СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Музей «Русская горница» способствует укреплению памяти предков, направляет подрастающее поколение в русло духовности, нравственности. Музей истории крестьянского быта позволяет побывать в избе наших праотцов, окунуться в атмосферу старинного времени, посмотреть на те предметы, которыми они пользовались. Дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon презентация см.далее60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Святой угол

Непосредственно-образовательная деятельность

с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики

 по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Музыка»,

«Коммуникация»,  «Познание», «Чтение художественной литературы».

Зиновьева В.В., музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад № 2 «Сказка»

 комбинированного вида п. Троицкий

Цель: Воспитание патриотических чувств, духовной культуры дошкольников на примере жития Преподобного Сергия Радонежского через музейную среду.                                                                          

Задачи: 

  • познакомить с понятием «Святой угол» с традициями и обычаями, существовавшими в старину;
  • Образное ознакомление с житием Преподобного Сергия;
  •  формирование интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, бережного отношения к историческому прошлому.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами и иконами этнографического музея  ДОУ «Русская горница»; чтение детской Библии; беседа с настоятелем Свято-Троицкого храма и чтение о жизни Великого подвижника земли русской Сергии Радонежском.

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Музей «Русская горница» способствует укреплению памяти предков, направляет подрастающее поколение в русло духовности, нравственности. Музей истории крестьянского быта позволяет побывать в избе наших праотцов, окунуться в атмосферу старинного времени, посмотреть на те предметы, которыми они пользовались. Дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Поэтому столь важен ранний возраст ребенка, «когда поле его сердца легко обрабатывать» (св. Иоанн Златоуст).  

                                                                                                                                             

Ход нод:

Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в нашу горенку, где у каждого из вас екнет сердечко, словно окликнул его из невозвратной дали давно отзвучавший родной голос: «ах…, а ведь и у моей бабушки или прабабушки есть или была такая же…».

 Что же представляет собой наш музей?

1 ребенок. Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы ласково называем «Горенкой».                                                                                                         Воспитатель. Почему именно изба?

2 ребенок. Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома.

Воспитатель. Мудро и просто устроена русская изба. Каждый из нас живёт в сложном мире - людей, идей, вещей... этот мир изменчив и вместе с тем вечен. Сменяют друг друга события, сменяются отношения, вещи и сам человек в течение дня и жизни. Однако в мире есть не только приходящее, но и вечное, постоянное. К числу таких материальных форм «вечного» относится и святой угол в традиционном жилище.

3 ребенок. Главный  в «Горенке» - «Святой угол».                                            

Он всегда расположен с правой, восточной стороны от входа и благодаря своему убранству сразу же притягивает к себе взор входящего.

Воспитатель. В каждой избе всегда висела икона. Образ или образа (иконы), теплящаяся лампада, «угольник» (стол формы), Евангелия или библия, свечи. Всё это обрамляют вышитые белоснежные полотенца или «воздушные» (накрахмаленные) занавески. Это и есть святой угол. Даже в ночное время от него исходит спокойное, тихое сияние. А это, высшее проявление святости. (Показ всех перечисленных предметов). Образа ставили не только в жилых помещениях, но и в сенях, амбарах.

В древние времена у наших предков семьи были большие, было много детей. И все они жили в дружбе и любви, с верой в Бога. Все вставали до восхода солнца, молились тотчас Богу, испрашивая его помощи на все добрые дела и не помолясь, не начинали никакого дела. Садился ли кто за стол или вставал из-за стола, то непременно осеняли чело свое крестным знаменем.

 Дети поют «Отче наш»

Воспитатель. Настаёт время и человек строит дом, своё жилище, соблюдая сложившиеся веками традиции. Первый столб, первый кирпич вкапывают, закладывают в святом углу. С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть всё время выше остальных.

Накладку потолка хозяйка так же начинает со святого угла. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке - шерсть домашних животных, деньги - «чтобы всё в хозяйстве в доме водилось». Новый дом не только строится, но и обживается со святого угла.

4 ребенок. За несколько дней до «входин» (новоселья) дом обычно освещали и вносили иконы, обустраивая святой угол.

5 ребенок. Но, покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол. «Дом оголять нельзя, - говорили старые люди, - иначе в нём заведётся нечисть». Оголённое, пустое - признак необжитого, нечеловеческого.

Воспитатель. Расскажите нашим гостям, какие традиции соблюдались в святом углу в праздничные дни?

6 ребенок. На Новый год (по старому стилю) ещё до рассвета пойдут по станице «посевалыцики». Сеять мужское дело. И посыпается в святой угол пшеница. (Мальчик демонстрирует). В старину даже был обычай одаривать знакомых, друзей образами.

7 ребенок. На Крещение святой водой, принесённой «с Ердани» (так назвали реку, где проводился обряд освящения) или из церкви окропляют всех членов семьи, двор и постройки, очистив и освятив мир святой водой. Ритуал окропления начинают со святого угла. (девочка демонстрирует).

Затем наступает пост.

8 ребенок. На пасху, символизирующую воскрешение Иисуса Христа, в святом углу появится «паска» и «красная священная  «крашенка» (яйцо) - символы вечной жизни.

9 ребенок. С наступлением Троицы, травой и земками (ветками) берёзы, дуба, белолистки украсят подворье, и жилище. А первую ветку поставят, в святом углу. Её будут хранить и после праздника, а при необходимости используют при лечении людей.

10 ребенок. Затем наступает время жатвы, первые колосья, первый испеченный хлеб снова появятся в святом углу, олицетворяя достаток и святость.

Воспитатель. И снова осенние заботы, а там снова Рождество Христово и Новый год... И время пойдёт по-новому кругу.

Но «всему своё время». Подрастали дети, наступало время свадеб. На свадьбе, ещё до приезда жениха, миг смолкали девичьи песни, и наступал момент благословения невесты родителями. Стелили шубу лицом наружу, на которую трижды на колени падала невеста, прося родительского благословения. Отец брал из святого угла икону, мать держала в руках хлеб. Затем икона из рук отца передавалась в руки матери. В святой угол её больше не возвращали. Эта икона, покрытая специальным богато вышитым полотенцем, обретала особый статус родительского благословения. Вместе с невестой она отправлялась в «чужедальнюю страну». В доме мужа её помещали в святой угол, соединяя 2 «чужих» пространства, 2 «чужих» рода, защищая невесту от всяких бед и напастей.

11 ребенок. Старшие в семье, почётные гостьи, а также жених и невеста во время свадьбы как наиболее почётные люди сидели на самом главном месте, в святом углу. Как в народе говорится: «Красному гостю – красное место».

Воспитатель. Век человеческий, долгий ли, короткий, рано или поздно заканчивается. «Приходила» смерть и забирала человека. Умершего укладывали на лаву головой в святой угол, на восход солнца - «откуда пришел, туда и ушел». Образа, завешанное зеркало, поминальные свечи, молитвы, «читаки», причитания.

Поколение сменяли поколения, и лишь святой угол оставался прежним. Покой и тихое сияние, исходящее от него, излучали истину - всё возвращается на круги своя, и всему своё время. Так же мерцает лампада, те же белоснежные полотенца, занавески, расшитые красными, зелёными узорами, тот же строгий и отрешённый взгляд Вседержителя святых и спокойное, ровное сияние. О каком образе  сейчас сказано?

Дети. Об Иисусе Христе.

Воспитатель. Скажите, чей образ рядом вы видите?

Дети. Образ Сергия Радонежского.

Воспитатель. Нашим гостям очень интересно будут подробнее узнать о житие Преподобного Сергия Радонежского.

Звучит звон колоколов, показ слайд-фильма.

Дети. 1.Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала и становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало, и Преподобный Сергий с ней.

2. Во время тяжких испытаний (под игом Русь тогда была)
Вблизи Ростова, по преданью, Мария сына родила.
Дитя все с нетерпеньем ждали, как утешенья средь скорбей.
И вот младенцу имя дали «Сын радости» — Варфоломей
.

3. Он был украшен воздержаньем, постился строго с ранних лет.
В молитве и благодеяньях проходит дней его расцвет.

Любил он бедную одежду, трудился для семейных нужд.
Был кроток, тих, во всем прилежен и  развлечений детских чужд.

Слушать «Песню о Преподобном Сергие Радонежском»

 сл. и муз. М.М. Стенюшиной

4. Он старца дивного встречает, ему решается сказать,
Что более всего желает науку книжную понять.

И черноризец, помолившись, просфору отроку подал,

А тот, вкусив её, не сбившись, Псалтирь с усердьем прочитал.
С тех пор успешно он учился, тем, радуя отца и мать.
И больше прежнего молился,  мечтая сам монахом стать.

5. Своих родителей седины  сын возмужавший уважал.
До самой праведной кончины  во всем их старость утешал.
Почтил умерших поминаньем и милостыню раздавал,
Благоговейно, со слезами  он сорок дней Псалтирь читал.

6. Сказанье дальше продолжая, спешим подвижнику вослед.
Стефана-брата убеждает он навсегда оставить свет.
Они в лесу уединились. Вдали мирская суета.
Здесь Богу горячо молились у возведенного креста.

Потом построить храм решили. И вот средь зелени густой
С любовью церковку срубили  во имя Троицы Святой.

7. Какое вскоре утешенье! За то, что праведно он жил,
Достиг в монахи постриженья и Сергий имя получил.

Ни тени грешных пожеланий. Все — воплощение Христа.
И нам, потомкам, в назиданье: Свет веры, кротость, чистота.
И потому к нему, как к Ною, всяк зверь с покорностью идёт.
Ведь повинуется земное тому, в ком Дух Святой живёт.

8. Всё место это стало свято. Растёт и крепнет древний град.
Смиренным иноком когда-то основан Сергиев Посад.
При нём обитель укреплялась  во всех делах её благих.
И много там чудес случалось. Вот только несколько из них.

С митрополитом Алексием Христово стадо верно пас.
По их предстательству Россия была спасённою не раз.

Звучит «Русь под игом монгольским» С. Прокофьев
9. Над ней, родимой, снова тучи! Восстал ордынский хан Мамай.
Пошёл на нас волной могучей  испепелить весь отчий край.

В ту пору славный князь, готовясь к предстоящей битве,
Он с верой этот крест подъял. И Троице Живоначальной,
Спеша все почести воздать, пришёл с дружиной достохвальной
Благословенье старца взять.

С надеждой ждал их Преподобный,  молитву в храме возносил.

Он предсказал и плач надгробный,  и славу ратную Руси.
10. Молитва русского монаха, а на хоругвях — Спаса лик.
Уже бежит Мамай со страхом: «Как христианский Бог велик!»

Все княжества по доброй воле плечом к плечу стояли с ним.
За битву на Куликовом поле  назвал народ его Донским.

11.В ночи раздался глас Небесный, который батюшке сказал,
Что так умножится и стая потом его учеников,
И Лавра станет здесь святая  под сенью золотых крестов.

И вскоре, по молитвам старца,  откроются монастыри,
В которых будут подвизаться  духовных дел богатыри.

12. Так было и должно быть снова! Ветвям не утерять корней.
Россия — поле Куликово. Дух Преподобного над ней.

Светильник Божий! Он, как прежде, усердно молится за нас.
И припадаем мы с надеждой к его мощам в печали час.
Воспитатель. Христианин! Об этом помни: Отчизна — мать, её храни!

Заступник, Господу угодный! Крест помоги нам донести.
Моли, наш Сергий Преподобный, Русь православную спасти!

С тех пор цветёт неувядаемая Лавра – обитель иноков и радость для мирян.
И да минует нас Божественная кара, пока к молитве едет люд из разных стран.

Используемые источники:

  1. Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. — М., 1920.
  2. Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник. — 1892. — № 9.
  3. Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — М., 1897. http://www.artcyclopedia.ru/img/big/005280023.jpg 
  4. http://www.tanais.info/directory/sergy6.jpg 
  5. http://hram-dimitria.ru/sait/Icon/5.jpg 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Концепция городской экспериментальной площадки по работе с родителями в ДОУ по теме "Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"Семейн...

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности познавательного развития в средней группе «Дорогами добра» (духовно-нравственное воспитание дошкольников на примере жития преподобного Сергия Радонежского)

Цель:  Формирование духовно – нравственной личности ребёнка на примере  жития  преподобного Сергия Радонежского.Задачи:1.     Знакомство детей с основными собы...

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...