Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры
консультация (старшая группа) на тему

Мохова Ольга Васильевна

содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом . Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные  устои . Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития  Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому  у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще».

При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее   чувствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значимого опыта, активно идет процесс формирования его базовых  отношений к окружающему миру.

Заметное   место в нашем детском саду  отводится  организации  и   проведению  православных  общенародных  праздников. Целью   таких   праздников,   является  приобщение   воспитанников  к   истокам   русской   народной   культуры,  восстановление   традиционного  уклада. Но сначала проводилось анкетирование, для того, чтобы выяснить у родителей отношение к этому вопросу, и понять степень желания участвовать в совместных православных мероприятиях.  Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм, отмечал Православные праздники.

 

И ежегодно совместно с семьями мы отмечаем Яблочный Спас,   Пасху, Масленницу,  Праздник Пресвятой Богородицы»,   посвященный  Дню матери . С особой  любовью и трепетом дети и взрослые готовят различные   сувениры, пекут пироги и блины, к Яблочному Спасу устраиваются  выставки поделок из яблок и других фруктов, к Пасхе родители приносят разнообразные поделки  в форме яиц и многое , многое другое.  Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы., инсценировки, игры.  Эта добрые традиции, исполненные верой, совместным участием детей с их родителями , является фундаментом  для   формирования  личности человека, как взрослого, так и ребенка.     Таким образом,  организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление  духовно-нравственной   личности  ребёнка, повысить   уровень  духовно-нравственной  культуры   педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и   детского сада.

__________________________________________________________________

Анкета для родителей

  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских
    праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?


а) да, это традиция  нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи
 в) мы не празднуем эти праздников
 г) другой ответ ____________________________________________________

  1.  Согласны ли Вы с  утверждением   относительно   необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?


а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей 
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ  

  1. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа


а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа 
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ   

4. Уместно ли  участие   священнослужителей   в   мероприятиях православной направленности,   которые  проводятся в детском саду?


а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да,   дети   должны   уметь общаться со  священнослужителями   и   адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________

5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской  морали в детском саду?


а) это человек, который имеет  педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы  справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________

6.   Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде  кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________   ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры

Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства....

Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников  на основе  православной культуры»

vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...