Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данный материал преднозначен для работы с детьми старшего возраста.Соответсвует ФГТ позволяет доступно и занимательно познакомить детей с искусством.Дать понять жанров живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_popova.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

  Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с подгруппой детей            старшего возраста (5-6 лет)

                Тема: «Образ осенней природы в живописи»

                        Автор: Попова Нина Ивановна                                        

                                                   Санкт-Петербург

                                                                2013

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

Направление: «Познавательно – речевое»

                         «Художественно-эстетическое»

Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель: Закреплять знания детей о пейзаже, как жанре живописи.

Задачи:
«Коммуникация»:

Развитие связной речи; продолжать работу по обогащению словаря; побуждать детей интересоваться смыслом слов; развивать свободное общение  со взрослыми и детьми, совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

 «Познание»

Уточнить представление о пейзаже как об одном из видов живописи.

«Чтение художественной литературы»

Приобщать детей к словесному искусству; вызвать интерес к поэтическому жанру

«Музыка»

Развивать у детей интерес и любовь к музыке, вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки

 «Социализация»

Побуждать детей к самостоятельности в игре через эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

«Художественное творчество»

Воспитывать творческую самостоятельность

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

Предварительная работа: Беседы об осенней природе; наблюдение ранней и поздней осени; рассматривание репродукций, картин, открыток; организация настольно-печатных игр  «Русские узоры», «Цвета», «Радуга», « Четыре времени года»; рисование на темы осенней природы; просмотр DVD ; чтение и разучивание стихов про осень

Используемые технологии: Здоровьесбережение, технологии интегрированных занятий, игровые технологии, детское исследование( творческое)

Оборудование:

Репродукции картин И .Левитан- «Золотая осень»,» Слободка», И. Грабарь- «Рябинка», И. Остроухов –«Золотая осень», Васильев- «Болото в лесу»; художественная литература- А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало..», «Унылая пора», Плещеев « Осень наступила…», магнитофон, CD c записью П.И .Чайковского « Времена года»(цикл «Октябрь»); конверты с открытками, волчок, шоколадные медали

Форма организации : подгрупповая

Ход совместной деятельности педагога с детьми:

Выставка репродукций картин классиков-осенние пейзажи ,картины детского содержания на осенние темы

Звучит музыка П. И. Чайковского» Времена года»( «Октябрь»)

Воспитатель

Предполагаемые ответы детей

Не только в природе мы наблюдаем красоту осенней природы, но и в живописи художники отразили свои наблюдения и впечатления . На этих пейзажах мы видим всю красоту ,разноцветье,  пышность, богатство и разнообразие осени. Поэты писали стихи об осени .А.С. Пушкин очень красиво и поэтично написал : « Унылая пора! Очей очарованье!» Осень действительно пора унылая, грустная, но имеющая своё очарованье. Кто вспомнит эти прекрасные строки

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

В этом стихотворении говорится об осени

Какое время года мы видим на картинах?

Осень

Почему вы так думаете?

На картине много жёлтого цвета

Правильно у каждого времени года свой цвет.

Как вы думаете какой цвет у зимы?

Белый, голубоватый, серебристый

        

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

А у весны?

Зелёный, голубой

А у ранней весны присутствует белый- это снег

Отлично! А у лета?

У лета красный, жёлтый, синий, голубой, зелёный

У лета много цвета

Как поэтично сказано. Но на этих картинах художники изобразили  осень , что мы видим?

Деревья стоят жёлтые, красные, багровые

А на этой картине деревья стоят почти голые

Попробуйте описать картину, пользуясь знакомыми стихами

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.. 

Верно , осень бывает разная : ранняя и поздняя. Обратите внимание на эту картину. Как она называется?

-Эта картина называется «Золотая осень».

-Кто художник?

Художник Левитан

-Что можно сказать о картине : это пейзаж, натюрморт или портрет? Как вы это определили?

-Это пейзаж.  

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Да, это осенний пейзаж.

К какому периоду осени он относится?

Осень. Это ранняя осень.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

Мы можем по картине определить погоду?

Да, погода ясная, солнечная, теплая, безветренная

Почему вы так думаете?

-Небо голубое,  деревья в «золоте»

-Березы яркие под солнцем

-Нет ветра, по небу плывут белые облака, березы не качаются..

-А трава еще зеленая

-Какое настроение от этой картины?

-Веселое

-Радостное

-Праздничное

-Посмотрим на эту картину, она тоже называется «Золотая осень» - они одинаковые?

-Нет, не одинаковые

-Это картина И.Остроухова. У него изображена природа в утренние часы : тихо, туманная дымка, деревья видны не четко.

И еще: Левитан не вырисовывает каждый листок, мы узнаем березы по кроне, по белому стволу, а Остроухов вырисовывает каждый кленовый листик, показывает красоту и своеобразие кленовых листьев. Художники написали свои картины ,используя разные приёмы. Нам уже знакомы картины Левитана, Васильева, Грабаря и мы уже умеем их различать по манере «письма» , по деталям. По яркости красок

 

Попробуйте изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Не забудем и про пальчики

Пальчиковая гимнастика. Осень».

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

(с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Ребята. Подготовимся к игре « Что? Где? Когда?» Разложите на столе конверты. Открывать их не нужно, в них репродукции картин, открытки . Разделимся на две команды и выберем капитанов. Объясняю правила игры. Капитаны по очереди подходят к главному столу и крутят волчок, берут конверт , на который показывает стрелка и идут к соей команде. Команда обсуждает, что и как лучше рассказать о той картине, что лежит в конверте Нужно выбрать того, кто будет отвечать

Вам нужно назвать жанр картины, объяснить ответ ( можно стихами  Кушнера) Назвать художника и картину

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Московского района г. Санкт-Петербурга

Проведение игры «Что? Где? Когда?». За каждый правильный ответ команда получает карточку. Та команда, которая наберёт большее количество карточек , выигрывает. По окончании игры все дети получают медали, проходят круг почёта

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...