"Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Вялкова Марина Анатольевна

 

Вода обладает чудесным свойством. Она может растворять различные вещества. Съели мы, например, бутерброд, разжевали, проглотили, а вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода- это настоящая волшебница! Она умеет превращаться и изменяться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voda.docx22.59 КБ
Файл programmnoe_soderzhanie.docx15.7 КБ
Файл departament_obrazovaniya_goroda_moskvy.docx11.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ход игры-эксперимента:

   В своей речи мы употребляем слово «Природа». Мы говорим: « Она богата, красива, ее нужно беречь и охранять».

   -Ребята, посмотрите на глобус. Кто из Вас знает, что изображено голубым цветом? (Вода). На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды.

   -А как вы думаете, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем: чай, кофе на завтрак, компот на обед, молоко, кефир… А еще супы и разные овощи и фрукты!  

   -Давайте поиграем с вами в одну игру. Кто  больше всех назовет мне «съедобной жидкости» (Кисель, сок, бульон, какао, морс…)

 -А знаете ли вы, что в каждом фрукте и овоще тоже есть вода?

-  Давайте посмотрим, сколько сока спряталось в одном яблоке и одной моркови.

   Проводится эксперимент. Воспитатель с детьми трут на тёрке яблоко и морковь и отжимают сок.

-   Вода обладает чудесным свойством. Она может растворять различные вещества. Съели мы, например, бутерброд, разжевали, проглотили, а вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода- это настоящая волшебница! Она умеет превращаться и изменяться.

   Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, о каких состояниях воды идет речь.

 

   В огне не горит

   И в воде не тонет (лед).

   

   -Вода сама по себе прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус- соленая, сладкая, кислая. Посмотрите, соли, сахара и лимонного сока больше не видно, а вкус остался. Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.

-А знаете ли вы, что морская вода тоже соленая? Как вы думаете, как в нее попала соль?

Реки на своем пути к морю, проходят горы и почвы, где содержатся разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается свежей и не соленой, так как реки всегда наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

Опыт

   - Возьмем кусочек стекла, нальем на него немного воды… Что получилось? (Лужа, озеро). А теперь наклоним стекло... Речка потекла. А если наклонить еще сильнее? Теперь совсем быстро потекла. Вот и в природе. Если река течет с гор, то течет быстро. Если по равнине. Течет медленно.

Дети с воспитателем подходят к крану с водой.

   -А откуда у нас в саду и дома вода? Реки рядом нет, пруд далеко за городом. Мы пользуемся речной водой. Эту воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают водоросли. Дальше, мелкая сетка, еще дальше- мелкие фильтры, где вода становится совсем чистой.

Инженеры- водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, детскому саду, школе, магазину, заводу.

   -Кажется, что воды на земле очень много! Вон сколько голубой и белой краски на карте! Но на нашей земле планете живет очень много людей. И воды с каждым разом используется все больше и больше, поэтому ее нужно беречь.

Опыт

Воспитатель предлагает детям определить, одинаковая ли вода в трех стаканах по цвету, по вкусу, по температуре.

- Как мы определим цвет и прозрачность? (Глазами)

- Температуру? (Рукой)

- Вкус? (Языком)

Дети определяют глазами, рукой и языком цвет, прозрачность, температуру и вкус воды.

- Вода сама по себе прозрачная, бесцветная, холодная. А на вкус- соленая, сладкая, кислая. Посмотрите, соли, сахара и лимонного сока больше не видно, а вкус остался. Вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.

- А какие вы знаете поговорки и пословицы?(ответы детей) 

- «Много снега –много хлеба»,

- «Чище мойся- воды не бойся»,

 - «Вода с гор потекла- весну принесла».

А сейчас я Вам загадаю загадки, слушайте внимательно:

«Белое одеяло всю землю одело»? (снег)

«Сперва летит, потом бежит,

Потом на улице лежит…

Тогда без бот или калош

Его сухим не перейдешь» (дождь)

«Растет она вниз головою.

Растет не летом, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет». (сосулька)

«Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные- вырезные,

А возьмешь- вода в руке».(снежинка)

-А кто из вас знает, что на карте изображено белым цветом?

(Это льды и снега).

Правильно. А еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака. Воспитатель предлагает детям картинки с изображением пейзажей в различные времена года.

Воспитатель: Проведем опыт.

 Перед вами- миска с водой. Дети обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

-Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (ответы детей)

- Вода превратится в лед.

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

- Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает?(Верхняя). В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал на тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (в комнате тепло).

Во что превратился лед? Из чего состоит лед? (ответ детей)- из кристаллов.

 Воспитатель:

-Завершая нашу беседу, мы не раз еще  будем говорить о воде, ее свойствах и какую пользу она приносит людям.



Предварительный просмотр:

Программное содержание образовательных областей

Образовательные

области

Задачи

«Познание»

- Помочь детям понять, почему вода является чудом природы;

- Расширять познавательную активность и интересы детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;

- Расширять знания детей о воде, познакомить их с тем, в какой виде существует вода в природе, с ее разнообразными явлениями: дождь, роса, иней, лед, пар;

- Способствовать развитию кругозора в познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.

«Труд»

- Стимулировать желание ребенка чувствовать ответственность и добросовестность, чувствовать, что труд его результативен;

- Побуждать детей к творческой разработке замыла.

«Социализация»

- Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;

- Учить согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми;

- Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.

«Коммуникативная»

- Развивать ситуативно –деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности;

- Стимулировать в детях способность дать объяснение;

- Владеть формами объяснительной речи.

«Художественное творчество»

- Использование предметов народной культуры (загадки, пословицы, поговорки).

- Выставка красочных иллюстраций, картин, на тему (волшебница вода).

Материалы и оборудование:

- Глобус, карта мира.

- Для опытов:

баночки с водой, сахар, соль, крахмал, терка, фрукты (яблоки)

Предварительная работа:

- Повторить и закрепить знание детей о значении воды в жизни человека;

- Рассматривание иллюстраций в альбоме «Вода», книга «Окошко в твой мир», «Океан»,  Большая детская энциклопедия.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД №2533 «КАПИТОШКА

Конспект (Игра-экспериментирование) в образовательной деятельности

(области: познание, труд, социализация, коммуникативная, художественное творчество).

Для старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Конспект №3

Подготовила воспитатель

Вялкова Марина Анатольевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй группе раннего возраста "Волшебная водичка"

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления д...

Развлечение по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Волшебная вода".

Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»  Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка...