ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа) на тему

Даниелян Анаит Вачагановна

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx606.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7

муниципального образования Усть-Лабинского района

ПРОЕКТ

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»

для детей старшего дошкольного  возраста.

C:\Documents and Settings\Сад\Мои документы\749285250.gif     Разработала

                                                                                          воспитатель МБДОУ №7

Даниелян А. В..

 

                                                                                                     

                                             

                                                       cт. Ладожская

                                                       

Проект

« Духовно-нравственное  воспитание дошкольников на основе православной культуры».

Автор проекта: воспитатель МБДОУ №7 Даниелян А. В.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2015 года – август 2016 года).

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:  реализация проекта обеспечит:

  • формирование общей и коммуникативной культуры личности ребенка;
  • положительное отношение к духовно-православным ценностям участников образовательного процесса;
  • желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка;
  • снижение нарушений в поведении детей, улучшение дружеских отношений в коллективе;
  • возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
  • развитие духовно-нравственного осознания дошкольников и их социализации путем использования средств и образов произведений устного народного творчества, художественной литературы; а также  ознакомление с культурой страны и родного края.

Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

  • создание предметно-развивающей среды в ДОУ, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно-нравственных качеств;
  • воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
  • формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
  • формирование у воспитанников чувства собственного достоинствакак представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Актуальность проекта:  В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.  Самая большая опасность, подстерегающая наше общество – это разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

      Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

         Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее  влияние можно оказать на его чувства и поведение.

        Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческаяпреемственность поколений. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности, является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться духовные ценности и обычаи, традиции и праздники, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением, Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проекта оказывает положительное  влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта:

  • приобщение к традициям родной православной культуры;
  • изменение подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса;
  • создание условий для духовно-нравственного обучения в рамках государственной системы образования;
  • развитие сотрудничества с Православной церковью; разработка программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Ожидаемые результаты проекта.

Для воспитанников:

  • пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
  • формирование чувств национального достоинства;
  • формирование представлений о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
  • приобретут положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.

Родители:

  • сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;
  • воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
  • понимают, что только семья, как первый наставник ребенка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности;
  • становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители), социальные партнеры (библиотека, храм «Успения Пресвятой Богородицы», воскресная школа, МБОУ №19 им. В. П. Стрельникова).

Механизмы реализации проекта:

  • активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МБДОУ №7 с образовательными и культурными структурами станицы в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Методы реализации проекта.

  1. Наглядно-действенный метод:

рассматривание  демонстрационного материала (книжные иллюстрации, репродукции), экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, проведение дидактических и музыкально-дидактических игр, просмотр видеоматериалов, показ сказок (педагогом, детьми).

  1. Словесно-образный метод:

Сообщение материала педагогом; беседы; чтение литературных произведений; загадывание загадок; разучивание стихов, песен; проведение викторин, тематических вечеров; разбор житейских ситуаций.

  1. Практический метод:

Организация продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование); проведение экскурсий различной направленности.

игры различной направленности (строительные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные…); праздники и развлечения для детей и с участием родителей.

Ресурсы, необходимые для проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление).
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции).
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
  4. Подборка подвижных, дидактических игр.
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к образовательным ситуациям.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

  1. Подготовительный этап.
  •  Определение актуальности проекта.
  • Изучение мнения родителей.
  • Разработка проекта.
  • Предварительное изучение литературы, интернет - ресурса, подбор диагностического материала.
  • Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
  1. Основной этап.
  • Реализация содержания проекта.
  • Отслеживание процессов, анализсостояния.
  1. Заключительный этап.
  • Оформление и описание хода реализации проекта.
  • Обобщение и распространение опыта.
  1. Организация фото - выставок, рисунков детей, работ родителей.
  2. Создание и презентация проекта.

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

Сентябрь.

  1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных  ценностях.
  2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
  3. Изготовление папок: «Православные праздники», «Русские народные и хороводные игры», «Народная игрушка», «Гжель».
  4. Беседы: «Что мы будем изучать?», «Есть на свете книга», «Создатель и Творец мира - Бог», «Как Бог сотворил  человека».
  5. Чтение литературных произведений: «Муравей и голубка», «Пастух и волки».
  6. Игры, этюды, упражнения: «Здравствуйте», «Назови себя ласково», «Сотвори солнце в себе», «Осень».

Октябрь.

           1.Беседы: «Этичные и неэтичные поступки», «Первая заповедь для

           первых людей», «Как же был сотворен мир?», «Ангелы – верные  

           помощники людям».

           2.Папки с иллюстрациями «Любимая сказка», «Русская

          народная одежда», «Русский головной убор».

           3.Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях

          по изобразительной  деятельности «Хохлома», «Гжель», «Дымковская

           игрушка».

           4.Игры, этюды, упражнения: «Корзинка добрых дел», «Вежливый

           ручеек», «Что слышно?», «До свидания», «Подари ангелу добрые

           дела».

      5.Занятие «Умеем ли мы делать добрые дела?».

      6. Чтение художественной литературы: Сказки: «Дюймовочка»,

      «Принцесса на горошине», рассказ «Что же это за книга?»,

      стихотворение Н. Орловой «Добро», Стихотворение «Ангел».

            7.Развлечение «Осенины».

            8.Выставка поделок из природного материала «Чудо с грядки»  

           (совместное творчество детей и родителей).

                    Ноябрь.

  1. Беседы: «Как мы учимся быть внимательными друг к другу», «Мама – слово дорогое, очень близкое, родное», «Не забывай о корнях».
  2. Целевая прогулка в музей СОШ №19.
  3. Чтение художественной литературы: стихотворения  и рассказ «Два и один» К. Лукашевич «Первое словечко», Григорьев Н. «Родовое дерево»; сказки: «Советы отца», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «По щучьему велению».
  4. Игры, этюды, упражнения: «Умеем ли мы хорошо себя вести?», «Радуга – памятка», «Колокол», «Помогаем маме», «Назови друга ласково».
  5. Занятие «Послушание – благодать».
  6. Праздничное мероприятие, посвященное Дню Матери.
  7. Конкурс «Мамины руки золотые» (совместное творчество детей и родителей).

Декабрь.

  1. Беседы: «Добрые дети», «Моральный облик человека. Ложь, клевета, сплетня», «Беседы о людях  и их заботе друг о друге», «Борьба добра и зла», «Как я поздравлю свою семью с Новым годом».  
  2. Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Семь дочек», К. Лукашевич «Маша-сиротка», Юродивый», стихотворение «Бумажный петушок», сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш. Перро «Золушка», разучивание стихотворений о зиме..
  3. Консультация для родителей «Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания».
  4. Папка-передвижка  для родителей «Все о празднике «Новый год».
  5. Буклет для родителей «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в семье».
  6. Выставка поделок «Символ наступающего Нового года» (совместное творчество детей и родителей).
  7. Занятие «Церковь – духовная семья».
  8. Изобразительная деятельность «Нарисуй новогоднюю сказку».
  9. Игры, этюды, упражнения: «Пропоем свое имя», «Подарим улыбку друг другу», «Раз, два, три, четыре, пять», «Я рад тебя видеть».

Январь.

  1. Беседы: «Рождество Христово», «На реке Иордан», «Крещение Господне», «У Матрешки  - день рождения» (приобщение детей к истокам русской народной культуры).
  2. Занятие «Крест – Знак церкви Христовой».
  3. Чтение художественной  литературы: о Рождестве, разучивание стихотворений.
  4. Репродукция иконы «Рождество Христово».
  5. Игры, этюды, упражнения: «Золотые капельки любви», «Крепко взявшись за руки», «Дневник моего сердца», «Мое имя похоже на цветок».
  6. Папка - передвижка для родителей «Рецепты нравственности у дошкольников».
  7. Показ детьми Воскресной школы  представления «Рождественская сказка».
  8. Занятия по ручному труду: «Рождественские открытки», «Ангел».
  9. Выставка поделок  «рождество Христово» (совместное творчество детей и родителей).
  10. Развлечение «Праздник Рождества».

Февраль.

  1. Консультация для родителей «Развитие социальных навыков в воспитании детей».
  2. Практикум для родителей «Новый взгляд на старую сказку».
  3. Беседы «Богатыри земли русской», «Как работали и отдыхали на Руси», «Традиционная кухня в Православные праздники», «День защитника Отечества».
  4. Творческая деятельность – оформление альбома «Наши праздники».
  5. Игры, этюды, упражнения: «Подарки», «Дружат наши дети», Прошепчи свое имя», «Замри», «Угадай, чей голосок», «Продолжи движение», «Флажки», «Имя шепчет ветерок».
  6. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством «Дымковские игрушки», «Городец».
  7. Чтение литературных произведений – сказки: «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка», «Добрыня Никитич», Заветный колос».
  8. Развлечение «Защитники Отечества».
  9. Изготовление детьми подарков для пап и дедушек.
  10. Выставка поделок к 23 февраля (совместное творчество детей и родителей).

Март.

  1. Беседы «Весть от Бога – совесть», «О земной жизни Иисуса Христа», «При солнышке - тепло, при матушке – добро».
  2. Игры, этюды, упражнения: «Пальчик, пальчик – непоседа». «Что мы любим», «Медвежата», «Веселые ребята», «Буратино», «Комплименты», Ветер дует нам в лицо», «Бирюльки».
  3. Выставка рисунков  родителей «Храм Божий».  
  4. Чтение литературных произведений: сказки «Спящая красавица», «Гадкий утенок», стихотворения А. Алексеева «Прости», Н. Орловой «Терпение», Т. Шороховой «Благодарность».
  5. Аппликация «Открытка для любимой мамы».
  6. Рисование «Моя мама лучше всех».
  7. Развлечение «Мамин день».

Апрель.

  1. Беседы: «Воскресный день» Пасха Христова (об истории возникновения, традициях и обычаях праздника», «Грех – болезнь души» (жадность, трусость, ложь, воровство…).
  2. Занятие «Бог повсюду».
  3. Развлечение «Светлая Пасха.
  4. Встреча с настоятелем Храма «Успения Пресвятая Богородица».
  5. Занятие «Украшаем яйца» (продуктивная деятельность).
  6. Выставка – конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».
  7. Чтение литературных произведений:  стихотворение Е. Королева «Неприятный случай», Т. Шорохова «Жадность», Е. Екимова «Щедрость».
  8. Игры, этюды, упражнения: «Общий круг», «Солнечный лучик», «Ручеек», «Огонь-лед», «Доброе слово, «Паутинка добра», «Цветок дружбы», «Прости меня», «аист и лягушки», игры с крашенками.
  9. Участие  детей в пасхальном праздничном концерте «Пасхальный перезвон»  КДЦ «Ладожский».
  10.  Участие детей в Православном Пасхальном районном фестивале детского творчества «Свет воссиял великий».

Май.

  1. Беседы: «День Победы», «Святой великомученик Георгий Победоносец», «Народные праздники», «Хорошие и плохие поступки», «Скоро лето».
  2. Чтение литературных произведений: былина «На заставе»,  Л. Кассиль «Сестра», Г. Х. Андерсен «Стойкий, оловянный солдатик» «Цветик-семицветик», «Дед и внук», разучивание стихотворений.
  3. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством «Дымковские игрушки», «Городец», «Жостов».
  4. Выставка поделок (макетов) ко Дню Победы (работа с родителями).
  5. Игры, этюды, упражнения: «Горелки», «Перепелки полетели», «Верба - вербочка», «Мы играем на гармошке», «С добрым утром», «Отважные богатыри».
  6. Праздник «День Победы».
  7. Участие детей в конкурсе чтецов «Подвиг солдата» в Доме творчества ст. Ладожской.
  8. Выступление воспитанников в праздничном концерте «Никто не забыт, ничто не забыто». КДЦ «Ладожский».

Июнь.

  1. Беседы: «Летние праздники», «Наша Родина», «Троица – праздник русской березы».
  2. Игры, этюды, упражнения: «Если нравится тебе, то делай так», «Все мы разные, все мы равные», «Ты – мой друг», «Я гуляю по дорожке», «Танец морских волн».
  3. Выступление детей в КДЦ «Ладожский». Праздничный концерт «День защиты детей».
  4. Занятие по изобразительной деятельности «Люблю березку русскую».
  5. Развлечения: «Наша Родина – Россия», «Троица – праздник русской березки».
  6. Выставка рисунков родителей «Сторона родная».
  7. Чтение художественной литературы: стихи о лете, «Царевна – лягушка», «Царевна-Несмеяна», «Иван – царевич и серый волк».

Июль.

  1. Беседы:  «День семьи, любви и верности» (день памяти святых Петра и Февроньи), «Добродетели – лекарство для души», «Скромность – всякому к лицу», «Понятие о лебединой верности», «Ромашка – цветок любви».
  2. Рассматривание репродукции иконы А. Рублева «Троица».
  3. Развлечение совместно с родителями «День семьи, любви и верности» (день памяти святых Петра и Февронии).
  4. Чтение литературных произведений: Л. Толстой «Вася», стихотворения Т. Шороховой «Добродетели», «Обида и прощение», А. Кузнецова «Подружки».
  5. Игры, этюды, упражнения: «Змейка», «Космический корабль», «Прыг-скок», «Как живешь?», «Хрюшка – хвастун», «Куда иголка, туда и нитка».
  6. Коллективная работа детей (аппликация «Ромашковое поле»).
  7. Рисование на асфальте мелками «лето – веселая пора».
  8. Посещение Храма «Успения Пресвятой Богородицы» (колокольни).

 

                       Август.

  1. Беседа «Преображение Господне» (Яблочный Спас).
  2. Рассматривание репродукции картины «Преображение Господне».
  3. Рисование пластилином «Райские яблочки».
  4. Лепка «Наливное яблочко».
  5. Коллективная работа детей. Аппликация «Корзина яблок».
  6. Выставка поделок (творчество родителей) «Яблочный Спас».
  7. Посещение Храма «Успения Пресвятой Богородицы» (освящение яблок).
  8. Игры, этюды, упражнения: «Подарим улыбку друг другу», «Два котенка», «Топай мишка, хлопай мишка», «Летает, не летает», «Веселый мяч», «До свидания», «Наши яблочки, как мед», «Прогулка по лугу».
  9. Развлечение для детей «Яблочный Спас».

           Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что у детей и их родителей появился интерес к краю, к станице, в которой они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей  стал проявляться интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, воспиталось любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, сформировалось умение понимать своё место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. Воспитанники научились соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также сформировались ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.

                             

                           

                                ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

1.Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004 г.

2. «О Библии и Церкви», Л. В. Сурикова, 2004 г.

3. Орехов Д. Святые места России. – С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999 г.

4. «Святая Русь», составитель Б. Проказова, 2007 г.

5. Сборник по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста). Краснодар.

6.Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра / В. С. Соловьев Мн.: Харвест. 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций

В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций "Добро"

Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи  духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.Программа разработана в соответствии с:-...

«Преемственность в воспитании патриотизма на основе музейной культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и начальной школы»

Преемственность в воспитании патриотизма у детей с ОВЗ и начальной школы важную роль играет музейная педагогика. Применение знаний при знакомстве с отдельными экспонатами и с целыми экспозициями, спос...

Тема проекта: «Преемственность в воспитании патриотизма на основе музейной культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и начальной школы»

Преемственность в воспитании патриотизма у детей с ОВЗ и начальной школы важную роль играет музейная педагогика. Применение знаний при знакомстве с отдельными экспонатами и с целыми экспозициями, спос...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников  на основе  православной культуры»

vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...