Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

     

    Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практике, развития познавательной активности в исследовательской деятельности по образовательной области «Познание».

    В ходе НОД дети познакомились с методами получения информации такими как: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору (интернету)», «Провести эксперимент»; а также со способами фиксирования полученных данных и обобщения полученной информации в виде доклада (презентации).

    Ребята провели собственное исследование по теме «Вертолет».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_vertolet.docx203.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация исследовательской деятельности по теме «Вертолет»

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности-исследования

    по теме: «Вертолет»

    для детей подготовительной к школе группы

    Разработчик: Орлова Лилия Федоровна,

    старший воспитатель;

    2013г.

    Тема: Вертолет

    Цель – формирование у детей навыков активности, самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.

    Задачи:

    1. Образовательные: обучать дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования; формировать умение структурировать материал; формировать реалистическое представление у детей о воздушном транспорте (о вертолете); расширять знания детей об особенностях строения вертолета,  принципах работы.
    2. Развивающие: развивать гибкость мышления при работе с образной информацией, развивать познавательную мотивацию дошкольников, активизировать внимание и память, речь детей.
    3. Воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать сверстника.

    Интеграция образовательных областей: Познание (формирование целостной картины мира, конструирование, исследование), «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

    Предполагаемый результат развития интегративных качеств: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; задает вопросы, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способен планировать  свои действия, направленные на достижение конкретной цели; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленных взрослым; умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Средства обучения:

    Наглядные: карточки с изображением тем будущего исследования, карточки со схематичным обозначением методов исследования: («Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору (интернету)», «Понаблюдать», «Провести эксперимент»); Приложение 1

     энциклопедии, картинки с изображением различных видов вертолетов; электроноситель с короткометражным фильмом о вертолете; палочки круглые из-под мороженого, картон, трафарет лопастей винта; бумага, простые карандаши, ручки, фломастеры.

    Технические: ноутбук.

    Предварительная работа: знакомство детей с представителями «мира ученых» - М.В. Ломоносовым, С.П. Королевым; знакомство с понятиями «ученый», «исследователь», «следопыт», «метод исследования», «эксперимент».

    Словарная работа: пиктограмма, лопасти винта, фюзеляж, шасси.

    Ход занятия

    Организационный момент

    1. Мотивация деятельности.

    Ребята, хотите сегодня учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают настоящие взрослые ученые?

    1. Выбор темы.

    Ребята, прежде чем начать исследование нам нужно выбрать тему. Какую тему вы хотели бы сегодня исследовать? Рассмотрите карточки, выберите наиболее привлекательную для вас  тему исследования. Приложение 2

    (Дети рассматривают карточки с изображениями тем будущих исследований: «Самолет», «Вертолет»; обсуждают вместе с педагогом, какая из тем более интересна для изучения и останавливают свой выбор на теме «Вертолет».

    Карточка кладется на середину стола, остальные темы убираются).

    Основная часть

    1. Составление плана исследования.

    Постановка задачи

    - Наша задача сейчас, ребята, - получить как можно больше новых сведений о вертолете, и подготовить о нем сообщение, т.е.  небольшой доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её.

    Знакомство со способами получения информации.

    - Как это можно сделать? Где мы можем узнать что-то новое о вертолете?

    (В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «прочитать книгу», «спросить у мамы или папы», «посмотреть по телевизору». Карточка с названным методом кладется на стол.)

    - Молодцы, ребята! Методов получения информации очень много, это и такие, как: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент».

    ( Карточки с обозначениями методов исследования раскладываются  на столе в произвольном порядке).

    Подводящий диалог.

             - Подумайте, с чего можно начать наше исследование? А что делать во вторую; третью очередь?  Далее?

    ( Выстраивается линия из карточек «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент»)

    - Я хочу также отметить, что исследователь может выбрать не все данные методы нахождения информации, а только те, которые нужны, как он считает, для его исследования.

    1. Сбор материала.

    Определение способов фиксации получаемых сведений

    - Ребята, как вы считаете, мы много соберем информации о вертолете? Мы сможем запомнить сразу все собранные сведения? Конечно, это трудно.

    - Как все собранное запомнить?  Чтобы материалы, собранные исследователем, не забылись и не потерялись, исследователь их обычно записывает. Записи можно делать с использованием значков, рисунков, символов. Такие записи называют пиктограммами. Пиктограммами люди научились пользоваться гораздо раньше, чем изобрели буквы. Фиксировать, т.е. зарисовывать материал можно на  листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастером.

    «Подумайте самостоятельно»

    - Первым шагом сбора информации о вертолете – это  шаг «подумать самостоятельно».

    Побуждающий диалог: - Подумайте, вспомните, что вы сами знаете о вертолете?

    (Мысль – у вертолета нет крыльев, а есть винт Слайд 2)

    Изображение овала с винтом

     (Подумав, дети делают вывод, что вертолет  -  воздушный транспорт)

    Изображение овала с винтом. Облачко

    (Затем дети отмечают строение вертолета – есть фюзеляж с кабиной пилота и остальным местом для пассажиров или груза, воздушный винт с широкими лопастями, хвостовая часть с рулевым винтом, переднее и заднее шасси Слайд№3)

    Схематичное изображение частей вертолета

    «Спросить у другого человека»

    - Следующий пункт нашего плана – это «Спросить у другого человека». Кому вы чаще всего задаете вопросы? Да. Мы задаем вопросы тем людям, которых знаем: родителям, родственникам, воспитателю, своим друзьям и так далее. Задавая вопросы другим людям, можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше.

    - Можете задать вопросы друг другу или взрослым. Что бы вы хотели у них узнать?

    (Педагог заранее может выбрать себе помощника,  эрудированного воспитанника с хорошо развитой речью, которому дети задают вопросы).

    (Дети получают информацию о том, что вертолёты могут быть разделены на следующие виды по назначению: пассажирские — предназначены для перевозки пассажиров; транспортные — предназначены для перевозки различных грузов в грузовой кабине; поисково-спасательные — предназначены для поиска, спасания и оказания скорой помощи пострадавшим; сельскохозяйственные — предназначены для распыления удобрений, а также ядохимикатов для борьбы с вредителями с/х культур; вертолёты-краны — предназначены для перевозки грузов на внешней подвеске и выполнения строительно-монтажных работ Слайды № 4 -8)

    Изображение овала с человечками, овала с грузом, овала с красным крестом, овала с колоском, овала с крючком и домиком рядом

    Проведение физминутки «Мы вертолеты»

    «Посмотреть в книгах»

    - Следующий метод нашего исследования – «узнать информацию из книг».

    - Как можно получить информацию из книг? Информацию можно получить двумя способами – во-первых, это просмотреть иллюстрации, а во-вторых, попросить помощи у взрослого прочитать.

    - На нашем столе лежат детские энциклопедии. Вы можете взять и просмотреть их.

    ( В результате была получена информация об истории вертолета: в 1853—1860 годах во Франции Понтон д’Амекур разработал проект летательной машины — «аэронефа». Аэронеф должен был подниматься вверх с помощью двух соосных винтов, приводимых в движение паровой машиной. Главной причиной появления вертолетов, которые смогли оторваться от земли, стало применение в качестве силовой установки бензинового двигателя, обладающего по отношению к паровому двигателю большей мощностью при меньшем весе. Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский механик велосипедов Поль Корню. 13 ноября 1907 года он сумел, на сконструированном им вертолёте, подняться вертикально в воздух на высоту 50 см и провисеть в воздухе 20 секунд. Слайды № 9-10)

     

    «Наблюдение» и «Эксперимент»

    - Далее по нашему плану – это наблюдение и эксперимент.

    - Как вы думаете, где можно понаблюдать за полетом вертолета? Вы правы, за вертолетом можно понаблюдать на аэродроме, на улице в воздухе в повседневной жизни. Вертолеты часто появляются в небе  нашего поселка. Или посмотреть фильм о вертолете.

    (В ходе просмотра фильма дети изучают принцип работы  - подъема вертолета в воздух)

    - А хотите сами провести эксперимент и узнать самостоятельно принцип подъема вертолета в воздух? (Слайд № 11)

    Опыт

    (Детям предлагается вырезать из картона по шаблону лопасти винта вертолета, насадить их на круглые длинные палочки и раскрутить между ладоней и отпустить. Палочка с винтом должна взлететь вверх)

    Дети совместно с воспитателем делают вывод, что двигатель раскручивает винт и винт поднимает вертолет вверх.

    Изображение палочки с винтом

    1. Обобщение полученных результатов.

    Просмотр пиктограмм (слайдов) и обсуждение.

    Что нового и интересного вы узнали о вертолете, проведя исследование?

    Выделение главных и второстепенных признаков

    Как вы думаете, что главное? О чем мы должны сказать в первую очередь? О чем можно сказать потом?

    (Воспитатель стимулирует попытку детей дать самостоятельно определение понятиям).

    Физминутка игра «Замри-отомри»

    1. Доклад (Презентация)

    Выбор докладчика

    Кто представит для всех нас рассказ-исследование?

    (Для первых докладов педагог выбирает наиболее развитых детей, способных подготовить интересное сообщение).

    Выступление докладчика

    (Докладчик начинает рассказ с определения основных понятий, затем опирается на собранный материал).

    Обсуждение доклада

    Ребята, какие вопросы  вы хотели бы задать докладчику? Какие поправки вы хотите внести? Что бы вы хотели добавить?

    1. Итог. Рефлексия

    Ребята, скажите, какие способы получения информации помогли вам провести исследование?  Что интересного узнали?

    О чем еще вы хотели бы узнать на занятиях?

    Приложение 1

    Методы исследования

                                 

    «Понаблюдать»

    «Посмотреть в книгах»

    «Посмотреть по телевизору»

    «Провести эксперимент»

    !

    «Подумать самостоятельно»

    ?

    «Спросить у другого человека»

                                                                       

           

    Приложение 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности"Мастера и рукодельницы" для детей подготовительной к школе группы.

    В конспекте раскрываются такие понятия как, "мастер", "рукодельница". Использовались поговорки о труде, о людях- мастерах своего дела.  На занятии использовались схемы парных картин( изобра...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Социализация" для детей подготовительной к школе группы

    Конспект  нопосредственно-образовательной деятельности  в оо " Социализация" , для детей подготовительной к школе группы " Кубанский быт"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Путешествие с Незнайкой» (подготовительная к школе группа) по ФГОС

    Цель: создать условия для самостоятельного составления и решения задач на сложение в пределах 10, закрепить навыки ориентирования на листе бумаги в клетку, развивать умение последовательно называ...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Моя малая Родина" (для детей подготовительной к школе группы)

    Данный конспект НОД поможет совершенствовать и закрепить знания детей о своей малой Родине....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группы. Тема: «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»

    Задачи:-повторить упражнения в ходьбе в колонне по одному, в построении в пары; в метании мешочков на дальность, в ползании, в равновесии. («Физическое развитие»)-воспитывать желание получ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема: «Играем с Машей».

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитиюдля детей подготовительной к школе группыкомбинированной направленностиТема: «Играем с Машей»....