педагогический проект на тему "Экологическая тропа на территории ДОО"
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Медвецкая Анастасия Олеговна

проект по созданию экологической тропы на территории к презентации "уголок природы на территории ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskoy_trope.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Экологическая тропа»

Вид проекта: творчески-исследовательский.

Срок реализации: 1 месяц

Образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Труд»

Участники проекта: Дети дошкольного возраста, воспитатели всех возрастных групп, родители воспитанников.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Нашему детскому саду всего шесть лет, он недостаточно озеленен, находится внутри многоэтажных жилых домов, а территория большая. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе. В другие времена года эта проблема так же остается открытой. В МБДОУ детский сад №4 «Золотая рыбка» на недостаточном уровне разработаны условия для работы с детьми по экологическому воспитанию. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс экологического развития и воспитания детей.

Цель проекта: организация пространства на территории детского сада для познания мира и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности и совместной деятельности со взрослым.

Задачи проекта:

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- вовлечь родителей в работу по созданию экологической тропы;

- привлекать детей к совместному творчеству;

- воспитывать элементарным трудовым навыкам;

- воспитывать бережной отношение к окружающему миру (живой и неживой природы».

Предполагаемый результат:

- Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками

- Обогатить опыт по экологическому воспитанию

- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы

- Создание атрибутов к видовым точкам

- Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории нашего ДОО»

Этапы реализации проекта

I этап Поисково-исследовательский

- обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест.

- составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов

- составление паспорта «Экологической тропы»

- подготовить литературу по экологическому развитию детей

- изучить опыт других детских садов по созданию экологической тропы на территории ДОО

- наметить план работы по реализации проекта

II этап Практический

- создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов, накопленные в ходе реализации смежных проектов

- создание дополнительного материала по теме своей видовой точки

- создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории

- создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект - коллекции.

- составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп

- создание красочной картинки для указателя своей видовой точки

III этап Заключительный

Коллективом, детьми и родителями нашего детского сада была создана экологическая тропа, в которую входили 17 видовых точек, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.  

Опыт по созданию экологической тропы на территории ДОО представлен воспитателями Евсеевой Натальей Евгеньевной и Медвецкой Анастасией Олеговной. [Слайд 2.]

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Золотая рыбка, т.к. наш детский сад называется «Золотая рыбка». Соответственно символ золотой рыбки прослеживался и в карта-схеме и на указателях станций. [Слайд 3.] Воспитателями подготовительной к школе группы и их родителями были придуманы и оформлены природоохранные знаки (предупреждающие, разрешающие и запрещающие). [Слайд 4.]

Путешествие по видовым точкам начиналось с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе «Поляна сказок». Целью данной видовой точки являлось познакомить детей с разнообразие сказок о природе. На этой стации с детьми проводилась как индивидуальная так и групповая работа, ребятам с учетом их возрастных особенностей предлагалось и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, а также самостоятельные игры с перчаточными персонажами Би-Ба-Бо, разнообразие пальчиковых игр с героями сказок, дидактических, настольных и др. игр. [Слайд 5-7.]

Следущей видовой точкой согласно карты-схемы являлась Станция «Зоокопилка». Целью данной видовой точки являлось знакомство детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, а также развития сенсорных навыков. Дети посещая данную станцию могли совместно с воспитателями составить свою коллекцию например гербария растений растущих на групповом участке, или на всей территории детского сада, коллекцию ракушек собранных во время отдыха и привезенных домой. Дети и родители с радостью делились имеющимися предметами необходимые для создания коллекции. [Слайд 8-11.]

Третьей видовой точкой нашей тропы являлась Станция «Птичий городок» цель заключалась в знакомстве детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года: от постройки гнезда до появления птенцов. [Слайд 12-13.]

На веранде относящейся к этому групповому участку располагалась видовая точка Станция «Подводный мир», материал представленный на этой точки является продуктом смежного проекта на тему «Подводной царство» и размещен в холле второго этажа нашего сада. Целью являлется знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей. Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания об подводном мире. Ребятам также предлагались различные формы работы и рыбалка, и дидактические игры. [Слайд 14-16.]

Не менее интересной была видовая точка расположенная также на веранде другого группового участка второй младшей группы Станция «Юный гений». Эта точка также находилась в помещении детского сада и она работает в течении учебного года. Цель данной видовой точки заключалось в развитии у детей познавательного интереса, желание познать окружающий мир при помощи развивающих игр, конструирования из различных материалов и т.д. [Слайд 17-18.]

На территории группового участка была создана видовая точка станция «Бабушкино подворье». Цель данной станции познакомить детей с домашними животными и их детенышами. На территории бабушкиного дворика уютно расположились: домик из березовых бревен, корова, коза, овечка, хрюшка, лошадка, наседка с цыплятами, гусыня с гусятами, петушки. Низкие плетенные заборчики придают подворью особый – деревенский колорит. [Слайд 19-20.]

         Следующей видовой точкой являлась Станция «Мир насекомых». Она по масштабу своей территории охватывала и веранду и групповой участок, были созданы улей с пчелами. Божьи коровки в технике папье-маше совместно с детьми, искусственный муравейник с муравьями. Картины, которые стали украшением веранды являлись продуктом смежного проекта по экологическому воспитанию. А цель видовой точки учить наблюдать за насекомыми, делиться своими впечатлениями об увиденном. Воспитывать бережное отношение к насекомым. [Слайд 21-24.]

По своему масштабу данная видовая точка не отличается от предыдущей, так как она занимает и веранду, и территорию группового участка. Название данной точки было дано согласно сделанного руками папы паровоза - Станция «Усадьба Ромашково».  Цель данной точки формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, многообразием растений цветника и комнатных растений. Помогать высаживать рассаду цветов, наблюдать за ее ростом, цветением. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения растений. Учить собирать семена. [Слайд 25-28.]

Видовая точка, которая привлекала интерес не только детей, но и педагогов называется Станция «Лаборатория Почемучки». Цель данной точки -  формировать навыки самостоятельного экспериментирования, направленные на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория вошла в видовую точку, потому что материал накоплен годами и экспериментальная деятельность проводится в течении учебного года в экспериментальной лаборатории.  [Слайд 29-31.]

Остальные видовые точки расположены на свободной территорией прилегающей к зданию детского сада. Станция «Планетарий» придумана воспитателем для обыгрывания кучи песка, создана по большей части как объект любования. [Слайд 32-33.] Станция «Террариум». Цель этой видовой точки является знакомство детей с миром пресмыкающихся. Научить детей узнавать и называть 1―2 представителей класса пресмыкающихся, некоторые особенности их внешнего вида, передвижения. [Слайд 34.]

Видовая точка, которая нравится нашим детям это Станция «Огород». Мы ставим целью данной точки знакомить детей с овощными культурами, произрастающих на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, принимают участие вместе с нами по уходу за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай. [Слайд 35-37.]

Станция «В тени большой ели». Интересное оформление лекарственных растений высаженных специально в кашпо и выставленные в виде гусеницы. Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений. [Слайд 38.] 

Станция «Фруктовый сад». Цель: познакомить детей с фруктовыми деревьями  ягодными кустами.  Предоставить возможность для  прогулок. Научить детей сравнивать живую природу с неживой. Атрибутами фруктового сада является гигантское яблоко и вечноцветущее дерево. [Слайд 39.]

Станция «Метеоплощадка». Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. На станции имеется флюгер, солнечные часы, барометр. [Слайд 40.]

Станция «Золотая рыбка». Цель: представление возможности для психологической разгрузки. На станции находятся фонтан в маленьком озере, золотая рыбка, старик. Вокруг фонтана выложена цветочная клумба. [Слайд 41.]

   Педагог самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы.   Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками. Продуктом проекта служит презентация на тему «Экологическая тропа нашего ДОО», в которой можно оформление нашей тропы и наработанный материал в ходе реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект экологической тропы на территории ДОУ

Цель проекта: создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. В проекте описаны этапы создания экологической тропы на территории ДОУ, предполагае...

Педагогический проект «По сказочным тропинкам»

 В основу данного проекта положена идея развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности, используя художественную литературу и  игровые формы, основанные на...

Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа на территории ДОУ»

Познавательно-исследовательский проект   «Экологическая тропа на территории ДОУ»...

Проект «Создание экологической тропы на территории МБОУ»

Цель проекта:Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.Задачи:Формирование экологической куль...

Педагогический проект «Благоустройство прогулочного участка на территории детского сада» старшей группы «Непоседы»

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата.Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметн...