Беседа о свойствах льда и снега.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Петухова  Евгения Сергеевна

Беседа о свойствах льда и снега.

Цель: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным методом: лед- холодный, гладкий, скользкий твердый, в тепле тает, хрупкий, прозрачный; снег и лед - грязные, холодные - в рот их брать нельзя, можно заболеть;  снег надо подгребать к деревьям, он их охраняет от вымерзания. Развивать у детей логическое мышление и речь; научить рассказывать о наблюдаемых явлениях последовательно, научит  выражать и заканчивать свою мысль. Развитие эстетических чувств: учить видеть красоту природы вокруг  себя.

Предварительная работа: наблюдения за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом.

Словарная работа: хрупкий,  прозрачный, колется, скрипит.

Оборудование: блюдце  со льдом и снегом( на каждого ребенка); геометрические фигуры; костюм " Зима", колпачки запись песенки " Раз морозною зимой".

План:

1. Наблюдение за природой (из окна).

2. Сообщение цели.

3. Опыт со снегом и льдом.

4. Инсценировка стихотворения "Зима"

5. Дидактическая игра "Выбери картинки и объясни"

6. Отгадывание загадок.

7. Прослушивание песни.

Ход НОД:

В: Дети, подойдите все к окну. Чем покрыта земля, почему на улице так светло?

Д: Земля покрыта белым снегом. Поэтому на улице кажется светлее.

В: Почему так хорошо виден снег?

Д: Снег очень хорошо виден на черной земле потому, что он  белый.

В: Дети, кто из вас знает загадку о снеге?

Д:

- Белый ,да не сахар.

- Ног нет, а идет.

- На всех садится, никого не боится.

- Одеяло бело, все поле одело.

В: Дети, подумайте ,на что похож белый снег? С чем его можно сравнить ?( с солью, сахаром, мукой и т.д.). Дети сейчас давайте вспомним, зачем мы наливали воду в песочницы, в блюдце?

Дети: Мы наливали воду в песочницы, чтобы образовались льдинки. Ав блюдце вода быстро замерзла и превратилась в лед.

В: Дети, а сейчас садитесь. Сегодня мы с вами будем рассматривать снег и лед. Мы узнаем очень много интересного . ( Перед каждым ребенком на блюдцах лежит снег и лед). Предлагаем  детям проделать опыты: Дети, возьмите в руки немного снега. Что можно сказать о нем?

Д: Снег белый, холодный, мягкий.

В: Дети, перед вами лежат кусочек снега, похожий на кусочек сахара. Потрогайте его.  Он такой же мягкий, как тот, который вы брали первый раз ?

Д:Этот кусочек снега тоже белый, холодный, но он твердый.

В:Дети, подумайте, почему один кусочек снега мягкий, а другой твердый? Вспомните , почему снег твердый и где на участке мы с вами снег делали твердым?

Д: Снег твердый, потому что он долго лежал и слежался. На участке мы снег складывали в горку, делала валы, и он там слежался, утрамбовался и сделался твердым.

В: Дети, а теперь все возьмите снег в руки и сожмите. Что вы слышите?

Д: Снег скрипит и хрустит.

В: Как вы думаете, почему снег скрипит?

Д: Когда идешь по снегу, то он скрипит под ногами. Это снежинки ломаются.

В: Дети, раскройте ладони, что стало со снегом?

Д: Снег растаял.

В: А почему снег тает в ваших руках?

Д:Потому что руки теплые, а в тепле снег тает, превращается в воду.

В: Дети, почему в этой баночке оказалась вода, откуда она взялась?

Д: В эту баночку мы утро набрали снег и поставили на солнышко, а снег в ней и растаял.

В:У меня в руках стакан с водой. Это вода из - под крана. Одинаковая ли вода в баночке и в стакане?

Д: В стакане вода чистая, а в баночке грязная.

В: Дети, а как вы думаете, почему вода в баночке грязная?

Д: Снег падал и сразу вбирал в себя пыль и грязь, поэтому вода  грязная.

В: (предлагает лучше рассмотреть воду в баночке). Что и можно увидеть в воде?

Дети: Ворсинки, кусочки сажи, песок.

В: Дети, если вы захотите пить, какую воду нужно для этого взять?

Д: Надо пить воду из водопровода ,кипяченую ,она чистая.

В: А  можно ли есть снег, ведь он белый и кажется чистым?

Д: Снег впитывает в себя очень много пыли. грязи и есть его нельзя, так как эта грязь попадает в рот и желудок. модно отравиться. От холодного снега может заболеть горло. Значит . есть снег нельзя.

В: Дети, а вы как думаете, хорошо или плохо, когда зимой много снега?

Д: Если зимой много снега, то можно делать горку и кататься на санках, лыжах, лепить снеговиков, делать валы, разные фигуры.

Оля: Мы с папой подгребали снег к деревьям, т.к он защищает их от мороза зимой.

Галя: Будет много снега- много воды будет весной, значит , будет хороший урожай.

В: Значит, можно сказать, много снега- много хлеба!

Физкультминутка.

1. Массаж  каждого пальчика.

2. Круговые движения руками, нагревание рук дыханием.

3. Закрыть глаза, на веки положить два пальца.

4. Легко нажимать подушечками пальцев на веки(1- 3 раза).

В: Дети, теперь возьмите в руки кусочки льда, потрогайте и скажите, какой он?

Д: Лед гладкий, скользкий, твердый, блестящий.

В: Внимательно посмотрите на льдинки, которые лежат на блюдце. Что о них можно сказать?

Д:Под льдинками лежат цветные картонные фигурки- прямоугольники, кружки. они очень хорошо видны.

В: А почему через лед хорошо видны квадраты. кружочки?

Д: Потому что лед прозрачный.

В: Скажем вмести: "Лед прозрачный". Дети, вы держали лед в руках. Что теперь в ваших руках? Почему? Что получилось в баночке, в которую мы положили кусочки льда?

Д: В руках лед растаял, потому что они теплые. А в баночке лед растаял, потому что в комнате тепло.

В: Значит, что еще можно сказать о льде?

Д: Лед, как и снег, в теплой комнате тает.

В: А теперь разломайте льдинки, а я по кусочку льда стукну молоточком. Что произошло?

Д:Лед, раскололся. он хрупкий.

В: Дети, скажите, что вы сегодня узнали о льде? Дети: Лед холодный, гладкий, прозрачный, хрупкий, в тепле тает.

 Физкультминутка.

Посмотреть вдаль ( в окно). затем перевести взгляд на близко расположенный  предмет ( на специальный колпачок). Для снятия мышечной усталости повторить 3 раза.

Сюрпризный момент.

Появляется девочка " Зима".Дует на детей ветром и как бы превращает их то снежинок, то в зайчиков, то в медведей. Инсценировка стихотворения " Зима".

Зима:                  У  меня немало дела - все деревья приодела,

                            Все заснежила кусты, все поля белы - чисты.

                            Я тебя щипнула в шутку- ты постой со мной минутку.

                             Посмотри, снега мели, ну- ка, зиму похвали!

Дети читают стихи, радуют " зиму".

В: Дети, сейчас мы поиграем в игру "Найди картинку и объясни".  Вы должны отобрать картинку с изображением предметов, которые встречаются зимой. В центре фланелеграфа я поставлю картинку, изображающую зимний пейзаж, а вы расставите свои картинки там, где считаете нужным.(дети расставляют картинки, воспитатель оценивает их, предлагает назвать и объяснить, почему ребенок поставил лыжи на лыжню, санки на снежную горку).

А теперь я хочу загадать несколько загадок:

Белая морковка зимой растет  (сосулька).

Льется речка- мы лежим,

Лед на речке - мы бежим. ( Коньки).

Дети, а зимой случаются разные истории с людьми и с животными, послушайте песенку ( исполняется  песня  " Раз морозною зимой").

После занятия дети передают содержание песенки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о свойствах льда и снега.

Цель: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным методом: лед- холодный, гладкий, скользкий твердый, в тепле тает, хрупкий, прозрачный; снег и лед - грязные, холодные - в рот их брать нельзя, можно заболеть;  снег надо подгребать к деревьям, он их охраняет от вымерзания. Развивать у детей логическое мышление и речь; научить рассказывать о наблюдаемых явлениях последовательно, научит  выражать и заканчивать свою мысль. Развитие эстетических чувств: учить видеть красоту природы вокруг  себя.

Предварительная работа: наблюдения за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом.

Словарная работа: хрупкий,  прозрачный, колется, скрипит.

Оборудование: блюдце  со льдом и снегом( на каждого ребенка); геометрические фигуры; костюм " Зима", колпачки запись песенки " Раз морозною зимой".

План:

1. Наблюдение за природой (из окна).

2. Сообщение цели.

3. Опыт со снегом и льдом.

4. Инсценировка стихотворения "Зима"

5. Дидактическая игра "Выбери картинки и объясни"

6. Отгадывание загадок.

7. Прослушивание песни.

Ход НОД:

В: Дети, подойдите все к окну. Чем покрыта земля, почему на улице так светло?

Д: Земля покрыта белым снегом. Поэтому на улице кажется светлее.

В: Почему так хорошо виден снег?

Д: Снег очень хорошо виден на черной земле потому, что он  белый.

В: Дети, кто из вас знает загадку о снеге?

Д:

- Белый ,да не сахар.

- Ног нет, а идет.

- На всех садится, никого не боится.

- Одеяло бело, все поле одело.

В: Дети, подумайте ,на что похож белый снег? С чем его можно сравнить ?( с солью, сахаром, мукой и т.д.). Дети сейчас давайте вспомним, зачем мы наливали воду в песочницы, в блюдце?

Дети: Мы наливали воду в песочницы, чтобы образовались льдинки. Ав блюдце вода быстро замерзла и превратилась в лед.

В: Дети, а сейчас садитесь. Сегодня мы с вами будем рассматривать снег и лед. Мы узнаем очень много интересного . ( Перед каждым ребенком на блюдцах лежит снег и лед). Предлагаем  детям проделать опыты: Дети, возьмите в руки немного снега. Что можно сказать о нем?

Д: Снег белый, холодный, мягкий.

В: Дети, перед вами лежат кусочек снега, похожий на кусочек сахара. Потрогайте его.  Он такой же мягкий, как тот, который вы брали первый раз ?

Д:Этот кусочек снега тоже белый, холодный, но он твердый.

В:Дети, подумайте, почему один кусочек снега мягкий, а другой твердый? Вспомните , почему снег твердый и где на участке мы с вами снег делали твердым?

Д: Снег твердый, потому что он долго лежал и слежался. На участке мы снег складывали в горку, делала валы, и он там слежался, утрамбовался и сделался твердым.

В: Дети, а теперь все возьмите снег в руки и сожмите. Что вы слышите?

Д: Снег скрипит и хрустит.

В: Как вы думаете, почему снег скрипит?

Д: Когда идешь по снегу, то он скрипит под ногами. Это снежинки ломаются.

В: Дети, раскройте ладони, что стало со снегом?

Д: Снег растаял.

В: А почему снег тает в ваших руках?

Д:Потому что руки теплые, а в тепле снег тает, превращается в воду.

В: Дети, почему в этой баночке оказалась вода, откуда она взялась?

Д: В эту баночку мы утро набрали снег и поставили на солнышко, а снег в ней и растаял.

В:У меня в руках стакан с водой. Это вода из - под крана. Одинаковая ли вода в баночке и в стакане?

Д: В стакане вода чистая, а в баночке грязная.

В: Дети, а как вы думаете, почему вода в баночке грязная?

Д: Снег падал и сразу вбирал в себя пыль и грязь, поэтому вода  грязная.

В: (предлагает лучше рассмотреть воду в баночке). Что и можно увидеть в воде?

Дети: Ворсинки, кусочки сажи, песок.

В: Дети, если вы захотите пить, какую воду нужно для этого взять?

Д: Надо пить воду из водопровода ,кипяченую ,она чистая.

В: А  можно ли есть снег, ведь он белый и кажется чистым?

Д: Снег впитывает в себя очень много пыли. грязи и есть его нельзя, так как эта грязь попадает в рот и желудок. модно отравиться. От холодного снега может заболеть горло. Значит . есть снег нельзя.

В: Дети, а вы как думаете, хорошо или плохо, когда зимой много снега?

Д: Если зимой много снега, то можно делать горку и кататься на санках, лыжах, лепить снеговиков, делать валы, разные фигуры.

Оля: Мы с папой подгребали снег к деревьям, т.к он защищает их от мороза зимой.

Галя: Будет много снега- много воды будет весной, значит , будет хороший урожай.

В: Значит, можно сказать, много снега- много хлеба!

Физкультминутка.

1. Массаж  каждого пальчика.

2. Круговые движения руками, нагревание рук дыханием.

3. Закрыть глаза, на веки положить два пальца.

4. Легко нажимать подушечками пальцев на веки(1- 3 раза).

В: Дети, теперь возьмите в руки кусочки льда, потрогайте и скажите, какой он?

Д: Лед гладкий, скользкий, твердый, блестящий.

В: Внимательно посмотрите на льдинки, которые лежат на блюдце. Что о них можно сказать?

Д:Под льдинками лежат цветные картонные фигурки- прямоугольники, кружки. они очень хорошо видны.

В: А почему через лед хорошо видны квадраты. кружочки?

Д: Потому что лед прозрачный.

В: Скажем вмести: "Лед прозрачный". Дети, вы держали лед в руках. Что теперь в ваших руках? Почему? Что получилось в баночке, в которую мы положили кусочки льда?

Д: В руках лед растаял, потому что они теплые. А в баночке лед растаял, потому что в комнате тепло.

В: Значит, что еще можно сказать о льде?

Д: Лед, как и снег, в теплой комнате тает.

В: А теперь разломайте льдинки, а я по кусочку льда стукну молоточком. Что произошло?

Д:Лед, раскололся. он хрупкий.

В: Дети, скажите, что вы сегодня узнали о льде? Дети: Лед холодный, гладкий, прозрачный, хрупкий, в тепле тает.

 Физкультминутка.

Посмотреть вдаль ( в окно). затем перевести взгляд на близко расположенный  предмет ( на специальный колпачок). Для снятия мышечной усталости повторить 3 раза.

Сюрпризный момент.

Появляется девочка " Зима".Дует на детей ветром и как бы превращает их то снежинок, то в зайчиков, то в медведей. Инсценировка стихотворения " Зима".

Зима:                  У  меня немало дела - все деревья приодела,

                            Все заснежила кусты, все поля белы - чисты.

                            Я тебя щипнула в шутку- ты постой со мной минутку.

                             Посмотри, снега мели, ну- ка, зиму похвали!

Дети читают стихи, радуют " зиму".

В: Дети, сейчас мы поиграем в игру "Найди картинку и объясни".  Вы должны отобрать картинку с изображением предметов, которые встречаются зимой. В центре фланелеграфа я поставлю картинку, изображающую зимний пейзаж, а вы расставите свои картинки там, где считаете нужным.(дети расставляют картинки, воспитатель оценивает их, предлагает назвать и объяснить, почему ребенок поставил лыжи на лыжню, санки на снежную горку).

А теперь я хочу загадать несколько загадок:

Белая морковка зимой растет  (сосулька).

Льется речка- мы лежим,

Лед на речке - мы бежим. ( Коньки).

Дети, а зимой случаются разные истории с людьми и с животными, послушайте песенку ( исполняется  песня  " Раз морозною зимой").

После занятия дети передают содержание песенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Свойства льда и снега"

Итегрированное игра-занятие для первой младшей группы....

Беседа о свойствах льда и снега

Беседа о свойствах льда и снегаВ средней группе...

ООД по окружающему миру "Знакомство со свойствами льда и снега" в средней группе

План-конспект занятия по окружающему миру(старшая группа) по теме:"Знакомство детей со свойствами льда и снега" Программное  содержание:Закрепить знания о свойствах снега. Познаком...

Проект «Свойства льда и снега» Старшая группа

Проект «Свойства льда и снега»  Старшая группа...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон.Тема "Свойства льда и снега"

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы в технологии ситуации деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Тема: «Свойства льда и снега»Цель: сформировать п...

Конспект занятия по экспериментированию На тему: «Свойства льда и снега»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеВидновская средняя общеобразовательная школа № 7        Конспект занятия по экспериментированиюНа те...

Проект «Свойства льда и снега»

Проект«Свойства льда и снега»Старшая группа...