ОО «Познавательное развитие» Тропинка в окружающий мир. «Земля – мой дом».
занимательные факты (старшая группа)

Шестопалова Татьяна Борисовна

ОО «Познавательное развитие» Тропинка в  окружающий мир. «Земля – мой дом».

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации позновательной деятельности «Земля – мой дом ».

Задачи:

  • создать условия для обучения детей формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей;
  • создать условия для побуждения детей понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздуху.
  • создать условия воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.

 Материалы: диск с музыкой Чайковского, мяч, символические изображение (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода, карта мира, глобус, стихи, загадки, карточки из альбома «Береги живое», зеленые галстуки, ручки с зеленой пастой

                                                      Ход:

1. Играет музыка И. Н. Чайковского «Времена года». Дети сидят на стульчиках.

 Предлагаю вам отправится в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Ребята, назовите, какую природу вы знаете?

Почему живое? – дышит, питается, растет, размножается. Это цветы, деревья, животные, птицы, насекомые.

Почему не живое? Не дышит, не растет, не размножается. Это луна, камни, песок.

Ребята, а стул, стол, машина, дом это природа? Нет, эти предметы созданы человеком. Ребята что нужно для того чтобы все росло и развивалось?

Тепло + питание + вода + воздух.

Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру, «Живая и неживая природа».

 У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

 Земля.Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. 

Что это такое? Это глобус.

 Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

Она круглая, похожа на шар.

 Каким цветом обозначена на глобусе суша?

 Коричневым, светло-коричневым, жёлтым, зеленым.

 Много ли на нашей планете воды?

Воды больше, чем суши.

 Каким цветом она обозначена на глобусе?

 Вода обозначена синим, голубым цветом.

А где живет вода? Вода это ручьи, реки, озера, моря и океаны.

 А можете назвать какое – нибудь море? Черное море, Каспийское море, Белое море. В морях какая на вкус вода – соленая.

А что это за голубые пятна на суше? Это озера.

Какая вода в реках на вкус?- пресная, не имеет вкуса. А какие рыбы водятся в реках? - пресноводные.

Дидактическая игра«Рыбки плавают в реке»

 пресноводные рыбы: сом, карась, лещ, окунь, щука. акула она хищная живет только в морях и океанах в соленой воде.

 Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?

 Венера, Марс, Юпитер и т. д.

 На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц.

2.  Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно - вам подскажут загадки:

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.( Солнце)

 Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? Нет. Почему?

 Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него прожить не можем.(Воздух)

А без воздуха можем мы прожить? Нет. Почему?

Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

Пустой лист. Почему на картинке ничего не изображено?

 Потому что воздух – невидимый.

Воздушная оболочка Земли - как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?(Вода)

Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?

 Без воды невозможно существования всего живого:

Повсюду, где бежит вода

Цветёт земля, цветёт страна…

Вот, что даёт природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня вокруг свежий воздух, светит солнце, скоро зажурчат ручьи.

Какие времена года вы знаете? И какое время года сейчас?

Зима, весна, лето, осень. А сейчас зима.

 Да, дети. Зима. Я предлагаю отдохнуть и поиграть:

Физкультминутка

Рыбы весело резвятся

В чистой тёпленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

 Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.

Игра«С какого дерева упали листья и семена»

Какие бывают птицы: зимующие и перелетные, почему их так называют. Почему перелетные птицы улетают в теплые страны? Чем питаются зимующие птицы? Какие птицы последними улетают в теплые страны? Почему? Назовите птиц, которые прилетают первыми из теплых стран это грачи.

Раньше в народе смотрели на прилет птиц и определяли, какая будет весна.

- Ранний прилет грачей к ранней весне.

- Грачи на горе, весна на дворе.

Какие птицы прилетают последними? Ласточки.

Почему? Они насекомоядные, прилетают, когда становится очень тепло и появляется много насекомых.

Дидактическая игра«Зимующие и перелетные птицы».

Ребята где, летают птицы в небе в воздухе. Как вы думаете для чего птицам воздух, чтобы дышать, помогает летать. Можно ли увидеть воздух? Воздух прозрачный, невидимый, но его можно почувствовать подуйте на ладошку. А что такое ветер это движение воздуха.

Загадки о насекомых;

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. Бабочка.

Он пищит, когда летит

А укус его болит,

С хоботком, хотя не слон

Кто скажите дружно он. Комар

Бабочка, комар, стрекоза это кто? Что общего у насекомых и чем они отличаются? Как помогают насекомые растениям. Они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. А паук это насекомое или нет?

Красненькие крылышки

Черные горошки

Кто это гуляет по моей ладошке.

Божья коровка.

Почему у нее такой окрас. Питаются ли птицы этими жуками?

 

Игра«Кто лишний»

- Бабочка, воробей, комар, жук.

- Божья коровка, кузнечик, паук, пчела.

Животные в лесу.

Заселите наш лес дикими животными. Назовите жилища диких зверей.

Белка живет в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе, волк в логове. Какие животные впадают зимой в спячку? Ребята посмотрите вот еще животные жираф, слон, зебра давайте их поселим в лесу. Как вы думаете, смогут эти животные выжить зимой в наших лесах? Вот мы и заселили наш лес птицами, насекомыми, животными, стало много деревьев в лесу. Давайте напомним правила поведения в лесу.

- Не кричи, не пугай животных.

- Не рви цветы.

- Не ломай деревья

- Не разоряй гнезда.

- Не сори в лесу. Убирай за собой мусор.

3.Вам понравилось путешествовать.? Какое задание вам показалось легким? Какое трудным? Мне ребята понравилось, как вы занимались. Вы были активны. Вы много знаете о нашей планете.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по познавательному развитию в подготовительной группе «Земли Российской преданные дети, Бессмертными вы стали на планете… »

Уважаемые воспитатели, перед вами конспект занятия  по познавательному развитию в подготовительной группе «Земли Российской преданные дети,Бессмертными вы стали на планете… » В 2015 год...

План - конспект по разделы программы "Познавательное развитие" тема: "Водные ресурсы Земли"

Очень важно у воспитанников дошкольног возраста систематизировать знания о значении воды, распространении ее в природе, причинах уменьшения чистой пресной воды, основными загрязнителями, ис...

Конспект занятия на тему: Теремок “Познавательное развитие” Тропинка в мир математики.

Задачи: Сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины.2.Развивать способность составлять логическую последовательность, распознавать нелепицы.3.Формирова...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Тропинки в математику".

Обобщение и систематизация знаний  о геометрических фигурах, о располажении тела в пространстве, посредством игры....

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный годАннотация к программе...