом

                                    протокол №4        от31.08.2013 г.

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

    коррекционно-развивающая программа

                                                               Составитель: педагог-психолог Калмыкова Татьяна Васильевна

    г. Барнаул 2013

    Содержание:

    1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

    1. План-конспект работы психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР и РДА……………………………………………………………………….7

    1. Приложение № 1 «Подборка игр, упражнений и релаксационных пауз, используемых на занятиях психолога с детьми………………………………30

    1. Приложение № 2 «Мультимедийный материал для занятий» (диск)

    1.Пояснительная записка

    1.1 Тип и вид программы

    Коррекционно-развивающая программа.

    1.2 Направленность

             Цель: формирование социально – личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях ДОУ компенсирующего вида на основе лексического планирования коррекционно-развивающего процесса

             Задачи:

    1. Развитие эмоциональной сферы детей
    2. Развитие познавательной сферы детей, расширение знаний об окружающей действительности.
    3. Расширение словарного запаса.
    4. Формирование основных мыслительных операций.
    5. Развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения)       
    6. Формирование внутренней «Я-концепции».
    7. Развитие навыков общения и взаимодействия в социуме
    8. Профилактика и коррекция тревожности, гиперактивности, агрессивности, застенчивости.

              Адресат: дети старшего дошкольного возраста с ЗПР,  РДА.

             Адресная направленность: психологи дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, педагоги коррекционных групп

    1.3 Значимость программы

              В последнее время ежегодно увеличивается количество детей с отклонениями в развитии. Существует множество различных программ, методик и технологий для осуществления полноценного коррекционного воздействия на данную категорию дошкольников. Вместе с тем, в практической работе психологов образовательных учреждений возникает необходимость комбинировать и сочетать эти вспомогательные средства, учитывая при этом так же и принцип лексического планирования при осуществлении психологического сопровождения детей. Существует необходимость разработки программы, которая будет лаконично и грамотно сочетать в себе те необходимы компоненты психологической работы с дошкольниками с ОВЗ, которая позволит:

    • сформировать речемыслительную деятельность этих детей;
    •  развить их высшие психические функции;
    •  научить устанавливать взаимоотношения с ближайшим окружением;
    • развить личностные качества (самоопределение, адекватную самооценку, систему жизненных ценностей);
    • развить эмоциональную сферу дошкольников

    1.4 Аналоги, используемые в программе

                      Недоразвитие речи и отставание в развитии высших форм мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития представляет собой одну из наиболее важных проблем специальной психологии и дефектологии.

             В последние годы в коррекционной педагогической практике обнаруживается интерес к психологическому подходу, сочетающему в себе и принципы педагогического воздействия, и сочетание форм работы, направленных на развитие речи детей.

              В зарубежной психологии развитию эмоционально-личностной сферы отводится значительная роль. Особое значение придаётся их развитию у лиц с ЗПР (с ОНР), с  интеллектуальной недостаточностью (иногда особенно акцентируется в работе с детьми с болезнью Дауна) и аутизмом.

               А.В.Мудрик считает, что эмоционально-личностное развитие человека – это переход от младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии. Необходимо сделать так, чтобы этот переход был безболезненный во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей. Нам, взрослым, важно, чем является для них окружающий мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.

             Очевидно, что для формирование эмоционально-личностной сферы дошкольников с ЗПР на основе лексической подборки требуется создать необходимые предпосылки, практической разработке которых и будет посвящена коррекционно-развивающая  программа.

    1.5 Научная обоснованность проблемы

             В основе программы лежит научная концепция ведущей школы отечественной психологии. С точки зрения Л. С. Выготского и его последователей А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Славиной, Р. Е. Левиной, Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, С. Л. Рубинштейна основной     чертой     высших     психических     функций,   является то, что они сформировались как продукт исторического развития поведения и сохраняют специфическую социальную историю.

             Л.С. Выготский выдвинул тезис об общности закономерностей развития нормального и аномального ребёнка, что было подтверждено рядом более поздних высказываний.

              Психиатр и дефектолог Г. Я. Трошин утверждал, что между нормальными и ненормальными детьми нет разницы: «…те и другие  - люди, те и другие – дети, у тех и у других развитие идёт по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». Со стороны физиологической принципиально не существует никакой разницы между воспитанием здорового ребёнка и ребёнка с проблемами. Важно ведь не то, чтобы слепой видел буквы, важно, чтобы он умел читать. Но способ развития и воспитания «особого» ребёнка существенно иной, чем здорового. Поэтому техника и способы обучения такого ребёнка будут всегда отличаться глубоким своеобразием. Хотя психологическая природа процесса обучения «особого» и нормального ребёнка абсолютно тождественна.

             О необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей писал В.М. Бехтерев, считая, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному.

    Формирование эмоций разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой, простейшие эмоции обусловлены биологическими потребностями (условными рефлексами) организма и жизнедеятельности человека.

             1.6 Условия реализации программы

             Данная коррекционно-развивающая программа может быть реализована при условии систематических  еженедельных групповых занятий педагога-психолога с детьми  и  ежедневном закреплении пройденного материала на протяжении одного учебного года. По программе  могут работать  все заинтересованные специалисты, имеющие опыт работы с детьми со сложными нарушениями.

    1.7 Ожидаемые результаты

             В результате проведения систематических групповых занятий 2 раза в неделю, к середине учебного года у большинства детей формируются навыки социального взаимодействия, улучшается психоэмоциональный настрой, развиваются мыслительные операции, психические процессы (внимание, память, воображение). К концу учебного года у детей формируется полноценное общение с окружающими, исчезают тревожные состояния, корригируется самооценка, устанавливается личностная позиция («Я-концепция», улучшается речевое взаимодействие.

                      Количественная и качественная оценка уровня развития эмоционально-личностной сферы  может быть  проведена при помощи следующих методик:

    1. Методика «Кактус» (автор М.А. Панфилова).

    2. Определение «Я-концепции» (по шкале Дембо)

    3. Изучение личности и эмоционального состояния ребёнка методом Люшера

    1.9 Структура программы

    Данная программа содержит:

    • Пояснительную записку
    • Перспективно-календарный план работы с детьми
    • Приложения (игры, примерные конспекты, упражнения)

    1.10 Список литературы

    1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
    2.  Выготский Л.С. История развития высших психических функций //  Психология развития человека. – М: Смысл, 2004.
    3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Психология развития ребёнка. – М.: Смысл, 2004.
    4. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М. .: ВЛАДОС, 2004.
    5. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. – М.: АКАДЕМИЯ, 2006.
    6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М: АКАДЕМИЯ, 2004.
    7. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: АКАДЕМИЯ,  2002.
    8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,  отрочество /В.С. Мухина. – М., 2003.
    9. Немов Р.С. Психология в 3-х т. -  Т.1 – М.: ВЛАДОС, 2003.
    10. Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.3 – М. .: ВЛАДОС, 2003.
    11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М. .: Теревинф, 2000.
    12. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2003.
    13. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1981.
    14. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: АКАДЕМИЯ, 2006.
    15. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей  детей. – М., 2002.
    16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М. и др.: ПИТЕР, 2007.
    17. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. – М., 1981.
    18. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей  и  подростков. – М.: АКАДЕМИЯ, 2000.
    19. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
    20. Соловьёва Н.Л. Начинаем тренировку, или лекарство от беды. Книга для родителей детей-инвалидов. – М.: Советский Спорт, 2004.
    21. Специальная педагогика  /Под ред. Н.М. Назаровой. –  М.: АКАДЕМИЯ, 2004.
    22. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. – М., 2002.
    23. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003.
    24. Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций. –  

            М.: Академический Проект, 2004.


     +++

              Направления коррекционной работы представлены в схеме (Рис.1).

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

                 

                                               

                                                 

     

                                                       

                                                            Рис. 1.



    Предварительный просмотр:

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

    КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

    С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

    НА УЧЕБНЫЙ ГОД

    СОСТАВИЛА: ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ КАЛМЫКОВА Т.В.

     

    Календарный план работы на СЕНТЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Детский сад»

    Фронтальное

    • Создавать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение у детей;
    • Развивать тактильно – кинестическую чувствительность и мелкую моторику рук;
    • Воспитывать умение понимать себя и других; Формировать способность к рефлексии;
    • Закреплять основные виды эмоциональных состояний  детей;
    • Развивать внимание, зрительную память, воображение, речь.
    • Приветствие «Баночка с настроением»
    • Коммуникативная игра  «Волшебный клубочек»
    • Просмотр видеофильма «Что такое детский сад»
    • Д/игра «Что изменилось?»
    • Театрализация «Веселый-грустный»
    • Рисование «Я в детском саду»
    • Рефлексия «Стекляшки»
    • Баночки с эмоциями
    • Клубок шерстяных ниток
    • Видеозапись «Что такое детский сад»
    • Аудиозапсиь «Стекляшки»
    • Ширма
    • Различные игрушки
    • Платок
    • Бумага, карандаши
    • Баночка со стеклянными шариками

    Подгрупповое

    • Коррекция страхов
    • Снятие мышечного напряжения
    • Развивать умение расслабляться
    • Снятие негативных состояний

    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Этюд «У страха глаза велики»
    • Сказка «У страха глаза велики»
    • Песочная терапия «Кладоискатели»
    • Релаксация «Разговор с лесом»
    • Арттерапия «Ладошки»

    • Тарелочки с крупой по количеству  детей, разноцветные камешки
    • Аудиозапись «Разговор с лесом»
    • Листы бумаги, краски

    Календарный план работы на СЕНТЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Овощи»

    Фронтальное

    • Развивать пантомимические движении детей
    • Закреплять знания об овощах
    • Способствовать установлению межполушарного взаимодействия
    • Развивать коммуникативные умения
    • Развивать мелкую моторику рук
    • Приветствие «Ты мой друг»
    • Д/и «Живые овощи»
    • Работа с наглядным материалом у доски
    • Видеоигра «Загадки с грядки»
    • Кинезиологическое  упражнение «Салат»
    • Коммуникативная игра «Кто у нас хороший»
    • Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
    • Штриховка «Овощи»
    • Рефлексия
    • Картинки овощей (маски)
    • Видеозапись «Загадки с грядки»
    • Контуры овощей, карандаши

    Подгрупповое

    • Снятие агрессивных состояний
    • Формировать умение различать эмоциональные состояния, выражать это в речи
    • Развивать наглядно-образное мышление
    • Развивать умение передавать в движениях эмоциональные состояния
    • Приветствие «Поздороваемся ласково»
    • Тренинговое упражнение  «Ругаемся овощами»
    • Работа с пиктограммами «Радость»
    • НП игра «Разрезные картинки»
    • Упражнение на дыхание «Ветер в огороде»
    • Психогимнастика «Овощи завяли»
    • Рефлексия
    • Пиктограммы настенные
    • Разрезные картинки «Овощи»

    Календарный план работы на ОКТЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Фрукты»

    Фронтальное

    • Закреплять знания детей по лексической теме
    • Способствовать сплочению детского коллектива
    • Мышечное расслабление кистей рук
    • Развивать воображение, эмоциональную сферу
    • Коррекция самооценки
    • Приветствие «Подари улыбку миру»
    • Видеозагадки «Фрукты»
    • Коммуникативная игра «Фруктовое дерево»
    • Песочная терапия «Секретик»
    • Психогимнастика «Сочная груша»
    • Сказкотерапия «Яблоко» В.Сутеева (аудиозапись)
    • Рефлексия «Микрофон»

    • Аудиозапись «Подари улыбку миру», «Вдали от городского шума»
    • Изображение дерева, контуры фруктов, фломастеры
    • Видеоматериал «Фрукты»
    • Индивид песочницы с манной крупой
    • Мини- фигурки

    Подгрупповое  

    • Развивать мыслительные процессы
    • Формировать правильное дыхание
    • Развивать фантазию
    • Развивать внимание
    • Формировать умение расслабляться
    • Приветствие «Ты мой друг……»
    • Дид. игра «4-й лишний. Фрукты»
    • Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»
    • Игра «Фантазёры» (с пуговицами)
    • Упражнение «Корректоры»
    • Релаксация «У костра»
    • Заполнение Дневничков настроения

    • Пособие «4-й лишний. Фрукты»
    • Пуговицы различные в большом количестве
    • Распечатки для игры «Корректоры»
    • Дневнички настроения

    Календарный план работы на ОКТЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Лес. Грибы. Ягоды.»

    Фронтальное

    • Способствовать сплочённости детского коллектива
    • Создавать благоприятный психологический микроклимат
    • Закреплять знания детей по лексической теме
    • Развивать слуховой анализатор
    • Приветствие «Подари улыбку миру»
    • Коммуникативная игра «Гроздь винограда»
    • Просмотр видеоклипа «Жили-были мухоморы»
    • Рисование пиктограмм на доске. «Злость»
    • Психогимнастика «На лесной тропе»
    • Прослушивание аудиозаписи «Лес»
    • Рефлексия
    • Гроздь винограда
    • Видеоматериал «Жили-были мухоморы»
    • Аудиозапись «Лес»

    Подгрупповое  

    • Развивать внимание
    • Коррекция негативных состояний
    • Формировать правильное речевое дыхание
    • Развивать умение фиксировать достигнутые результаты
    • Приветствие «Ты, я, он, она….»
    • Упражнение «Проставь значки»
    • Психогимнастика «Грибной дождь»
    • Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»
    • Арттерапия «Разговор с руками»
    • Релаксация «В лесу»
    • Фиксация результатов занятия в Дневнички настроения
    • Распечатки «Проставь значки»
    • Бумага, краски
    • Аудиозапись «В лесу»
    • Дневнички настроения

    Календарный план работы на ОКТЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Осень. Деревья»

    Фронтальное

    • Закрепление знаний детей о приметах осени
    • Развивать наблюдательность, волевую  регуляцию, умение действовать по правилу,
    • Знакомство с эмоцией «Удивление»
    • Развитие невербальных средств общения

    • Приветствие «Здравствуй, мир!»
    • Видеопросмотр «Что такое  осень»
    • Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
    • Пантомимическая игра «Через стекло»
    • Работа с пиктограммой «Удивление»
    • Рефлексия «Стекляшки»
    • Видеоматериал «Что такое осень»
    • Пиктограмма «Удивление»
    • Стеклянные камешки

    Подгрупповое  

    • Развивать произвольную регуляцию
    • Способствовать межполушарному взаимодействию
    • Способствовать концентрации внимания на собственных ощущениях и чувствах
    • Приветствие «Баночка с настроением»
    • Игра «Дедушка Молчок»
    • Кинезиологическое упражнение «Осень»
    • Арттерапия «Дерево желаний»
    • Релаксация «В лесу»
    • Фиксация результатов занятия в Дневнички настроения

    • Красивая баночка
    • Веточки деревьев, стикеры, клейкие листочки, фломастеры, пластилин, ваза
    • Дневнички настроения

    Календарный план работы на ОКТЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Перелетные птицы»

    Фронтальное

    • Тренировать выдержку и самоконтроль
    • Развивать эмоциональную сферу
    • Способствовать сплочённости детского коллектива
    • Приветствие «Цветок желаний»
    • Игра «Волшебный стул»
    • Игра «Изобрази эмоцию»
    • Работа с пиктограммами
    • Коммуникативная игра «Дружные ладошки»
    • Рефлексия

    • Пособие «Цветок желаний»
    • Пиктограммы
    • Стул

    Подгрупповое

    • Развивать зрительную память
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук
    • Развивать слуховой анализатор
    • Развивать графомоторные навыки
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое…»
    • Дидактическая игра «Бусы»
    • Пальчиковая гимнастика «Лебедь»
    • Штриховка «Птицы»
    • Прослушивание аудиозаписи «Кто такие птички»
    • Релаксация «В облаках»
    • Пособие «Бусы»
    • Распечатки штриховки
    • Аудиозапись «Кто такие птички»
    • Видеоматериал «В облаках»

    Календарный план работы на НОЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Дикие  животные»

    Фронтальное

    • Закреплять знания детей о диких животных
    • Развивать умение детей выражать противоположные характеры персонажей в речи, движениях
    • Способствовать межполушарному взаимодействию
    • Развивать психомоторные функции
    • Приветствие «Ниточки добра»
    • Показ видеосюжета «Песенка-загадка про медведя»
    • Театрализация «Заяц и волк»
    • Кинезиологическое упражнение «Это звери»
    • Психогимнастика «Медвежата»
    • Рефлексия
    • Клубок ниток
    • Видеоматериал «Песенка- загадка про медведя»
    • Ростовые куклы (заяц, волк)

    Подгрупповое

    • Укрепление мышц кистей рук
    • Развивать умение дифференцировать образы по инструкции
    • Повышать эмоциональный фон настроения в группе
    • Развивать графо-моторные навыки
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое…»
    • Массаж кистей рук мячами «ёжиками»
    • Песочная терапия «Поисковики»
    • Физминутка «Танцуйте с нами»
    • Упражнение «Помоги ёжику добраться до норы»
    • Релаксация «В лесу»
    • Фиксация результатов занятия в Дневнички настроения
    • Массажные мячики
    • Тарелочки с крупой и вкладышами по количеству детей
    • Видеоматериал «Танцуйте с нами»
    • Распечатки «Ёжик»
    • Аудиозапись «В лесу»

    Календарный план работы на НОЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Игрушки»

    Фронтальное

    • Развивать умение детей перевоплощаться в различные образы
    • Развивать мышление
    • Воспитывать нравственные качества (забота, доброта)
    • Коррекция тревожности
    • Приветствие «Мы весёлые ребята»
    • Игра «Ожившие игрушки»
    • Д/игра «4-й лишний»
    • Физминутка «Игра в мяч»
    • Просмотр видеосюжета «Не шумят мои игрушки»
    • Сказкотерапия «История одной игрушки»
    • Рефлексия «Стекляшки»
    • Видеоматериал «4-й лишний», «Не шумят мои игрушки»
    • Стеклянные камешки

    Подгрупповое 1

    • Закреплять знания по лексической теме
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук
    • Развивать зрительную память, внимание
    • Развивать психомоторные функции
    • Приветствие «Здравствуй, мир!»
    • Песочная терапия «Поисковики» (найти изображения игрушек)
    • П/г «Магазин игрушек»
    • Дидактическая  игра «Что изменилось?»
    • Релаксация «Тряпичная кукла и оловянный солдат»
    • Тарелочки с крупой и вкладышами по количеству детей
    • Игрушки

    Календарный план работы на НОЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Домашние птицы»

    Фронтальное

    • создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение у детей;
    • продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба;
    • активизировать словарь: мягкий, теплый, рассыпчатый, шелковый
    • формировать умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина)

    • Приветствие «Здравствуй, это я!»
    • Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди»
    • Работа с план-картой путешествия
    • Песочная терапия «Построим сказку»
    • Игра «Посадим в клумбы цветы» |Блоки Деньеша|
    • Игра «Добрые слова»
    • Рефлексия «Картинка с настроением»
    • песочница;
    • запись спокойной музыки;
    • видеозапись мультипликационного фильма «Гуси- лебеди»;
    • мольберт с планом путешествия;
    • пульверизаторы;
    • кисточки
    • картинки с изображениями эмоционального состояния людей: радость, восторг, удивление, гнев, страх, злость;

    Подгрупповое

    • Упражнять детей в элементарном анализе эмоций и составлении предложений с помощью проблемного вопроса почему?
    • Развивать диалогическую речь
    • Формировать умение взаимодействовать вдвоём
    • Приветствие «Смайлик»
    • Игра «Почемучки»
    • Диалог по рассказу К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому»
    • Работа с распечатками «Раскрась домашних птиц»
    • Игра «Близнецы»
    • Песочная терапия «Кладоискатели»
    • Релаксация «Уставшие птицы»
    • Распечатки «Домашние птицы»
    • Тарелочки с крупой по количеству детей
    • Аудиозапись «У ручья»

    Календарный план работы на НОЯБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Материалы и инструменты»

    Фронтальное

    • Приветствие «Ты мой друг…»
    • Игра «Угадай на ощупь»
    • Упражнение «Штриховка»

    Подгрупповое

    Календарный план работы на ДЕКАБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Одежда. Головные уборы»

    Фронтальное

    • Развивать мелкую моторику
    • Стимулировать межполушарное взаимодействие
    • Закреплять основные виды эмоциональных состояний  детей;
    • Развивать пантомимические движения
    • Развивать мышление
    • Закреплять знания по лексической теме
    • Приветствие «Пальчики здороваются»
    • Кинезиологическое упражнение «Магазин одежды»
    • Упражнение «Угадай эмоцию»
    • Игра «Где мы были, не скажем, а что делали,  покажем!»
    • Д/игра «4-й лишний» (одежда)
    • Релаксация
    • Пособие «4-й лишний. Одежда»
    • Индивидуальные зеркала

    Подгрупповое

    • Формировать умение создавать целое из частей
    • Способствовать сплочению детей
    • Развивать логическое мышление
    • Развивать внимание
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Игра «Разрезные картинки»
    • Упражнение «Близнецы»
    • Д/и «Логические цепочки»
    • Упражнение «Найди 2 одинаковые рукавички»
    • Релаксация «Сохнет мокрая одежда»
    • Пособие «Разрезные картинки. Одежда»
    • Пособие «Логические цепочки»
    • Распечатки с заданиями

    Календарный план работы на ДЕКАБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Обувь»

    Фронтальное

    • Развивать внимание
    • Способствовать межполушарному взаимодействию
    • Развивать личностные качества (выражение собственного мнения)
    • Развивать слуховую память
    • Развивать мыслительные процессы
    • Приветствие «Ладошки солнышку»
    • Игра «Найди 10 отличий»
    • Кинезиологическое упражнение «Пришла зима»
    • Игра «Ты мне веришь или нет?»
    • Игра «Какие бывают слова?»
    • Видеоигра «4-й лишний. Обувь»
    • Психомышечное расслабление «Золушка потеряла туфельку»
    • Плакат «Найди отличия»
    • Хрустальные туфельки (сувенирные)

    Подгрупповое 1

    • Закреплять знания детей по теме
    • Стимулировать желание самостоятельно решать проблемные ситуации
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук
    • Развивать пантомимические умения
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Проблемная ситуация «Обезьянка Башмачок потеряла свой башмачок»
    • П/г «Магазин обуви»
    • Упражнение «Выложи по контуру» (изображения обуви)
    • Песочная терапия «Поисковики»
    • Пантомимический этюд «Разговор с глухой бабушкой»
    • Релаксация «Фея сна»
    • Изображение обезъянки «Башмачка» без одного сапожка
    • Нарисованный второй сапожок
    • Кукла Бибабо Бабушка
    • Ширма
    • Планшеты, контуры обуви
    • Тарелочки с крупой

    Календарный план работы на ДЕКАБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Библиотека. Книги»

    Фронтальное

    • Развивать воображение
    • Прививать нравственные понятия: взаимопомощь, взаимовыручка
    • Развитие воображения
    • Коррекция тревожности
    • Приветствие «Ты мой друг и я твой друг»
    • Сказкотерапия  «Книжкина история»
    • Чтение рассказа К.Д.  Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому»
    • Игра «Если бы не стало…»
    • Коммуникативная игра «Золотая рыбка»
    • Просмотр видеосюжета «Маша в библиотеке»
    • Рефлексия «Стекляшки»
    • Видеоматериал «Маша в библиотеке»
    • Стеклянные камешки

    Подгрупповое

    • Развивать воображение
    • Развивать логическое мышление
    • Коррекция личностных проблем (самооценка)
    • Приветствие «Какой я сказочный герой?»
    • Настольная игра «Логические  цепочки»
    • Арттерапия «Нарисуй себя таким, каким видишь себя, там, где тебе хотелось бы находиться»
    • Функциональное упражнение «Буратино»
    • Функциональное упражнение «Тух-тиби-дух»
    • Релаксация «Книжки спят…»
    • Пособие «Логические цепочки»
    • Листы бумаги, цветные карандаши

    Календарный план работы на ДЕКАБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Домашние животные и их детёныши»

    Фронтальное

    • Закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах
    • Воспитывать чувство  сопереживания проблемам бездомных животных
    • Устанавливать  межполушарное взаимодействие
    • Приветствие «Как здороваются домашние животные» (гав-гав, мяу-мяу и т.д.)
    • Сказкотерапия «Сказка про кошку Эльвиру»
    • Кинезиологическое упражнение «Это звери»
    • Работа с мультимедийной презентацией «Домашние животные»
    • Физминутка «Танцуйте вместе с нами»
    • Просмотр видеосюжета «Про бездомных собак»
    • Рефлексия «Баночка с настроением»

    • Картотека игр
    • ММП «Домашние животные»
    • Видеозапись «Танцуйте вместе с нами»
    • Видеозапись «Про бездомных собак»
    • Баночка

    Подгрупповое

    • Формировать коммуникативные навыки
    • Развивать тактильные ощущения
    • Коррекция тревожности
    • Стимулировать желание расслабляться и контролировать свои движения
    • Приветствие «Круг желаний»
    • Песочная терапия «Поисковики. Домашние животные»
    • Коммуникативное упражнение «Животные»
    • Игра «Ласковые лапки»
    • Арттерапия «Несуществующее животное»
    • Релаксация «Котёнок спит»
    • Тарелочки с крупой по количеству детей
    • Бумага, цветные карандаши
    • Различные предметы: кисточки, вата, бутылочные пробки, металлические стержни, пёрышки
    • Клубок ниток

    Календарный план работы на ДЕКАБРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Новый год»

    Фронтальное

    • Повышать эмоциональный фон настроения у детей
    • Познакомить с особенностями праздника «Новый год»
    • Способствовать формированию навыков психомышечного расслабления
    • Воспитывать нравственные качества
    • Приветствие «Посох Деда мороза»
    • Просмотр видеофильма «Путешествие по новогодней планете»
    • Упражнение «Олени»
    • Сказкотерапия «Письмо Алёши Деду Морозу»
    • Психомышечное расслабление «Снежинки кружатся…»
    • Посох
    • Видеоматериал «Путешествие по новогодней планете»
    • Конверт, бумага
    • Бумажные снежинки

    Подгрупповое  

    • Развивать умение формулировать свои внутренние состояния
    • Развивать логическое мышление
    • Развивать фантазию, творчество
    • Стимулировать обонятельный анализатор
    • Приветствие «Еловая веточка желаний»
    • Дидактическая игра «Логические цепочки»
    • Арттерапия «Если бы я был Дедом морозом»
    • Релаксация «Запах Нового года»
    • Фиксация настроения в Дневничках настроения
    • Аромалампа
    • Мандарин
    • Пихтовое масло
    • Пособие «Логические цепочки»
    • Листы бумаги, краски пальчиковые

    Календарный план работы на ЯНВАРЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    Фронтальное

    Подгрупповое 1

    Подгрупповое 2

    Календарный план работы на ФЕВРАЛЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Транспорт»

    Фронтальное

    • Формировать знания детей о видах транспорта
    • Воспитывать нравственные качества (дружба, взаимопомощь)
    • Совершенствовать графические умения
    • Развивать зрительное внимание
    • Приветствие «Гудок»
    • Сказкотерапия «Два самолётика»
    • Упражнение «Кто что везёт» (работа с распечаткой)
    • Физминутка «Метро»
    • Кинезиологическое упр-е «Путешествие»
    • Просмотр видеоматериала «Автозагадки»
    • Рефлексия «Руль»
    • Фигурки двух самолётиков
    • Распечатки «Кто что везёт» по количеству детей
    • Видео «Автозагадки»
    • Игрушка Руль

    Подгрупповое 1

    • Способствовать дружеским взаимоотношениям в группе
    • Упражнять в употреблении слов уменьшительно-ласкательной формы
    • Коррекция страхов
    • Тренировать умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Назови ласково»
    • Упражнение «Корректоры» (зачеркни лишнее)
    • Физминутка «Танцуйте вместе с нами»
    • Психотерапия «Страх-страшок»
    • Релаксация «Вдали от городского шума»
    • Распечатки с изображением различных предметов вперемешку с изображением транспорта
    • Зеркало
    • Аудиозапись «Вдали от городского шума»

    Календарный план работы на ФЕВРАЛЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Семья»

    Фронтальное

    • Формировать нравственные качества (заботу, взаимовыручку, благодарность)
    • Воспитывать нравственные качества (дружба, взаимопомощь)
    • Развивать мелкую моторику
    • Развивать слуховое  внимание
    • Приветствие «Клубочек»
    • Пальчиковая гимнастика «Семья»
    • Сказкотерапия «Бабушка»
    • Физминутка «Хлоп»
    • Арттерапия «Моя семья»
    • Рефлексия «Дневнички настроения»
    • Клубок ниток
    • Кукла БиБаБо Бабушка
    • Ширма
    • Аудиозапись

    «Хлоп»

    Ватман, пальчиковые краски

    • Дневнички настроения

    Подгрупповое 1

    • Упражнять в употреблении слов уменьшительно-ласкательной формы
    • Развитие внимания
    • Развитие ассоциативного мышления
    • Развитие мелкой моторики
    • Тренировать умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Ласковые словечки моим любимым человечкам»
    • Упражнение «Найди отличия»
    • Физминутка «Танцуйте с нами»
    • Д. игра «Картинки-ассоциации»
    • Песочная терапия «Проведи дорожки»
    • Релаксация «У ручья»
    • Плакаты «7 отличий»
    • Аудиозапись  «Танцуйте с нами»
    • Лоточки с песком по количеству детей
    • Аудиозапись «У ручья»

    Календарный план работы на ФЕВРАЛЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «День защитника Отечества. Профессии»

    Фронтальное

    • Формировать нравственные качества (заботу, взаимовыручку, благодарность)
    • Воспитывать нравственные качества (дружба, взаимопомощь)
    • Развивать мелкую моторику
    • Развивать слуховое  внимание
    • Приветствие «Так держать!»
    • Упражнение «Одинаковые движения» (в парах)
    • Просмотр видеосюжета «Наша армия»
    • Психогимнастика «Солдаты»
    • Д.игра «Бормоталочки»
    • Релаксация «Звёздочка»
    • Клубок ниток
    • Видеосюжет «Наша армия»
    • Аудиозапись

    «Хлоп»

    Ватман, пальчиковые краски

    Подгрупповое 1

    • Упражнять в употреблении слов уменьшительно-ласкательной формы
    • Развитие внимания
    • Развитие ассоциативного мышления
    • Развитие мелкой моторики
    • Тренировать умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Так держать!»
    • Упражнение «Найди отличия»
    • Физминутка «Хлоп»
    • Д. игра «Лото»
    • Упр-е «Эмоции»
    • Песочная терапия «Симметричные рисунки»
    • Релаксация «Звёздочка»
    • Плакаты «7 отличий»
    • Аудиозапись  «Хлоп»
    • Лоточки с песком по количеству детей
    • Аудиозапись «У ручья»

    Календарный план работы на ФЕВРАЛЬ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Дом.Мебель»

    Фронтальное

    • Формировать знания детей о видах мебели
    • Воспитывать нравственные качества (дружба, взаимопомощь)
    • Развивать мелкую моторику
    • Развивать слуховое  внимание
    • Приветствие «Клубочек»
    • Словесная игра «Кто с кем и чем дружит?»
    • Физминутка «Хлоп»
    • Сказкотерапия «Табуреточка»
    • Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
    • Рефлексия «Микрофон»
    • Клубок ниток
    • Аудиозапись «Хлоп»
    • Микрофон

    Подгрупповое 1

    • Способствовать дружеским взаимоотношениям в группе
    • Упражнять в употреблении слов уменьшительно-ласкательной формы
    • Коррекция страхов
    • Тренировать умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Весеннее настроение»
    • Упражнение «Заселим дом жильцами»
    • Физминутка «Тук-туки»
    • Д. игра «Что изменилось?»
    • Песочная терапия «Секретики»
    • Релаксация «У ручья»
    • Изображение дома с пустыми окнами, карточки с пиктограммами по количеству окон (3,3,3)
    • Аудиозапись  «Тук-туки»
    • Лоточки с песком по количеству детей
    • Аудиозапись «У ручья»

    Календарный план работы на МАРТ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Праздник 8 Марта»

    Фронтальное

    • Уточнять знания детей о празднике 8 Марта
    • Развивать психомоторику
    • Стимулировать творческие процессы
    • Воспитывать нравственные качества (благодарности, ответственности)
    • Формировать  умение выражать собственные переживания
    • Приветствие «Ты мой друг»
    • Беседа «Мамин день»
    • Коммуникативная игра «Букет для мамы»
    • Физминутка «8 Марта»
    • Арттерапия. Коллективная аппликация «Подарок для мамы»
    • Рефлексия «Лепестки цветка»
    • Ватман, краски, цветы из цветной бумаги, клей, салфетки, вода
    • Модель цветка с отрывными лепестками

    Подгрупповое

    • Развивать связную речь детей, умение трансформировать скрытые переживания в словесном выражении
    • Развивать зрительно-моторную координацию
    • Развивать зрительную память
    • Развивать слуховую память
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Игротерапия «Сказочка про куколку»
    • Работа с распечатками «Где чей букет?»
    • Физминутка «8 Марта»
    • Н\п  игра «Лото»
    • Словесная игра «Слова бывают разные»
    • Релаксация «Водопад»

    Календарный план работы на МАРТ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Посуда. Материалы. Назначение»

    Фронтальное

    • Уточнять знания детей по теме Посуда
    • Коррекция гиперактивности
    • Развивать слуховое восприятие
    • Формировать  умение выражать собственные переживания
    • Приветствие «Перечислим, какую мы знаем посуду»
    • Просмотр фрагмента мультфильма «Федорино горе»
    • Физминутка «Посуда»
    • Функциональное упражнение «Чаша доброты»
    • Игра «Кричалки. Шепталки. Молчалки»
    • Словесная игра «Да-нет»
    • Рефлексия «За чашкой чая»
    • Ватман, краски, цветы из цветной бумаги, клей, салфетки, вода
    • Модель цветка с отрывными лепестками

    Подгрупповое

    • Развивать связную речь детей, умение трансформировать скрытые переживания в словесном выражении
    • Развивать мышление, внимание
    • Развивать зрительно-моторную координацию
    • Развивать слуховую память
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Колокольчик»
    • Загадки о посуде
    • Дид. игра «Четвёртый лишний» (посуда)
    • Физминутка «Моем посуду»
    • Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой»
    • Дид. игра «Найди отличия»
    • Словесная игра «Слова бывают разные»
    • Релаксация «На берегу моря»
    • Картинки с изображением посуды
    • Плакаты «Найди отличия»
    • Аудиозапись «На берегу моря»

    Календарный план работы на МАРТ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Продукты питания»

    Фронтальное

    • Уточнять знания детей по теме Продукты питания
    • Развивать умение выражать чувства с помощью мимики
    • Развивать мышление
    • Развивать быстроту реакции
    • Формировать  умение выражать собственные переживания
    • Приветствие «Колокольчик»
    • Просмотр видеосюжета программы «Улица Сезам. Разговор о правильном питании»
    • Психогимнастика «Вкусное варенье»
    • Дидактическая игра «4-й лишний»
    • Словесная игра «Съедобное-несъедобное»
    • Рефлексия «За чашкой чая»
    • Колокольчик
    • Видеосюжет «Разговор о правильном питании»
    • Дид пособие «4-й лишний»
    • Мяч
    • Чайные чашки из кукольной посудки

    Подгрупповое

    • Способствовать сплочённости группы
    • Развивать мышление, внимание
    • Развивать зрительную память
    • Развивать воображение
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Пирог»
    • Загадки о продуктах
    • Сказкотерапия «Как девочка Настя узнала о том, что нужно хорошо кушать…»
    • Физминутка «Хлоп»
    • Работа с распечатками «Конфеты»
    • Психогимнастика «Запах еды»
    • Релаксация «На берегу моря»
    • Картинки с изображением продуктов питания
    • Тарелка с кусочками пирога из картона
    • Книжка «Как девочка Настя…»
    • Распечатки по количеству детей «Конфеты»
    • Аудиозапись «На берегу моря»

    Календарный план работы на МАЙ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Школа. Школьные принадлежности»

    Фронтальное

    • Закреплять  знания детей по теме Школа
    • Развивать логическое мышление
    • Развивать умение выражать настроение и состояние с помощью мимики
    • Развивать навыки самоконтроля

    • Приветствие «Клубочек»
    • Игра на маркерной доске «Ученики в классах»
    • Психогимнастика «Примерные школьники»
    • Функциональное упражнение «Туби-дух»
    • Словесная игра «Ты мне веришь или нет?»
    • Рефлексия «На переменке»
    • Колокольчик
    • Клубочек ниток

    Подгрупповое

    • Способствовать сплочённости группы
    • Развивать мышление, внимание
    • Развивать эмоциональную сферу
    • Закреплять умение взаимодействовать в парах
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Загадки о школе
    • Сказкотерапия «Почему Максим захотел пойти в школу…»
    • Физминутка «Переменка»
    • Работа с распечатками «Нарисуй настроение»
    • Коммуникативная игра «Движения-противоположности»
    • Релаксация «У костра»
    • Картинки с изображением сюжетов из жизни школы
    • Распечатки по количеству детей «Школьники. Настроение»
    • Аудиозапись «У костра»

    Календарный план работы на МАЙ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Комнатные цветы»

    Фронтальное

    • Закреплять  знания детей по теме Комнатные цветы
    • Развивать логическое мышление
    • Развивать умение выражать настроение и состояние с помощью мимики
    • Развивать навыки самоконтроля

    • Приветствие «Клубочек»
    • Игра на маркерной доске «Расставь цветы на подоконниках»
    • Психогимнастика «Распускается бутон»
    • Функциональное упражнение «Туби-дух»
    • Словесная игра «Ты мне веришь или нет?»
    • Рефлексия «Горшочек с семенами доброты»
    • Клубочек ниток
    • Маркерная доска
    • Маркеры на водной основе
    • Изображения комнатных растений (4)

    Подгрупповое

    • Способствовать сплочённости группы
    • Развивать мышление, внимание
    • Развивать эмоциональную сферу
    • Закреплять умение взаимодействовать в парах
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Загадки о цветах
    • Просмотр видеосюжета «Вальс цветов»
    • Физминутка «Танцуйте с нами»
    • Работа с распечатками «Цветы улыбаются»
    • Коммуникативная игра «Одинаковые движения»
    • Релаксация «Водопад»
    • Картинки с изображением комнатных растений
    • Распечатки по количеству детей «Цветы в горшке»
    • Аудиозапись «Под дождём»

    Календарный план работы на МАЙ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Цветы. Насекомые»

    Фронтальное

    • Развивать мышление
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук
    • Развивать умение выражать настроение и состояние с помощью мимики
    • Развивать навыки самоконтроля
    • Развивать творческое воображение

    • Приветствие «Цветок желаний»
    • Сказкотерапия «Муха Цокотуха» (импровизация в драматизации)
    • Загадки о насекомых
    • Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
    • Функциональное упражнение «Туби-дух»
    • Словесная игра «Ты мне веришь или нет?»
    • Рефлексия «Нравится. Не нравится»
    • Клубочек ниток
    • Картинки с изображением насекомых
    • Карточки «плюс» и «минус»

    Подгрупповое

    • Развивать восприятие
    • Способствовать сплочённости группы
    • Развивать мышление, внимание
    • Развивать эмоциональную сферу
    • Закреплять умение взаимодействовать в парах
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Загадки о цветах
    • Просмотр видеосюжета «Вальс цветов»
    • Физминутка «Танцуйте с нами»
    • Работа с распечатками «Найди насекомых»
    • Коммуникативная игра «Одинаковые движения»
    • Релаксация «Муравей»
    • Видеозапись «Вальс цветов»
    • Распечатки по количеству детей «Найди насекомых»
    • Карточка «Релаксация. Муравей»

    Календарный план работы на МАЙ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Весна. Календарь»

    Фронтальное

    • Расширять знания об окружающем
    • Формировать взаимосвязь речи с движением
    • Развивать навыки партнёрства и взаимодействия

    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Просмотр видеосюжета «Весна»
    • Коммуникативная игра «Одинаковые движения»
    • Кинезиологическое упражнение «Росток»
    • Рефлексия «Что нам нравится весной?»
    • Видеозапись «Весна»
    • Изображения весенних пейзажей

    Подгрупповое

    • Развивать восприятие
    • Способствовать сплочённости группы
    • Развивать мышление, внимание
    • Развивать эмоциональную сферу
    • Закреплять умение взаимодействовать в парах
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Загадки о весне
    • Физминутка «Весна пришла»
    • Работа с распечатками «Раскрась два одинаковых подснежника»
    • Коммуникативная игра «Разные движения»
    • Релаксация «В лесу»
    • Распечатки по количеству детей «Подснежники»
    • Аудиозапись «В лесу»

    Календарный план работы на МАЙ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Наш город. День Победы»

    Фронтальное

    • Расширять знания об окружающем
    • Способствовать возникновению чувств гордости, сопереживания, благодарности
    • Закреплять умение высказывать свои переживания и умозаключения

    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Просмотр видеосюжета «День Победы»
    • Арттерапия «Поздравительный плакат»
    • Функциональное упражнение «Парад»
    • Рефлексия «За что мы говорим спасибо в этот день?»
    • Видеозапись «День Победы»
    • Ватман, краски, изображение дат военных лет, ксерокопии фотографий военных лет, Георгиевская ленточка, искусственные гвоздики

    Подгрупповое

    • Развивать восприятие
    • Способствовать сплочённости группы
    • Развивать мышление, внимание
    • Развивать эмоциональную сферу
    • Закреплять умение взаимодействовать в парах
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Ты мой друг…»
    • Загадки о городе Барнауле
    • Физминутка «Я по городу шагаю»
    • Работа с маркерной доской «Рассели жильцов по домам»
    • Коммуникативная игра «Через стекло»
    • Релаксация «Вдали от городского шума»
    • Маркерная доска, маркеры
    • Аудиозапись «Вдали от городского шума»

    Календарный план работы на МАЙ

    Лексическая   тема

    Дата

    Вид занятия

    Программные задачи

    Содержание работы

    Оборудование и материалы

    Пометки

    «Лето»

    Фронтальное

    • Закреплять знания по теме Лето
    • Закреплять умение выражать состояние с помощью мимики, жестов
    • Развивать навыки партнёрства и взаимодействия

    • Приветствие «Здравствуй, солнце золотое»
    • Просмотр видеосюжета «Это лето»
    • Коммуникативная игра «Прогулки в парах»
    • Психогимнастика «Поле с одуванчиками»
    • Рефлексия «Дневнички настроения»
    • Видеозапись «Это лето»
    • Дневнички настроения, наклейки, цветные карандаши

    Подгрупповое

    • Развивать мышление
    • Способствовать сплочённости группы
    • Развивать эмоциональное восприятие
    • Закреплять коммуникативные умения
    • Закреплять умение самостоятельно расслабляться
    • Приветствие «Клубочек»
    • Загадки о лете
    • Физминутка «Мы едем, едем, едем»
    • Песочная терапия
    • Коммуникативная игра «Игрушечный телефон»
    • Релаксация «На природе»
    • Клубочек ниток
    • Распечатки по количеству детей «Подснежники»
    • Аудиозапись «На природе»



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности

    «Баночка с настроением»

    Психолог показывает детям красивую баночку с крышечкой. Предлагает, передавая её по кругу, каждому ребёнку открывать крышечку и «складывать» в неё своё настроение (шептать). В конце занятия процедура повторяется, но уже теперь ребёнок решает, заберёт он это же настроение или заменит его на другое.

    «Ты мой друг»

    Дети сидят в кругу. По часовой стрелке каждый из детей поочерёдно обращается к своему соседу со словами: «Я твой друг и ты мой друг» (сопровождая жестами «руки к груди и от груди»)

    «Поздороваемся ласково»

    Ребята здороваются друг с другом, используя в речи ласковые слова (Мишенька, подружка, славненький и т.д.)

    «Подари улыбку миру»

    Психолог включает музыкальный файл «Подари улыбку миру». Дети выполняют любые движения (танцуют, раскачиваются) при этом улыбаясь друг другу.

    «Ты, я, он, она»

    Все выполняют одинаковые движения: ТЫ (указательный жест рукой), Я (на себя), ОН (руки в стороны), ОНА (кисти к плечам). ВМЕСТЕ МЫ ДРУЗЬЯ! (хлопки в ладоши)

    «Здравствуй, мир»

    Дети произносят хором: «Здравствуй мир! Сегодня лучший день! Здравствуй, мир! И нам играть не лень!»

    «Цветок желаний»

    Психолог предлагает детям встать в круг. В руках у педагога цветок (из цветного картона), у которого все лепестки отдельно от серединки, но держатся на пластилине. Психолог предлагает детям поочерёдно отрывать по лепестку и рассказывать о своём самом заветном желании.

    «Здравствуй, солнце золотое»

    Дети хором говорят (сопровождая слова жестами):

    «Здравствуй, солнце золотое…

    Здравствуй, небо голубое!

    Вот он ты, а вот и я!

    А это все мои друзья!!!»

    «Ниточка добра»

    Психолог наматывает на палец один конец длинной шерстяной нитки и предлагает детям по очереди брать нить и обматывать вокруг своего пальчика. Когда все дети выполнят это, психолог говорит: «Мы вместе – команда! Нас связывает нить дружбы!»

    «Мы весёлые ребята»

    Дети подпрыгивают на месте и произносят: «Мы весёлые ребята! Мы ребята-дошколята! Мы играть умеем дружно, ссориться не нужно!»

    «Здравствуй, это я»

    Дети по очереди говорят: «Здравствуй, это я! Я сегодня…. (настроение или персонаж и т.д.)

    «Смайлик»

    Детям предлагается выбрать на магнитной доске смайлик с настроением и прикрепить его на ленту

    «Пальчики здороваются»

    Дети стоят в кругу и здороваются друг с другом пальчиками (на замочек). Произносят: «Привет, друг!»

    «Ладошки солнышку»

    Дети поднимают руки вверх ладонями и говорят: «Солнышко лучистое! Рады мы тебе! Тянутся ладошки наши к теплоте!»

    «Посох Деда Мороза»

    Психолог показывает ребятам посох и говорит: «Это волшебный посох Деда Мороза. Передавайте его друг другу и загадывайте желания!»

    «Еловая веточка желаний»

    То же самое, что и Посох Д.М., только с веточкой

    «Какой я сказочный герой?»

    Психолог предлагает детям закрыть глаза и представить себя любимым сказочным героем, а затем рассказать всем о своих ощущениях.

    «Круг желаний»

    Дети встают в круг и передают друг другу волшебную палочку. Палочкой делают взмах и желают соседу что-то приятное, исполнение чего-то хорошего.

    «Клубочек»

    Дети сидят в кругу на коленочках. У психолога в руках клубочек. «Катится клубочек, мимо пней и кочек…в ручки к Ване прыг!»  Ребёнок, получив клубок проделывает то же самое, выбирая другого ребёнка.

    «Ласковые словечки моим любимым человечкам»

    Психолог объясняет значение семьи в жизни каждого человека и предлагает подобрать ласковые слова для каждого члена семьи

    «Гудок»

    Психолог предлагает ребятам дудочку. Все пробуют подудеть в неё. Затем предлагает подудеть так. Чтобы было понятно, какое настроение. Например, громко – радость, тихо – грусть, протяжно – удивление и т.д.

    «Так держать!»

    Предлагается представить, что все солдаты. Встать по стойке «Смирно» и отчитаться о том, что было утром. Каждый раз психолог поощряет: «Так держать!»

    «Весеннее настроение»

    Детям раздаются бумажные нарциссы. Все встают в круг и соединяют цветы в один большой букет. Психолог обращает внимание на то, как красиво смотрится букет. Так же и мы, когда все вместе – это замечательно!

    «Перечислим посуду»

    Дети по очереди называют посуду. Тот, кто остановился, выходит в круг и исполняет танец

    «Колокольчик»

    Детям раздаются колокольчики. Психолог просит позвонить: тех, у кого плохое настроение; тех, у кого хорошее настроение; тех, у кого есть друзья; тех, кто любит сюрпризы и тд.

    «Пирог»

    У психолога в руках дидактическое пособие «Пирог» (картонный круг, разрезанный на несколько частей). Каждый берёт по кусочку. Все под музыку ходят по кабинету и по сигналу отдают свой кусочек какому-то ребёнку по желанию.

    Коммуникативные игры

    «Игрушечный телефон».

    Взрослый сжимает руку и подносит ее к уху, изображая разговор по телефону. Затем он говорит: «А сейчас я позвоню Машеньке, ты будешь со мной разговаривать?» Если ребенок соглашается, взрослый показывает ему, как надо «брать трубку» и разговаривать. Тема для разговора должна быть максимально простая (можно узнать, что ребенок делал вчера или собирается делать сегодня, какие мультфильмы он любит и т.п.). Потом поговорите с другим ребенком. Если детям нравится игра, предложите им позвонить друг другу. Скорее всего, дети будут испытывать затруднения в выборе тем для разговора. Подскажите им, направляя каждый вопрос и ответ малышей.

    Прогулки в парах

    Помогите детям взяться за ручки и пройтись вместе по комнате. Обычно простое хождение парами является для детей второго года жизни важным и новым опытом, вызывает у них много положительных эмоций. Для того чтобы эти действия действительно доставили детям удовольствие, необходимо не только постоянное присутствие взрослого, но и его восхищение и поддержка. Не скупитесь на восторженное выражение эмоций - «Ой, как хорошо детки ходят, какая замечательная парочка у нас появилась ....»

    Если в вашей группе присутствуют другие дети или взрослые, привлеките их внимание к происходящему: «Посмотрите, как Ваня с Анечкой замечательно гуляют вместе, как они умеют держаться за ручки». Если дети охотно откликаются на ваши предложения, можно расширить репертуар совместных действий. Помогите им обнять друг друга за плечи и посидеть рядышком, потом сесть и встать несколько раз.

    Букет для мамы

    Позовите детей играть: «Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру! Вот этот ковер будет нашей лужайкой (покажите па ковер, расстеленный на полу в группе), а вы все будете цветочками, растущими на лужайке». Предложите детям сесть на ковер в свободном порядке, туда, куда каждому из них захочется. Но проследите, чтобы они все не сбивались в кучу, а располагались по всему ковру на расстоянии друг от друга. Начинайте медленно ходить вокруг детей, останавливаясь около каждого, разглядывайте   их,   гладьте,   нюхайте:   «Вот   какие   красивые   малыши-цветочки!». Рассказывайте такой стишок (или пойте на любой мотив):

    Растут цветочки разные

    В моем большом саду.

    И желтые, и красные,

    Я их сейчас сорву!

    Подойдите к одному ребенку, возьмите его за руку и ведите за собой к следующему ребенку, при этом комментируйте свои действия: «Вот я сорвала Танечку - цветочек, теперь пойдем к Ванечке». Пусть они возьмут друг друга за руки. Продолжайте ходить так до тех пор, пока все «цветочки» не будут «сорваны». Когда все малыши будут стоять и держать друг друга за руки, продолжите стишок:

    Потом в букет для мамочки их вместе соберу!

    Обнимите всех детишек так, чтобы они собрались в одну небольшую кучку, плотно прижавшись друг к другу. И для любимой мамочки Веночек я сплету!

    Образуйте ровный круг, держась за руки, пройдитесь по кругу: «Вот какой красивый букет цветочков для мамочек у нас получился!»

    Через  стекло

    Дети стоят в парах напротив друг друга. Представляют, что между ними звуконепроницаемое стекло. Одному партнёру нужно что-то объяснить другому не пользуясь речью. Затем действие обсуждаются, анализируются в группе.

    Дружные ладошки

    Дети берутся за руки. «Раз, ладошка. Два, ладошка. Поиграем мы немножко.» Психолог делит детей на пары. Каждая пара соприкасается друг с другом двумя ладошками. Затем психолог предлагает выполнить какие-либо действия, не размыкая при этом ладоней.

    Гроздь винограда

    Психолог держит в руках гроздь винограда. Обращает внимание детей на то, как ягоды винограда плотно прижаты друг к другу, образуя красивую кисть. Предлагает представить детям, что все они ягодки этой кисти.

    Кто у нас хороший?

    Один ребёнок в центре круга, остальные дети держатся за руки. Все идут по кругу и поют: «Кто у нас хороший? Кто у нас красивый?» Гладят по голове и по плечам ребёнка: «Ванечка хороший! Ванечка красивый!» Хлопают в ладоши: «Ну-ка, Ваня, повернись! Всем ребятам улыбнись!» Ребёнок выбирает другого в центр круга.

    Фруктовое дерево

    Психолог говорит детям, что она – ствол фруктового дерева. Но дерево это не обычное, а волшебное. На нём одновременно растут разные фрукты. Психолог предлагает детям закрыть глаза и определить, каким фруктом каждый хочет побыть. Затем фрукты приближаются к стволу. Педагог говорит: Мы все вместе! Нам не страшно!

    Волшебный клубочек

    Дети и психолог сидят на полу. У психолога в руках клубок шерстяных ниток. Педагог прокатывает по полу клубочек до одного ребёнка и обматывает его вокруг пояса ниткой. Этот ребёнок делает то же самое по отношению к другому ребёнку и т.д., пока все дети не окажутся в связке.

    Золотая рыбка

    Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг к другу плечами, бёдрами, ногами. Это-сеть. Водящий «золотая рыбка» стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга, а задача сети – не выпустить рыбку. Если водящему долго не удаётся выбраться из сети, то дети ему помогают.

    Животное

    Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шёпотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д. Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех животных, объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «кошки», «коровы» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.

    Релаксация

    В облаках

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    Водопад

    Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… (пауза). А нежный свет всё течёт дальше по груди, по животу… Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, вы чувствуете тепло, тело становится мягче и вы расслабляетесь. Вы чувствуете себя спокойно. А теперь на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас силой и энергией.

    Муравей

    Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

    Функциональные упражнения

    Колпак мой треугольный

    Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.» Затем фраза повторяется ещё раз, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (лёгкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется ещё раз, но при это жесты заменяются на два слова: «колпак» (хлопок по голове), и «мой» (показать рукой на себя). Затем все слова заменяются жестами. «Треугольный» - изображение треугольника руками.

    Чаша доброты

    И.п. – Сидя на полу. Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё и ещё… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

    Чайничек с крышечкой

    Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая её определёнными мануальными жестами:

    Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней

    Крышечка-шишечка (вертикальные движения кулаками)

    В шишечке дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки)

    Из дырочки пар идёт (указательными пальцами рисуются спиральки)

    Пар идёт-дырочка,

    Дырочка в шишечке

    Шышечка крышечка

    Крышечка-чайничек

    При последующих повторениях песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу», жесты остаются.

    Буратино

    И.п. – стоя. Правая рука вверх+прыжок на левой ноге. Левая рука вверх+прыжок на правой ноге. Правая рука вверх+прыжок на првой ноге, левая рука вверх+прыжок на левой ноге.

    Цикл прыжков повторить несколько раз.

    Парад

    И.п. стоя. Марширование на счёт «Раз-два-три-четыре».

    В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз», во втором на счёт «два» и т.д.

    Пчёлка

    Все участники превращаются в пчёлок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналу психолога «Ночь» - пчёлки садятся и замирают. По сигналу «День» - снова летают и громко жужжат

    Сова

    С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделатьтри полноценных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-ух», голова у другого плеча и т.д.

    Тух-тиби-дух

    В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид, разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Важно говорить не в пустоту, а определённому человеку. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фестиваль "Подари улыбке миру"

    Фестиваль "Подари улыбку миру" проходил на базе нашего детского сада для малокомплектных сельских детских садов....

    Методическая разработка по окружающему миру на тему: проект сюжетно-ролеой игры: Кафе"Улыбка".

    Сюжетно- ролевые игры позволяют развивать у детей творческие способности, фантазию, развивают интелект, воображение. В сюжетно-ролевой игре ребенок может самореализоваться и самовыразиться....

    Акция "Подари улыбку миру"

    Последовательность изготовления смайлика "Подари улыбку миру"...

    Авторский проект "В мире игрушек"

    Краткосрочный проект для раннего дошкольного возраста...

    Авторская программа театрального кружка "Улыбка"

    В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он вос...

    "Час творчества" в рамках городского проекта «Подари улыбку миру» (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б. Остеру

    quot;Час творчества" в рамках городского проекта "Подари улыбку миру" (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б.Остеру...

    "Час творчества" в рамках городского проекта «Подари улыбку миру» (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б. Остеру

    quot;Час творчества" в рамках городского проекта "Подари улыбку миру" (начальная школа - детскому саду), посвященного писателю-юбиляру Г.Б.Остеру...