Познавательно -исследовательский проект "Экологическая тропа"
проект по окружающему миру на тему

Евсеева Нина Вячеславовна

 

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через  труд в природе,  исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa.docx317.44 КБ

Предварительный просмотр:

»C:\Users\Илья\Pictures\Новая папка (2)\vse_vg7.jpg

C:\Users\Public\Pictures\Sample Pictures\b01b9c64ad3d.png

Познавательно- исследовательский «Экологическая тропа»

Подготовили:   Евсеева Н.В.  Горбунова Т.Н. , ЗемляковаЛ.В.Былинкина Е.А.

2012 – 2013 учебный год.

Проект "Экологическая тропа МБДОУ детский сад «Радуга «

Аннотация

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через  труд в природе,  исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. 

Актуальность проекта

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия  для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах  природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Тип проекта. Познавательный.Краткосрочный.

Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми разного  возраста, родителями, педагогами.

Цель проекта. Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта.

  • Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
  • Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды
  • Воспитывать  детей в духе бережного отношения к природе.
  • Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

  • Дети:
  • Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
  • Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
  • Содействовать развитию представлений о растительном мире.
  • Родители.
  • Активное включение в совместные с детьми  мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
  • Педагоги:
  • Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
  • Презентация проекта .
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта

Этапы

Цель

Содержание

1

Вводный

1. Изучить особенности окружающего природного окружения
2. Сформировать цели и задачи проекта
3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников
4. Разработка перспективного плана мероприятий экологического содержания.

Обследование объектов природного окружения ДОУ

Обработка консультативно-методической литературы по проблеме экологического воспитания детей

2

Основной

1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп
2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»

Экскурсия в березовую рощу
Турпоход с родителями на лесную полянку
Целевая прогулка «Санитары леса»
Путешествие «Цветочный ковер»
Трудовой десант «Огород»
Акция «Украсим мир цветами»
Поисковая деятельность «Аптека под ногами»

3

Итоговый

Презентация проекта

1.  Презентация  «Маршруты экологической тропы»
2. Фотоотчёт  «Я и мир вокруг меня»
3. Праздник «На природу в лес пойдем»

Конспект образовательной деятельности

в средней группе

на тему: «Экскурсия по экологической тропе».

Программное содержание:

Учить различать и называть растение. познакомить с подорожником, ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.

Материал:

экологическая тропа детского сада.

Ход:

Воспитатель: (Чтение стихотворения В. Туманского «Птичка».)

Птичка над моим окошком

Гнёздышко для деток вьёт,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несёт.

Птичка домик сделать хочет

Солнышко взойдёт, зайдёт

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поёт.

(Звучит грамзапись «Голоса птиц».)

Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку, а где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети: В лесу, в парке.

Воспитатель: Можно услышать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети: К нам прилетали синицы, галки, воробьи, голуби, снегири.

Воспитатель: Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети: Зимой сделали кормушки, насыпали в них корм: семечки, сало, хлебные крошки. Весной повесили скворечники, которые сделали наши родители.

Воспитатель: Для того чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зелёные насаждения, цветы.

А вот и наш «Зелёный патруль».

(Входят дети старших групп.)

Зелёный патруль: Ваши ребята знают правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.

Дети: Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то идёт на встречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать на газон. Если увидишь мусор, надо подобрать его.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

(«Зелёный патруль» даёт разрешение на прогулку по территории детского сада.)

Воспитатель подводит к «зелёной аптеке», предлагает назвать знакомые травы.

Дети: Мать-и-мачеха, одуванчик, девясил, крапива, лопух.

Воспитатель:Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям, — лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстро заживёт.

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети: В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, чтобы нечаянно не наступить на жучков, муравьёв.

(«Зелёный патруль» читает стихи С. Погороловского.)

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Послушайте, как шумят деревья, полюбуйтесь их красотой. Назовите деревья, которые растут в лесу.

Дети: Липа, берёза, осина, ель, сосна, клён.

Воспитатель: Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их, а как их отличить?

Дети: У липы ствол чёрный. у берёзы ствол белый, листочки мелкие с зубчиками. У осины ствол серо-зелёный, листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой темнее.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а знаете ли вы, какое дерево называют сладким?

Дети: Липу.

Воспитатель: Правильно, это медоносное дерево, мы с вами много раз наблюдали, как слетаются к липам пчёлы. А какое дерево наряжают раз в году?

Дети: Ёлку.

Воспитатель: А про какое дерево можно сказать: «Ствол белый, ветви тонкие, кудрявые, развесистые, листочки нежные, зелёные, с маленькими зубчиками, на дереве растут серёжки?

Правильно, про берёзу. А теперь отгадайте загадку:

«Русская красавица стоит на полянке

В зелёной кофточке, белом сарафане».

(Затем педагог читает стихотворение В. Рождественского «Берёзка».)

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о природе. Дети с помощью взрослых называют их.

«Лес — богатство и краса, береги свои леса».

«Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади».

Зелёный патруль: Мы в этом году пойдём в школу, а вы остаётесь здесь. Заботьтесь о родной природе так же, как мы заботились о ней, чтобы в нашем детском саду всегда было красиво, чтобы цвели цветы и пели птицы.

План экологической тропы

d0bfd0bbd0b0d0bd-d18dd0bad0bed0bbd0bed0b3-d182d180d0bed0bfd18b


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательское занятие в подготовительной к школе группе на экологической тропе «Солнышка сынок родной»

знакомство детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; формировать бережное отношение к «зелёным друзьям»; давать полные...

НОД по познавательному развитию на тему "По тропам нашей малой родины - республики Башкортостан"

Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.Интегративные цели: дать понятие, что такое малая родина; познакомить с её богатствами, особенност...

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект НОД с детьми старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «По тропинке в лес пойдём»

Конспект "По тропинке в лес пойдём" разработан с учетом задач программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой; . Надеюсь, что данный  материал помож...

Конспект занятия на тему: Теремок “Познавательное развитие” Тропинка в мир математики.

Задачи: Сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины.2.Развивать способность составлять логическую последовательность, распознавать нелепицы.3.Формирова...

ОО «Познавательное развитие» Тропинка в окружающий мир. «Земля – мой дом».

ОО «Познавательное развитие» Тропинка в  окружающий мир. «Земля – мой дом».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации позновательной де...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Тропинки в математику".

Обобщение и систематизация знаний  о геометрических фигурах, о располажении тела в пространстве, посредством игры....