"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Вялкова Марина Анатольевна

-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;

-Сбор камней для создания коллекции;

-Чтение уральских сказов Павла Бажова;

-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы,магнитные свойства камней,растворимые камни).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия:

I часть

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, кто мог ее прислать?

(Волшебница, сказочник и т.д.)

В группу входит Хозяйка Медной горы.

-Хозяйка Медной горы: “Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Я знаю, что вы увлекаетесь изучением камней. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть малахитовую шкатулку, вы должны выполнить задания, которые находятся в трех ларцах.

Дети находят ларец под номером 1.

(В ларце находятся конверты на каждого ребенка с картинками, на которых изображены предметы живой, неживой природы и предметы рукотворного мира).

Приложение 1

Воспитатель: Перед нами карта мира. Вы должны распределить на карте объекты живой природы, затем – объекты неживой природы.

Воспитатель: Ребята, а как называется планета, на которой мы живем? А какие планеты солнечной системы вы знаете? (Марс, Юпитер, Венера и т.д.)

Презентация “Планеты солнечной системы”

Воспитатель: Что вы можете о них рассказать?

Ответы детей: (Есть камни, полезные ископаемые, пыль и т.д.)

Мы справились с первым задание Хозяйки Медной горы.

Дети находят ларец под номером 2.

(В ларце - фигура геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).

Приложение 2

Воспитатель: Как называют профессию человека, который находит месторождения полезных ископаемых? (Геолог) Какими качествами должен обладать этот человек? Ответы детей: (смелость, выносливость, может помочь в беде и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам стать геологами и отправиться в горы на поиски камней.

Работа с карточками.

Дети направляются к макету горы, на котором спрятаны различные камни, ищут их.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите свои находки, вы нашли камни разные или одинаковые?

Дети: Камни разные (у всех разные камни).

Воспитатель: Как люди должны относиться к природным камням?

Дети: Их надо беречь, о них надо заботиться, их надо изучать.

Дети находят ларец под номером 3.

( В ларце находятся халаты для работы в лаборатории)

Воспитатель предлагает отправиться в лабораторию для изучения тайн найденных камней.

II часть:

Воспитатель предлагает взять лабораторные карты (схематичные изображения признаков камней) и разместиться за лабораторными столам для изучения тайны камня. Направляет исследовательскую деятельность детей путем определения заданий для проведения опыта.

(Опыты проводятся детьми в индивидуальной форме.)

Опыт 1

Воспитатель: Дети, рассмотрите камни через лупу и отметьте в карте, какого он цвета.

Дети: делают зарисовку цветными карандашами.

Опыт 2

Воспитатель: Потрогайте камень, Какой он на ощупь. Зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно.

Опыт 3

Воспитатель: Что еще можно обнаружить на вашем камне?

Дети: Сколы, трещинки, узоры.

Воспитатель: Если такие особенности присутствуют, то отметьте в таблице галочкой

Опыт 4

Воспитатель: Каким предметом можно нанести царапины на камне?

Дети: Твердым, можно монеткой.

Воспитатель: Поцарапайте камень и отметьте результат в карте.

Расскажите, у кого камень самый твердый, и почему?

Дети: На самом твердом камне царапины еле заметны.

Опыт 5

Воспитатель: Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Дети: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Опыт 6

Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? Отметьте в карте.

Дети: Некоторые камни плавают (керамзит, пористый туф), некоторые тонут, некоторые растворяются (соль).

Опыт 7

Воспитатель: Прислоните камешек к щеке, он теплый или холодный?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Подержите немножко в руке и опять прислоните к щеке. Стал ли камень теплее?

Дети: Он нагрелся в руке.

Приложение 3

Воспитатель предлагает 1-2 детям рассказать с помощью карты о своем камне.

III часть:

Воспитатель предлагает пройти к выставке камней и послушать рассказы экскурсовода об истории камней.

Воспитатель:

У древних людей не было спичек и зажигалок, они высекали огонь из камня, который называется “Кремень”, этот камень очень прочный, из него люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.

- Из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и памятники, даже реки в городах прочно держат гранитные берега.

Воспитатель показывает искусственные камни (кусочек кирпича, керамзит, бетон, гипс, смола, стекло)

-Ребята встречаются ли эти камни в природе?

Дети: Эти камни искусственные сделаны людьми.

Воспитатель: Чем они полезны людям?

Дети: Люди строят дома, стеклят окна, делают посуду, делают украшения.

На экране появляется Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы: Молодцы! Вы справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку произнесите волшебные слова:

«Сила камня помоги

 Шкатулку волшебную нам отвори!»

(Звучит музыка)

Воспитатель предлагает подарок Хозяйки Медной горы (изделия из камней) отнести в группу для оформления экспозиции выставки.

Приложение 4.

Перспективно-тематический планирование к разделу “Природные богатства” ( познавательно-поисковая деятельность, экспериментирование)

1) Фронтальное         “Объекты живой и неживой природы”        -формировать интерес к неживой природе. -дать первоначальные сведения о горных породах и минералах; -формировать умения делать выводы; -воспитывать любозна-тельность.        макет планеты, картинки с объектами живой и неживой природы (растения, животные, горы, камни, солнце), небольшие камни, обычная соль, одноразовая тарелка.(Групповое помещение)

2) Подгрупповое         Игра-экспериментирование

“ Горные породы и минералы”        

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. -воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

- развивать речевое творчество одинаковые наборы деталей конструктора.        (Участок группы)

3) Индивидуальная работа        Игра “ Разложи образцы”        

- развивать любознательность, наблюдательность, внимание упорядоченное, структуриро-ванное мышление        коллекция горных пород, минералов.        

        

Подгрупповое         Д\игра

- “ Найди, что опишу”,

- “Загадай мы отгадаем”,

- “Что сделано из металла”        

- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.  (образцы горных пород)        

4) Подгрупповое         «Наши поделки»

“Кристаллы из бумажного листа”        

-воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.

-развивать мелкую моторику руки, творчество.        четыре квадратных листа плотной бумаги,клей        Групповое помещение

5) Фронтальное         “Эти обыкновенные и необыкновенные камни”         -познакомить детей с различными видами камней, их свойствами. -научить различать виды камней по внешним их признакам. -доказать свойства камней экспериментальным путем. -развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах        кусочек дерева, емкость с водой, коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень.         Групповое помещение

6) Фронтальное         Знакомство с произведением П. Бажова “Хозяйка Медной горы”        -формировать умение слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. (художественное произведение, иллюстрации к сказке.)        

7)  Подгрупповое         “Знакомство с микроскопом”        -вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнит увеличение предмета через микроскоп и через лупу.  (Микроскоп, лупы)        

8) Подгрупповое         Научный опыт “Выращивание сталактитов”        

- уточнить знания с опорой на опыты.

-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).

8) Индивидуальная Наблюдение в природе (собрать камушки разной формы и размера) Игра "Живые камни"        

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

-развивать воображения и связную речь детей, творчество.        емкость для камней, краски        Групповой участок

9) Фронтальное         “О чем рассказывают камни”        -познакомить детей со свойствами камня (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). использование его в жизни человека. -совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу. -развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.        лупы, сосуды с водой, баночки с лимонным соком, монетки, пластилин, коробочки с бисером и бусинками, таблицы исследования камней, цветные карандаши.        (Групповое помещение).

10) П\игра “Гора и камешки”, “Живая и неживая природа”        -поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности -обогащать опыт детей подвижными играм; - закреплять, полученные знания (объекты живой и неживой природы.

11) Индивидуальная работа        Д\игра “Как произошла эта вещь”        -формировать умение составлять рассказ, используя имеющиеся у детей знания; -развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД №2533 «КАПИТОШКА

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(области интеграции: экология, экспериментирование, развитие речи, познавательно-поисковая  деятельность).

Для старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

ТЕМА: «Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые»

Конспект №5

Подготовила воспитатель

Вялкова Марина Анатольевна.



Предварительный просмотр:

Программное содержание образовательных областей

Образовательные

области

Задачи

«Познанавательно- исследовательская»

- Стимулировать детей к самостоятельному познанию окружающего мира через активное  с ними;

- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

«Экспериментирование»

- Развивать представление о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камней;

- Развивать  у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы т.д.)

«Социализация»

- Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память, упорядоченное структурное мышление;

- Воспитывать культуру общения со сверстниками взрослыми в процессе обмена мнениями

«Коммуникация»

- Развивать мыслительные способности: уметь анализировать, сравнивать, обобщать;

- Учить подводить итоги, выводы;

- Учить задавать детей вопросы;

- Формировать навыки работы с информацией: способствовать разрабатывать стратегию поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить полученные данные;

- Расширять и активизировать словарный запас: геолог, исследователь, полезные ископаемые, руда, рудник, горный комбайн, горные минералы, грейдер, природные и искусственные камни, лаборатория, лупа, сколы и кремень.

«Художественное творчество»

- «Чтение уральских сказов» Павла Бажова

«Труд»

- Формировать представления о признаках и свойствах природных и искусственных камней;

- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомства с элементарными знаниями из разных областей в поисково-исследовательской  деятельности дошкольника;

- Формировать естественно- научные представления в поисково- исследовательской деятельности дошкольников;

Оборудование: «Малахитовая шкатулка» с изделиями из камней, искусственные камни (керамзит, кусочки кирпича, асфальта), макет горы; материал для проведения экспериментов: лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, колбы, выставка камней, презентация в виде слайдов.

Иллюстрации: «Планеты солнечной системы», система «мультимедиа», стол прозрачный для работы с песком и водой.

Предварительная работа:

-сбор информации и иллюстративного материала о камнях и их использования;

-сбор камней для создания коллекции;

-чтение уральских сказов Павла Бажова;

-научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы, магнитные свойства камней, растворимые камни);

Игры с камнями (выбрать самый большой и самый маленький, «разложи образцы», «Придумай камню имя» (словотворчество), «Узнай камень».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое полезное ископаемое"

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...

Соль полезное ископаемое

Занятие по ознакомлению с окружающим миром...

Детям о полезных ископаемых.Базальт.

Краткое описание,распространение и применение человеком....

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов , где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познават...