Литературный досуг для детей старшего возраста логопедической группы «Древняя Русь – Русь богатырская».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

      В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине - одна из важнейших задач во все времена. Ведь то, что заложится в души ребят, в их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни.  Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее.  Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_dosug.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный досуг

для детей старшего возраста логопедической группы

«Древняя Русь – Русь богатырская».

Цель. Закрепить знания детей о героях и основных событиях былин.

Задачи.

  • Закрепить интерес к русскому народному творчеству.
  • Формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  • Развивать представления о предметах быта в Русской избе.
  • Обогатить словарный запас детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Добрыня Никитич.  
  • Передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины.
  •  Воспитывать устойчивый интерес, уважение к истории и культуре русского народа, к устному народному творчеству.
  • Развивать силу, ловкость, координацию движений.
  • Закрепить навык соблюдать правила игры.
  • Воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи.

Материал: реальные предметы быта, характерные для Древней Руси в мини-музее «Русская изба»; иллюстрация «Богатыри»; клубок ниток; иллюстрации; физкультурное оборудование, экран.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей»; разучивание поговорок, рассматривание иллюстраций к былинам.

Ход.

- Сегодня мы начнём удивительное путешествие по русским былинам. А поможет нам в этом волшебный клубок.

- А что такое - былина? Ответы детей.

Дети двигаются, разматывая ниточку клубка, попадают в музей Русской избы.

- Как вы думаете, что в русской избе самое главное? Ответы детей.

- Войдя в избу на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от гусей-лебедей, везёт Емелю к царю. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник- пользовался почётом и уважением.

- Много поговорок сложено о русской печи. Кто хочет рассказать поговорку?

Без печи хата – не хата.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

- Много кухонной утвари находилось рядом с печью. Что вы видите? (кочерга, ухват, коромысло, решето).

Отгадайте загадки об этих предметах и расскажите о них.

Чёрный конь скачет в огонь.

          Длинная рука чугунок держит в бока.

На плечах дуга держит вёдра, в них – вода.

          Новая посуда, а вся в дырках.

- Печь не только обогревала избу, но и …. Дети рассказывают о функции печи в доме.

 - Кто из русских богатырей пролежал на печи тридцать лет и три годика?

- Об этом вы узнаете, прослушав. Чтение текста былины.

- А теперь вспомним русскую былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и проверим ваши знания.

  • Как звали героев этой былины?
    (Илья Муромец - крестьянский сын, болел тридцать лет и три года, лежал на печи; калики перехожие - путешествующие музыканты; Соловей-разбойник - басурман, творящий зло, с помощью своего страшного свиста).
  •  Кто и с помощью чего вылечил Илью?
    (Калики перехожие с помощью добрых слов и колодезной воды, которую выпил Илья).
  • С кем собирался сразиться Илья Муромец?
    (С Соловьём-разбойником).
  • Как называлось место сражения?
    (Место то называлось Чёрная Грязь; добрый конь там не хаживал, а люди - какие были - все мертвы лежат).

- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам - игра, а какая мы узнаем, двигаясь за нашим волшебным клубком.

Дети переходят в зал, двигаясь по ниточке.

- На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Предлагаю мальчикам сыграть в русскую народную игру «Петушиные бои».

На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и придерживают рукой). По сигналу дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу – тот выиграл.

- Я знаю, что вам читали ещё одну былину - «Добрыня и Змей».

- Вы должны выбрать правильные ответы на вопросы.  Дети составляют полные ответы на вопрос. Варианты ответов демонстрируются на экране.

  • С кем сражался Добрыня? (со Змеем, с крокодилом, С Чёрным рыцарем).
  • Кого похитил Змей? (Василису, Забаву Путятичну, медузу Горгону).
  • Какое оружие взял с собою Добрыня? (Лук со стрелами, меч кладенец, палицу с булавой).
  • Где обитал Змей Горыныч? (В норах, в морском царстве, на болоте)

- Хорошо вы знаете и эту былину. В награду вам – игра «Попади в цель», «Хвост дракона».

- Наше путешествие подошло к концу. Каких русских героев мы вспомнили? Найдите этих героев на картине.

-Назовите качества богатырей.

- Людей, каких профессий можно отнести к современным богатырям?

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Вспомните поговорки и пословицы о храбрости и силе.

Храбрый побеждает – трус погибает.

Смелость города берёт.

Кто храбр – тот и жив.

Кто смел, тот и цел.

Глаза страшатся, а руки делают.

Хотя не ел, да будь смел.

 По окончании досуга – просмотр мультфильма о богатырях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интерактивного праздника 8 Марта для детей старшего возраста логопедической группы

Как известно, сейчас необходим поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на  повышение активности родителей как участни...

Перспективное планирование совместной образовательной деятельности по формированию графических навыков у детей старшей подгруппы логопедической группы

Планирование является приложением к модифицированной программе "Логопедическая работа с детьми в условиях разновозрастной группы"...

занятие "Посуда"Старший возраст логопедическая группа

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.По данной теме делается уклон на столовую,чайную и кухонную посуду....

занятие "Посуда"Старший возраст логопедическая группа

В данном конспекте даны общие данные о кухонной,столовой и чайной посуде....

Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы Тема «Приключения в подводном мире»

    Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группыТема «Приключения в подводном мире»Образовательные задачи: Расширять и углублять знания детей...

Коррекция речи детей старшего возраста логопедической группы средствами сюжетно-ролевых игр с элементами сибирского фольклора.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождение в социум. По...