Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка ( группа) на тему

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_markish_o.e.docx89.52 КБ

Предварительный просмотр:

Маркиш Ольга Егоровна

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад №14 с. Головино

Белгородского района Белгородской области»

Духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста

посредством ознакомления с историей

и культурой родного края

Маркиш Ольга Егоровна

воспитатель МДОУ

«Детский сад №14 с. Головино

Белгородского района Белгородской области »

2016 г.

Содержание:

Раздел I. Информация об опыте………………………………………..3

Раздел II. Технология описания опыта………………………………...8

Раздел III. Результативность…………………………………………...14

Библиографический список…………………………..………………..17

Приложение к опыту……………………………………………………19


Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Данный опыт формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 с. Головино Белгородского района Белгородской области», который расположен в селе Головино Белгородского района, административно относящемся к Администрации Головинского сельского поселения. Кроме детей, проживающих в селе Головино, учреждение посещают дети из близ лежащих 11 сел и поселков Белгородского района.

Началом работы по теме опыта стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников (уровня образования родителей, возраста, сфер деятельности).

Главной целью анкетирования родителей воспитанников было выявление педагогических знаний родителей о таких понятиях, как: «Патриотизм», «Народная мудрость», «Культурное наследие». Результаты анкетирования показали, что данные знания неоднозначные, односторонние. Родители считают себя патриотами, но их знания о культурном наследии своей родины очень скудны. Родители недооценивают значимость приобщения детей к народной культуре. 40% из всех опрошенных считают, что в современном мире ребёнок должен больше времени уделять компьютеру, изучению иностранных языков.

Анализ социального статуса родителей воспитанников МДОУ неоднороден по составу, возрасту, уровню образования, материального достатка и сфере деятельности. Преобладают семьи, где родители имеют среднее и средне - специальное образование (72% родителей).

Помимо проведенной работы с родителями воспитанников, автор опыта проанализировал результаты взаимодействия с дошкольниками. Так, педагогические наблюдения, анализ взаимодействия с детьми показал, что у воспитанников тоже отсутствуют целостные представления о патриотизме, об истории и культуре родного края, месте, где они живут и об их ближайшем окружении.

Таким образом, автор опыта, используя полученные материалы, выявил проблему недостаточно эффективной работы, как дошкольного учреждения, так и родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры, в частности отсутствие сопряженности требований к результатам духовного и нравственного воспитания в детском саду и семье.

Это приводит к дезориентации детей, к разрыву ценностного пространства многих поколений, что для детского сада создает большую проблему: все сложнее становится убедить воспитанников и их родителей в необходимости изучения истории своего края, малой родины, а также культуры и традиций русского народа.

Поэтому в начале 2012 года появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.

Актуальность опыта

Актуальность выбранной темы опыта очень точно подмечена в высказывании академика Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической общности» [5].

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

В период обновления дошкольного образования значительно возросла роль патриотического воспитания. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, состоит сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, о милосердии, гражданственности и патриотизме.

Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, среди которых: Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, (17.10.2013 №1155) [14]. Также в нормативных документах регионального уровня: Постановлением Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы» [13], Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» [12].

Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года направлена на перевод отрасли образования на качественно новый уровень. Миссия Стратегии - стать инструментом формирования современной образовательной политики региона, направленной на воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно- исторических традиций Белгородчины [12; с.2].

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа, его истории. Постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

Вместе с тем, в своей педагогической практике автор считает очевидным противоречие между социальным заказом государства, общества, семьи на развитие высоконравственной, ответственной, творческой личности ребенка и недостаточным уровнем реализации содержания ценностного характера образования, которое бы обеспечивало бы это развитие, то есть необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе дошкольного образования и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём. Данная проблема остается приоритетной проблемой, требующей решения при участии всех субъектов воспитательного процесса (ДОУ – семьи - общества).

Выход из противоречия – приоритет живого компетентностного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям, к истории малой родины.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что духовно-нравственное воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает длительный период: с 2012 года в течение 3 учебных лет –2012 – 2013, 2013 – 2014, 2014 – 2015 гг. Велась в три взаимосвязанных этапа:

I этап - констатирующий: 2012 год

  1. Аналитические исследования, изучение нормативной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме.
  2. Выявление уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников.
  3. Определение педагогических условий, направленных на духовно-нравственное воспитание.
  4. Постановка целей, задач и выбор методов работы.

II этап - формирующий: 2012 – 2014 года

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующее духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
  2. Разработка перспективного планирования и апробация цикла организованной деятельности для младшей, средней и старшей групп, обеспечивающих формирование духовно-нравственных качеств личности детей, описание технологии их организации.

III этап - контрольный: 2013 – 2014 года.

  1. Сравнительный анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников.
  2. Оценка эффективности форм и методов работы.
  3. Определение целей и задач последующей работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по приобщению детей к историческому и культурному наследию русского народа: совместная деятельность педагога с детьми (игры, театрализованная деятельность, НОД, праздники, развлечения, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей); работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог); работа с социальными институтами детства своего села.

Теоретическая база опыта

Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он, - имеет ту, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Он глубоко верил в принцип «народ народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. К.Д.Ушинский был убежден, что первый воспитатель – это народ, Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень [8; с. 34].

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности [4; с.17].

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность [1; с.19].

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика» [3; с. 27]. В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики [6; с. 7].

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на  мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре  и быть духовно развитой личностью.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в разработке системы работы воспитателя по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством приобщения к историческому и культурному наследию родного края.

Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях воспитателями групп с воспитанниками разных возрастных групп.

Раздел II.

Технология описания опыта

Основная цель данного опыта - способствовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, истории русского народа, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Для достижения выбранной цели автором опыта определены следующие задачи:

  1. Обогащать представления о культурном наследии родного края, о его историческом прошлом.
  2. Воспитывать у детей чувство национальной гордости за свою принадлежность к русскому народу.
  3. Развивать интерес к русским народным праздникам, обычаям, приметам народного календаря.
  4. Воспитывать уважение к защитникам русской земли и чувство благодарности за их подвиги.
  5. Формировать экологическое сознание, бережно относиться к природе родного края.
  6. Способствовать формированию  понятия о значимости семейных ценностей.
  7. Систематизировать и обогащать знания родителей об истории и культуре родного края.

По результатам проведённых исследований с детьми и родителями, автор принимает решение по разработке системы взаимодействия дошкольного учреждения с детьми и их родителями по использованию культурного наследия русского народа, как эффективного средства по воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.

Также, автор видит необходимость разработки системы взаимодействия с социальными институтами детства своего села, чтобы исключить факт разрозненности, оторванности от реальной жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём.

Наша работа была направлена на развитие ребёнка в целом и построена на следующих принципах: 

  1. Гуманизации воспитательной работы с детьми. Этот принцип ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка и взрослого, его свобода и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
  2. Принцип целостности педагогического процесса. Данный принцип обеспечивает единство воспитания, обучения и развития.
  3. Принцип полноты, предусматривает вхождение детей во все доступные миры в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  4. Принцип сотрудничества педагога и родителей. Этот принцип основан на тесном взаимодействии педагогов и родителей, когда родители выступают как партнёры, активные участники воспитательного процесса.

В процессе создания системы работы по данной теме автор выдвинул гипотезу о том, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Автором опыта были определены три основных направления, в соответствии с которыми и разработана система взаимодействия с воспитанниками, их родителями и социальными институтами села (Приложение №1).

Первое направление – работа с воспитанниками – представлена следующим формами работы: работа с народным календарем; предпраздничные посиделки, праздники; познавательные беседы; комплексная непосредственно образовательная деятельность; чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества; игровая деятельность детей; экскурсии, целевые прогулки по улицам родного села; оформление в детском саду мини-музеея «Горница»; оформление наглядной и стендовой информации.

Работу педагог начинал с детьми младшего дошкольного возраста, начиная с 3-х лет. Использовались более простые формы устного народного творчества, доступные для их понимания (колыбельные песенки, потешки при умывании, при взаимодействии с предметами, простейшие подвижные и пальчиковые игры и т.д.). Работа усложнялась с переходом детей из группы в группу. Детей постепенно знакомили с пословицами и поговорками, прибаутками. К старшему дошкольному возрасту дети осваивали пословицы и поговорки, приметы народного календаря, такой песенный жанр как частушки.

После новогодних каникул наряду с обычным календарем природные уголки средней и старшей разновозрастной групп пополняются детскими народными календарями. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому русский человек испокон веку жил, работал и созидал. Изучая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках. Далее с помощью взрослых дети составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности данного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников.

Затем устраиваются предпраздничные посиделки. Основная цель предпраздничных посиделок – это подготовка к празднику. На посиделках дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. Праздники в нашем детском саду  начинаются с осени. С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины», затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица». Праздник является как бы итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника. Вместе с детьми они водят хороводы, играют на народных инструментах, делают костюмы.

После праздника обычно проводится итоговая познавательная беседа по тематике праздника. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному и историческому наследию. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Также комплексная непосредственно образовательная деятельность способствует формированию у детей духовно-нравственных качеств: доброта, отзывчивость, умение сострадать и сопереживать ближнему и т.д. Приоритет мы отдавали НОД, на которых дети не только знакомились с историей, но и могли сразу применить свои знания в практической или продуктивной деятельности (Приложение №3). Дети лепили и разрисовывали посуду из глины в стиле народно-прикладного искусства, рисовали сюжеты из русских народных сказок, иллюстрировали потешки и пословицы. В ходе совместной деятельности звучали народные песни, и разыгрывались бытовые сцены из жизни русских людей, и происходило овладение ремеслом. Всё это сопровождалось русскими пословицами и поговорками.

В декабре 2013 года на базе МДОУ «Детский сад №14 с. Головино» прошло районное методическое объединение воспитателей Белгородского района «Национально-культурные и региональные условия осуществления образовательного процесса в современном ДОУ», где частникам представилась возможность посмотреть педагогическое мероприятие «Сказка нашего села» с воспитанниками старшей разновозрастной группы (Приложение №2).

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.

За трехлетний период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Садовник», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Медведь», «Огородник», «Краски», «Бабка Ежка», игры Белгородского региона - «Каравай», «Свинья», «Селезень», «Барашек» и т.д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.

Активно используем и такую форму работы, как экскурсии, целевые прогулки по родному селу, наблюдения за природными явлениями. Экскурсии и целевые прогулки организовывались совместно с родителями воспитанников, а также представителями социальных институтов села: библиотека, школа, Дом культуры. На прогулках особая роль отводилась наблюдениям за изменениями в природе, установлению связей одних явлений с другими. Например, «14 сентября – начало бабьего лета; если первый день бабьего лета ясен, то осень будет тёплой». Многие приметы со временем приобрели форму пословиц и поговорок: «Много снега – много хлеба», «Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся», «Холоден сентябрь, да сыт». Мы с детьми не только разбирали смысл пословиц, но и сами сочиняли их: «Осень - дождик просит», «Мороз у дверей, одевайся теплей», «Январь серый и морозный, одна радость – Новый Год».

Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Горница». Данное помещение оборудовано в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы, наиболее часто упоминаемые в русских сказках (лапти, горки, печь и т.д.) и отражающие особенности русского быта (стол, лавки, люлька). Такое расположение дает возможность посещать его в любое удобное время. Дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр.

С введением интегративного курса «Белгородоведения», мини-музей был дополнен познавательным стендом «Головино – наш отчий дом». На данном стенде представлены основные значимые места нашего села. Также педагогом ведется работа по сбору информации и материалов для разработки и оформления уголка в мини-музее по родному селу Головино.

Второе направление системы взаимодействия – это работа с родителями воспитанников. Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Нелегко было повернуть сознание родителей, обратить их взор в далекое прошлое нашего края, чтобы понять и принять веками накопленный опыт наших предков.

Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с русской народной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Поэтому педагогом были выбраны следующие формы работы с родителями:

  1. Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) – «Пословица не мимо молвится», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками» и другие;
  2. Папки-передвижки, информационные стенды – «Приметы народного календаря», «Традиции русских праздников» и т.д.;
  3. Совместные праздники, посиделки – «Осенние посиделки», «Рождественские святки», «Масленица широкая», «Праздник русской березки».
  4. Проведение совместных выставок сотворчества с детьми – газеты «Семейный калейдоскоп», «Сельская мозаика», «Дочки - матери», «Мой папа - солдат»; книжки-малышки по произведениям устного народного творчества; иллюстрирование пословиц и поговорок, ребусы по ним.
  5. Оформление альбомов «Рецепты традиционной русской кухни», «Я и моя семья».
  6. Проведение занятий школы – студии для родителей «Истоки» (Приложение №4).

В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город».

Совместно с родителями разрабатывается оформление уголков, заинтересованные родители сами и совместно изготавливаются разнообразные дидактический материал по пословицам и поговоркам, раздаточный и наглядный иллюстративный материалы для совместной деятельности с детьми.

Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности. Работа с социальными институтами села – это третье направление системы взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Не сразу наладилась работа с социальными институтами села, так как дошкольный возраст с его особенностями и проблемами понятен не всем работникам социальной сферы, привыкшими работать с подростками и со взрослыми людьми. В рамках работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с социальными учреждениями села ежегодно разрабатывается план мероприятий по осуществлению совместной деятельности.

Формы работы с Головинской поселенческой библиотекой, МБУК «Головинский СДК», МОУ «Головинская СОШ»:

  • экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин, встреч с интересными людьми села;
  • организация выставок произведений устного народного творчества, народных игрушек из глины, из дерева;
  • использование фонда библиотеки для организаций НОД с детьми;
  • совместное проведение мероприятий для детей и родителей;
  • выставка детских работ по прочитанному материалу;
  • участие детей и сотрудников детского сада в работе творческих объединений;
  • оформление стенгазет для родителей о проделанной работе.

Воспитанники под руководством педагога участвуют в сельских праздниках, таких как: «День матери», «День пожилого человека», «9 мая», «Троица», «Масленица», «Иван Купала», «Рождественские встречи». Данная форма сотрудничества способствует личностному, духовно-нравственному становлению и развитию воспитанников, также способствует их социализации.

Таким образом, взаимодействие с разными социальными институтами села способствует формированию личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Таковы методы и приёмы, использованные автором в работе второго этапа. Проведённая работа показала, что духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  3. создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
  4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества, а также с социальными институтами села.

Раздел III.

Результативность опыта

Педагогическое наблюдение результативности данного опыта заключалось в выявлении качественных изменений в уровне сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников, произошедших в ходе формирующего этапа опыта, практического применения педагогом разработанной системы мероприятий как в условиях целенаправленной работы в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности дошкольников.

Для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с историей и культурой родного края использовались таким методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, педагогического наблюдения.

Краткая информация о диагностическом инструментарии:

  1. Методика «Беседа». Цель: выявление знаний детей о русских традициях и праздниках, истории родного края.
  2. Методика «Пересказ». Цель: выявление представлений детей о содержательной стороне русской народной сказки.
  3. Методика «Войди в образ». Цель: выявление уровня знакомства детей с русскими народными сказками.
  4. Методика «Ситуация – выбора». Цель: выявление представлений детей о русском народном костюме (на примере героев сказок).
  5. Методика «Как думаешь?». Цель: выявление знаний детей о предметах старинного русского быта.

Подробное описание диагностического инструментария представлено в Приложении №5.

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы, что знания детьми традиций и праздников русской народной культуры очень размыты, не дифференцированы. Ребята называли русскими все подряд праздники, которые они отмечают в детском саду и в семье. В семье дошкольники не получают необходимых знаний относительно народных традиций, поскольку сами родители не уделяют этому вопросу должного внимания. Даже если традиции соблюдаются, ребенку не объясняют значение традиции, происхождение того или иного праздника (таблица №1, диаграмма 1).

Таблица №1

Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников

2012 г.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

63%

27%

10%

Диаграмма №1

Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к русской народной культуре, его истории подтверждает, что без специальной работы соответствующие знания детей отличаются поверхностью восприятия. Это доказывает необходимость разработки системы работы по приобщению детей к историческому и культурному наследию русского народа.

На втором этапе нашей опытной работы комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, историческом прошлом народа и родного края, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации.

На контрольном этапе исследование было организованно с помощью вышеуказанного диагностического инструментария. Были получены следующие результаты: высокий - 57%, средний - 38% и низкий - 5% уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников (таблица №2, диаграмма №2).

Таблица №2

Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников

2015 г.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

5%

38%

57%

Диаграмма №2

Отмечаются положительные изменения в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, сорадование, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим. Также проведенная работа помогла автору наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи.

Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Библиографический список

  1. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008- 71 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. - М., 1982. – 326 с.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.
  5. интернет ресурсы  - http://www.yandex.ru/ , http://coolreferat.com/, http://nsportal.ru/.
  6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.
  7. Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры». - СПб,2005.
  8. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  9. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  10. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
  11. Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 23.
  12. Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».
  13. Постановлением Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы».
  14. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
  15. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред А.В. Орловой. М.- 2001.
  16. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», 2005.
  17. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  18. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/По ред. Г.А.Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995-391с.