Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы Тема «Приключения в подводном мире»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

СЫЧЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

      Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы

Тема «Приключения в подводном мире»

Образовательные задачи: Расширять и углублять знания детей об обитателях рек и морей; совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи; уточнить и активизировать словарь по теме: «Пресноводные рыбы и морские обитатели». Совершенствовать навыки счёта.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, ре­чевого слуха, общих речевых навыков (тембровой окраски голо­са, интонационной выразительности речи), зрительного внима­ния и восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, актив­ности, инициативности, бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

[Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоцио­нального фона.]

Доброе утро небо,

Доброе утро солнце,

Доброе утро нам,

Доброе утро вам.

Послушайте стихотворения и вы узнаете, о ком мы сегодня с вами будем сейчас говорить.

Щ ука-хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть-

Страшно щуке в пасть попасть.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам -страшный враг.

Догадался? Нет? ….(Судак)

Воспитатель: О ком эти стихи? 

(Ответы детей)

Воспитатель: А какие отличительные особенности строения  рыб вы знаете? (Высказываются все дети, кто затрудняется – просим помощи у детей, просим повторить)

А где обитают эти рыбы? Дети сегодня я вам предлагаю самим побыть рыбками, чтобы лучше узнать их  жизнь. Вы хотите попробовать стать рыбками? Как же это можно осуществить – как нам стать рыбками?

(Ответы детей)

Воспитатель: (Подводит итог сказанному) Замечательная идея поиграть в сказку, ведь в сказке мы можем превратиться в кого нам захочется?

Дети проходят за ширму одевают шапочки с изображением разных рыб.

Воспитатель: И так все готовы начинаем.

Театрализация сказки «Как чуть не погибла плотвичка». [Раз­витие общих речевых навыков, творческого воображения, речево­го слуха.]

Дети-артисты уходят за ширму, остальные дети занимают места на стульчиках.

Воспитатель. Однажды летом девочка гуляла по берегу реки. Она устала и присела отдохнуть. С реки дул свежий ветерок, волны с шумом набегали на берег. Девочка и не заметила, как уснула. И приснился ей сон, что она не девочка, а маленькая сереб­ряная плотвичка с красным хвостиком.

Над ширмой появляется плоскостное изображение плотвички.

Плотвичка. Какая чудесная у меня река: чистая, прохлад­ная! И я в ней — хозяйка.

Воспитатель. Неожиданно рядом с плотвичкой зашевелилось темное бревно, которое лежало на дне. Оказывается, это спал сытый после охоты сом.

Над ширмой появляется плоскостное изображение сома.

Сом. Ты-то хозяйка? Глупая! Прячься скорее, не то станешь чьей-нибудь добычей.

Воспитатель. Плотвичка послушалась и успела спрятаться в густых водорослях как раз вовремя. Неожиданно, как тень, мельк­нуло длинное туловище щуки, и полосатый окунек оказался у нее в пасти.

Плотвичка прячется за плоскостными изображениями водорос­лей. Рядом с ними появляется плоскостное изображение щуки.

Щука. Славная охота! Эй, усатый, тут только что была ма­ленькая плотвичка. Ты ее не видел?

Сом. Не видел. Плыви себе! Не мешай отдыхать.

Щука исчезает за ширмой.

Сом. Вот видишь, сейчас бы и ты оказалась в зубах у хищ­ницы.

Плотвичка осторожно показывается из-за водорослей. Над ширмой появляется плоскостное изображение леща.

Лещ. Кстати, от сома тоже подальше держись. Он добрый, пока сытый, а так в его огромной пасти тоже немудрено оказаться.

Плотвичка. Может, и ты — хищник?

Лещ. Нет, я не охотник. Меня можешь не бояться. Я сам боюсь и сома, и щуку, и судака.

Воспитатель. И не успел лещ договорить эти слова, как прямо на плотвичку бросился серебристый красавец-судак.

Плоскостное изображение судака двигается за изображением плотвички.

Воспитатель.  Девочка вздрогнула и проснулась. «Как хорошо, что я не маленькая плотвичка!» — воскликнула она и побежала домой

Все плоскостные изображения исчезают за ширмой. Дети-ар­тисты выходят и кланяются. Все аплодируют им.

  1.  Беседа по сказке. (Развитие диалогической речи).

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, ставит на мольберт перед ними иллюстрацию к сказке и организует беседу.

Воспитатель. Сон о чем приснился девочке?

Дети. Девочке приснился сон о том, что она превратилась в серебряную плотвичку и оказалась на дне реки.

Воспитатель. Каких рыб она там увидела?

Дети. Она увидела сома, щуку, окунька, леща, судака.

Воспитатель. Кто из этих рыб не является хищником?

Дети. Лещ — не хищная рыба. Он не охотится на других рыб.

Воспитатель. Что воскликнула девочка, когда проснулась?

Дети. Девочка порадовалась, что она не маленькая плотвич­ка, которую могут съесть щука, сом или судак.

Воспитатель. Дети, а какая река есть в нашем городе?

Воспитатель. Как вы думаете, в нашей реке водятся такие рыбы? Могла эта сказка произойти на берегу нашей реки?

  1.  Подвижное упражнение «На дне». [Развитие общей мотори­ки, координации речи с движением.]

Воспитатель приглашает детей в центр группы. Они встают в круг и делают знакомое упражнение.

Улитки ползут,                                                     Передвигаются по кругу в полуприсе­де,

Свои домики везут.                                              сложив руки за спиной.

Рогами шевелят,                                                   Делают «рожки» из пальчиков,

На рыбок глядят.                                                  рит­мично наклоняют голову влево-впра­во.

Рыбки плывут,                                                      Передвигаются по кругу, делая греб-.

Плавничками гребут.                                           ковые движения руками

Влево, вправо поворот,                                        Выполняют повороты туловища вле­во, вправо

А потом наоборот.                                               и наоборот.

  1. Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое принес почтальон.

Воспитатель. Дети послушайте новость мою, сегодня иду утром в детский сад, и встречается мне почтальон. Вручает письмо это вам. На письме написано воспитателям и детям 10 гр. Прочитать?

(Достаем письмо, читаем, дети подходят ко мне, слушают)

«Всем! Всем! Всем! Кто получил это письмо! Нас заколдовала злая Урсула (слайд 1). Мы забыли, как нас зовут, где мы живем!

Помогите нам, пожалуйста! Расколдуйте нас!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто такая Урсула?

(Урсула — злая морская ведьма из мультфильма «Русалочка), которая «помогает» невезучим морским обитателям для достижения её собственных целей).

А узнать где мы находимся, вы сможете, разгадав загадку:

« В нем соленая вода, по нему плывут суда» (море).

Воспитатель: Вы согласны отправиться в морское путешествие.

Вспомнить все, что мы знаем об обитателях моря, рассказать им и выполнить все задания, которые помогут расколдовать их и прогнать злую Урсулу.

Вы согласны? Тогда в путь! А как нам оказаться на берегу моря, что надо для этого сделать?

Ответы детей: волшебные слова (дети закрывают глаза)

Детский сад наш изменился

В море быстро превратился

Мы отправимся гулять

Всем мы будем помогать

(Звуки моря)  (Повернуть ширму с изображением морского дна)

Вот мы и оказались на берегу моря

Воспитатель: Чтобы понять, кто нас просит о помощи, нам необходимо выполнить задание «Волшебные картинки». Приглашаю вас занять места в нашей волшебной морской лаборатории, переверните листочки. Как вы думаете, что надо сделать в этом задании.

Ответы детей: Соединить точки по порядку, Начиная с цифры 1.

Воспитатель: прежде чем приступить к выполнению задания, разомнем наши пальчики. Как мы это сделаем?

Ответы детей: сделаем пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,


Рыбка быстро уплыла.

(Плавные движения кистями)
 

(погрозить пальчиком)
(хлопок "круглыми" ладошками) (Выгнуть кисти, пальчики вниз) (имитировать движение пальчиками) (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

 (спрятать ручки)

  1. Игра «Волшебные картинки». [Развитие зрительного внима­ния, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Воспитатель: приглашает детей за столы, на которых уже лежат карточки и стоят контейнеры с карандашами.

Воспитатель: Новая игра называется «Волшебные картинки». Соедините все цифры по порядку и получите изображение одного из обитателей морей и океанов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что это за обитатели морей и океанов у вас получились?

Дети. Отвечают, кто у них получился.

  1. Игра «На морском дне»! (Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Развитие зрительного внимания и восприятия)

Воспитатель: приглашает детей к коврографу, на столе перед детьми разложены плоскостные изоб­ражения обитателей морей и океанов.

Воспитатель:  Возьми любое животное.  Расскажи о нем: как зовут, где живет, чем питается? И затем  найдите ему место на игровом поле.

Дети по очереди выполняют задание.

Воспитатеоь:помести свое животное рядом с…., над …, под,,, и т. д.

Воспитатель: Где находится морской конек?

(Ответы детей: Морской конек прячется между кораллами.

Воспитатель: Где плывет медуза?

Ответы детей: Медуза плывет над скатом. И так далее.

  1. Воспитатель: Дети еще письмо нам принесли. Прочитаем. Морские животные говорят вам большое спасибо, что вы помогли снять чары злой колдуньи Урсулы. Теперь они все вспомнили и помогут вспомнить все  всем своим друзьям.  А нам надо возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, тихо поворачиваемся вокруг и произносим слова.

Заклинание

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В детский сад нас унесет.

Сюрпризный момент

  1. Дети а что же это такое (обращает внимание на посылку, появившуюся на столе в группе). Дети помогают открыть (Там письмо морские обитатели благодарят за помощь и дарят вам подарок - каждому тренажер-рыбку, двигающуюся от поддуваний.

Список литературы

  • Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015
  • Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013.
  • Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы

Тема «Приключения в подводном мире»

Образовательные задачи: Расширять и углублять знания детей об обитателях рек и морей; совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи; уточнить и активизировать словарь по теме: «Пресноводные рыбы и морские обитатели». Совершенствовать навыки счёта.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков (тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи), зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

[Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона.]

Доброе утро небо,

Доброе утро солнце,

Доброе утро нам,

Доброе утро вам.

Послушайте стихотворения и вы узнаете, о ком мы сегодня с вами будем сейчас говорить.

Щ ука-хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть-

Страшно щуке в пасть попасть.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам -страшный враг.

Догадался? Нет? ….(Судак)

Воспитатель: О ком эти стихи?  

(Ответы детей)

Воспитатель: А какие отличительные особенности строения  рыб вы знаете? (Высказываются все дети, кто затрудняется – просим помощи у детей, просим повторить)

А где обитают эти рыбы? Дети сегодня я вам предлагаю самим побыть рыбками, чтобы лучше узнать их  жизнь. Вы хотите попробовать стать рыбками? Как же это можно осуществить – как нам стать рыбками?

(Ответы детей)

Воспитатель: (Подводит итог сказанному) Замечательная идея поиграть в сказку, ведь в сказке мы можем превратиться в кого нам захочется?

Дети проходят за ширму одевают шапочки с изображением разных рыб.

Воспитатель: И так все готовы начинаем.

Театрализация сказки «Как чуть не погибла плотвичка». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения, речевого слуха.]

Дети-артисты уходят за ширму, остальные дети занимают места на стульчиках.

Воспитатель. Однажды летом девочка гуляла по берегу реки. Она устала и присела отдохнуть. С реки дул свежий ветерок, волны с шумом набегали на берег. Девочка и не заметила, как уснула. И приснился ей сон, что она не девочка, а маленькая серебряная плотвичка с красным хвостиком.

Над ширмой появляется плоскостное изображение плотвички.

Плотвичка. Какая чудесная у меня река: чистая, прохладная! И я в ней — хозяйка.

Воспитатель. Неожиданно рядом с плотвичкой зашевелилось темное бревно, которое лежало на дне. Оказывается, это спал сытый после охоты сом.

Над ширмой появляется плоскостное изображение сома.

Сом. Ты-то хозяйка? Глупая! Прячься скорее, не то станешь чьей-нибудь добычей.

Воспитатель. Плотвичка послушалась и успела спрятаться в густых водорослях как раз вовремя. Неожиданно, как тень, мелькнуло длинное туловище щуки, и полосатый окунек оказался у нее в пасти.

Плотвичка прячется за плоскостными изображениями водорослей. Рядом с ними появляется плоскостное изображение щуки.

Щука. Славная охота! Эй, усатый, тут только что была маленькая плотвичка. Ты ее не видел?

Сом. Не видел. Плыви себе! Не мешай отдыхать.

Щука исчезает за ширмой.

Сом. Вот видишь, сейчас бы и ты оказалась в зубах у хищницы.

Плотвичка осторожно показывается из-за водорослей. Над ширмой появляется плоскостное изображение леща.

Лещ. Кстати, от сома тоже подальше держись. Он добрый, пока сытый, а так в его огромной пасти тоже немудрено оказаться.

Плотвичка. Может, и ты — хищник?

Лещ. Нет, я не охотник. Меня можешь не бояться. Я сам боюсь и сома, и щуку, и судака.

Воспитатель. И не успел лещ договорить эти слова, как прямо на плотвичку бросился серебристый красавец-судак.

Плоскостное изображение судака двигается за изображением плотвички.

Воспитатель.  Девочка вздрогнула и проснулась. «Как хорошо, что я не маленькая плотвичка!» — воскликнула она и побежала домой

Все плоскостные изображения исчезают за ширмой. Дети-артисты выходят и кланяются. Все аплодируют им.

  1.  Беседа по сказке. (Развитие диалогической речи).

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, ставит на мольберт перед ними иллюстрацию к сказке и организует беседу.

Воспитатель. Сон о чем приснился девочке?

Дети. Девочке приснился сон о том, что она превратилась в серебряную плотвичку и оказалась на дне реки.

Воспитатель. Каких рыб она там увидела?

Дети. Она увидела сома, щуку, окунька, леща, судака.

Воспитатель. Кто из этих рыб не является хищником?

Дети. Лещ — не хищная рыба. Он не охотится на других рыб.

Воспитатель. Что воскликнула девочка, когда проснулась?

Дети. Девочка порадовалась, что она не маленькая плотвичка, которую могут съесть щука, сом или судак.

Воспитатель. Дети, а какая река есть в нашем городе?

Воспитатель. Как вы думаете, в нашей реке водятся такие рыбы? Могла эта сказка произойти на берегу нашей реки?

  1.  Подвижное упражнение «На дне». [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

Воспитатель приглашает детей в центр группы. Они встают в круг и делают знакомое упражнение.

Улитки ползут,                                                     Передвигаются по кругу в полуприседе,

Свои домики везут.                                              сложив руки за спиной.

Рогами шевелят,                                                   Делают «рожки» из пальчиков,

На рыбок глядят.                                                  ритмично наклоняют голову влево-вправо.

Рыбки плывут,                                                      Передвигаются по кругу, делая греб-.

Плавничками гребут.                                           ковые движения руками

Влево, вправо поворот,                                        Выполняют повороты туловища влево, вправо

А потом наоборот.                                               и наоборот.

  1. Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое принес почтальон.

Воспитатель. Дети послушайте новость мою, сегодня иду утром в детский сад, и встречается мне почтальон. Вручает письмо это вам. На письме написано воспитателям и детям 10 гр. Прочитать?

(Достаем письмо, читаем, дети подходят ко мне, слушают)

«Всем! Всем! Всем! Кто получил это письмо! Нас заколдовала злая Урсула (слайд 1). Мы забыли, как нас зовут, где мы живем!

Помогите нам, пожалуйста! Расколдуйте нас!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто такая Урсула?

(Урсула — злая морская ведьма из мультфильма «Русалочка), которая «помогает» невезучим морским обитателям для достижения её собственных целей).

А узнать где мы находимся, вы сможете, разгадав загадку:

« В нем соленая вода, по нему плывут суда» (море).

Воспитатель: Вы согласны отправиться в морское путешествие.

Вспомнить все, что мы знаем об обитателях моря, рассказать им и выполнить все задания, которые помогут расколдовать их и прогнать злую Урсулу.

Вы согласны? Тогда в путь! А как нам оказаться на берегу моря, что надо для этого сделать?

Ответы детей: волшебные слова (дети закрывают глаза)

Детский сад наш изменился

В море быстро превратился

Мы отправимся гулять

Всем мы будем помогать

(Звуки моря)  (Повернуть ширму с изображением морского дна)

Вот мы и оказались на берегу моря

Воспитатель: Чтобы понять, кто нас просит о помощи, нам необходимо выполнить задание «Волшебные картинки». Приглашаю вас занять места в нашей волшебной морской лаборатории, переверните листочки. Как вы думаете, что надо сделать в этом задании.

Ответы детей: Соединить точки по порядку, Начиная с цифры 1.

Воспитатель: прежде чем приступить к выполнению задания, разомнем наши пальчики. Как мы это сделаем?

Ответы детей: сделаем пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,


Рыбка быстро уплыла.

(Плавные движения кистями)

(погрозить пальчиком)
(хлопок "круглыми" ладошками) (Выгнуть кисти, пальчики вниз) (имитировать движение пальчиками) (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

 (спрятать ручки)

  1. Игра «Волшебные картинки». [Развитие зрительного внимания, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Воспитатель: приглашает детей за столы, на которых уже лежат карточки и стоят контейнеры с карандашами.

Воспитатель: Новая игра называется «Волшебные картинки». Соедините все цифры по порядку и получите изображение одного из обитателей морей и океанов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что это за обитатели морей и океанов у вас получились?

Дети. Отвечают, кто у них получился.

  1. Игра «На морском дне»! (Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Развитие зрительного внимания и восприятия)

Воспитатель: приглашает детей к коврографу, на столе перед детьми разложены плоскостные изображения обитателей морей и океанов.

Воспитатель:  Возьми любое животное.  Расскажи о нем: как зовут, где живет, чем питается? И затем  найдите ему место на игровом поле.

Дети по очереди выполняют задание.

Воспитатеоь:помести свое животное рядом с…., над …, под,,, и т. д.

Воспитатель: Где находится морской конек?

(Ответы детей: Морской конек прячется между кораллами.

Воспитатель: Где плывет медуза?

Ответы детей: Медуза плывет над скатом. И так далее.

  1. Воспитатель: Дети еще письмо нам принесли. Прочитаем. Морские животные говорят вам большое спасибо, что вы помогли снять чары злой колдуньи Урсулы. Теперь они все вспомнили и помогут вспомнить все  всем своим друзьям.  А нам надо возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, тихо поворачиваемся вокруг и произносим слова.

Заклинание

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В детский сад нас унесет.

Сюрпризный момент

  1. Дети а что же это такое (обращает внимание на посылку, появившуюся на столе в группе). Дети помогают открыть (Там письмо морские обитатели благодарят за помощь и дарят вам подарок - каждому тренажер-рыбку, двигающуюся от поддуваний.

Список литературы

  • Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015
  • Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013.
  • Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Защитники Отечества»

Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защитившим страну от врагов. Обогащение речи признаками, синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников р...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей старшего возраста, имеющими речевые нарушения...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста "Рассказ о городе"

ЦЕЛЬ: составление рассказа о Сарове, закрепление знаний детей о родном городе.ЗАДАЧИ:-Уточнять представления детей о родном городе;-Формировать понятие «малая родина»;-Воспитывать патриотические ...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи у детей в подготовительной логопедической группе (ОНР) «Земля в моих ладошках»

В данной работе происходит воспитание гуманного отношения к природе, чувства  ответственного  отношения  ко всему живому....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Зимние забавы»

Продолжать развивать связную речь: умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное; последовательно и выразительно рассказывать....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию в подготовительной логопедической группе. Тема: «Животные Крайнего Севера».

Учить детей составлять описательный рассказ о животных. Расширять и уточнять знания о Севере и животных, живущих всеверных широтах нашей планеты....