Методическая разработка по экологии : Перспективное планирование работы по теме: Ознакомление дошкольников с миром неживой природы и космосом"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Козлова Валентина Сергеевна

Мир неживой природы и космос - достаточно интересная тема для дошкольников. С объектами неживой природы дети сталкиваются каждый день: воздух, вода, почва, космические объекты. Но они не всегда уделяют этим объектам должного внимания, иногда просто не замечают окружающие их предметы. Но ведь именно объекты неживой природы создают уникальность нашей планеты. Определённый состав воздуха, вода и состав почвы, расположение планеты относительно Солнца обеспечивают жизнь живых существ на планете Земля. Прежде чем знакомить детей старшего дошкольного возраста с Галактикой "Млечный путь", детей среднего дошкольного возраста нужно познакомить с объектами неживой природы на планете Земля. Знакомство с объектами происходит в процессе игровой и опытно-экспериментальной деятельности.

Перспективное планирование включает периоды с сентября по май включительно. Материал распределяется по неделям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

             Методический разработка по экологии

Перспективное планирование работы по теме: «Ознакомление

        дошкольников с миром неживой природы и космосом»

                               (средний дошкольный возраст)

        Сентябрь

       Октябрь

       Ноябрь

1 – 2 недели

Игры с песком

(рассказ о свойствах песка:

бывает сухой и мокрый (влажный, сырой). Сухой песок – цвет светло-жёлтый, сыплется струйкой, не лепится.

Сырой – по цвету темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть.

3-я неделя

Ежедневные наблюдения за погодой и обучение приёмам фиксации наблюдений в календаре погоды.

Продолжение игр с песком.

Знакомство с Солнцем:

Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара. Солнце яркое, даёт много тепла и света.

Знакомство с явлением «свет» и «тень».

4-я неделя.

Наблюдение за Солнцем:

где находится утром, а где вечером; восход и закат (фиксация по режимным моментам) – проводится в каждом месяце.

1-я неделя

Сбор коллекции камней (совместно с родителями).

Рассматривание камней (форма, цвет, размер, поверхность (гладкая, шершавая), сравнение по весу, округлости.

2-я неделя

Знакомство детей с глиной: глина не сыплется, состоит из частичек, частицы глины собираются в комочек, глина бывает сухой и мокрой. Сухая глина – твёрдая, похожа на камень, но не прочная, при ударе разбивается на куски. Мокрая глина – липкая, вязкая, мягкая, легко лепится.

Лепка из глины – «Игрушки»

3-я неделя

Наблюдение за погодой, фиксация наблюдений в календаре погоды. Наблюдение за Солнцем через защитные очки и экран (какую имеет форму, наблюдение солнечной короны.

4-я неделя

Работа с солнечным календарём (отмечаем солнечные дни)

1-я неделя

Сравнение глины и камней.

Камень –сухой и твёрдый, не меняет своей формы, из него нельзя лепить.

Глина – влажная и мягкая, в ней можно делать ямки, влажную глину можно разорвать на части, она меняет свою форму, легко лепится.

2-я неделя

Знакомство с мелом и углём.

Мел и уголь твёрдые, но хрупкие, легко ломаются, раскалываются на части. пачкают руки, оставляют следы на бумаге, доске, асфальте.

3-я неделя

Наблюдение за погодой, отметка в календаре погоды.

4-я неделя

Работа в уголке природы – посадка зёрен пшеницы в разную среду (песок, глина, почва) для проращивания, наблюдение за ростом.

В течение месяца – работа с солнечным календарём.

В конце месяца – выводы о количестве солнечных дней в месяце

      Декабрь

      Январь

      Февраль

1-я и 2-я недели

Знакомство с Солнечной системой: глобус – модель Земли. Почему глобус разноцветный? Движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Почему Земля не падает?

3-я неделя

Солнце и его спутники – планеты. Формы планет, их размеры и цвет. Как движутся планеты?

Макет Солнечной системы.

Наблюдение за погодой, фиксация наблюдений в календаре погоды.

4-я неделя

Знакомство со спутником Земли – Луной.

Цикл наблюдений за Луной (найти Луну на небе, как Луна меняет свою форму)

Работа с солнечным календарём в течение месяца.

В течение месяца наблюдение за вечерним небом (Луна и звёзды).

Звёзды – светящиеся шары разного цвета и размера, мерцают.

2-я, 3-я,4-я недели

Ознакомление детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями (снег, лёд).

Вода бывает холодная, горячая и тёплая. Вода прозрачная, бесцветная, не пахнет. Вода жидкая, течёт, легко переливается, растворяет некоторые вещества, при замерзании превращается в снег или лёд.

Снег – белый, холодный, мягкий, рассыпчатый или липкий, в тепле тает и превращается в воду.

Лёд – твёрдый, холодный, прозрачный, бесцветный, хрупкий (при ударе колется), при нагревании тает.

3-я неделя

Наблюдение за погодой, фиксация наблюдений в календаре погоды.

Работа с солнечным календарём (ежедневно)

1-я и 2-я недели

Продолжение работы по теме: «Вода и её агрегатные состояния»

3-я и 4-я недели

Знакомство детей с воздухом и его свойствами.

Воздух есть повсюду. Он прозрачный, невидимый, лёгкий, бесцветный, не имеет запаха, упругий. Воздух необходим для жизни.

Наблюдения:

Есть ли воздух на улице?

Где он находится?

Что такое ветер?

Игры с вертушками, парашютами, шарами.

3-я неделя

Наблюдение за погодой, фиксация наблюдений.

Работа с солнечным календарём (ежедневно)

Игры со снегом и льдом

(в течение месяца).

         Март

      Апрель

        Май

1-я и 2-я неделя

Наблюдение за воздухом:

Есть ли воздух в воде?

Воздух нужен рыбам в аквариуме.

Наблюдение за полётом птицы (как удерживается на лету)

3-я неделя

Наблюдение за погодой, фиксация наблюдений в календаре.

4-я неделя

Знакомство с солнечным лучом.

Работа с солнечным календарём (ежедневно)

1-я и 2-я недели

Игры со светом:

«Поймай солнышко», «Запуск солнечных зайчиков».

Театр теней – У кого тень интересней? Угадай. Чья это тень.

2-я неделя

Беседы ко Дню Космонавтики.

3-я неделя

Наблюдение за погодой, фиксация наблюдений в календаре.

Работа с солнечным календарём (ежедневно)

Игры с песком

(расширение тематики построек) – Зоопарк. Дома в городе. Автостоянки.

Наблюдения за тенью от предметов.

Игры с тенью:

Убеги от тени.

Спрячься от тени.

Отгадай, чья это тень.

Работа с солнечным календарём (ежедневно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом на тему: «Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ...

методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»

В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...

Методическая разработка по антитерроризму Перспективное планирование в старшей группе.

Методическая разработка по антитерроризму Перспективное планирование по антитеррористическому воспитанию в старшей группе...

Проект «Ознакомление старших дошкольников с миром неживой природы через экспериментальную деятельность

Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности....

Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...