Коррекция речи детей старшего возраста логопедической группы средствами сюжетно-ролевых игр с элементами сибирского фольклора.
консультация (старшая группа)

 

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождение в социум. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и поэтому способствуют сюжетно-ролевые игры.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предлагает её организацию логопедом и воспитателем.Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с нарушением речи в силу своих особенностей требуют значительного большого участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающие сверстники. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за неё, подражает гудению самолёта, голосом зверей и т.д. В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривает с детьми. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре, развивается речевая активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речи детей старшего возраста логопедической группы средствами сюжетно-ролевых игр с элементами сибирского фольклора.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождение в социум. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и поэтому способствуют сюжетно-ролевые игры.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предлагает её организацию логопедом и воспитателем.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с нарушением речи в силу своих особенностей требуют значительного большого участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающие сверстники. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за неё, подражает гудению самолёта, голосом зверей и т.д. В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривает с детьми. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре, развивается речевая активность.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и развитие словаря, формирование грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в основе определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Содержание сюжетно-ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:

  • Уточнению знаний имеющих у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
  • Установлению связности и последовательности высказывания.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработки дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Используя в работе малые формы фольклора, с их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению. Они лаконично и чётко по форме, глубоки и ритмичны.

На мой взгляд, в жизни современных детей приобщать их к народной культуре, прежде всего, образуя эстетический и эмоциональный фон.

Для детей старшего дошкольного возраста народная культура, традиции выступают уже как объект познания. В этом случае мы рассказываем детям о том, как отмечали тот или иной праздник, во что верили и как жили предки. Сюжетно-ролевую игру нужно строить так, чтобы ребёнок имел возможность воспринимать эту информацию как сказку или игру, не отождествляя её полностью с реальностью. Для дошкольника естественно воспринимать произведения искусства целостно. Наша задача - пробуждать и развивать в детях способность эмоционально откликаться на произведения искусства, чувствовать то отношение или настроение, которое стремиться передать его автор – будь то музыкальное произведение, картина или танец. Приобщение детей к традиционным ценностям отечественной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных ценностей.

Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор. Каждую потешку, прибаутку, поговорку и пр. мы с ребёнком обязательно обыгрываем вместе. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии. Благодаря ознакомлению со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора и материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. Ведущим жанрам фольклора малой Родины являются сибирские сказки, легенды, связанные с жизнью народов Прибайкалья. Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках, легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьбы добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевает трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором всё представлено крупно, выпукло, запоминается быстро и надолго. Сибирские легенды раскрывают ребёнку мир родной природы с приключениями в ней героев и воспитывают милосердие, духовность, доброту, честность, смелость. Сказки, созданные народом Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития дошкольников, так знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями, обычаями Прибайкалья.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с сибирской природой, трудом сибиряков, традициями и обычаями жителей коренных национальностей сибирского региона (бурят, тофов).
  2. Привить интерес и эмоционально-положительное отношение к сибирскому фольклору.
  3. Развивать у детей художественное восприятие: осмысление художественного образа, средств его выразительности.
  4. Развивать эстетические чувства, эстетические суждения и оценки.
  5. Способность переносу накопленного художественного опыта в разные виды художественной деятельности.
  6. Развивать основы патриотических чувств (любовь к родному краю).

Поставленные задачи реализуются поэтапно:

Подготовительный этап предполагает работу с педагогами и родителями.

Здесь возможно решение следующих задач:

  1. Познакомить педагогов и родителей с особенностями поэтического и музыкального фольклора народов Сибири и вызвать интерес к нему.
  2. Создать пространственно-предметную, этническую среду (уголка или комнаты по подобию «сибирской избы», «горницы», где сосредоточена старинная сибирская утварь).

Первый этап – отбор фольклорного материала и методика с ним.

Задачи:

  1. Отобрать доступный познавательным возможностям детей сибирский фольклор разных жанров (сказки, легенды, песни, танцы).
  2. Накопление детьми знаний о сибирском фольклоре, приобретение умений, навыков для его выразительного исполнения.

Второй этап – исполнение умений, навыков детей в самостоятельной художественной деятельности.

Задачи:

  1. Разработать формы и методику руководства самостоятельной художественной самодеятельности, стимулирующей субъективной позиции ребёнка (зрителя, артиста, танцора) и художественно-творческие способности.
  2. Развивать нравственные качества личности дошкольника: самостоятельность, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость.

Целенаправленная и последовательная коррекционно-логопедическая работа способствует развитию речи. Только при тесном сотрудничестве логопеда и воспитателя возможно преодоление имеющихся у детей дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интерактивного праздника 8 Марта для детей старшего возраста логопедической группы

Как известно, сейчас необходим поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на  повышение активности родителей как участни...

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы Тема «Приключения в подводном мире»

    Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группыТема «Приключения в подводном мире»Образовательные задачи: Расширять и углублять знания детей...

Литературный досуг для детей старшего возраста логопедической группы «Древняя Русь – Русь богатырская».

    В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине - ...

«Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проблемы:Ø Низкий показатель чтения родителями сказок своим детям.Ø Дети знают мало сказок.Ø Дети не знают персонажей сказок.Ø Неумение детьми связно пересказать сказку.Ø Не развита творческая самосто...

самообразование "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста" средняя группа

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, форми...