Русь древняя
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карева Любовь Геннадьевна

Программное содержание:

  1. Воспитывать у детей любовь к своей Родине.
  2. Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны.
  3. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, памятниками архитектуры и древности. Формировать удетей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
  4. Закрепить знания детей о флаге и гербе России, воспитывать уважительное отношение к государственным символам.
  5. Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения. Ясно и внятно выражать свои мысли. Развивать мышление, память.

Материал: Карта России, слайд шоу «Древняя Русь», слайды: «Красная площадь», «Царь-пушка», «Царь-колокол», «Кремль», «Герб и флаг России», стихи Вл. Степанова, детские стулья для постройки «автобуса», микрофон.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций альбомов «Моя Москва», «Моя Родина – Россия». Разучивание пословиц и поговорок о Родине, Москве, дружбе. Чтение и заучивание стихов В.Л. Степанова о Родине, «У каждого листочка» И. Мазина, «Родина» З. Александровой, Б. Житкова «Красная площадь», С. Баруздина «Страна, где мы живем», Ф. Глинки «Город чудный, город древний…»

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
В. Степанов

– Как вы думаете, что же такое Родина?

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.

– Давайте вместе с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина?

– Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса.

– А кто знает, как называется наша Родина?

– Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. А вы знаете, почему у нее такое название?

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

– Кто из вас знает, как в старину называлась наша страна?

– Русь, Земля Русская, Русь деревянная, белокаменная, Святая Русь.

– Я предлагаю вам посмотреть и узнать, почему же она так называлась.

Слайд-шоу «Древняя Русь»

– Верно, ребята, деревянной ее называли потому, что в давние времена все дома, крепости, храмы на Руси строили из дерева.

На смену дереву пришел более прочный белый камень – известняк, и Русь стали называть белокаменной.

А святой ее называли за множество храмов, церквей, соборов.

– Ребята, как называется столица нашей Родины?

– Кто из вас бывал в Москве? Чем она знаменита?

– Сегодня я предлагаю вам всем вместе отправиться на экскурсию по памятным местам столицы. А я буду вашим экскурсоводом.

Элемент ролевой игры: построен автобус из детских стульчиков.

– Проходите, пожалуйста, в автобус, занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее.

– Итак, дорогие гости нашей столицы, отправляемся в путь.

Москва – древний и старинный город. Много веков трудились люди, чтобы сделать его таким красивым. Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Очень много храмов, площадей, парков, музеев, театров.

– А вот и наша первая остановка. Давайте выйдем из автобуса.

Показ слайда «Красная площадь».

– Дорогие гости столицы! Мы с вами находимся на главной площади Москвы. Кто из вас знает, как она называется?

– Верно, Красная площадь. А откуда это название?

– Да, в старину слово «красное» значило красивое, главное. Какие ещё образные выражения с этим, словом вы знаете?

Дидактическое упражнение «Подбери образное выражение».

– Красная девица, красно солнышко, весна-красна, лето красное и т.д.

– В старые времена на Красной площади оглашали царские указы, люди узнавали новости, проводили народные гуляния. Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота».

Дети делятся на две команды. Изображающие «ворота» становятся в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорят слова:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие ускоряют шаг, а ловящие меняют скорость речитатива.

– А какие мероприятия проходят на Красной площади в наши дни?

– верно, здесь проводятся демонстрации трудящихся. Проходят военные парады с участием военной техники, показывающей мощь нашей страны. В дни больших праздников в небо над Красной площадью взлетает салют, проходят народные гуляния.

Показ слайда «Царь-пушка».

– Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

– Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Она установлена на лафете, а возле нее лежат ядра.

Новая информация для детей: отлита она была мастером Андреем Чоховым более четырехсот лет назад. «Царь-пушка» эта, ребята не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.

Показ слайда «Царь-колокол».

– Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник. Кто знает, что это?

– Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Отлили его великие русские мастера: отец и сын Маторины.

У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок.

Никто сегодня не собирается стрелять из «Царь-пушки» или звонить в «Царь-колокол». Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых русских мастерах.

– На Красной площади находится еще одна главная достопримечательность нашей страны.

Показ слайда «Московский Кремль».

– Что же это?

– Верно, это Кремль.

Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлем или детинцем на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.

В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда-то жители города и собрались под защиту своего кремля.

Первый Кремль был деревянным, построили его по приказу князя Юрия Долгорукова.

При следующем правителе – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные, толщиной в два-три метра. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

И только через сто лет построили новые стены, теперь уже из кирпича.

У Московского Кремля двадцать башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни свое имя и своя история.

Но об этом мы с вами поговорим на следующей экскурсии.

– Ребята, а кто работает в Московском Кремле?

– Верно, здесь работает наше правительство и президент. Поэтому здесь развивается государственный флаг России.

Показ слайда «Государственный флаг России».

– Что вы можете рассказать о флаге России?

– Что означают цвета флага?

  • Белый – цвет мира и чистоты совести.
  • Синий – небо, верность и правда.
  • Красный – огонь и отвага.

Ребенок: «Флаг России»

Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Показ слайда «Герб России».

– А что вы можете рассказать о гербе России?

Ребенок: «Герб России»

У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.

– Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва – столица России. Это тоже темно – красный щит с изображением на нем всадника – Героя Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея.

– Где можно увидеть герб страны?

– Верно, на важных государственных документах, на печатях, на паспорте граждан России, на российских монетах, на пограничных столбах.

– Наша страна, ребята, великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки о города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. В России живут люди разных национальностей: русские, армяне, украинцы, осетины, черкесы и др. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Но все они живут в мире и дружбе.

– А какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Дети называют пословицы, выученные ранее).

  • Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Там где дружат – живут, не тужат.
    Начался разлад – и друзьям не рад.
  • Хорошая дружба крепче каменных стен.
  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.
  • Доброе братство дороже богатства.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

– Молодцы, ребята, вы очень много пословиц знаете.

– Наша экскурсия заканчивается, пришла пора возвращаться в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Русь древнейшая в картинах В. Иванова

Каждая картина художника дышет сказочной чистотой. Добро пожаловать в сказку!...

Специализированый модуль по изодеятельности "Древня Русь. Защитники земли русской".

Модуль объединяет занятия по рисованию (графический рисунок, живописный рисунок), по лепке, по художественному конструированию. Сюжет модуля проходит через все виды продуктивной деятельности детей. Ит...

Коллаж "Древняя Русь"

В коллективной работе, дети рисовали древний город. Передали свои впечатления о быте и событиях Руси.Знакомясь с былинами и сказками создали образ богатырей, охраняющих свою территорию.Получая знания ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"

Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Древнюю Русь»

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях и обычаях....

Литературный досуг для детей старшего возраста логопедической группы «Древняя Русь – Русь богатырская».

    В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине - ...

«Древняя Русь. Берестяные грамоты – носители информации Древней Руси. Русские счеты. Московский Кремль. Создание модели «Московский Кремль» в компьютерной программе LEGO Digital Designer»

Конспект занятия разработан для детей 6-7 лет по информатике с целью закрепления знаний о носителях информации, знакомства детей с русскими счетами, русским абаком, развития конструктивного ...