Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Матушкина Елена Николаевна

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие во времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе

«Путешествие во времени»

Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Интеграция: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, социализация, труд, физическая культура.

Познание: развивать исследовательский интерес и любознательность;  учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам.

Коммуникация: учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество.

Музыка: развивать музыкальность детей.

Социализация: развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.

Труд: воспитывать интерес к технике.

Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.

Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, пластилин, тонированный лист бумаги, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, листы бумаги для рисования, фломастеры, карточки с числами от 1 до 12.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня в наш музей должен приехать гном Тик- Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем.

(Дети находят видеописьмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! В моей волшебной стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. И теперь мы не можем определить время.

- Что случилось в стране времени?

- Ребята, что произойдет, если сломаются все часы?

- А мы можем что-нибудь сделать для гнома?

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени в прошлое часов, побывать на разных этапах их развития. Вы согласны?

- Когда жили наши предки?

- А мы с вами где находимся?

- А завтра где будем?

- Как же нам попасть в прошлое?

- Летим на корабле и окажемся в прошлом. Но нужно произнести заклинание:

Замыкая дружный круг

В прошлом окажемся мы вдруг!

 Гному мы поможем:

Часы доставить сможем.

(Звуковые эффекты космического полета)

- Посмотрите, мне кажется мы попали в прошлое, в старину. Как можно догадаться?  (1 слайд)

- Вы слышите, как поет петух? Что он здесь делает? Мы же в прошлом часов. (2, 3 слайд)

- Ребенок: Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал: «Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.

- Еще тогда люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки.

  • Долог день до вечера, коли делать нечего.
  • Делу время – потехе час.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дело.
  • Поздно поднялся – день потерял.

- Но можно ли было по пению петуха определить точное время?

- Какие первые часы придумал человек?

(4 слайд)

Есть солнечные часы

Всех часов предки

сейчас они редки

Циферблат на земле лежит

А по небу солнышко бежит.

- Ребенок: Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом – это циферблат, вместо  стрелок – колышек. Солнышко движется  по небу, а  тень  от палочки  показывает время.

- Попробуем и мы сделать то же самое изобретение?

Экспериментирование (работа в парах)

- И мы тоже изобрели солнечные часы.  Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Почему?  (сидим за столами)

- Стали люди ломать голову, как придумать часы лучше. И придумали вот такие часы.  Как они называются? (показываю песочные часы)

- Ребенок: - В высокий  стеклянный сосуд с дырочкой насыпали песок.

Песок тоненькой струйкой пересыпался из одного сосуда в другой, и как песок пересыплется, значит прошло сколько-то времени. Песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать  по минутам.

- Это было удобно?

- А где ими удобно пользоваться?

- Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, попробуем собрать картинку, и узнаем, какие часы изобрел человек.

Игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)

- Какие часы вы собрали на картинке?  (показываю часы)

- Ребенок: Прошло много времени, пока человек придумал часы с механизмом. Закрутил пружинку, а чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико.  А по циферблату движутся стрелки и показывают время.

(рассмотрим часы: циферблат, стрелки, механизм)

- Чем неудобны?

- Ребята, хотите заглянуть в часовой механизм?

Просмотр видеоролика.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так,

 В доме кто умеет так?  (Ходьба на месте)

Это маятник в часах,

 отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверь,(наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой,

 против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

 Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

 То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

- Ребята, кто знает, какие часы не надо заводить?  (5 слайд)

- Ребенок: На смену механическим часам пришли электронные. Они работают от батареек или электричества. Этим часам ни стрелки, ни циферблат не нужны. Они сами высвечивают время на табло.

- Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди. ( Просмотр слайдов с изображением часов).  Ребята, как вы думаете, мы уже помогли гному?

- Ребята, давайте нарисуем каждый свои часы. И, может быть, ваши часы помогут гному навести порядок в его стране времени.

Вместе рисуем часы, беседуем.

Звучит музыка из песни.

- Давайте посмотрим, какие часы вы изобрели. Как вы считаете, мы можем отвести эти часы гному Тик-Таку? Тогда садимся на наш корабль, произносим заклинание:

 Замыкая дружный круг.

 Видеоролик

- А вы , ребята хотите научиться определять время по часам?

- А может кто-то умеет?

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

 На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек.  Все вместе произносят стихотворение

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу,

И хотят догнать друг друга. (Дети  идут по кругу)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки напротив ближней карточки). Пять часов!

(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12).

Игра повторяется несколько раз.

- Ребята, часы подсказывают, что нам пора возвращаться.

Замыкая дружный круг,

В настоящем окажемся мы вдруг.

Вокруг себя повернись,

В нашей группе очутись.

(Звуковые эффекты космического полета)

- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.

- Хотите посмотреть, как гном наводит порядок в своей стране? (Просмотр видеоролика)

- Какое доброе дело мы сделали?

- Что нового вы узнали?

- Вам понравилось наше путешествие? Кому понравилось, положите эти фигурки веселому гному, а кому не понравилось – грустному гному.

 - Мне тоже понравилось путешествовать с вами. А хотите узнать больше о часах? В следующий раз мы пригласим к себе гнома, и он расскажет нам об огненных часах. А сейчас предлагаю вам поделиться вашими впечатлениями с другими ребятами.

 

Самоанализ занятия

Уважаемая комиссия, вам была предоставлена НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие во времени».

Направление – познавательно-речевое

В НОД основная образовательная область «Познание» была в интеграции с образовательными областями: коммуникация, художественное творчество, музыка, труд, физическая культура.

При планировании учтены возрастные особенности, была проведена предварительная работа:

- создание мини- музея

- беседы по истории возникновения часов

- дидактические игры, эксперименты

- игры- путешествия

Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Задачи:

Интеграция: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, социализация, труд, физическая культура.

Познание: развивать исследовательский интерес и любознательность;  учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам.

Коммуникация: учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество.

Музыка: развивать музыкальность детей.

Социализация: развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.

Труд: воспитывать интерес к технике.

Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.

Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, пластилин, тонированный лист бумаги, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, листы бумаги для рисования, фломастеры, карточки с числами от 1 до 12.

Для решения поставленных задач мной использовались различные методы и приемы.

Методы:

- наглядные (показ слайдов, демонстративных предметов, мнемотаблицы)

- словесные (беседы, рассказы детей, художественное слово)

- практические (экспериментирование, физкультминутка)

- игровые (дидактическая игра «собери картинку», игра «ходят стрелочки по кругу»)

Приемы:

- пояснение, напоминание, повторения, обобщения, собственные ответы, была определена перспектива на будущее.

Выполнению поставленных задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали на самостоятельные высказывания, вопросы проблемно- поискового характера

Осуществлялся индивидуальный, дифференцированный подход. В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей слушать друг друга, активизировала словарь, дополняла, уточняла.

Для мотивации детей, был использован сюрпризный момент- видеописьмо от гнома, что вызвало интерес и активизировало их на дальнейшую работу.

Основная часть НОД была условно разделена на 3 этапа, этапы НОД взаимосвязаны одним сюжетом, плавно переходили из одного в другой.

На протяжении всей НОД использовались технические средства. Мною была разработана мультимедийная презентация, видеоролики с использованием Интернет-ресурсов, а также музыкальное сопровождение.

Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество детей и воспитателя и направлена на выполнение поставленных задач.

Дети вовлекались в различные виды деятельности, что поддерживало интерес на протяжении всей НОД.

Во время НОД я использовала физкультминутку, смену видов деятельности, что позволило детям не находится в статистической позе, предотвратить утомляемость детей.

В конце НОД была проведена рефлексия, где видно, что детям нравилось заниматься данным видом деятельности.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач.

Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной интересной, так как детям нравится оказывать помощь, следовательно, развивается чувство ответственности, повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

1. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему : " Великий помор - наш земляк"

Занятие проводилось к 300 летию М.В. Ломоносова перед слушателями курсов повышения квалификации....

Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

На занятии дошкольники знакомятся с древними легендами разных народов о создании Земли, с научной гипотезой образования материков, с картой и глобусом, с условными обозначениями суши и воды, с названи...

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Көлкәйгә ничек ярдәм итәбез?"

Максат: Балаларны алга куелган проблемаларны чишү юлын табарга өйрәтү. Логик фикерләү, уйлау, тәҗрибәләр эшләү сәләтләрен үстерү. Күзаллауларын киңәйтү, күпбелүчәнлек , ярдәмчеллек тәрбияләү.Сүзлек өс...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа). Тема: «Земля – наш дом»

Цель: закрепить представления детей о родной планете Земля; познакомить детей с глобусом - моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные континенты земли, ко...