Главные вкладки

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у Домовёнка" (познавательно-речевое развитие).
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Мельнова Наталья Николаевна

    Вариант проведения открытого занятия в подготовительной к школе группе для детских садов, реализующих программу Князевой О.Л., Маханёвой М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_v_podg._gruppe.docx22.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе:

    « В гостях у Домовёнка».

    (познавательно-речевое развитие)

    Разработала:

     Мельнова Наталья Николаевна,

    воспитатель 2-й квалификационной категории

    МБДОУ № 15 «Теремок»

    Ковровского района

    Программное содержание:

    - обобщить представления детей о традициях русского народа, о предметах быта и культуры;

    - формировать интерес к истории предметов русской старины, к русским народным играм;

    - продолжать знакомить с народными песнями, закличками, пословицами, небылицами, прибаутками;

    - учить бережно относиться к традициям русского народа;

    - закреплять умение составлять слово из букв; подбирать к существительному слова, обозначающие признаки предметов и действия; решать задачи;

    - отрабатывать интонационную выразительность речи;

    - развивать диалогическую речь;

    - совершенствовать развитие высших психических функций: внимание, мышление, память;

    - воспитывать любовь к семье, семейному очагу и дружеское отношение между детьми.

    Предварительная работа:

    - беседа о старинной утвари;

    - занятие на тему «Бабушкин сундук»;

    - экскурсии в русскую избу;

    - разучивание русских народных песенок, прибауток, небылиц, потешек, пословиц, поговорок;

    - рассматривание альбома «Народные промыслы»;

    - разучивание русских народных игр.

    Оборудование: оформление зала; костюмы (ведущий, девочки, мальчики, Богатыри, Домовёнок); сундук ( самовар, утюг, рушник, скатерть, рубаха);  муляж яблони, спортивный ивентарь (канат, мешки, спортивные палки, подушки); спицы; нитки, пяльцы, мулине; музыкальные инструменты; разрезные картинки; буквы; угощение.

     

    Дети подготовительной группы заходят в зал под музыку и встают вокруг стола.

    В.: Здравствуйте ,люди добрые!

    Реб.: Здравствуйте, гости дорогие!

              Рады гостям, как добрым вестям!

              Честь и почтение – всем без исключения!

    В.: Мы приглашаем всех – и взрослых, и детей отдохнуть в гостях у домовёнка, окунуться в атмосферу старины, почувствовать и посмотреть, как тогда жили люди и проводили свой досуг. Посмотрите вокруг как здесь красиво и интересно.

    Реб.: Красота земли нашей русской

             Необъятна, привольна, нежна.

             И традиции нашей России

             Не забудет народ никогда!

    Реб.: Живи, процветай, родная держава,

              Для нас ты будешь всегда величава!

    Дети подходят к печи, за печкой прячется Домовёнок.

    В.: Самым главным и почётным местом в избе, конечно же была …….,а что, угадайте мою загадку:

    Когда в ней жарко – тогда и варко. ( Печка )

    Правильно, ребята, это печь. Дети очень любили играть на печке, греться после беготни на улице, а хозяйки славились своим мастерством печь пироги.

    За печкой раздаётся шорох и оттуда выходит Домовёнок.

    В.: Домовой за печкой жил,

          С ребятишками дружил,

          Он хозяйке помогал,

          Всех гостей он развлекал.

          Он за печкою сидит,

          Иногда слегка ворчит,

          А вообще он удалой,

          Самый лучший в мире Домовой!

    Выходит из-за печки Домовой.

    Д.: Здравствуйте, ребята! Пожалуйте ко мне в гости.

    Дети здороваются.

    В.: Дети, давайте посмотрим на нашего Домовёнка и скажем, что в нём необычного?

    Дети сравнивают одежду Домовёнка со своей.

    Д.: Я горжуся стариною,

          Стала мне она родною.

          Вечно радует кого-то

          Наших бабушек работа.

    В.: Домовёнок, а что у тебя в руках?

    Д.: Это противень.

    Сейчас мы поставим его в печь. Но чтобы открыть печь и достать готовые пирожки, вам нужно, ребята, отгадать ключевое слово. Я приготовил для вас 5 заданий. За каждое, правильно выполненное задание, вы получаете букву, а из букв вы должны составить ключевое слово, тогда  мы сможем открыть нашу печку и я вас угощу вкусными пирожками. Готовы  выполнять мои задания?

    Дети садятся за столы на лавки.

    В.: Печь и грела и кормила, а помогали хозяюшке угощение славное готовить нехитрые предметы крестьянского быта. Ребята, а кто из вас видел их у бабушки в деревне, назовите, как называется старинная посуда?

    Ответы детей(горшок, самовар, чугунок, чашка и т.д.)

    Д.: Вот вам первое задание: назовите из какого материала сделана эта посуда?

    Ответы детей ( глина ,чугун, дерево, железо)

    Д.: правильно, а теперь расставьте посуду на свои места: на первую полку – глиняную посуду, на вторую – чугунную, на третью – деревянную, на четвёртую – железную посуду.

    Работают 4 человека у печки.

    Д.: Молодцы какие, вы справились с первым заданием, получайте первую букву! ( У )

    В.: подходит к люльке. Много дел было у хозяйке в избе: и печь истопить, и обед сварить, и малых детишек спать уложить.

    Звучит колыбельная песня в исполнении девочки.

    Девочка: Люли, люлюшки, люли,

                      Прилетели гули,

                      Они сели на кровать,

                      Гули стали ворковать, (2 раза )

                      Мою дитятку качать.

    В.: Но вот наступал вечер, все дела сделаны. Собирались красны девицы в избе, рассаживались на лавки и занимались рукоделием.

    В.: Чем занимаются наши рукодельницы?

    Ответы детей ( вяжут, вышивают, прядут нитки, ткут полотно). Девочки – рукодельницы рассказывают, что им требуется для каждого занятия.

    П.: Для того, чтобы вязать, мне нужны спицы и нитки. И т.д.

    Д.: Пока девочки рукодельничают, решите-ка мою задачку:

    Дарит бабушка – лисица трём внучатам рукавицы:

    Это вам на зиму, внуки,

    Рукавичек по три штуки.

    Берегите, не теряйте-

    Сколько всех, пересчитайте!

    Ответ детей – 6 рукавичек.

    Д.: И с этим заданием вы справились прекрасно, так держать! Получайте вторую букву ( Х ).

    В.: Вещи старинные и свои изделия мастерицы хранили в сундуке. У нас тоже есть сундук, а что в нём хранится, вы узнаете, отгадав загадки от Домовёнка:

    Д.: 1. Этот предмет нагревали на углях и гладили им одежду. ( Утюг )

    Воспитатель достаёт из сундука конверт с разрезной картинкой, тот ребёнок который дал ответ, составляет картинку, а воспитатель после этого демонстрирует утюг, который был на Руси.

          2. У пузатого у Фоки постоянно руки в боки,

               Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит. ( Самовар )

    Воспитатель проделывает ту же работу.

          3. Её одевали мужики. Летом в ней было не жарко, а зимой не холодно. ( Рубаха )

          4. Её накрывали стол и сундук. Вязали или шили её из льна.               ( Скатерть )

          5. Им украшали красный угол, берегли и передавали по наследству, вытирали руки. ( Рушник )

    Воспитатель отдаёт разрезную картинку и демонстрирует рубаху.

           4. Ими накрывали столы и сундуки, их вязали или шили из льна. Что это? ( Скатерть )

    Д.: За хорошую работу отблагодарю вас третьей буквой ( В )

    В.: Изба русская была просторная, много народу в ней жило, семьи были большие, одни родственники по всей деревне жили. Когда собирались все вместе на праздник, ох, и весело было! Пели, плясали, на музыкальных инструментах играли. Хотите в нашей избе устроить праздник?

    Выходите, инструменты вы берите:

    Ложки расписные, дудки заливные,

    Бубны и трещётки, заиграем звонко!

    Дети подходят к столу, берут инструменты и исполняют музыкальный оркестр.

    Д.: Весело в нашей избе. Вот вам  и четвёртое задание. Расскажите мне небылицы, да шутки-прибаутки, если знаете?

    Ответы детей:

    Лошадь ела кашу, а мужик овёс,

    Лошадь села в сани, а мужик повёз

    Федя – Бредя съел медведя,

    Упал в яму, крикнул маму: «МА – МА».

    Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек,

    Свесил ножки на песочек, сунул носик под кусточек - спрятался.

    Д.: Великолепно, ваши ответы принесли мне много радости! Держите четвёртую букву ( А )

    В.: Всегда русский народ славился своей силой и своими русскими богатырями. Посмотрите на эту картину, которую написал В. Васнецов, называется она «Богатыри». Ребята, вы хотите, чтобы эти богатыри ожили? Закройте глаза.

    Звучит музыка, входят три богатыря.

    1Б.: Мы пришли к вам посмотреть, какие вы сильные и здоровые. Зарядку по утрам делаете?

    2Б.: А про богатырские яблоки слыхали?

    3Б.: Почему мы такие сильные? Потому что зарядку делали и богатырские яблоки отведовали.

    В.: Давайте, ребята, покажем богатырям, какие мы сильные и здоровые. Ведь у нас тоже яблонька в саду выросла, а на ней богатырские яблочки. Сейчас мы подойдём, сорвём яблоко, а ведь оно не простое, с заданием. Мы всё должны выполнить и Домовёнок нас отблагодарит  последней буквой.

    На ватмане нарисована яблонька, на ветках - съёмные яблоки. На обратной стороне – задание. Дети выполняют задания в виде соревнования с Богатырями.

    1. Кто дольше палку удержит.

    2. Бег в мешках.

    3. Ходьба гусиным шагом.

    4. Перетягивание каната.

    Д.: Такого я ещё нигде не видел! Вы поработали на славу! Получайте от меня последнюю букву!

    В.: Вот теперь мы собрали все буквы, давайте прочитаем, какое слово у нас получилось?

    Дети читают слово «УХВАТ»

    Отгадали, Домовёнок, мы твоё слово!

    Домовёнок садится около печи, воспитатель с детьми подходят к нему.

    Д.: Молодцы, дети! Справились со всеми моими заданиями , показали, какие вы стали умными, сильными, смекалистыми. Получайте подарок от печки.

    Берёт ухват и достаёт пироги.

    В.: Хлебом, солью вас встречаю,

          В горницу всех приглашаю:

          Чай попить, блинов отведать,

          Мысли нам свои поведать,

          Посидим мирком

          Да поговорим ладком!

    Все идут пить чай и на обсуждение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В математическом королевстве кота Леопольда"

    Конспект открытого итогового занятия по математике в подготовительной к школе группе....

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе « Школа пешеходов»

    Данное занятие поможет :1.Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей ...

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе №3 на тему: «Гости из школы»

    Тема: «Гости из школы»Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по развитию логического мышления « Путешестви в Простоквашино».

    Цель: Создать условия для развития, сообразительности, внимания, логического мышления, активности, направленной на поиск способов решения поставленных задач.Задачи: Развивающие:Совершенствовать навыки...

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе ДОУ Тема: «Развитие быстроты реакции, как отдельного вида скоростных способностей у детей дошкольного возраста»

    Цель: Развитие быстроты реакции у детей в возрасте 6-7 лет, в рамках занятий по физической культуре в детском саду. Задачи: ОО «Физическое развитие»1.     Раз...