План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Лентяю что ни день, то праздник"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Людмила Александровна

план-конспект непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками в образовательной области "Труд" через интеграцию образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lentyayu_chto_ni_den.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Лентяю что ни день, то праздник»

(для детей подготовительной группы)

Программное содержание:

  • Познакомить детей с моральными качествами о трудолюбии.
  • Продолжить формировать у детей положительное отношение к трудовым действиям и отрицательное к лени.
  • Приобщать детей к пониманию значения пословиц о труде, связывать значение пословиц с определенной ситуацией.
  • Сформировать представление о басни с ее жанровыми особенностями. Развивать умение усваивать последовательность развития сюжета.
  • Обсудить и закрепить черты характера: трудолюбивый, ленивый.
  • Развивать элементарные художественно-исполнительские навыки детей в процессе драматизации на основе одного из эпизодов басни.
  • Прививать чуткость к образному строю языка.

Оборудование: рисунки «Труд и лень», наборы картин «Чем пахнут ремесла», наборы иллюстраций народных умельцев. Маски стрекозы и муравья для драматизации басни.

Литературный ряд: Басня «Стрекоза и муравей».

Музыкальный ряд: аудиозаписи песни «Антошка» В. Шаинского, «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Три чуда», «Белка», «Царевна Лебедь» Н. Римского-Корсакова.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок о труде «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и т.д. Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей», рассматривание иллюстраций к басне. Чтение книг с пословицами и поговорками о труде: «В большом деле и маленькая помощь дорога»

Логика проведения непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, сегодня по дороге в детский сад, я услышала необычный разговор. А спорили между собой ТРУД и ЛЕНЬ. Они не могли выяснить, кто из них важнее. Давайте поможем им разобраться. А вот они и сами (показ картинок).

В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «нехочухи». В этом случае человеку ничего не хочется делать и нас держит в цепких лапах ЛЕНЬ.

  • А вы хотели бы дружить с ЛЕНЬЮ? Почему? Хорошо ли живется человеку, которому ничего не хочется

«Кто ленится, тот не ценится». Но как гласит русская народная поговорка «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

  • Ребята, как вы понимаете смысл этой поговорки?
  • Как сказать о человеке, который любит трудиться? Трудолюбивый, труженик (ответы детей).
  • Вспомните, какими словами говорят о людях, которые все умеют делать хорошо? «Золотые руки», «рукодельница», «мастер своего дела» (ответы детей).
  • Ребята, есть ли среди ваших знакомых трудолюбивые люди? Расскажите о них.

А теперь посмотрите на эти картинки. Да, действительно, людей, которые хорошо знают и умело выполняют свое дело, называют «мастерами своего дела». Как вы думаете, кого в нашем детском саду можно назвать мастером своего дела, про кого можно сказать, что у него «золотые руки»? (ответы детей).

  • Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? Чему учат эти пословицы? (ответы детей).
  • «То, что достается без труда не приносит счастья никогда». Расскажите о вещах, которые вы сделали своими руками.
  • Что вы испытываете после такой работы?

«Птицу узнаешь в полете, а человека в работе»

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда по работе того или иного человека вы чувствовали, что это за человек?
  • Давайте вспомним сказки о трудолюбивых людях, животных? (ответы детей). – «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Златовласка», «Три поросенка» и т.д.
  • Ребята, а почему вы не захотели подружиться с ленью? Она вам понравилась или нет? Почему? (ответы детей) – она прилипчивая, в ногах путается, связывает руки, а если голову обхватит – спать повалит.
  • Как называют человека, который неохотно берется за дело или старается вообще ничего полезного не делать (лодырь, лентяй, неумеха). Не любили в народе лентяев, смеялись над ними. Про них говорили так: Спишь, спишь, отдохнуть некогда» Люди старались объяснить лентяю, что без работы жить скучно и стыдно.

А вот сейчас послушайте интересную историю – песенку «Антошка» (обсуждение).

  • Мы послушали интересную историю. В ней ведется разговор между ребятами и Антошкой.
  • Что предложили ребята Антошке?
  • Что он ответил?
  • И что, охотно согласился Антошка?
  • Что о нем можно сказать?

Ребята, посмотрите на картинку. Герои какой басни изображены на ней?

Давайте вспомним басню И. Крылова «Стрекоза и муравей». Басня – это поучительная история. Басни люди стали придумывать очень давно. В баснях часто говориться о животных, но подразумеваются люди.

Чтение басни «Стрекоза и муравей». Беседа по прочитанному.

  • Что высмеивается в басне «Стрекоза и муравей»?
  • О ком говорится в басне?
  •  О чем просила стрекоза муравья?
  • Подумайте, о каком человеке можно сказать, что он как Муравей из басни? ( труженик, трудолюбивый)
  •  Сейчас попробуем рассказать басню по ролям. Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью. Подумайте, каким голосом говорила Стрекоза, когда рассказывала о летних забавах.

Драматизация басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»

  • Да, ребята, только хорошо выполненный труд, приносящий пользу, может дать почувствовать радость заслуженного отдыха. Недаром в народе говорят: «Сделал дело – гуляй смело», «Делу время – потехе час».
  • А теперь давайте попробуем изобразить ТРУД и ЛЕНЬ красками. Какие для этого вы выберете цвета? Почему?

Изобразительная деятельность (рисование) ТРУД и ЛЕНЬ.

  • Да, ребята, все живое в природе, частичкой которого мы с вами являемся – трудится. Я уверенна, что лени нет места среди нас. Ведь истинное сокровище людей – умение трудится. Теперь давайте соберем всю «лень» в мешок и постараемся избавится от нее.

И. Крылов

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

(Бася)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...Я без души

Лето целое все пела. -

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...