Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Иосафова Татьяна Николаевна

   Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.

Задачи:

·      Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему городу, родному краю, стране.

·      Формирование представлений о ценности религиозных и государственных символов, об иконах, о православных праздниках, о храме.

·      Формирование бережного отношения ко всему живому.

·      Воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk-2015-16u.g._-_persp.plan_starshaya_gruppa_s_tselyami.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа

КРУЖКА  «СВЕТЛЯЧОК»

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

На  2015 – 2016 гг.

ПО ТЕМЕ:

 «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

                                                    Воспитатель 1 категории: Иосафова Т.Н.

                                                                      МДОУ №15 «ЗВЕЗДОЧКА» Г. Ермолино.

Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.

Задачи:

  • Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему городу, родному краю, стране.
  • Формирование представлений о ценности религиозных и государственных символов, об иконах, о православных праздниках, о храме.
  • Формирование бережного отношения ко всему живому.
  • Воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины.

месяц

п/№

тема

мероприятие

цель:

источник

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

1

а)

«Как прекрасен этот мир - посмотри!»

а) 1.фонограмма песни А. Тухманова «Как прекрасен этот мир»

 2.рассматривание альбома «Мой Калужский край», репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева…местных художников.

3.чтение стихотворений об осени.

4. беседа воспитателя с детьми

Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу; продолжать знакомить детей с произведениями И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева…

местных художников.

 

репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева…

местных художников.

А.Пушкин

«Уж небо осенью дышало…», А.Плещеев «Осенью».

б)

б) экскурсия в парк.

п /и : «Гуси-лебеди», «Мы плетем веночек»

Показать детям красоту и разнообразие окружающего мира; воспитать чувство любви к родной природе; развивать потребность в её бережном сохранении.

2 неделя

в)

в) Просмотр клипа «Осень», репродукции пейзажной живописи на тему «Осень». Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Природа родного края»

Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу.

репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева…

местных художников.

3 неделя

3

Праздник

«Рождества Пресвятой Богородицы» (21/09)

Рассказ воспитателя о празднике «Рождества Пресвятой Богородицы», донести до детей, кто такая Богородица, чей день рождения верующие люди отмечают как большой церковный праздник.

 Продолжать знакомить детей с православным праздником «Рождество Пресвятой Богородицы, историей возникновения праздника, с сюжетом праздничной иконы. Воспитывать уважительное отношение к традициям православных праздников.

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал.

Бородина А.В   «Рождество Пресвятой Богородицы»(Серия «Праздники»)

М. Улыбашева «Радость праздника» стр.11-14

4

продуктивная деятельность-изготовление праздничной открытки из природного материала.

4 неделя

5

«День учителя».

а) Рассказ воспитателя о празднике. Продуктивная деятельность-рисование на тему: « Праздничная открытка ко дню учителя».

Познакомить детей с профессиональным праздником «День учителя»; воспитывать у детей чувство уважения к учителям.

Шорыгина Т.А. «Главные праздники страны» стр.82-84.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

6

7

«Покров Пресвятой Богородицы»

б) Экскурсия в школу.

Рассказ воспитателя о празднике «Покров Пресвятой Богородицы»,

Расширять представления о школе; вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе; развивать у детей внимание, наблюдательность, умение слушать и слышать  взрослого.

Продолжать знакомить детей с православным праздником «Покров Пресвятой Богородицы», историей возникновения праздника, с сюжетом праздничной иконы,

воспитывать уважительное отношение к традициям православных праздников.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.56-60

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 183-184. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

«Воспитание ребенка в русских традициях» стр.193

Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова.

Бородина А.В   «Покров Пресвятой Богородицы» (Серия «Праздники»)

8

Повторение пройденного.

Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Покров».

Чтение х/л К.Ушинский «Из детских воспоминаний»

Учить детей передавать в рисунке праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» выражать через рисунок знания об особенностях праздника., развивать координацию в системе «глаз- рука».  

2 неделя

9

«Здравствуй, друг!»

Просмотр мультфильма  «Ветер и солнце», «Просто так», «Мой друг зонтик».

Беседа с детьми о дружбе,

Взаимовыручке. Прослушивание песен В.Шаинского, И. Лученка, А.Иванова, В.Герчик и стихов Е.Благининой о дружбе.

 Формировать представления о доброте, радости, огорчении, дружеских взаимоотношениях; воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту, заботу, внимание друг к другу; установить положительный контакт в группе между детьми; развивать умение договариваться, уступать друг другу.

10

Чтение сказки: «Сказка о медведе, которого дружба спасла». Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Рисунок другу»  

3 неделя

11

-

12

«Святые покровители. Именины. История твоего имени».

Рассказ воспитателя об именинах, чем отличаются именины от дня рождения. Просмотр репродукций по данной теме.

 Познакомить детей со старинным семейным обычаем- отмечать именины, объяснить, чем отличаются именины от дня рождения.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.52-55

4 неделя

13

-

14

«Моя семья.

Семейные реликвии, традиции. Роль иконы в доме»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр репродукций по данной теме. Чтение художественной

литературы

Дать детям представление о жилище наших предков, об украшении его семейными реликвиями; рассказать о соблюдении традиций гостеприимства, обустройство дома, семейной встречи праздников.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.10-15

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал.

НОЯБРЬ

1 неделя

15

-

16

«День народного единства»

Рассказ воспитателя об истории этого праздника.

Просмотр иллюстраций по теме рассказа. Просмотр  фильма «Помнить всем отечеством»

Познакомить детей с историей и традицией празднования  «Дня народного единства»; воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство благодарности к героям прошлого.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.61-63.

Портрет Минина и Пожарского, иллюстрация памятника Минину и Пожарскому.

2 неделя

17

«Крест – святыня верующих, национальная русская святыня. Нательный крестик».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр

репродукций по данной теме.

Познакомить с крестом как святыней верующих, значением креста; объяснить, зачем люди носят нательный крестик; воспитывать бережное отношение к нательному крестику.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.19-20.

 

18

«Знакомство с иконой – национальной русской святыней, произведением творчества».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр

репродукций по данной теме.

 Объяснить детям роль иконы в доме, познакомить с иконой - как русской национальной святыней.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.10-15

 3 неделя

19

 

 «Храм и свеча»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр

репродукций по данной теме.

 Продолжать знакомить детей с храмом, его внешними особенностями (крест, купол),особенностями православной культуры(храм, колокольня)

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.66-71

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал.

20

«Экскурсия в храм»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр

репродукций по данной теме.

Показ презентации.

Познакомить детей с внутренним устройством и убранство храма, рассказать о правилах поведения в храме.

4 неделя

21

«Введение во храм  Пресвятой Богородицы»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

Познакомить детей с православным праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Бородина А.В   «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (Серия «Праздники»).

ДЕКАБРЬ

1 неделя

2 неделя

22

-

23

24

«Рождество Христово»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

№ 1- Бородина А.В   «Рождество Христово».

№ 2 - Бородина А.В   «Рождество Христово».

№ 3 – «Как мы встречаем Рождество Христово»- Бородина А.В   «Рождество Христово».

Продолжать знакомить детей с православным праздником «Рождество Христово», закреплять знания об особенностях данного праздника, воспитывать доброту, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим; познакомить с иконой «Рождество Христово».

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

Бородина А.В   «Рождество Христово» (Серия «Праздники»).

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» стр.71-79

Репродукция иконы «Рождество Христово».

25

Просмотр

мультфильма «Рождество Христово». Беседа по мультфильму.

Развивать любознательность,

речь, логическое мышление.

видео материал.      

3 неделя

26

Чтение х/л «Елка Митрича» В.Дорофеев.

Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Рождественская ёлка »  

Учить выражать через рисунок знания об особенностях праздника.

27

Просмотр клипа «Зима». Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Формировать у детей потребность изучать окружающий мир, традиции, историю своего народа.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.152-155. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

4 неделя

28

Чтение х/л Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Воспитывать в детях доброту, милосердие.

29

Изготовление сувенира «Вифлеемская звезда» для детей младших групп.  

Воспитывать у детей желание

доставлять радость младшим по возрасту.

ЯНВАРЬ

3 неделя

30

Проведение праздника «Рождество Христово»

 Создать радостное праздничное настроение.

31

Продуктивная деятельность-рисование на тему: « Праздник «Рождество Христово»

 Вызвать желание у детей нарисовать рисунок на тему: «Рождество Христово», выразить через рисунок знания об особенностях праздника., развивать координацию в системе «глаз- рука».  

4 неделя

32

33

«Крещение Господне. Крестные родители и крестные дети».

№ 1, 2

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Чтение х/л «Крестный»

Познакомить с историей и обрядами праздника, рассказать о крещенской воде и её свойствах; объяснить, зачем надо крестить детей; объяснить, кого называют крестными мамой и папой.

Бородина А.В «Крещение Господне» (Серия «Праздники»).

В.В.Жукова, Т.Г Волкова «Я иду на урок в воскресную школу». Стр.119-123.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 89-93

 Н.О.Орлова «Азбука для православных детей»- «Крестный».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

34

35

«Крещение Господне. Крестные родители и крестные дети».

№ 3,4

2 неделя

36

«Защитники земли русской. День защитника отечества».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр клипа «Бородино».

Развивать уважительное отношение к традициям Родины, защитникам Отечества. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»Стр.94-100

видео материал.

37

Просмотр мультфильма «Пересвет и Ослябя»,

Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

видео материал.

3 неделя

38

«Масленица. Прощеное воскресенье»

Рассказ воспитателя о празднике, блинах, прощеном воскресенье. Беседа с детьми.

Дать детям представление о народном празднике, народных традициях, русском гостеприимстве. Объяснить, зачем нужно просить прощение и прощать.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 100-106.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.157-160  Т.А.Бударина, О.А.Маркеева

 39

Мероприятие по изготовлению атрибутов, шапочек к празднику.

Учить  изготавливать атрибуты из  подручного материала по представлению.

4 неделя

40

Проведение праздника «Широкая Масленица».

Создать радостное праздничное настроение.

41

Продуктивная деятельность-рисование на тему:

« Широкая масленица»

Вызвать желание у детей нарисовать рисунок на тему:

« Широкая масленица»

 выразить через рисунок знания об особенностях праздника., развивать координацию в системе «глаз- рука».  

МАРТ

1 неделя

 42

«Нет  милее дружка, чем родная матушка».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Рассматривание картины А.Шилова «Портрет матери»

Расширять представление о празднике 8 Марта; воспитывать чувство любви и уважения к маме, бабушке; вызвать желание помогать маме.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 106-113.

43

Изготовление подарков, открыток для мам и бабушек.

Развивать творческие способности детей, вызвать желание изготовить подарок мамам, бабушкам.

2 неделя

 43

44

«Благовещение Пресвятой Богородицы».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала. Разучивание закличек «Жаворонки», «Ой, весна, весна».

Познакомить с историей возникновения праздника. Рассказать о русской традиции встречи праздника «Благовещение»; развивать способность замечать красоту природы.

Пробуждать у детей желание знакомиться с русскими, играми, поговорками, включать их в свою жизнь.

Бородина А.В   «Благовещение Пресвятой Богородицы» (Серия «Праздники»).

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.113-116

 В.В.Жукова, Т.Г Волкова «Я иду на урок в воскресную школу». Стр.171-175.

Журнал «Д.Воспитание»  №7-2003 «Воспитание ребенка в русских традициях»

3 неделя

 45

Чтение х/л сказка «Как Апрель в гости к Марту ходил». Прослушивание муз. произведений: П.Чайковский Песня жаворонка». Изготовление птицы техникой «оригами».

Формировать желание изготавливать поделки из бумаги своими руками.

46

 Рассматривание репродукции картин «Грачи прилетели», «Март»

Беседа по картинам.

 Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу; продолжать знакомить детей с репродукциями художников.

Репродукции: А.Соврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март».

4 неделя

47

Проведение праздника-развлечения «Благовещение»

Создать радостное праздничное настроение.

48

Продуктивная деятельность-рисование на тему:

«Праздник «Благовещение!»

Развивать творческие способности детей, вызвать желание выражать в рисунке  свои знания о празднике.

АПРЕЛЬ

1 неделя

 49

«Вербное воскресенье»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

Чтение х/л А.Фет «Уж верба вся пушистая»

Познакомить с историей праздника «Вход Господень в Иерусалим», его символикой – ветвь пальмы, вербы. Рассказать о традиции встречать Вербное воскресенье в России.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.166-168.  Т.А.Бударина, О.А.Маркеева

 Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.  156-162.

50

Аппликация «Веточка вербы» из подручного материала.

Формировать желание изготавливать поделки своими руками.

2 неделя

3 неделя

 51

52

53

«Пасха Христова»

Рассказ воспитателя о празднике "Пасха".

Об обычае обмениваться яйцами.

Об угощении "куличе»

Сформировать представления детей о празднике «Пасха»; познакомить с символикой праздника: крашенное яйцо, пасха, кулич.

Учить радоваться совместному празднованию праздника.

Бородина А.В  «Пасха Христова» (Серия «Праздники»).

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.169-175 . Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" стр. 180-181 Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.   117-123.

 54

Продуктивная деятельность - Лепка из соленого теста "Пасхальное яйцо"

Развивать творческие способности.

4 неделя

 55

Продуктивная деятельность-

Рисование на тему: «Пасха красная»

Развивать творческие способности детей, вызвать желание выражать в рисунке  свои знания о празднике.

 56

Продуктивная деятельность- рисование-аппликация на тему: «Пасхальная корзина»

Учить составлять композицию  по представлению.

МАЙ

1 неделя

 57

58

«День победы»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

Прослушивание муз. Произведений «День победы» , «Прощание славянки», «Священная война» рассматривание картин: «На привале», «Победа»

Чтение х/л С. Баруздин «Шел по улице солдат», Л.Кассиль «Важное сообщение».

Рассказать о подвигах героев войны; воспитывать любовь к Родине, гордость за своих земляков – героев.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»Стр.173- 178

Фонограммы песен: муз. Д.Тухманова, слова Харитонова «День Победы»; слова В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова«Священная война»; М. Старокадомский «Прощание славянки»

Репродукции картин- «На привале», «Победа»

2 неделя

 59

Просмотр видео-клипа «Не уходи герой»

Расширять представление о героях войны.

видео материал.

60

Изготовление подарков, открыток для участников в ВОВ

Формировать желание радовать пожилых людей подарками, сделанными своими руками.

3 неделя

61

«День славянской письменности и культуры»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала.

Рассказать детям историю появления письма; познакомить с историей жизни святых Кирилла и Мефодия и раскрыть значение их просветительского подвига.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 195-204

62

«Книгопечатание на Руси».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала.

Рассказать, кто такой И.Федоров, объяснить значение слов «книгопечатание», «первопечатник»; рассказать о роли книги в жизни человека; воспитывать у детей интерес и любовь к книге, родному языку.

4 неделя

«Дорога добра».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

Чтение х/л Р.Киркос «Сказка про добрые и колючие дела»

Продолжать знакомить детей с системой нравственных норм.

Объяснить детям, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.173- 178

63

НОД «Спешите делать добро».

Продолжать знакомить детей с системой нравственных норм.

Конспект.

ИЮНЬ

 

64

«Троица»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала.

Познакомить детей с историей праздника «Троица», с православными и народными традициями его празднования, раскрыть нравственное содержание праздника.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 178- 185.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".

Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...

Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников  на основе  православной культуры»

vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...