Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сухушина  Ольга Владимировна

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром  в старшей коррекционной группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром  в старшей коррекционной группе.

Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цели и задачи:

  • Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;
  • Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
  • Дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;
  • Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
  • Воспитывать бережное отношение к животным;
  • Развивать мелкую моторику  рук, побуждать к творчеству и самостоятельности.

Словарная работа: дикие животные, берлога, дупло, нора

Оборудование:  картинки с изображением осенних  признаков; снежинки, разноцветные  листочки из цветной бумаги (дубовые, кленовые) иллюстрации с изображением диких животных: зайца, лисы, волка, медведя, белки, ежа, загадки в корзинке на осенних листочках, желудях, шишках.

Наглядный материал: заводная птица, письмо, изображение осеннего пейзажа, силуэты животных (белка, заяц, медведь, еж, волк).

Раздаточный материал: клей-карандаш, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, ячневая, просо).

Ход занятия.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень к нам пришла.

Дефектолог: Ребята, о  каком времени года говорится в стихотворении? (об осени) А вам нравится осень?

Дети: ответы

- А какие признаки осени вы знаете?

Дети: часто идет дождь, на улице становится холодно, листья на деревьях желтеют и опадают.

- А какие три осенних месяца вы знаете?

Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Дефектолог: правильно ребята! Вы все хорошо знаете осенние месяцы.

Дефектолог: Ребята, вы сказали, что зимой часто дует ветер.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги.

Ход: предложить детям устроить листопад, сдувая листочки с ладони.

Листопад, листопад,

Листья кружатся, летят!

Разноцветные, резные,

Словно кистью расписные…..

                          А. Рябинка

Дефектолог: Ребята осень бывает ранняя, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. И я знаю,  в такую погоду люди начинают готовиться к зиме. К зиме готовятся не только люди, но и дикие  животные.

Дефектолог:  Ребята, а что у нас спрятано под деревом?

Дети: корзина.

Дефектолог: Давайте посмотрим, что в ней лежит. Листочки, шишки, грибочки, а на них загадки, которые нам надо отгадать.

 Дети отгадывают загадки, а изображения животных вывешиваются на доску.

 Загадки.

 1. Зверь мохнатый, косолапый, сосёт в берлоге лапку. (Медведь)

 2. Кто по ёлкам ловко скачет, и взлетает на дубы,  кто в дупле орехи прячет,

 сушит на зиму грибы. (Белка)

  3. Кто зимой холодной ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

  4. Косоглазый, маленький, в белой шубке в валенках. (Заяц)

5. Хвост пушист, быстра сноровка, золотисто-рыжий мех. Если голодно, плутовка кур считает лучше всех. (Лиса)

Дефектолог: Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Работа на магнитной доске.

Дефектолог: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).

Дефектолог:  Кто это?

(волк, заяц, медведь, белка, еж, лиса)

Дефектолог: Молодцы!

Дефектолог: Как можно назвать, одним словом этих животных?

Дети: Дикие животные

Дефектолог: Почему их так называют?

Дети: Дикие животные живут в лесу и они сами себе добывают еду.

Дефектолог: Молодцы!

Дефектолог: А теперь давайте узнаем,  как готовятся к холодной зиме звери в лесу?

Дефектолог: Какие запасы на зиму делает белка, вы знаете, ребята?

Дети: Белка собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди.

Дефектолог:  Изображение белки с запасами вывешивает на доску. Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на белую.

Дефектолог: Изображение  медведя в берлоге. Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме (берлоге), которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.

Дети: Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Дети: Ежик.

Дефектолог: А где он прячется?

Дети: В норе.

Дефектолог: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Дефектолог: А как же заяц готовится к зиме?

Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: чтобы прятаться от врагов.

Дефектолог: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кушает заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

Дефектолог: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Дети: Это хищные звери: лисы и волки.

Дефектолог: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети: Да, они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех.

Физкультминутка

Оборудование: Мячик - ежик        

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю

Между ладоней.

Взад - вперед его гоняю.

Смена рук.

Им поглажу я ладошку

Катают взад - вперед.

Будто я сметаю крошку.

Смена рук.

И сожму его немножко,

Сжимают.

Как сжимает лапу кошка.

Смена рук.

Каждым пальцем мяч прижму.

 Нажимают пальцами на мяч.

И другой рукой начну.

 Смена рук.

А теперь последний трюк : «Мяч летает между рук»!

  Перебрасывание мяча из руки в руку

Дефектолог: кто это в окошко стучится, в окошко просится? (Заношу птицу с письмом). Да это же синичка к нам прилетела. Письмо нам принесла

Дефектолог: Письмо от наших друзей – лесных зверей. Они пишут, что хорошо им жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли звери тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.

- Вы же добрые ребята, вы поможете зверям.

Дефектолог: Я предлагаю вам стать портными и сшить шубки для зверей из различных круп. Какие крупы вы видите? (Гречневая крупа, манная крупа, пшено). Выбирайте, кому вы будете утеплять шубку. (Ребята выбирают силуэты животных)

Индивидуальные вопросы:

- Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)

-  Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)

 - Из чего ты будешь её делать?  (из манной крупы)- Какого цвета шубка у белочки?

Практическая работа.

(На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).

Дефектолог: Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили зверям.  Работы детей вывешиваются на доску.

Дефектолог: Вы устали, давайте немного поиграем с мячиком. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам снежинку.

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам снежинку.

Дефектолог. Дети

1. С какими  животными  мы с вами сегодня знакомились?  С медведем, волком, зайцем, лисой, ежиком.

2. Кто из животных спит зимой? Зимой спят медведь, ежик.

3. Где спит медведь? Медведь спит в берлоге.

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

5. Какие животные являются врагами для зайца? Волк и лиса

6. Где живет белочка? Белочка живет на дереве в дупле.

7. О чем мы говорили на занятии? Как дикие животные готовятся к зиме.

Дефектолог: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо работали…. (называю имена детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".

1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в подго-товительной группе «Родословная – старинная русская традиция»

Задачи: Закреплять представления детей о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий.Воспитывать уважительное отнош...

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим в 1 младшей группе

Расширить знания  детей о том, чем питаются животные; активизировать соответствующий словарь: "морковка", "капуста", "репка", "яблоко" и др.; учить употредлять слова в разных грамматических форма...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»

Программные задачи. Воспитательные:- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым з...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»

«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда  обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе коррекционной направленности «Приключения Карандаша Карандашовича и друзей»

Образовательная область: познавательное развитиеНаправление развития: опытно-экспериментальная деятельность  Программное содержание:уточнить и обобщить представления детей о свойст...