Опыт работы по экологическому образованию дошкольников на основе метода проекта.
проект (окружающий мир, средняя группа) по теме

Кузьмина Елена Михайловна

«Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры. В статье представлен опыт работы с дошкольниками по экологическому образованию на основе метода проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Елена Михайловна

Опыт работы по экологическому образованию дошкольников

на основе метода проекта

«Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций» (Н.А. Рыжова).

Экология – наука комплексная. При отборе содержания экологического образования (обучения, воспитания, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

  • Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
  • У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.
  • Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого – с другой.
  • Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, т.е. становлению личности в целом.
  • Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно-следственных связей в природе.
  • Важно вовлекать детей в практическую деятельность во время экскурсий, во дворе детского сада и его помещениях, дома.

Проект «Кто такие черепахи?»

I этап. Подготовительный.

Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем».

Задачи:

  • Обучающие: обогащать представления детей о черепахе, как о живом существе (она чувствует, слышит, видит, передвигается, питается, дышит, умеет защищаться от врагов), имеющем характерные признаки внешнего вида и особенности в поведении (небольшое тело покрыто панцирем – выпуклым сверху и плоским снизу – в котором есть отверстия для головы, 4-х ног и хвоста, покрытых толстой кожей; черепаха тяжелая, медлительная и неповоротливая, прячется в панцирь).
  • Развивающие: развивать наблюдательную деятельность (умения последовательно решать познавательную задачу, используя исследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого), развивать аналитическое мышление и умение делать выводы; закреплять элементарные математические представления в счете до 4-х; развивать речь с использованием прилагательных для описания характерных признаков живой черепахи; обогащать словарный запас детей; развивать умение общаться с черепахой, не боясь ее; развивать творческие способности.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желание наблюдать за ней; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

1часть. «Сюрпризный момент» - в гости к детям приходит персонаж – медвежонок Мишка.

Мишка: - Ребята, я такой интересный камень нашел (показывает черепаху). Принес вам показать (кладет черепаху на стол). Вот!

Воспитатель: - Кто это?

Ответы детей.

Мишка: - Какая же это черепаха – камень это!

Воспитатель: - Ребята, надо научить Мишку узнавать черепаху. Как можно это сделать?

Ответы детей.

2часть. Дети рассаживаются на ковровую зону вокруг огороженного пространства для наблюдений за черепахой.

Воспитатель: - Мишка, давай посмотрим на твой камень.

Все рассматривают черепаху.

Воспитатель: - Ребята, как вы узнали, что это черепаха?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что она делает?

Дети: - Ползает.

Воспитатель: - Что ей помогает ползать?

Дети: - Ноги.

Воспитатель: - Сколько ног? Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель пускает черепаху по песку, все рассматривают ее следы.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему следы такой формы?

Дети: - От когтей.

Воспитатель: - Какие когти на ногах у черепахи? (показать детям)

Ответы детей.

Мишка: - Ребята, а почему черепаха не бегает, а ползает? (взвесить в руках черепаху и камень).

Дети делают вывод, что черепаха тяжелая, как камень, поэтому передвигается медленно.

Мишка: - А почему черепаха такая тяжелая? (дети обследуют панцирь черепахи).

Воспитатель: - Что есть на панцире? (щитки). Давайте узнаем, какой панцирь? Надавим. Слегка постучим пальчиком. Положим ладонь на панцирь сверху, проведем ладонью снизу. Итак, какой же панцирь на ощупь?

Мишка: - Теперь я все про панцирь понял, только забыл, зачем черепаха в камень вползла? Надо ее вытащить оттуда.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, зачем черепахе панцирь? Может ли черепаха быстро убежать? Почему? Что сделала черепаха, когда я взяла ее в руки? (втянула голову и ноги в панцирь – спряталась) Кто догадался, зачем черепахе панцирь? (так она прячется от врагов или, когда пугается)?

Воспитатель: - Давайте проверим, видит черепаха или нет? Как мы можем это проверить? (выслушиваются предположения детей).

Воспитатель: - Можно положить перед ней препятствие. Как поведет себя черепаха? (выслушать предположения детей, проделать их с черепахой и сделать выводы).

Воспитатель: - Давайте положим для нее корм и посмотрим на ее действия (пока черепаха ползет к корму, дети внимательно рассматривают, где глаза у черепахи, какая голова, какая кожа на голове и ногах).

Воспитатель: - Посмотрите, черепаха увидела корм и подползла к нему. Как она ест? С помощью чего? (ответы детей).

Мишка: - А что еще любит черепаха?

Воспитатель: - Любит погреться в тепле (включить лампу или обогреватель, почувствовать тепло рукой). Какой воздух возле лампы? (теплый, нагретый).

Воспитатель: - Посмотрим, что будет делать черепаха (начинает активно двигаться). Черепаха любит тепло и питается только в тепле.

Мишка: - Никак не могу понять, почему камень не ползет греться? (черепаха живая, а камень нет; черепаха чувствует тепло).

3часть.

Мишка: - Я так хочу эту черепаху к себе в лес взять! Отдайте мне ее, пожалуйста!

Воспитатель: - Ребята, отдадим черепаху Мишке?

Дети: - Нет, ей в лесу не выжить!

Воспитатель: - А почему черепаха не может выжить в нашем сибирском лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, у меня ко всем вам есть просьба – узнайте дома у родителей, где живет черепаха в природе, чем она питается, как добывает пищу, как размножается? А ты, Мишка, не горюй, что мы не отдадим тебе черепашку. Мы с ребятами сделаем ее портрет для тебя, и ты больше никогда не спутаешь ее с камнем.

Дети самостоятельно рисуют портрет черепахи и дарят изображение Мишке.

II этап. Реализация проекта. Модель трех вопросов.

2.1.Что мы знаем? Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

-Черепаха – животное?

-Черепаха – дикое или домашнее животное?

-Какие части тела есть у черепахи?

-Для чего черепахе панцирь?

-Тепло или холод любит черепаха?

-Чем питаются черепахи?

2.2.Что мы хотим узнать?

-Какие виды черепах бывают.

-Почему черепахи не живут в Сибирских лесах.

-Чем питаются черепахи в дикой среде обитания.

-Как размножаются черепахи.

2.3.Что нужно сделать, чтобы узнать?

-Задать свои вопросы родителям.

-С воспитателем, родителями почитать книги о черепахах.

-Рассмотреть иллюстрации в энциклопедиях.

-Посмотреть фильм о жизни черепах.

-Рассказать друг другу о том, что узнали.

III этап. Обобщающий.

        Оценка реализации проекта с детьми: беседа «Что мы хотим узнать, что мы узнали и для чего». Презентация продуктов деятельности.

Модель реализации проекта

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Особое внимание в своей профессиональной деятельности   уделяю  экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его пр...

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

Опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Описывается опыт работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в детском саду "Солнышко" с. Борское....

“Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.

laquo;Заставить полюбить природу нельзя,но помочь полюбить можно».Н.И. Сладков. Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это  работа ...