Проект "Золотая осень"
проект (окружающий мир, старшая группа) по теме

Королёва Людмила Васильевна

В проекте "Золотая осень" представлен материал НОД, дидактических и хороводных игр по данной теме, цикл наблюдений. Целью этого проекта является расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе, их влияние на жизнь растений, животных, птиц, людей. Дети должны научиться видеть красоту окружающей природы, умению сопереживать, помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhki.docx309.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида № 172»

 Ленинского района города Саратова

Творческо-исследовательский проект

«Золотая осень»

 

                                        Проект подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

     Королева Людмила Васильевна

Содержание:

  1. Введение ________________________________________________
  2. Паспорт проекта __________________________________________
  3. Содержание и этапы реализации проекта _____________________
  4. Формы и методы работы с детьми ___________________________
  5. Конспекты НОД, сценарий праздника, дидактические, хороводные, подвижные игры, проводимые в ходе реализации проекта _______
  6. Литература _______________________________________________

Введение

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения.

Паспорт проекта

  1. Название проекта «Золотая осень»
  2. Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный.
  3. Время реализации: 21.10.2013 – 25.10.2013 год.
  4. Руководитель проекта: Королева Людмила Васильевна.
  5. Состав проектной группы: Воспитатель – Королева Л.В., воспитанники старшей логопедической группы, родители, логопед, музыкальный руководитель.
  6. Цель проекта:

выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

заинтересовать проблемой;

провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;

поддержать естественный интерес ребенка к природе;

сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

укрепить здоровье, расширить двигательный опыт детей.

  1. Задачи проекта:

Обучающие:

формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

      Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

     Воспитательные:

воспитывать эмоциональное отношение  к природе;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

  1. Актуальность:                                                                                                                  

      Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Содержание и этапы реализации проекта

Понедельник

НОД по формированию целостной картины мира «Осень золото роняет»

Чтение художественной литературы «Опенки» Н.Павлова

Подвижная игра «Овощи»

Вторник

НОД по художественному творчеству Рисование «Осень в лесу»

Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Осень»

Хороводная игра «Листопад»

Среда

Работа кружка по дополнительному образованию «Очумелые ручки». Картинка из семян «Листопад»

Чтение художественной литературы М.Пришвин «Листопад»

Дидактическая игра «Грибная поляна»

Четверг

НОД по художественному творчеству. Аппликация «Осенний ковер»

Чтение художественной литературы О.Иваненко «Спокойной ночи».

Дидактическая игра «Да или нет?»

Пятница

Утренник «Волшебница Осень»

Дидактическая игра «Узнай листок по описанию».

                                     

                                 

Формы и методы работы с детьми

        

Дидактические игры:

«Грибная полянка»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березкой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Задание. Собрать не меньше трех грибов (грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила.

  1. количество играющих 6-7 человек.
  2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
  3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
  4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

«Найди самый красивый листок»

Цель: закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные предложения (Дети выбирают из предложенных наиболее понравившиеся).

«Узнай дерево по листочку»

Цель: закрепить названия деревьев (Детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево).

«Слово об осени»

Цель: Систематизировать и закреплять знание сезонных изменений в природе; упражнять в словотворчестве.

Педагог спрашивает детей. Осень какая? (Указывает на иллюстрации.)

В сентябре: ба… (багряная), же… (желтая), зо… (золотая), наряд… (нарядная), пого… (погожая), су… (сухая), теп… (теплая), разно… (разноцветная), яр… (яркая), ры… (рыжая).

В октябре: об… (облачная), яс… (ясная), зяб… (зябкая), дожд… (дождливая), влаж… (влажная), сы… (сырая).

В ноябре: безлист… (безлистная), вет… (ветреная), гряз… (грязная), ненаст… (ненастная), се… (серая), сля… (слякотная), тем… (темная), туман… (туманная), хо… (холодная), глу… (глубокая), дол… (долгая), тоскли… (тоскливая), уны… (унылая), хму… (хмурая).

Да или нет?

Цель: закрепить знания детьми осенних примет.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                                 Урожай весь собирают?                              Осенью растут грибы?                                 Птичьи стаи улетают?                                 Тучки солнце закрывают?                           Часто-часто льют дожди?                             Колючий ветер прилетает?                         Достаем ли сапоги?                                      Туманы осенью плывут?                             Солнце светит очень жарко,                          Ну а птицы гнезда вьют?                             Можно детям загорать?                                 А букашки прилетают?                                Ну а что же надо делать -                                Звери норки закрывают?                            Куртки, шапки надевать?

                                                Хороводные  игры

«Листопад»

Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».

Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:                                      Листопад! Листопад!                                 Действия выполняют дети с    

Листья желтые летят!                                желтыми листьями.                                                          Кружатся красивые                                                                                                                           желтые листочки!                                                                                                                   Кружатся красивые                                     Действия выполняют дети                            красные листочки!                                      Красными листьями.                                           Сели! Уселись и замерли.                         Не шевелятся.                                                        Прилетел легкий ветерок, подул.            Дуют.                                                                Поднялись листья,                                       Разбежались.                                                 Разлетелись в разные стороны.                                                                                            Закружились, закружились!                      Кружатся.                                                         Листопад! Листопад!                                                                                                                  Листья по ветру летят!

    Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.

«Овощи»

Цель: развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Как-то вечером на грядке                            Дети идут по кругу, взявшись за Репа, свекла, редька, лук                              руки, в середине круга водящий                  Поиграть решили в прятки                           с завязанными глазами.

   Но сначала встали в круг.                                                                                                        Рассчитались четко тут же:                          Останавливаются, крутят    

Раз, два, три, четыре, пять.                           водящего.                                                                                         Прячься лучше,                                               Разбегаются, приседают,                             прячься глубже,                                              водящий ищет.                                                Ну а ты иди искать.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова

Тема: «Осень золото роняет»

Цель: Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно их находить.

Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.

Развивать умение различать некоторые лиственные деревья.

Развивать мышление, речь, воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Виды деятельности: Беседа, дидактические игры, подвижная игра, отгадывание загадок.

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: «Времена года» П.И.Чайковского. Иллюстрации с изображением леса летом и осенью; календари погоды за сентябрь, октябрь; осенние листья березы, клена, дуба, рябины; плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок.

Ход НОД

Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь (рассказ читается под музыку П.И.Чайковского из сборника «Времена года»).

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».

Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи».

О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

Что изменилось в лесу с приходом осени? (показ иллюстраций с изображением леса летом и осенью.)

А теперь поговорим о погоде осенью. Рассмотрим календарь. Какая погода была в сентябре. Сравните погоду в понедельник и четверг. Какой день был самым ветряным? Какой был самым теплым? В какой по счету день шел самый сильный дождь?

Вспомним, какая погода была в октябре. Сравним погоду во вторник в сентябре и октябре. Чем отличалось сентябрьское воскресенье от октябрьского?

Интересно, какая погода будет в ноябре? Попробуем предсказать ее. Заполним календарь погоды (тоненько, карандашом), а позже проверим свои догадки.

Давайте рассмотрим осенний наряд земли, т.е. осенние листья. Волшебница-осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Найдите лист березы. Как он называется? Березовый. Какого он стал цвета?

Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что из всякого и стул можно сделать, и скрипку. Ан нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев ее – метлы. Прут березовый после высыхания не ломается. А знаете ли вы, почему береза белая? Белый цвет коры защищает дерево от перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.

А это что за дерево?

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

И на кончиках ветвей

Много-много желудей.

Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось очень мало.

Древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями. Дубовый паркет считается лучшим. В старину из дубов выдалбливали лодки-однодеревки. Как вы думаете, что значит это слово?

А вот лист дуба. Как он называется? Дубовый. Какой он? Резной, темный.

Самые красивые осенью листья клена (кленовые).

Все клены стали рыжие,

Но ни один не дразнится,

Раз все равно мы рыжие –

Кому какая разница!

Но они не только рыжие. Какого цвета осенние кленовые листья?

Посмотрите на этот лист. Как много маленьких листиков на одной веточке сидит. Это лист рябины.

Физкультурная минутка.

Ребята, возьмите в руки листья какого-нибудь дерева, и вы станете этим деревом в игре.

Воспитатель читает под музыку (желательно классическую) стихотворение, дети кружатся, роняют листья, замирают.

Листопад?

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

- Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

                 Н.Егоров

Вспомните, как появляются в лесу ягоды – малинка, черника, голубика. Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая.

Ягода – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (лесной орех)

Мы уже говорили о том, что растения живые. Они дышат, питаются, растут, размножаются, т.е. их становится много.

А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого они упали.

Какие деревья чаще всего встречаются на улицах города? Тополь, клен. Реже – береза, рябина. Дубы в городах не растут.

Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливы, не боятся грязного городского воздуха. Тополь растет очень быстро! За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до второго этажа.

Для чего необходимы деревья в городе?

К городским деревьям и кустарникам нужно относиться особенно бережно, ведь они очень помогают нам.

А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.

Стоят столбы беленые,            Зимой сучковаты.

На них шапки зеленые,            Где они стоят, там и шумят.

Летом мохнатые,                                  (Береза)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, ее клюют.

                       (Рябина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

                       (Дуб)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

                  (Дерево)

Работа в кружке по дополнительному образованию

 «Очумелые ручки»

Картинка «Листопад» из семян»

Цель: упражнять детей в создании картин из природного материала для украшения помещения; воспитывать аккуратность при нанесении клея на эскиз; развивать мелкие мышцы рук при выкладывании на клей семян арбуза и дыни; развивать эстетический вкус, творческую инициативу.

Оборудование: на картоне голубого цвета нанесен эскиз рисунка; семена арбуза, дыни, клей, кисточки.

Ход выполнения работы:

Воспитатель показывает образец, обсуждает с детьми, что изображено на картинке, из чего сделана аппликация. Дети намазывают эскиз дерева на своем листочке и выкладывают ствол дерева арбузными семенами, а листочки на дереве, в воздухе, на земле семенами дыни. (Дети работают под тихую музыку П.И.Чайковского «Времена года». Осень.)

По окончании работы дети любуются своими картинами. Каждый для себя решает, куда дома он повесит свою картинку.

Конспект НОД по художественному творчеству

Тема: «Осень в лесу»

Цель: Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи: Упражнять детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад.

Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).

Развивать творчество, эстетические представления.

Воспитывать бережное отношение к природе и умение любоваться ее красотой, закрепить умение правильно вести себя в природе.

Интеграция ОО: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Виды деятельности: Беседа с рассматриванием репродукций картин о осени, продуктивная деятельность детей, подвижная игра.

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: У воспитателя несколько репродукций картин с изображением леса, рощи в ясный осенний день, три-четыре картонные фигурки мальчиков и девочек. У детей голубые листы бумаги с заранее нарисованной широкой полосой земли; акварельные краски, мягкие кисточки.

Предшествующая работа: Рассматривание репродукций картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени, загадок.

Ход НОД

Ребята, вспомните, как вы в выходной день ходили с родителями в лес. Что вы там видели, какие деревья растут в лесу, одинакового ли цвета была листва (на одних деревьях листья желтые, на других разные по цвету: красные, оранжевые, желтые, темно-желтые); только ли на деревьях были листья (листья падают на землю, устилают ее красивым ковром).

Повесить несколько репродукций картин на доску и сказать, что середина осени очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, темные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся желтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.

Сегодня мы с вами тоже будем рисовать лес в ясный осенний день.

_ Придвиньте к себе листы бумаги. На листах уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, где вы его нарисуете? А если дальше? Чтобы успеть нарисовать три-четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев; а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву. Деревья изображайте высокими. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями.

В процессе рисования побуждать детей использовать разные краски для изображения осенней листвы. Предложить еще раз посмотреть на картины, чтобы убедиться в разнообразии осенней окраски листвы. Напомнить о рациональных приемах при изображении деревьев. Следить за использованием разных технических приемов рисования кистью (всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.). Напомнить, что кроме деревьев в лесу растут кусты, грибы. Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве.

Физкультурная минутка Хороводная игра «Листопад»

В конце занятия все рисунки поместить на доску. Спросить: «Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень? Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам? Можно ли назвать то, что вы изобразили, «золотой осенью»? Почему можно?» Подтвердить высказывания детей, что в их рисунках больше всего желтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.

Какое из этих двух стихотворений подходит к вашим рисункам: А.Плещеева «Осень наступила» или «Лес, точно терем расписной…» И.Бунина

Далее педагог показывает детям картонные фигурки мальчиков и девочек и предлагает поиграть.

- Эти маленькие девочки и мальчики решили пойти в лес, им захотелось побывать в самых красивых уголках леса. Но лес большой, и они не знают, как найти эти места. Кто хочет им в этом помочь?

Воспитатель раздает всем по одной фигурке и предлагает поставить их возле самого красивого места в лесу и рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно так привлекательно (какие растут деревья, какая на них листва, что еще интересного есть в этом месте).

Цикл наблюдений за листопадом

  1. Предложить детям сорвать листья – зеленый и желтый, сравнить, какой из них прочнее держится на ветке.

  1. Рассмотреть место отрыва, дети убеждаются, что у зеленого листа есть ранка, у желтого, особенно у того, который самопроизвольно упал с дерева, такой ранки нет.

  1. Дети часто спрашивают, не больно ли растениям терять листья. Педагог предлагает им самим ответить на этот вопрос: если бы дерево страдало, оно приспособилось бы сохранять свои листочки и зимой. Нам же не больно, когда мы обрезаем волосы и ногти. Потеря листьев – очень полезный процесс.

  1. Рассматривая листья знакомых растений, дети устанавливают, у каких деревьев и кустарников листья в основном желтеют, а у каких становятся красными и пурпурными.

  1. Педагог разбивает группу на несколько звеньев и объявляет соревнование: сколько оттенков листьев найдет каждое звено. Дети собирают листья и выкладывают их на картон в порядке увеличения интенсивности желтого, красного, пурпурного и оранжевого цветов.

  1. В дневнике наблюдений дети отмечают время появления осенней раскраски у разных деревьев и кустарников, а также листопада. Работу можно усложнить, отмечая три периода: первые признаки процесса, его максимум и окончание.

  1. Опираясь на элементарные математические представления детей, педагог предлагает оценить, какая часть листьев дерева изменила свою окраску. Летом все листья были зелеными. В начале осени появляется несколько желтых (красных) листьев. Позже желтеют примерно половина всех листьев, затем почти все и, наконец, все. Аналогичную работу можно провести и при наблюдении за листопадом.

  1. Во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность. В тихую безветренную погоду листья падают поодиночке, при этом они долго кружатся, прежде чем достигнут земли. Это – очень красивое явление, особенно если для наблюдения выбрать высокое дерево, лучше всего его наблюдать на дубе. В ветреную погоду деревья теряют листья очень быстро: практически за 1-2 часа деревья могут оголиться полностью.

  1. По окончании листопада дети устанавливают длительные наблюдения за отдельными сохранившимися сухими листьями, особенно если они видны из окна групповой комнаты, выясняют, как долго они смогут удерживаться на ветке, проверяют их наличие после каждого сильного ветра, дождя и снегопада. Интересуются, удержится ли хоть один лист до весны.

  1. Когда на земле будет лежать много опавших листьев, педагог предлагает в сухую погоду походить по ним, послушать, как они шуршат. После прогулки дети обсуждают, почему листья шуршат. Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать. Это можно тут же проверить, смочив листья из ведра или лейки.

Список используемой литературы

  1. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Алямова «Здравствуй, мир!» Издательство «Баласс»
  2. Т.Г.Кобзева, Г.С.Александрова, И.А.Холодова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство «Учитель»
  3. Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» Издательство «Мозаика-Синтез»
  4. Е.А.Каменская «Мозаика из семян и крупы» Издательство РИПОЛ-классик
  5. Э.Ф.Курманова «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет» Издательство «Учитель»
  6. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС

Мониторинг образовательного процесса и детского развития детей старшей логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Золотая осень»

Начало реализации проекта

Имя ребенка

Умение набл-ть за явлениями неживой природы и делать выводы

Знает назв-я осенних месяцев

Знаком с жизнью диких ж-х осенью

Знаком с жизнью птиц осенью

Знаком с влиянием сезон-х изм-й в природе на жизнь людей

Знает наизусть 2-3 стих-я об осени

Знает пословицы, поговорки, загадки об осени

Всего баллов

1

АлинаВ

2

1

1

1

2

1

1

9

2

Оля В.

2

1

1

1

2

1

1

9

3

НикитаГ

3

2

2

2

2

2

1

14

4

АнтонК

3

2

2

2

2

3

1

15

5

МишаК

2

1

1

1

2

2

1

10

6

Лиля М

2

1

1

1

1

2

1

9

7

РусланМ

3

2

2

2

2

2

1

14

8

НастяМ

2

2

2

2

2

2

1

13

9

Леня П.

1

1

1

1

1

1

1

7

10

НикитаП

1

1

1

1

1

1

1

7

11

Захар Р.

2

2

1

2

2

2

1

12

12

Лера Р.

1

1

1

1

1

1

1

7

13

БогданХ

2

1

1

2

2

1

1

10

14

АлинаЧ.

1

1

1

1

1

1

1

7

Низкий уровень в %

29%

64%

70%

57%

35%

50%

100%

Ниже среднего в %

50%

36%

30%

43%

65%

43%

0%

Средний уровень в %

21%

0%

0%

0%

0%

7%

0%

Выше среднего в %

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Высокий уровень в %

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Средний показатель по группе

40%

28%

26%

30%

34%

32%

20%

Мониторинг образовательного процесса и детского развития детей старшей логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Золотая осень»

Конец реализации проекта

Имя ребенка

Умение набл-ть за явлениями неживой природы и делать выводы

Знает назв-я осенних месяцев

Знаком с жизнью диких ж-х осенью

Знаком с жизнью птиц осенью

Знаком с влиянием сезон-х изм-й в природе на жизнь людей

Знает наизусть 2-3 стих-я об осени

Знает пословицы, поговорки, загадки об осени

Всего баллов

1

АлинаВ

3

3

2

2

3

2

2

17

2

Оля В.

3

3

2

2

3

2

2

17

3

НикитаГ

4

3

3

3

3

2

2

20

4

АнтонК

4

3

3

3

3

3

2

21

5

МишаК

3

3

2

2

3

2

2

17

6

Лиля М

3

2

2

2

2

2

2

15

7

РусланМ

4

3

3

3

3

2

2

20

8

НастяМ

3

3

3

3

3

2

2

19

9

Леня П.

2

3

2

2

2

2

2

15

10

НикитаП

3

2

2

2

2

2

2

15

11

Захар Р.

3

3

2

3

3

2

2

18

12

Лера Р.

2

2

2

2

2

2

2

14

13

БогданХ

3

2

2

3

3

2

2

17

14

АлинаЧ.

3

2

2

2

2

2

2

15

Низкий уровень в %

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Ниже среднего в %

14%

36%

71%

57%

36%

93%

100%

Средний уровень в %

64%

64%

29%

43%

64%

7%

0%

Выше среднего в %

22%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Высокий уровень в %

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Средний показатель по группе

66%

52%

46%

48%

52%

40%

40%

Диаграмма образовательного процесса и детского развития детей старшей логопедической группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Золотая осень»

Начало реализации проекта

        

Диаграмма мониторинга образовательного процесса и детского развития в старшей логопедической группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в процессе реализации проекта «Золотая осень»

Конец реализации проекта

 Таким образом, все показатели мониторинга выросли в среднем на 20%. Дети самостоятельно могут назвать приметы осени, рассказать о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь растений, животных, птиц, людей. Дети стали чутче воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней. Невысокий процент прироста обуславливается тем, что в первом периоде обучения детей логопедической группы с ОНР не предусмотрено программой учить детей составлять описательные рассказы, речь детей еще слабо развита. Но работа в этом направлении будет продолжена, и к концу года все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.

«Волшебница Осень»

Сценарий праздника в старшей и подготовительной к школе логопедических группах.

Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.

Ведущая.   В детском садике сегодня

                    Шум и суета.

                    Все ребята нарядились –

                    Просто красота!

                    Куда же собрались вы,

                    Если не секрет?

Дети.   Попрощаться с осенью,

             Вот и весь ответ!

1 ребенок.   Жаль, что лето миновало,

                     Жарких дней нам было мало,

                     Лето было да прошло –

                     Время осени пришло.

2 ребенок.   Осень-осень, осень-осень,

                     Ты шумишь сухой листвой.

                     Осень-осень, осень-осень,

                     Наступает праздник твой!

3 ребенок.   Это праздник увяданья,

                     Рощ, полей, лугов, садов.

                     Это с летом расставанье,

                     Ожиданье холодов.

4 ребенок.   Это Осень, как царица,

                     К нам приходит не спеша.

                     И летят, кружат листочки,

                     Тихо песенку шурша.

Дети поют песню «Осенняя песенка».

                          (садятся на стульчики)

Ведущая.   Очень красива осень своими приметами! Ребята, а вы знаете

                   приметы осени?.. Расскажите нам о них!

1 ребёнок.   Тонкая березка

                     В золото одета.

                     Вот и появилась

                     Осени примета!

2 ребёнок.   Птицы улетают

                     В край тепла и света.

                     Вот вам и другая

                     Осени примета!

3 ребёнок.   Сеет капли дождик

                     Целый день с рассвета.

                     Этот дождик тоже

                     Осени примета!

                     (под музыку заходит Осень)

Осень.   Вы обо мне, а вот и я!

               Привет осенний, вам, друзья!

   Я знаю, ребята, что вы ждете меня, потому что только я могу накормить всех спелыми яблоками и грушами, полезными овощами. Поэтому за летом непременно прихожу я – Осень! А как красив мой сказочный осенний лес! Давайте заглянем туда!..

 Вальс с осенними ветками.

Ведущая.   Да, осенний лес действительно очень красив! Но мы тебя, Осень, тоже хотим порадовать красивыми осенними стихами!

   Воробей

Заглянула осень в сад –

Птицы улетели.

Ха окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

А запеть стесняется.

         Осень

Пришла прекрасная осенняя пора,

Прошли дожди, настало бабье лето.

На солнце заискрилася листва,

Деревья, словно в золото, одеты.

Лес замер, тишина и благодать,

Березы в праздничном наряде.

Уже и листья стали опадать,

Кружась в осеннем листопаде.

                 Бабье лето

Голубое небо, яркие цветы,

Золотая осень чудной красоты.

Сколько солнца, света, нежного тепла,

Это бабье лето осень нам дала.

Рады мы последним теплым, ясным дням,

На пеньках опятам, в небе журавлям.

Осень.   Спасибо, ребята, замечательные стихи!

Ведущая.   А наши дети приготовили для тебя еще один сюрприз! Послушай песенку о веселом осеннем дождике…

Песня «Дождик».

Осень.   Лес осенью не только красив, но и богат на урожай! А какой урожай, вы расскажите мне сами…

1 девочка   (с корзинкой)

                    Урожай в лесу поспел,

                    Все берут корзинки.

                    Что же будут собирать

                    На лесных тропинках?

                  А ну-ка, грибочки, вылезайте из своих укрытий!

                       (выходит 1 гриб)

1 гриб.   Ну-ка, мой грибной отряд,

               Выходи и стройся в ряд!

2 гриб.   Я – подосиновик веселый,

               Я под соснами расту,

               И любят все меня в засоле,

               За вкус и эту красоту.

3 гриб.   Мы задорные маслята,

               В липких шапочках с листом.

               В наш лесок пришли не зря вы,

               Вместе с вами мы пойдем.

4 гриб.   А я гриб Боровик!

               На опушке я расту,

               Пью холодную росу,

               Жду, когда за мной придут

               И в корзинке унесут.

5 гриб.   Жили- были мухоморы,

               Все красивые на вид,

               Шляпка красная в горошек,

               Как фонарь в лесу горит!

6 гриб.   Я приманка для незнаек,

               Я храню в запасе яд.

               Но грибник, меня встречая,

               Почету-то мне не рад!

7 гриб.   Мухоморы часто спорят,

               Кто красивей, кто вкусней,

               Мухоморы, успокойтесь,

               С нами детям веселей!

Танец грибов «Грибная поляна».

   Девочки встают в ряд, у первой в руках корзинка…

1 девочка.   И на горке, и под горкой,

                     Под березой, и под елкой,

                     Хороводами и в ряд

                     В шапках молодцы стоят!

2 девочка.   Посмотрите-ка, девчата,

                    Тут опята, тут маслята!

                    А вот это на полянке

                    Ядовитые поганки!

3 девочка.   Я по узенькой тропинке

                     В лес осенний побегу,

                     Соберу грибы в корзинку,

                     Мухоморы – обойду!

Инсценировка песни «По грибы». (Девочки «собирают» грибы в «корзину»)

Грибы: (из корзины) Мы полезны и вкусны,

                                    В супе и соленые,

                                    Детям, взрослым так нужны,

                                    Мы – грибы съедобные!

Осень. Молодцы, девочки! Набрали полную корзину вкусных съедобных грибов. Хоть и красивые наши мухоморчики, они не стали их собирать, потому что это ядовитые и вредные грибы. Ими можно только любоваться!

Осень.   А теперь осенние загадки!

  1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.               (Осень)

  1. Все лето над нами о чем-то шептали,

К зиме под ногами они зашуршали.         (Листья)

  1. Разноцветное коромысло

Через речку повисло.                     (Радуга)

  1. Вырос в поле колоском –

На столе лежит куском.             (Хлеб)

     5. С неба пришел – в землю ушел.        (Дождь)

Осень. А вот и наш веселый осенний дождь!

Танец «Дождик» (С лентами)

Осень. Какой замечательный веселый дождик! Нашему дождику очень обрадовались лягушата!

1 лягушонок.   Дождик, дождик, кап да кап.

                          Ты не капал бы на пап,

                          Ты не капал бы на мам,

                          Приходил бы в гости к нам.

                          Папам сыро, мамам грязно,

                          Нам с тобою распрекрасно!

Танец лягушат.

Осень. Игр немало есть на свете,

             Поиграть хотите, дети?

  1. Игра «Чей круг быстрее соберется».

  1. Игра-соревнование «Собери фрукты и овощи».

  1. Игра-соревнование «Собери картошку».

Осень.  Молодцы, ребята! Мне очень понравилось у вас! Вы хорошо играете, танцуете, знаете много стихов обо мне! И для вас у меня тоже есть осенний сюрприз – угощайтесь на здоровье!

Осень угощает детей яблоками, прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...


 

Комментарии

Несмеянова Валентина Васильевна

Людмила Васильевна, очень интересный проект, много познавательного материала. Спасибо за возможность познакомиться с таким прекрасным опытом работы!