Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Корякова Татьяна Дмитриевна

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе  православной культуры.

Актуальность и перспективность опыта.

          Духовно-нравственное воспитание детей на основе  православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

              Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

        Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

      Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

     Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

      В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Новизна опыта ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования, одной из основных целей которого является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Условия формирования опыта.

Обращение к опыту основ православной культуры в настоящее время,  когда идет поиск духовного возрождения России, особенно необходимо,  так как общество и государство нуждаются в  образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.

Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто  утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни»

Изучение  основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.

Именно поэтому, проработав много лет в детском саду,  я  пришла к убеждению, что воспитание без  духовно-нравственной  основы неполноценно. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашего детского сада особую одухотворенность.

         Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями,  и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

Проведенные анкетирования, беседы, консультации, встречи с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православное учение.  К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

Учитывая значимость и актуальность этой работы,  определила основную цель своей работы :

-  содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;

- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;

- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;

- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе  реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада;

- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам;

- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Теоретической базой опыта использовались следующие нормативные документы, методические разработки и технологии:

  1. Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
  2. Кисилева Л.С Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Концепция дошкольного воспитания.
  5. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  6. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. Бурляева О.В. Саранск: морд.кн.издательство, 2011, -104с.
  7. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М..- Курск.
  8. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева (2001г.)
  9. СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ Сфера, 2014.

Это спланировало дальнейшую деятельность и выделить основные направления работы:

1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.
Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
3.
Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
4.
Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

          При работе с детьми использовались  следующие методы обучения:

      Наглядно-действенный метод :

  • показ сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;

            рассказов детей о своих впечатлениях;

  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод использовалтся, когда необходимо:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественский ангел и т.д.)
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»)

Технология опыта.

На начальном этапе  начинала работу с того, что выявила степень  сформированности у дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.  
          После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работая по этому направлению,  использовала различные виды деятельности.

         Особое внимание уделяла различным видам игр:

-пальчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»;

 -сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дои». В организации сюжетно-ролевых игр я  учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

 -дидактические: ( «Праздники и традиции»,» «Собери храм», «Собери яйцо»,»Угадай по описанию», «Добрые дела».

-конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

 -подвижные игры: «Помоги бабушке и дедушке», игр-забав, народных и хороводных игр: («Горелки», «Мы веселые ребята», «Ловишка» и др.)

              Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений.

              Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

              Показ детьми и воспитателем кукольных спектаклей: сказка «Шарф – Покров», «Масленица», «Пасхальная сказка» и другие.

               Проводились  открытые занятия на тему: «Богородица – наша Заступница» (День матери), «От матери небесной до матери земной», « В мире доброты».

               Одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания является система праздников, которые проходят в течении всего года:: (Покров, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Верба, Пасха, Благовещение, Троица).

Тематические выставки детского творчества  на тему: («Осенины», «Рождество», «Пасхальный благовест»).              

                      Чтения сказок: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

Беседы на нравственные темы:  «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело»,  И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисовании, аппликации, лепки.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью,  назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм благоверного князя Александра Невского с отцом Дионисием.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен.

Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных и православных праздниках, их традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по духовно – нравственному развитию детей.

Разработаны памятки на тему: «Правила уважения и почитания старших», «Правила вежливости».

Совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «Рождество»,«Пасха»

Проводилось анкетирование на тему: « Народные праздники в детском саду и дома»,

Оформлен альбом «Наши праздники».

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:

для детей:

-      созданы внутренние предпосылки для дальнейшего  личностного развития и эмоционального благополучия ребенка;

-       пробудился  интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю;

-        сформированы  чувства  национального достоинства;

для педагогов:

-  объединены  усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре;

-       разработано перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры;

для родителей:

-       реализованы преимущественные  права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединены в реализации  социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

          А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Трудоемкость опыта заключалась в:

  • подборе методической литературы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников..
  • разработке критериев развития детей и уровня сформированности знаний по духовно – нравственному развитию детей.
  • вовлечении родителей к совместной работе по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Адресность  опыта.

         Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности педагога с детьми.

Опыт работы  демонстрировался на районных   методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, идея защищалась на районном конкурсе «Учитель года -2013», «Новое в образовании», в фестивале «Калейдоскоп методических идей 2012», в педагогических чтениях на базе МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского муниципального района, МБДОУ «Лямбирский детский сад№2 «Родничок». Обобщенный опыт работы по проекту опубликован на персональном сайте Коряковой Татьяны Дмитриевны  http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna, Всероссийском сайте МАААМ.RU, сайте МУ «Управления Образования администрации Лямбирского муниципального района РМ», сайте МБДОУ.

Приложения:

1.Инновационный проект http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna

2. Мониторинг уровня развития детей http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna

3. Фотоматериалы http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рассматривает духовно – нравственное воспитание как «воспитание  у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному до...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности  фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Выступление на фестивале  "Мастерство и творчество": "Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»

Опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»...