ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа) на тему
Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 606.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7
муниципального образования Усть-Лабинского района
ПРОЕКТ
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»
для детей старшего дошкольного возраста.
Разработала
воспитатель МБДОУ №7
Даниелян А. В..
cт. Ладожская
Проект
« Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры».
Автор проекта: воспитатель МБДОУ №7 Даниелян А. В.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2015 года – август 2016 года).
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта: реализация проекта обеспечит:
- формирование общей и коммуникативной культуры личности ребенка;
- положительное отношение к духовно-православным ценностям участников образовательного процесса;
- желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка;
- снижение нарушений в поведении детей, улучшение дружеских отношений в коллективе;
- возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
- развитие духовно-нравственного осознания дошкольников и их социализации путем использования средств и образов произведений устного народного творчества, художественной литературы; а также ознакомление с культурой страны и родного края.
Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
- создание предметно-развивающей среды в ДОУ, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно-нравственных качеств;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
- формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинствакак представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Актуальность проекта: В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество – это разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческаяпреемственность поколений. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности, является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться духовные ценности и обычаи, традиции и праздники, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением, Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проекта оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта:
- приобщение к традициям родной православной культуры;
- изменение подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса;
- создание условий для духовно-нравственного обучения в рамках государственной системы образования;
- развитие сотрудничества с Православной церковью; разработка программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Ожидаемые результаты проекта.
Для воспитанников:
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- формирование представлений о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- приобретут положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.
Родители:
- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребенка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности;
- становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители), социальные партнеры (библиотека, храм «Успения Пресвятой Богородицы», воскресная школа, МБОУ №19 им. В. П. Стрельникова).
Механизмы реализации проекта:
- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МБДОУ №7 с образовательными и культурными структурами станицы в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Методы реализации проекта.
- Наглядно-действенный метод:
рассматривание демонстрационного материала (книжные иллюстрации, репродукции), экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, проведение дидактических и музыкально-дидактических игр, просмотр видеоматериалов, показ сказок (педагогом, детьми).
- Словесно-образный метод:
Сообщение материала педагогом; беседы; чтение литературных произведений; загадывание загадок; разучивание стихов, песен; проведение викторин, тематических вечеров; разбор житейских ситуаций.
- Практический метод:
Организация продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование); проведение экскурсий различной направленности.
игры различной направленности (строительные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные…); праздники и развлечения для детей и с участием родителей.
Ресурсы, необходимые для проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление).
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции).
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Подборка подвижных, дидактических игр.
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к образовательным ситуациям.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
- Подготовительный этап.
- Определение актуальности проекта.
- Изучение мнения родителей.
- Разработка проекта.
- Предварительное изучение литературы, интернет - ресурса, подбор диагностического материала.
- Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
- Основной этап.
- Реализация содержания проекта.
- Отслеживание процессов, анализсостояния.
- Заключительный этап.
- Оформление и описание хода реализации проекта.
- Обобщение и распространение опыта.
- Организация фото - выставок, рисунков детей, работ родителей.
- Создание и презентация проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Сентябрь.
- Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
- Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
- Изготовление папок: «Православные праздники», «Русские народные и хороводные игры», «Народная игрушка», «Гжель».
- Беседы: «Что мы будем изучать?», «Есть на свете книга», «Создатель и Творец мира - Бог», «Как Бог сотворил человека».
- Чтение литературных произведений: «Муравей и голубка», «Пастух и волки».
- Игры, этюды, упражнения: «Здравствуйте», «Назови себя ласково», «Сотвори солнце в себе», «Осень».
Октябрь.
1.Беседы: «Этичные и неэтичные поступки», «Первая заповедь для
первых людей», «Как же был сотворен мир?», «Ангелы – верные
помощники людям».
2.Папки с иллюстрациями «Любимая сказка», «Русская
народная одежда», «Русский головной убор».
3.Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях
по изобразительной деятельности «Хохлома», «Гжель», «Дымковская
игрушка».
4.Игры, этюды, упражнения: «Корзинка добрых дел», «Вежливый
ручеек», «Что слышно?», «До свидания», «Подари ангелу добрые
дела».
5.Занятие «Умеем ли мы делать добрые дела?».
6. Чтение художественной литературы: Сказки: «Дюймовочка»,
«Принцесса на горошине», рассказ «Что же это за книга?»,
стихотворение Н. Орловой «Добро», Стихотворение «Ангел».
7.Развлечение «Осенины».
8.Выставка поделок из природного материала «Чудо с грядки»
(совместное творчество детей и родителей).
Ноябрь.
- Беседы: «Как мы учимся быть внимательными друг к другу», «Мама – слово дорогое, очень близкое, родное», «Не забывай о корнях».
- Целевая прогулка в музей СОШ №19.
- Чтение художественной литературы: стихотворения и рассказ «Два и один» К. Лукашевич «Первое словечко», Григорьев Н. «Родовое дерево»; сказки: «Советы отца», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «По щучьему велению».
- Игры, этюды, упражнения: «Умеем ли мы хорошо себя вести?», «Радуга – памятка», «Колокол», «Помогаем маме», «Назови друга ласково».
- Занятие «Послушание – благодать».
- Праздничное мероприятие, посвященное Дню Матери.
- Конкурс «Мамины руки золотые» (совместное творчество детей и родителей).
Декабрь.
- Беседы: «Добрые дети», «Моральный облик человека. Ложь, клевета, сплетня», «Беседы о людях и их заботе друг о друге», «Борьба добра и зла», «Как я поздравлю свою семью с Новым годом».
- Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Семь дочек», К. Лукашевич «Маша-сиротка», Юродивый», стихотворение «Бумажный петушок», сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш. Перро «Золушка», разучивание стихотворений о зиме..
- Консультация для родителей «Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания».
- Папка-передвижка для родителей «Все о празднике «Новый год».
- Буклет для родителей «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в семье».
- Выставка поделок «Символ наступающего Нового года» (совместное творчество детей и родителей).
- Занятие «Церковь – духовная семья».
- Изобразительная деятельность «Нарисуй новогоднюю сказку».
- Игры, этюды, упражнения: «Пропоем свое имя», «Подарим улыбку друг другу», «Раз, два, три, четыре, пять», «Я рад тебя видеть».
Январь.
- Беседы: «Рождество Христово», «На реке Иордан», «Крещение Господне», «У Матрешки - день рождения» (приобщение детей к истокам русской народной культуры).
- Занятие «Крест – Знак церкви Христовой».
- Чтение художественной литературы: о Рождестве, разучивание стихотворений.
- Репродукция иконы «Рождество Христово».
- Игры, этюды, упражнения: «Золотые капельки любви», «Крепко взявшись за руки», «Дневник моего сердца», «Мое имя похоже на цветок».
- Папка - передвижка для родителей «Рецепты нравственности у дошкольников».
- Показ детьми Воскресной школы представления «Рождественская сказка».
- Занятия по ручному труду: «Рождественские открытки», «Ангел».
- Выставка поделок «рождество Христово» (совместное творчество детей и родителей).
- Развлечение «Праздник Рождества».
Февраль.
- Консультация для родителей «Развитие социальных навыков в воспитании детей».
- Практикум для родителей «Новый взгляд на старую сказку».
- Беседы «Богатыри земли русской», «Как работали и отдыхали на Руси», «Традиционная кухня в Православные праздники», «День защитника Отечества».
- Творческая деятельность – оформление альбома «Наши праздники».
- Игры, этюды, упражнения: «Подарки», «Дружат наши дети», Прошепчи свое имя», «Замри», «Угадай, чей голосок», «Продолжи движение», «Флажки», «Имя шепчет ветерок».
- Ознакомление с декоративно-прикладным искусством «Дымковские игрушки», «Городец».
- Чтение литературных произведений – сказки: «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка», «Добрыня Никитич», Заветный колос».
- Развлечение «Защитники Отечества».
- Изготовление детьми подарков для пап и дедушек.
- Выставка поделок к 23 февраля (совместное творчество детей и родителей).
Март.
- Беседы «Весть от Бога – совесть», «О земной жизни Иисуса Христа», «При солнышке - тепло, при матушке – добро».
- Игры, этюды, упражнения: «Пальчик, пальчик – непоседа». «Что мы любим», «Медвежата», «Веселые ребята», «Буратино», «Комплименты», Ветер дует нам в лицо», «Бирюльки».
- Выставка рисунков родителей «Храм Божий».
- Чтение литературных произведений: сказки «Спящая красавица», «Гадкий утенок», стихотворения А. Алексеева «Прости», Н. Орловой «Терпение», Т. Шороховой «Благодарность».
- Аппликация «Открытка для любимой мамы».
- Рисование «Моя мама лучше всех».
- Развлечение «Мамин день».
Апрель.
- Беседы: «Воскресный день» Пасха Христова (об истории возникновения, традициях и обычаях праздника», «Грех – болезнь души» (жадность, трусость, ложь, воровство…).
- Занятие «Бог повсюду».
- Развлечение «Светлая Пасха.
- Встреча с настоятелем Храма «Успения Пресвятая Богородица».
- Занятие «Украшаем яйца» (продуктивная деятельность).
- Выставка – конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».
- Чтение литературных произведений: стихотворение Е. Королева «Неприятный случай», Т. Шорохова «Жадность», Е. Екимова «Щедрость».
- Игры, этюды, упражнения: «Общий круг», «Солнечный лучик», «Ручеек», «Огонь-лед», «Доброе слово, «Паутинка добра», «Цветок дружбы», «Прости меня», «аист и лягушки», игры с крашенками.
- Участие детей в пасхальном праздничном концерте «Пасхальный перезвон» КДЦ «Ладожский».
- Участие детей в Православном Пасхальном районном фестивале детского творчества «Свет воссиял великий».
Май.
- Беседы: «День Победы», «Святой великомученик Георгий Победоносец», «Народные праздники», «Хорошие и плохие поступки», «Скоро лето».
- Чтение литературных произведений: былина «На заставе», Л. Кассиль «Сестра», Г. Х. Андерсен «Стойкий, оловянный солдатик» «Цветик-семицветик», «Дед и внук», разучивание стихотворений.
- Ознакомление с декоративно-прикладным искусством «Дымковские игрушки», «Городец», «Жостов».
- Выставка поделок (макетов) ко Дню Победы (работа с родителями).
- Игры, этюды, упражнения: «Горелки», «Перепелки полетели», «Верба - вербочка», «Мы играем на гармошке», «С добрым утром», «Отважные богатыри».
- Праздник «День Победы».
- Участие детей в конкурсе чтецов «Подвиг солдата» в Доме творчества ст. Ладожской.
- Выступление воспитанников в праздничном концерте «Никто не забыт, ничто не забыто». КДЦ «Ладожский».
Июнь.
- Беседы: «Летние праздники», «Наша Родина», «Троица – праздник русской березы».
- Игры, этюды, упражнения: «Если нравится тебе, то делай так», «Все мы разные, все мы равные», «Ты – мой друг», «Я гуляю по дорожке», «Танец морских волн».
- Выступление детей в КДЦ «Ладожский». Праздничный концерт «День защиты детей».
- Занятие по изобразительной деятельности «Люблю березку русскую».
- Развлечения: «Наша Родина – Россия», «Троица – праздник русской березки».
- Выставка рисунков родителей «Сторона родная».
- Чтение художественной литературы: стихи о лете, «Царевна – лягушка», «Царевна-Несмеяна», «Иван – царевич и серый волк».
Июль.
- Беседы: «День семьи, любви и верности» (день памяти святых Петра и Февроньи), «Добродетели – лекарство для души», «Скромность – всякому к лицу», «Понятие о лебединой верности», «Ромашка – цветок любви».
- Рассматривание репродукции иконы А. Рублева «Троица».
- Развлечение совместно с родителями «День семьи, любви и верности» (день памяти святых Петра и Февронии).
- Чтение литературных произведений: Л. Толстой «Вася», стихотворения Т. Шороховой «Добродетели», «Обида и прощение», А. Кузнецова «Подружки».
- Игры, этюды, упражнения: «Змейка», «Космический корабль», «Прыг-скок», «Как живешь?», «Хрюшка – хвастун», «Куда иголка, туда и нитка».
- Коллективная работа детей (аппликация «Ромашковое поле»).
- Рисование на асфальте мелками «лето – веселая пора».
- Посещение Храма «Успения Пресвятой Богородицы» (колокольни).
Август.
- Беседа «Преображение Господне» (Яблочный Спас).
- Рассматривание репродукции картины «Преображение Господне».
- Рисование пластилином «Райские яблочки».
- Лепка «Наливное яблочко».
- Коллективная работа детей. Аппликация «Корзина яблок».
- Выставка поделок (творчество родителей) «Яблочный Спас».
- Посещение Храма «Успения Пресвятой Богородицы» (освящение яблок).
- Игры, этюды, упражнения: «Подарим улыбку друг другу», «Два котенка», «Топай мишка, хлопай мишка», «Летает, не летает», «Веселый мяч», «До свидания», «Наши яблочки, как мед», «Прогулка по лугу».
- Развлечение для детей «Яблочный Спас».
Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что у детей и их родителей появился интерес к краю, к станице, в которой они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей стал проявляться интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, воспиталось любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, сформировалось умение понимать своё место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. Воспитанники научились соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также сформировались ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004 г.
2. «О Библии и Церкви», Л. В. Сурикова, 2004 г.
3. Орехов Д. Святые места России. – С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999 г.
4. «Святая Русь», составитель Б. Проказова, 2007 г.
5. Сборник по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста). Краснодар.
6.Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра / В. С. Соловьев Мн.: Харвест. 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций
В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций "Добро"
Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.Программа разработана в соответствии с:-...
«Преемственность в воспитании патриотизма на основе музейной культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и начальной школы»
Преемственность в воспитании патриотизма у детей с ОВЗ и начальной школы важную роль играет музейная педагогика. Применение знаний при знакомстве с отдельными экспонатами и с целыми экспозициями, спос...
Тема проекта: «Преемственность в воспитании патриотизма на основе музейной культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и начальной школы»
Преемственность в воспитании патриотизма у детей с ОВЗ и начальной школы важную роль играет музейная педагогика. Применение знаний при знакомстве с отдельными экспонатами и с целыми экспозициями, спос...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры
содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»
vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...