учебный материал для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шубрик Лариса Васильевна

 

 

Конспект НОД для детей старшей группы

«Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Закрепить знания детей о  животных севера. Закреплять, уточнять знания детей об особенностях природных условий Севера. Обогащая словарь лексико-грамматическими формами языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_sever.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы

«Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания детей о  животных севера. Закреплять, уточнять знания детей об особенностях природных условий Севера. Обогащая словарь лексико-грамматическими формами языка. Расширять словарь детей по теме северные животные, активизировать фразовую речь.
  • развивающие: развивать у детей потребность в речевом общении, умение точно выражать свою мысль, отвечать на постоянные вопросы.
  • воспитательные: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.

Материал. Иллюстрации с изображением животных севера, глобус, разрезные картинки для игры «Составь животное».

Предварительная работа: Беседа и рассматривание с детьми картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера. Чтение художественной литературы.  Рассказ воспитателя:  “Самый холодный континент”. Просмотр фильма о Северном полюсе «На краю земли».

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация: беседа с детьми "Что ты знаешь о животных Севера? ", составление описательных рассказов, ситуативный разговор "Чем отличаются животные Сибири от животных Севера", дидактическая игра "Кто где живёт? "

Познание: рассматривание иллюстраций.

Художественное творчество: дети создают животных для коллективной композиции «Северный полюс».

Физическая культура: физминутка, пальчиковая гимнастика.

Здоровье: смена деятельности, соблюдение регламента НОД, сохранение правильной осанки.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда вы узнаете сами, собрав разрезные картинки. Собирать их вы будете в команде.

Педагог раздает фишки разных цветов, поделив детей на 4 команды.

Педагог: Ребята, кто изображён на ваших картинках?

Дети: (белый медведь, тюлень, морж, северный олень)

Педагог: Как вы думаете, где обитают эти животные?

Дети: На Северном полюсе.

Педагог: А давайте найдём Северный полюс на глобусе. Как вы думаете, какой он Северный полюс?

Дети: На Северном полюсе всё кругом белое. Всё покрыто толстым слоем снега. А ещё там очень холодно, круглый год зима и т. д.

Педагог: В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север. Интересно, каких животных можно встретить на Северном полюсе?

Загадка: Там где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет.
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый
(Белый медведь)

Педагог:  Где живут медведи на Севере? (в океане). 

- Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере в Ледовитом океане, среди льдов.  Они очень хорошо плавают, могут уплыть далеко в океан. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.

Педагог: А как вы думаете, когда белый медведь вылезает из воды, то почему он не покрывается льдом?

Дети: Потому что у белого медведя толстый слой жира, который защищает его от мороза и собирает в капельки.

Педагог: Как вы думаете, почему белый медведь – белый?        

Дети: Он маскируется, как снег.

Педагог: Чем питаются белые медведи? (рыбой, мелкими морскими животными). 

Педагог: Я вижу еще одного животного.

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

Педагог выставляет картинку с изображением моржа.

Педагог:  Какое тело у моржа? (большое, неуклюжее).

Педагог: У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.

Педагог:  Какого цвета морж? (коричневого). 

Педагог:  Что есть у моржа на морде? (клыки). 

Педагог:  Какого цвета клыки? (белые). 

Педагог:  Для чего они нужны моржу?

Дети:  При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину.

Педагог:  Что помогает моржу во время плавания? (ласты). 

Дети:  Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро.

Педагог:  А кто из вас знает, чем питается морж? (ракушками, рыбой). 

Педагог:  Дети, моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.

Педагог: Смотрите, ребята, а это что за животное.  

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

Педагог выставляет картинку с изображением северного оленя.

Педагог:  Чем покрыто тело оленя? 

Дети:  Тело оленя покрыто густой шерстью.

Педагог:  Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая). 

Педагог:  Что у оленя на голове? (рога).

Педагог:  На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые). 

«По колючим мхам, по сырой траве,

Носишь ты дерево на голове…»  

Педагог:  Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги?

Дети:  Он убегает от врагов, олень много бегает по снегу.

Педагог:  А что на ногах у оленя? (широкие копыта). 

Педагог:  Для чего оленю нужны широкие копыта?

Дети:  Чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву.

Педагог:   Северные олени питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. И еще олени любят соль, поэтому когда сбрасывают рога, их обгрызают. Во время непогоды прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина.

Педагог:  Какую пользу приносят олени?

Дети:  Оленье мясо едят, оно очень вкусное, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – унты, оленьи шкуры – очень теплые. Еще они возят людей.

Педагог:  Во что запряжены олени? (нарты – легкие сани).

Физминутка:

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём!

Педагог: А ведь мы ещё про северных птиц не говорили. Каких северных птиц вы знаете?

Дети:  Чайка белая. Полярная сова. Куропатка.

Педагог: Много тысяч птиц слетается к скалам, кричат, шумят. Даже есть такое название птичьи базары. А для чего они это делают?

Дети: Чтобы выводить птенцов.        

Педагог: Чайки не строят гнёзд, яйца откладывают в ямки скал. Чайки защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на врага.  Яйца помогает высиживать отец, пока мама кормится.

Педагог: Чем питаются чайки?

Дети: Чайка питается чужими птенцами, леммингами (грызунами), моллюсками, рыбой, остатками добычи от белых медведей

Педагог: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?

Дети. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.

Игра на внимание «Накормим зверей»

Педагог: Слушайте внимательно, я расскажу, чем питаются животные Северного полюса.

Моржу дам молока,

Мишке белому – медка,

Рыбку дам тюленю,

Травку дам оленю.

Педагог: все ли правильно я раздала? Если нет, то почему?

Ответы детей.  

Игра «Какая у них семья»

Папа - морж, мама – моржиха, детеныши - моржата

Папа – олень, мама – важенка, детеныш - олененок

Папа – белый медведь, …

Папа – тюлень, …

Игра «Чей? Чья? Чьи? Какая»

Шерсть медведя (чья?) – медвежья.

Рога оленя –

Воротник из песца –

Лапы зайца –

Перья совы –

Итог занятия. Молодцы, ребята. Теперь вы много знаете о северных животных. А теперь возвращаемся в детский сад.

Загадки и стихи

о животных и птицах Севера.

В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает.
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда
....(Пингвин)

Этот мишка снежно-белый –
Самый крупный, самый смелый!
Он всю жизнь живёт в снегу,
На холодном берегу.
Мы – ваши добрые соседи,
Мы – … (дети: «Белые медведи»).

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

На полярном берегу

Все законы строгие.

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир. (Тюлень, морж)

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

И в бассейне зоопарка

Зверю северному жарко. (Морж)

Грозный морж

На льдине – грозный морж,
И каждый клык – как нож.
Верней, как пика клык,
А может быть, как штык.
Попробуй-ка медведь,
Такого одолеть.
И потому медведь,
Чем дело с ним иметь,
Обходит стороной
Тот угол ледяной.

Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мёрзнет, не дрожит.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень) .

***

Раскидистые ветки

Ношу на голове.

На Севере холодном

Приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем. (Олень) .

***

Утоляем голод мхами…

Пусть укрыла их пурга,

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олень) .

Ночью ухает: «Ух – ух! »

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый. (Полярная сова) .

***

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь) .

***

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь) .

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи) .

***

Толстый в складку богатырь

В ластах и безуший.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

***

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

***

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

***

Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов. (Лемминги)

***

Не страшны нам ветер жгучий

И лихой мороз, и снег.

Мы имеем самый лучший,

Самый тёплый птичий мех. (Гагары)

***

Вмиг на лемминга я ринусь

И добычей загоржусь.

Но и от яиц кайриных

Никогда не откажусь. (Поморник)

Любим штормы, а не штиль мы,

То есть тишь да моря гладь.

Безо всяких взмахов крыльев

Можем сутками летать. (Альбатросы)

***

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Объясняет каждому

Всё, что не понятно.

Топают по снегу

Оленята малые,

Терпеливо слушают наставленья мамины.

***

Для копыт, колёс и ног

Много сделано дорог.

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути,

Где крутой звериной тропкой

Ни проехать, не пройти,

Там всегда в метель и в стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

***

Плывёт по морю пароход,

А из трубы дымок идёт.

Долго наш кораблик плыл,

В Антарктиду он приплыл.

Здесь на белых скользких льдинах

Ходят парами пингвины.

В костюмах бело – чёрных,

Неуклюже, но проворно,

Как смешные человечки,

С льдин на льдину, как с крылечка,

Скачут весело и живо.

Видеть это просто диво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для детей старшей группы. По образовательной области «Художественное творчество»

Рабочая учебная программа  для детей старшей группы. По образовательной области  «Художественное творчество». Содержание:1. Пояснительная записка;2. Мониторинг образовательного процесса;3. В...

учебный материал для детей старшей группы

Конспект НОД в старшей группе по  теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»...

Комплексы утренней и бодрящей гимнастики на весь учебный год для детей старшей группы

Материал можно использовать при планировании оздоровительной работы на год. В работе представлены 18 комплексов упражнений утренней гимнастики и 8 комплексов упражнений бодрящей гимнастики после сна....

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Сценарий утренника «Сердце матери» посвящённое Дню Матери для детей старшей группы.

Сценарий утренника, который мы проводили в старшей группе. Был  посвящен "Дню матери". В утреннике учавствовали не только дети, но и их мамы. Все принимали активное участие. Проявили св...

Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.

Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...