"Лаборатория интересных открытий"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Калитина Елена Сергеевна

НОД по образовательной области "Познание", исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Калитина Елена Сергеевна

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной  группе

Тема: «Лаборатория интересных открытий»

Цель: Развивать умение детей взаимодействовать с исследуемым объектом в условиях как средство познания окружающего мира.

         Задачи:

 • Способствовать обмену информацией о воде, её свойствах. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

• Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т. д, в процессе познания природной картины мира.

 • Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.

 • Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов. Поощрять стремление договариваться между собой. Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.

         Методическое обеспечение: поисково-исследовательные наблюдения (наблюдение, проведение опыта, беседы).

         Взаимосвязь с другими образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

         Материал: Игрушка «Заяц», конверт с письмом, пластиковые стаканы, ложечки для размешивания, сахар, цветная бумага, тканевые салфетки, лёд в формах, стакан с молоком, поднос, графин с водой, стаканы разной формы, величины, формочки, тарелочки.

         Неструктурированный материал: вода.

Ход

 Слушай маленький народ,

 Собираемся на сход.

 Поскорее в круг вставайте

 И за мною повторяйте.

 Добрый день всем добрым людям,

 Мы вам рады, мы вас любим.

 Глазки откройте и посмотрите

 Мы вас любим и вы нас любите.

         - Ребята, сегодня я вас приглашаю  в свою лабораторию «Интересных открытий». Скажите, ребята, что делают в лаборатории? (Узнают что-то новое и интересное).

 - А сейчас давайте пройдём в лабораторию «Интересных открытий». В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыты? (Да).

    Проходите к столам и присаживайтесь.

1 опыт:  со льдом.

- Ребята, послушайте загадку: «Водичка-вода, а как камень тверда». Что это такое? (лёд).

- А как вы думаете, что такое лёд? (Лёд – это замёрзшая, твёрдая вода.) А в какое время года вода замерзает на улице? (Зимой). В какую погоду замерзает вода? (В холодную, в морозную.) (Воспитатель раздаёт детям лёд.)

- Ребята, положите лёд на цветную бумагу. Скажите, видно ли через лёд цветную бумагу? (Да.) Значит, какой у нас тоже лёд? (Прозрачный, бесцветный.)

- А теперь, ребята, возьмите лёд в руки. Какой он на ощупь? (Лёд мокрый, скользкий, гладкий, холодный.) Ребята, а что происходит со льдом? (Лёд в руках тает). А как вы думаете, почему лёд в руке тает? (Потому что руки тёплые, а лёд холодный.) Правильно, наши руки тёплые, а лёд – холодный. Теперь давайте положим лёд на тарелочку и посмотрим, что будет происходить со льдом дальше.

         2 опыт: со стаканом воды и стаканом молока (демонстрирует воспитатель).

- Ребята, пере до мной стакан с водой, что можно сказать про воду, какая она? (ответы детей). Молодцы, много свойств воды назвали. А есть ли у воды цвет? Давайте-ка проверим.

          - Посмотрите передо мной  стакан с водой и стакан с молоком. Сейчас я опущу в эти стаканы по ложке. Видно ли ложку в стакане с молоком? (Нет). А в стакане с водой? (Да, видно).

- Скажите, какой цвет у молока? (белый).

- А есть ли цвет у воды? (нет).

- Ребята, какое у нас молоко: прозрачное или непрозрачное? (непрозрачное). А ещё какое оно? (белое) И в нём ложки … (Не видно).

- А в воде ложку видно? (да). Значит вода, какая? (бесцветная).

- Почему в воде видно ложку? (потому что она прозрачная).

- А ещё как можно сказать про воду? (она бесцветная).

Мы выяснили первое свойство воды- она не имеет цвета, Люда закрепи первую табличку на магнитную доску.

3 опыт: определение запаха воды.

 Воспитатель нюхает воду и предлагает детям сделать так же и спрашивает:

- Пахнет ли чистая вода? (нет, она не пахнет).

          - Значит, чего нет у чистой воды? (У чистой воды нет запаха).

Мы выяснили второе свойство воды- она не имеет запаха, Юля закрепи вторую табличку на магнитную доску.

          - А теперь попробуйте чистую воду на вкус. Какая она? (вкусная, невкусная, безвкусная).

- Правильно, чистая вода безвкусная. Итак, чего не имеет вода? (вода не имеет вкуса).

- А что будет с водой, если мы положим в неё сахар и размешаем его? (ответы детей).

- Какая стала вода? (сладкая). А что случилось с сахаром? (сахар растворился в воде)

- У воды появился вкус.

- Ребята, что можно сказать о чистой воде? (она безвкусная). Чистая вода не имеет вкуса. А в воде, в которую положили сахар, появился вкус.

Мы узнали третье свойство воды- она не имеет вкуса, Дима закрепи третью табличку на магнитную доску.

        Физкультминутка.

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем,

Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)

- А посмотрите-ка, что произошло со льдом на тарелочках? (Лёд растаял и превратился в воду.) А как вы думаете, почему он растаял? (Высказывания детей.) Правильно, температура у нас в лаборатории высокая, льду стало тепло и он растаял.

Мы можем прикрепить следующее свойство воды- она может быть в разном состоянии, Настя закрепи четвертую табличку на магнитную доску.

             4 опыт: определение формы воды.

 - Посмотрите, ребята, а что у меня на подносе? (Показывает посуду разной формы.) Да, это посуда разной формы. Ребята, как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей.) (Воспитатель наливает воду в колбу.)

         - Посмотрите, форму чего приняла вода? (Вода приняла форму колбы.) А вода полностью заполнила колбу? Промежутков и пустот нигде не осталось? (Нет, вода полностью заполнила колбу.) Значит, форму чего приняла вода? (Форму колбы.) (Тот же опыт повторяется со стаканом)

- А ещё форму каких предметов может принимать вода? Во что ещё её можно налить? (Форму банки, бутылки, чашки и т. д.) Итак, что можно сказать о воде, которую наливают в посуду разной формы? (Вода принимает форму той посуды, в которую её наливают.)

         (Приходит Крош и приносит детям письмо)

 - Ребята, а вам интересно, что принёс нам Крош в этом конверте? Мне очень интересно. Посмотрите – это рисунки.

         - Ребята, обитатели леса всегда были мудрыми и умными. Они очень любят природу, любят и интересуются всем, что в ней происходит. И на этих красивых рисунках, что здесь изображено? (Ответы детей.)

- Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека. Хорошенько закрывайте кран после мыть рук! Не бросайте мусор в водоёмы: озёра, ручьи, родники, реки. Ребята, пожалуйста, берегите воду!

        - Ребята, но Крош  ещё оставил для нас письмо. Давайте внимательно прочитаем его.

         Я сегодня хочу рассказать историю, которая произошла с одним мальчиком:…

 -Старший брат открыл тетрадь:

«Как мне лучше написать,

 Для чего нужна вода? »

Младший молвил: «Ерунда!

Ведь её не вкусно пить,

 Без воды легко прожить».

 Вот встаёт наш Саша рано,

 Не течёт вода из крана.

 Саше глазки не умыть,

 Что же делать, как же быть?

 Мама в кухне громко плачет: -

 «Невозможная задача-

 Без воды сварить компот».

 Недоволен серый кот:

 «Не напиться молоком».

 И ушел, вильнув хвостом.

 Без воды нельзя стирать,

 И детей нельзя купать.

 Как порядок наводить,

 Даже пол нельзя помыть!

 Загрустили в речке рыбы:

«Без воды мы плыть смогли бы? »

 На поля не льётся дождь-

 Засыхает в поле рожь.

 Все деревья и цветы погибают без воды.

 Без воды не будет снега,

 Как же нам по снегу бегать?

 И конькам нужна вода-

 Без воды не будет льда.

 Людям всем вода нужна,

 Потому она важна-

 Есть и пить, расти, друзья,

 Без неё никак нельзя!

 Саша наш сказал тогда:

 «Ой, прости меня, вода!

 Знаю я теперь ответ-

 Без воды нам жизни нет! »

Крош: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, кому нужна вода, зачем и для чего? (Ответы детей)

Крош: - Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

- Ребята, запомните наказ Кроша. На этом наша экскурсия в лабораторию «Интересных открытий» закончилась. Скажите мне, пожалуйста, что мы с вами делали в лаборатории? А что вам больше всего понравилось делать в лаборатории «Интересных открытий»? Что ещё запомнилось?

       - Дети, давайте подойдем к доске и еще раз закрепим изученные свойства воды, прочитаем их. (Чтение свойств воды. Хором).

      - А, вы, знаете в конверте остались еще капельки, давайте их расклеим по группе, где у нас встречается вода, где она нам необходима.

       - Сколько синего цвета появилось в нашей группе, вот как необходима всем вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в лабораторию интересных исследований"

Предлагаю Вашему вниманию план-конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Часть1. (Инт...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Лаборатория интересных открытий».

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие....

КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» подготовительная группа.

Образовательная область: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».Интеграция образовательных областей: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», « Речевое развитие»,« Художес...

Фотоотчет недели экспериментирования в средней группе "В лаборатории интересных наук"

Занимательные опыты, эксперименты  побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кро...

Лаборатория интересных открытий. НОД "Вы слыхали о воде?"

Цель: создание условий для познавательно-исследовательской  и экспериментальной деятельности  с водой  для  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» в средней группе

laquo;Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» — конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группеСовременные образовательные технологии:- Пальчиковая гимнастика- ...

Краткосрочная образовательная практика "Лаборатория интересных открытий"

Видео "Как дети выбирают для себя практику"   https://disk.yandex.ru/d/NojWnX5CCG4xig   Презентация  краткосрочных образовательных практик    h...