Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа на территории ДОУ»
проект по окружающему миру на тему

Познавательно-исследовательский проект   «Экологическая тропа на территории ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Родничок»

Познавательно-исследовательский проект

 «Экологическая тропа на территории ДОУ»

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

E:\1 Детсад\ФОТО\ФОТО 2016-2017\Лето 2017\экологическая тропа и зарядка\IMG_0136.JPG

2017

«Мир, окружающий ребенка - это,

прежде всего, мир природы

 с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума!»

 

                                                                                           В.А. Сухомлинский

Актуальность

      Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Впоследствии поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.    

     В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей.  В любой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания, и все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада  могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

     Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их - дело не из легких.              Одной из форм работы по экологическому воспитанию является – экологическая тропа.

     Для создания экологической тропы в нашем дошкольном учреждении силами сотрудников и родителей были привезены из леса и посажены различные саженцы, лекарственные растения, разбиты клумбы, цветники и мини-огороды.

 Проблема

    Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.

     Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.

Цель создания экологической тропы: формирование у детей экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологически грамотного поведения в природе и экологической деятельности.

Задачи:

     Образовательные: формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

     Развивающие: развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

     Воспитательные: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Гипотеза реализации проекта: Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Интеграция образовательных областей:

Ожидаемые результаты

      Дети:

  • Сформируются знания  о природе родного края, понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
  • Сформируются представления о процессе посадки и выращивании растений в условиях  Севера.
  • Экспериментальным путем ребята выяснят, как из семян появляется растения.
  • Познакомятся с некоторыми видами деревьев,  цветов и лекарственных  растений.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • Будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

         Родители:

  • Активное включение в совместные с детьми  мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

         Педагоги: 

  • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы создания и оформления «экологической тропы»

  1.  Этап – подготовительный

  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.
  • Составление паспорта всех точек тропинки.
  • Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

  1. Этап – познавательно-исследовательский (реализация проекта):

 Формы и методы работы с детьми на «экологической тропе»

  • Экологические беседы
  • Наблюдения в природе
  • Проведение занятий,  экскурсий
  • «Уроки доброты»
  • Целевые прогулки
  • Решение экологических ситуативных задач
  • Чтение художественной литературы
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций
  • Труд в природе
  • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений)
  • Исследования на тропе
  • Развешивание кормушек
  • Наблюдения за  птицами
  • Фотографирование
  • Сбор природного поделочного материала (шишки, листья...)
  • Мини-субботники и др.

  1. Этап – обобщающий:

  • Оформление выставки рисунков «Мир природы».
  • Изготовления альбома детских рисунков «Мир природы глазами ребенка».
  • Выставка поделок из природного материала.
  • Оформление гербария.
  • Презентация проекта.

Формы и методы работы с родителями на «экологической тропе»

  • Взросло-детские проекты.
  • Изготовление поделок, рисунков.
  • Субботники по облагораживанию территории детского сада.
  • Участие в конкурсах.
  • Фотовыставки.
  • Изготовление экологической газеты.

Общие рекомендации по работе с детьми на «экологической тропе» детского сада: 

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  • Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Одни и те же объекты можно посещать много раз.  Если идёт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом.

Заключение

      В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где  формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

      Экологическая тропа – одна  из  современных  форм  воспитания  и  образования  детей  — работа в экологически  значимом пространстве, на  образовательном   маршруте, проходящем  через  различные  природные  объекты.  

      Знакомясь с природой, особенностями природного  ландшафта,  дети  и  взрослые расширяют  свой  кругозор, практикуются  в  ориентировании.  Экологическая  тропа  дает  возможность увидеть объект  в  разные  отрезки  времени.     Все  это  способствует  закреплению  и  обогащению  речевого  материала, отрабатываются  навыки  правильного звукопроизношения, развиваются  психические  процессы.  В общении с природой  развивается детская любознательность, расширяется  кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство  прекрасного.  

Прил. № 2

Возможные объекты наблюдения

Огород

Объекты для наблюдения: лук, салатный лист, укроп, петрушка, редис, картофель, щавель и др. овощи. Наблюдение стадий роста растений: семена, рассада, цветение, завязь урожая, сбор урожая и зависимость её от состояния внешних факторов.

 

Кустарники и деревья

Закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.       

                                     

Сосна

Объекты для наблюдения: молодые деревца сосны. Сравнение внешнего вида с елью, сосновых иголок с еловыми.

Береза

Объекты для наблюдения: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом ольха (удобно сравнивать деревья по коре, листьям и т.д.). Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи. Обращаем внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».  

«Жужжащий, ползающий мир» (Луг).    

Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуйте назвать их и охарактеризовать их особенности... Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей  природы.

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.    Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания.  Цель: формировать  первоначальные  понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.

Луговые растения

Объекты для наблюдения: одуванчик, тысячелистник, ромашка, иван-чай (кипрей). Здесь зацветают первые весенние цветы – первоцветы. Сравнение с садовыми цветами.

Цветник

Объекты для наблюдения: ромашки, петуньи, бархатцы, васильки.  Разнообразие формы цветков, их расцветок. Уход за садовыми цветами – полив, рыхление, прополка. Сбор семян.

Пень

Объекты для наблюдения: толщина пня, определение возраста дерева по кольцам. Использование лупы для наблюдениями за насекомыми. Наличие мха с северной стороны.

Ель

Объект для наблюдения: ёлочка на поляне. Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение с березой, сосной.  Наблюдение за елью в разные времена года.

Рябина обыкновенная

Объекты для наблюдения: рябина. Рассмотреть кору, листья. Обсудить, кто питается ягодами рябины. Вначале ягоды горько-вяжущие, после заморозков теряют горечь, становятся сладкими. Рябина переносит морозы до 50 градусов. Живет до 200 лет.

Лекарственные растения

Объекты для наблюдения: полянка, открытое место, где растут одуванчик, пижма, ромашка аптечная, лопух, кустики земляники. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян. Беседы о целебных свойствах растений.

Скворечник

Объекты для наблюдения: птицы.

Скворечник – искусственное гнездовье для мелких птиц, обычно делается в виде деревянного домика. Несмотря на название, в скворечнике могут поселиться не только скворцы, но и синицы, воробьи, трясогузки и др.

День птиц – праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников. Отмечается 1 апреля.

Птичья столовая

Объекты наблюдения: птицы, прилетающие к кормушке – воробьи, синицы, снегири и др.

Зима – очень тяжелое время для птиц. Они прилетают к жилью человека в надежде на помощь. Доброй традицией на Руси было и есть изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц.

Прил. № 3

              Возможные формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические наблюдения

       Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

       Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

Экологические экскурсии-экспедиции

      Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

      Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

      Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

      Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

      Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.

    Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы «Исследование природы». Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления

      Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»; «Почему муравейники окружены зарослями крапивы, чистотела, малины, шиповника?»

     Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

      Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционирование

       Это ещё один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).

      Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

     Коллекционировать можно всё что угодно: запахи, звуки, краски природ, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты

      Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

      Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

      Такие уроки, воздействующие на душу ребёнка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).

     Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они боятся?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Обсуждение и проигрывание ситуаций

     Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

  • Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
  • Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.
  • Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
  • Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

Прил. № 4

Чтение художественной литературы о природе

    Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

     При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

1)   сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

2)   связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

3)  произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

     Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, З. Александровой, В. Серовой).

   Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки»;

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

А. Михайлов «Вот так куколка!»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Н. Павлова «Бабочки»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

В. Чаплина «В зоопарке»;

Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.

           Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

Прил. № 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

       

        Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.

        В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

         Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.

         Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

            При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • Старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
  • Дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
  • В дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

           Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • О многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  • О взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
  • О человеке как части природы.

                                                             ************

«Где что зреет?»

На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Цветочный магазин»

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да - нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Петрушка) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор).

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые - на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу - на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое - несладкие. Петрушка радуется и угощает детей фруктами и овощами.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, пчела, лиса;
  2. сойка, скворец, муха, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, кот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, гусеница, журавль;
  5. пчела, стрекоза, волк, шмель;
  6. комар, кузнечик, оса, тигр;
  7. таракан, синица, пчела, майский жук;
  8. лягушка, комар, жук, бабочка;
  9. паук, мотылёк, шмель, воробей.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ребенок, который ошибся – выбывает из игры.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре - воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей - с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Прил. № 6

ЗАГАДКИ О РАСТЕНИЯХ

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.

(Черника)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.

(Смородина чёрная и красная)

Сидит на палочке,

В красной рубашечке,

Брюшко сыто —

Камнями набито.

(Шиповник)

Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

(Огурцы)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я — ...

(Свёкла)

Заставит плакать

Всех вокруг,

Хоть он и не драчун,

А ...

(Лук)

И зелён, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко —

Под кустом ...

(Картошка)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков ...

(Горох)

Маленький, горький,

Луку брат.

(Чеснок)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Помню, в нынешнем году

Расцвели они в саду,

Разоделись, как актрисы,

В платья белые ...

(Нарциссы)

Никто не пугает,

а вся дрожит.

(Осина)

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Весной веселит,

летом холодит,

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза)

То фиолетовый,

То голубой,

Он на опушке

Встречался с тобой.

Названье ему

Очень звонкое дали,

Но только звенеть

Он сумеет едва ли.

(Цветок колокольчик)

Платье потерялось,

Пуговки остались.

(Рябина)

Стоят в поле сестрички

— Жёлтый глазок,

Белые реснички.

(Ромашки)

Мягок, а не пух,

Зелён, а не трава.

(Мох)

Посадили зёрнышко

— Вырастили солнышко.

(Подсолнух)

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный ...

(Василёк)

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

(Цветы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект экологической тропы на территории ДОУ

Цель проекта: создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. В проекте описаны этапы создания экологической тропы на территории ДОУ, предполагае...

педагогический проект на тему "Экологическая тропа на территории ДОО"

проект по созданию экологической тропы на территории к презентации "уголок природы на территории ДОУ"...

познавательно исследовательская деятельность на экологической тропе «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»

В этом материалеможно познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положите...

Познавательно -исследовательский проект "Экологическая тропа"

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экол...

Доклад "Познавательно-исследовательская деятельность на экологической тропе ДОУ"

Внастоящее ремя в воспитании и обучении дошкольников используется большое количестворазнообразных программ и технологий .Все они направлены на всестороннее развите ребенка. Одно из направлений это эко...

Экологический проект «Экологическая тропа на территории ДОУ»

В нашем современном мире, где развита инфраструктура, техника и технологии, остро стоит проблема о состоянии нашей планеты. Наша планета Земля находится в экологическом кризисе, который охватывает все...