Экологический проект "Мое дерево" 2 часть
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Канестерова Светлана Владимировна

Системное наблюдение за деоевом (тополем), 2 часть 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_derevom.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Наблюдение за деревом.

                Январь.

               1 неделя.

1.Наблюдение за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? (спит, отдыхает). Нарисовать, как дерево качается в ветреную погоду. Мешает ли дереву ветер?

2.Игра: « Деревья большие и маленькие». Понаблюдать,  как качаются и гнутся от ветра ветки.

3. Предложить детям подумать: « Какая погода больше нравиться нашему тополю? Почему?

Наблюдение за деревом.

                Январь.

               2 неделя.

  1. Какое сегодня «настроение» у тополя? Всегда ли оно такое? Можно ли определить «настроение» дерева?                  По каким признакам это можно сделать?
  2. Как можно помочь дереву быть в «хорошем настроении» зимой? Зависит ли настроение дерева      от времени года? Погоды? Результаты наблюдений зарисовать в тетради.
  3. Прочитать стихотворение А. Кондратьева «Что у дерева болит?»

Наблюдение за деревом.

                Январь.

               3 неделя.

1.Подсыпать корм в кормушки. Понаблюдать за птицами.                  Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя.  Отметить их особенности: наличие крыльев, клювов, характерная окраска. Зарисовать птиц в альбоме.

2. Игра «Кто дружит с тополем зимой? Покажи».

3. Предложить детям придумать свой герб  дереву,              по которому можно быстро определить, что это именно наше дерево.

Наблюдение за деревом.

                Январь.

               4 неделя.

1.Понаблюдать за тополем во время снегопада. Зарисовать в альбоме красоту снежного дерева. В «платье» какого цвета нарядилось наше дерево? (белоснежное).

2.На кого похож тополь в таком наряде? Предложить детям пофантазировать и свои фантазии зарисовать в альбоме.

3. Помогает ли снег дереву? (спасает корни от вымерзания, укрывает их) Тепло ли тополю в таком наряде?

4. Измерить толщину снега под деревом с помощью условной мерки. Результаты записать в таблицу. Сравнить толщину снега в декабре.

Наблюдение за деревом.

                Февраль.

               1 неделя.

  1. Наблюдение за снегом. Какого цвета снег под деревом? (белый или грязный) Плотный или рыхлый?
  2. Рассмотреть снег на солнце. Отметить, что снег     блестит, переливается. Чистый ли снег на нашем участке? Рыхлый или утоптанный? Почему? Видны ли на нем следы грязи. Вспомнить опыт проведенный в декабре.
  3. Понаблюдать, чьи следы видны на снегу? Каких птиц или животных? Как дети догадались? Предложить              зарисовать следы в альбоме.
  4. Игра « След в след» или «Разведчики».

Наблюдение за деревом.

                Февраль.

               2 неделя.

1.Наблюдать за стволом и ветками. Сравнить ствол и ветки со своим телом: ствол – туловище, ветки – руки.

2.  Ствол у тополя толстый или тонкий? Как это можно проверить? (обхватить ствол руками или взяться за руки несколько человек сразу). Сравнить со стволом боярышника. Какой у него ствол? (стволов несколько, его легко можно обхватить одной рукой).

3. Попросить детей подумать. Как можно узнать возраст дерева? (возраст дерева определяют по кольцам на спилах деревьев). Дать детям понять, что сейчас не можем  спилить наше дерево, поэтому возраст можно определить приблизительно.(Измерим окружность ствола, полученный результат делим на 5 и умножаем на2.Это и есть возможный возраст дерева).

Наблюдение за деревом.

                Февраль.

               3 неделя.

  1. Наблюдать за солнцем. Греет ли оно зимой? ( нет, зимой холодно, поэтому люди тепло одеты). Нарисовать человека в шубе и валенках.
  2. Обсудить: « Где зимой спрятались насекомые?»( под землей, под корой дерева). Что делают насекомые зимой? ( спят) Подвести к пониманию того, что солнышко не греет, насекомым холодно и нечем питаться, поэтому они спят.
  3. Есть ли на стволе дерева трещины? Какие они: большие или маленькие, глубокие или нет? Могут ли животные жить в них.
  4. Предложить детям представить, как животные живут под корой зимой и придумают свою  сказку.

Наблюдение за деревом.

                Февраль.

               4 неделя.

  1. Обратить внимание детей на то, что они растут и дерево растет тоже. Тополь живой и мы тоже живые. Попросит назвать признаки,  по которым можно сказать, что  дерево живое, только не говорит.
  2.  Можно ли ломать ветки, срезать кору? По каким признаком можно догадаться, что дереву больно. Ему плохо? ( бежит сок, опадают листочки, сломана ветка).
  3. Зарисовать расстроенное дерево в альбоме. Сравнить сломанную ветку с ранкой у человека.
  4. Предложить подумать. Как помочь дереву в таких ситуациях. Если у дерева будет порез на коре, или сломана ветка?

Наблюдение за деревом.

                Март.

             1 неделя.

  1. Продолжать наблюдать за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться?              Что едят воробьи, синицы, голуби, вороны?
  2. Рассмотреть окраску перьев синицы и вороны. Чем отличаются перья, строение тела птиц? Кто из птиц больше по размеру? Зарисовать в альбоме.
  3. Игра: « Летает – не летает». Что помогает птицам летать? Почему?

Наблюдение за деревом.

                Март.

              2 неделя

1. Наблюдать за солнцем. Много ли света оно дает?                Хорошо ли греет?

2. Рассмотреть одежду детей. Зарисовать ее в альбоме.

3. Спросить: «Почему дети сняли валенки? Теплую            одежду?» Рад ли тополь весне? Почему?

4.  Что  происходит с тополем в это время года? Какое у  него «настроение»? (веселое, радостное, солнечное).           Попросить детей сделать зарисовки в альбоме.

Наблюдение за деревом.

                Март.

              3 неделя

1.Наблюдать за таянием снега. Где он тает быстрее всего?               Почему под тополем снег тает медленнее всего ( не    хватает  солнечного света, тепла).

2. Отметить, что позднее снег тает быстрее у ствола дерева. Тополь хочет «пить», другие деревья тоже.

3. Посмотреть на соседей нашего тополя, отметить,  какие изменения произошли с ними весной. Что помогает деревьям впитывать воду? (корни).

4. Измерить палочкой глубину снега у тополя, сравнить с предыдущими измерениями. Результаты записать в таблицу.

5. Понаблюдать за снегом под тополем. (он стал рыхлый, похож на сказочные замки). Предложить детям сочинить сказку о «снежных замках».

Наблюдение за деревом.

                Март.

              4 неделя

1. Загадать детям загадку;

«На ветках – плотные комочки.                                                                                       В них дремлют клейкие листочки» (почки).

2. Наблюдение за почками. По возможности отметить дату их появлений.  Тополь проснулся. У него появились почки.

3. Предложить детям потрогать почки. Какие они?  (пушистые, гладкие, клейкие, мягкие, на руках остается желтый след). Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?. Проследить, как из почки появляется листик. Результаты зарисовать в альбом

Наблюдение за деревом.

                Апрель

               1 неделя      

1.Изучить ствол. Каким он стал? Предложить детям понюхать кору дерева  в сухую и дождливую погоду. Чем пахнет кора? ( дожде, свежестью, природой и т. п.)  

2. Предложить детям опустить кусочек коры в воду и понаблюдать, что происходит. Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находиться воздух? (В коре много мелких полостей, которые не пропускают тепло и холод). Вспомнить вместе с детьми о своих «дутых» куртках и сапогах – в них тоже есть воздух.

3. Исследовать кору. Есть ли на дереве дупла и трещины? Какие они: большие или маленькие, глубокие или нет? Может ли кто-нибудь жить в них?

4. Предложить детям представить, как живут животные в своих домиках в коре нашего тополя? Сочинить о них сказку.

Наблюдение за деревом.

                Апрель

               2 неделя      

1. Наблюдение за ручейками на участке. Откуда берутся ручейки, лужи? ( снег тает, превращается в воду, земля не успевает быстро впитывать тающий снег).

2. Выяснить, куда бегут  ручейки: по направлению к   тополю или нет. Предложить детям изготовить кораблики. Проверить,  принесут ли ручейки кораблики к тополю или нет.( нет) Почему? (Наш тополь стоит немного выше, чем наш участок).

3. К каким деревьям бежит наш ручеек? ( к кустам акации).

Наблюдение за деревом.

                Апрель

               3 неделя

1 Изучить почву  под деревом. Спросить детей: «Живет ли кто-нибудь под нашим деревом?» Раздать детям лупы и комочки земли, собранной у ствола. Все кого обнаружат дети, связаны с нашим деревом. Отметить, что многие                       животные улучшают почву, из которой добывают пищу.

2.  После таяния снега понаблюдать за опавшими листьями. Вспомнить какими они были осенью. (посмотреть в альбоме). Сравнить и отметить изменения.

3. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает. Объяснить детям, что все ценные питательные, которые были в листьях. вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

Наблюдение за деревом.

                Апрель

               4 неделя

!. Обсудить любит ли тополь дождь. Может ли дождь напоить дерево? Какое  «настроение» у тополя во время дождя. Зарисовать результаты наблюдений в альбом.

2. Перед дождем проверить,  не появились ли под деревом дождевые черви. Дать детям понять, что черви рыхлят землю и поэтому ловить, а тем более убивать их нельзя, даже если они вам не приятны.

3. Положить червяка на солнечный участок. Предложить детям рассмотреть его. Какой он? (мокрый, скользкий).                     Объяснить детям, что слизь помогает этим подземным жителям передвигаться в почве и сохранять влагу.

4. Меняется ли цвет коры, листьев после дождя? Помогает ли дерево каким-нибудь животным укрыться от дождя? Чьим зонтиком можно назвать дерево? Зарисовать результаты наблюдений в альбом.

Наблюдение за деревом.

                Май

             1 неделя

1.Исследовать листья. Предложить детям погладить листочек руками. (сначала сверху, потом снизу). Какой он: гладкий, колючий, шершавый? Потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Твердый или мягкий? Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с выемкой? Что или кого напоминает форма листа? Результаты исследований занести в тетради.

2.  Какого цвета листья нашего тополя? Светло – зеленые или темно – зеленые? Есть ли на них пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли листочки одинаково окрашены? Предложить выбрать фломастеры или карандаши только того оттенка зеленого,  который совпадет с цветом листа. Сколько оттенков зеленого можно насчитать?

3. Провести опыт. Положить листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски». Солнце светит по-другому  и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становиться заметнее.

Наблюдение за деревом.

                Май

             2 неделя

1.Проверить влажность почвы. Взять палочку и попробовать воткнуть ее в землю у дерева. Легко или трудно это сделать? Почему?

2. Рассматривание комочка земли под тополем. Где растет наше дерево. Что находиться вокруг ствола: асфальт, каменная решетка или земля? Отметить, что наш тополь растет в камнях и цементе. Как думают дети, где лучше расти дереву: там, где больше земли, травы, или там, где сплошной асфальт?(асфальт не дает корням дышать, что ухудшает условия  жизни  дерева).

3. Предложить детям подумать, как можно помочь дереву. «Покормить»  его (закопать под деревом остатки кожуры разных овощей и фруктов). Объяснить  детям, что растениям, как и всем нам,  нужно хорошо питаться.  Чем больше  разной  «еды» будет в земле, тем лучше чувствует себя дерево.  

Наблюдение за деревом.

                Май

             3 неделя

1.Мы умеем разговаривать. А деревья? Как они могут это делать? Попросит детей выяснить, часто ли наше дерево шумит листвой? В какую погоду оно «молчит». А в какую шумит громко, кажется рассерженным? В какое время года оно  чаще бывает молчаливым? О чем оно шумит? Попросить детей постаять под деревом, закрыть глаза, послушать его шелест. Что он напоминает?

2. Рассказать детям или прочитать в книгах, как человек использует тополь. Нарисовать в альбоме предметы, изготовленные из его древесины. Спросить детей, есть ли у них дома вещи, сделанные с использованием нашего тополя? Часто ли они пользуются ими? Можно ли наше дерево считать лекарственным, декоративным?

3. Провести опыт с древесиной. Опустить деревянные брусочки в миску с водой. ( почему они не тонут?). Попробовать  бруски разломать, постучать . (древесина твердый, достаточно прочный материал). Отметить, что древесина легко загорается и горит.

 

 Наблюдение за деревом.

                Май

             4 неделя

  1. Праздник « День тополя». Поиграть вокруг дерева, пригласить в гости «солнышко», «дождик». Прочитать детям стихи о деревьях, о природе.  
  2. Предложить детям вспомнить все, что дети узнали о тополе. Сочинить и оформить сказку или интересную историю на тему: « Что было бы, если бы….»  
  3.  Провести вместе с детьми экскурсию для малышей. Рассказать малышам о нашем дереве, о том, как его нужно беречь. Попросить их заботиться о нашем тополе, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой и т. п.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры как части культуры личности.

Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание  основ экологической культуры....

Воспитание экологической культуры как части культуры личности.

Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание  основ экологической культуры....

Творческая работа по теме: «Цели и задачи экологического воспитания. Человек-часть природы»

Особое внимание при формировании экологической культуры детей следует обратить на значимость полезной деятельности в природе. Именно в практической деятельности, направленной на сохранение и улу...

Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка

Статья рассказывает об экологическом воспитании дошкольника как части познавательного развития ребенка....

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мы-часть природы» (первая младшая группа)

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторг...

Видео лекция "Содержание экологического образования дошкольников". часть 1

https://youtu.be/0ueKkMgDDjYМатериалы предназначены для студентов СПО по курсу "Теория и методика экологического образования дошкольников"...