Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Иосафова Татьяна Николаевна

Программа направлена на:

  развитие любознательности как основы познавательной активности детей;

  развитие творческих способностей ребенка;

 формирование навыков творческой деятельности;

 развитие коммуникативности;

 освоение социально – культурных навыков;

 освоение нравственных норм;

 приобщение к отечественным культурным и духовным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_2016-2017_u.g._programma.docx45.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа

КРУЖКА  «СВЕТЛЯЧОК»

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

На  2016– 2017у.г.

ПО ТЕМЕ:

 «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

                                                    Воспитатель: Иосафова Т.Н.

                                                                      МДОУ №15 «ЗВЕЗДОЧКА» Г. Ермолино.

МЕСЯЦ

ТЕМА

МЕРОПРИЯТИЕ

ЦЕЛЬ:

ИСТОЧНИК

 

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

«Как прекрасен этот мир - посмотри!»

а) 1.фонограмма песни А. Тухманова «Как прекрасен этот мир»

 2.рассматривание альбома «Мой Калужский край», «Боровский район», репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева, В.Поленова, В.И.Сурикова, местных художников.

3.чтение стихотворений об осени.

4. беседа воспитателя с детьми

б) экскурсия в парк.

в) Просмотр презентации «Золотая осень», репродукции пейзажной живописи на тему «Осень». Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Красота природы»

Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу; продолжать знакомить детей с произведениями И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева, В.Поленова, В.И.Сурикова …

местных художников.

репродукции пейзажной живописи И.Левитана, И.Шишкина, Ф.Васильева, В.Поленова, В.И.Сурикова…

местных художников.

 К.Бальмонт «Осень»,

 И.Бунин «Лес, точно терем расписной…»

3 неделя

Праздник  «Рождества Пресвятой Богородицы» (21/09)

Рассказ воспитателя о празднике «Рождества Пресвятой Богородицы».

 Продолжать раскрывать детям смысл православного праздника, смысл содержания праздничной иконы, дать представление о празднике.

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал.

Бородина А.В   «Рождество Пресвятой Богородицы».

М. Улыбашева «Радость праздника» стр.11-14

О.М.Потаповская «Самые главные праздники» стр.177

Н.Орлова «Азбука для православных детей»

4 неделя

«День  учителя».

а) Рассказ воспитателя о празднике. Продуктивная деятельность-рисование на тему: « Праздничная открытка ко дню учителя».

 Продолжать знакомить детей с профессиональным праздником «День учителя»; воспитывать у детей чувство уважения к учителям.

 Шорыгина Т.А. «Главные праздники страны» стр.82-84.

б) Экскурсия в школу.

Расширять представления о школе; вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе; развивать у детей внимание, наблюдательность, умение слушать и слышать  взрослого.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Покрова Пресвятой Богородицы».

Покровские ярмарки.

Рассказ воспитателя о празднике «Покрова Пресвятой Богородицы».

Рассматривание праздничной иконы «Покрова Пресвятой Богородицы».

 

Продолжать  раскрывать смысл православного праздника   «Покрова Пресвятой Богородицы», историей возникновения праздника, с сюжетом праздничной иконы,

воспитывать уважительное отношение к традициям православных праздников.

 

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.56-60

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр. 183-184. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

«Воспитание ребенка в русских традициях» стр.193

Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова.

Репродукция иконы «Покров Пресвятой Богородицы». 

2 неделя

 

Просмотр презентации «Храмы  

в честь Покрова Пресвятой Богородицы».

Рассказ воспитателя о  традициях проведения покровских ярмарок.

Рассматривание картин: Б.Кустодиева «Ярмарка». И.Прянишникова «Возвращение с ярмарки»

С-р игра «Ярмарка», П/и «Горелки», «Плетень».

Познакомить детей с храмами в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приобщать к эстетике православной культуры.

Познакомить с традициями проведения покровских ярмарок.  

 

Презентация «Храмы  

в честь Покрова Пресвятой Богородицы».

Репродукция картин       : Б.Кустодиева «Ярмарка». И.Прянишникова «Возвращение с ярмарки»

3 неделя

Праздник «Покровская ярмарка»

Создать радостное настроение у детей, воспитывать уважительное отношение к традициям православных праздников. Продолжать знакомить с колокольным звоном.

4 неделя

«Моя родина – Россия»

Рассматривание герба и флага России, герба г. Москвы.

Слушание государственного гимна России.

Рассматривание иллюстраций достопримечательностей г.Москвы.

Знакомство с иконой «Казанской» Божьей Матери

Песнопение «Песнь заступнице усердной Богородице» - муз. и сл. Гурьянова

Продуктивная деятельность на тему:  «Флаг Российской Федерации» (аппликация)

Продолжать формировать представление детей о России, Москве и её достопримеча-тельностях. Учить пониманию и умению объяснить содержание гербов России и Москвы.

Продолжать знакомить с достопримечательностями Москвы (Кремль, Соборная площадь, Красная площадь, храм Василия Блаженного, памятник Юрию Долгорукому, Тверская улица, Арбат, Большой театр)

Воспитывать в детях патриотизм.

Углублять знания детей о Родине.

Иллюстрации гербов России и Москвы.

Фонограммы гимна России и Песнопения «Песнь заступнице усердной Богородице» - муз. и сл. Гурьянова

НОЯБРЬ

1 неделя

«День народного единства»

Рассказ воспитателя об истории этого праздника.

Просмотр иллюстраций по теме рассказа. Просмотр мультфильма «Помнить всем отечеством». Знакомство с Казанской иконой Божией матери.

Формировать представление детей о том, что есть праздники государственные, но установленные в дни церковных празднеств (День народного единства и День празднования Казанской иконы Божией матери празднуется в один день 4 ноября). Продолжать знакомить детей с историей и традицией празднования  «Дня народного единства»; воспитывать интерес к истории своей Родины, чувство благодарности к героям прошлого.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.61-63.

Портрет Минина и Пожарского, иллюстрация памятника Минину и Пожарскому.

Икона «Казанской» Божией Матери.

2 неделя

«Моя малая Родина»

Знакомство с гербом Боровска

Историческая справка

Рассматривание иллюстраций с видами города и памятниками культуры.

Знакомство с гербом г. Ермолино(рассматривание фотографий)Ул. Русиново – храм «Св. Николая чудотворца»

Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Мой город». Чтение  А.Бородина «Родина»

Продолжать знакомить детей с гербом Боровска  и  Ермолино, их достопримечательностями.

Воспитывать в детях патриотизм.

Углублять знания детей о своей малой Родине.

Иллюстрации гербов Боровска и Ермолино. Иллюстраций с изображением достопримечательностей города и памятниками культуры.

 3 неделя

«Крест – святыня верующих. Нательный крестик».

«Знакомство с иконой – национальной русской святыней, произведением творчества».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр

репродукций по данной теме.

 Закреплять знания о религиозном символе кресте - как святыне верующих, значением креста – символ христианской веры, спасения;  вспомнить, зачем люди носят нательный крестик; воспитывать бережное отношение к нательному крестику.

Объяснить детям роль иконы в доме, познакомить с иконой - как русской национальной святыней.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.19-20., стр.10-15

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал.

4 неделя

 

«Храм и свеча»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр

репродукций по данной теме.

Чтение х/л А.Логвинов «Пусть наши трепетные свечи»

 Продолжать знакомить детей с храмом, его внешними особенностями (крест, купол, особенностями православной культуры  (храм, колокольня, свеча)

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.66-71

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Ангел – хранитель мой»

Знакомство с иконой «Ангел-Хранитель»

Беседа с детьми об Ангеле-Хранителе .

Слушание песнопения: «В минуту жизни трудную».

 Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Ангел прилетел»

Чтение х/л В.А.Бородиной «Ангел добрый»

Познакомить детей с иконой  «Ангел-Хранитель», воспитывать доброту, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим.

Икона «Ангел-Хранитель»

Фонограмма песнопения: «В минуту жизни трудную» муз. Гурьянова, сл. Лермонтова

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» стр.177-178.

2 неделя

«Рождество Христово»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

№ 1- Бородина А.В   «Рождество Христово».

№ 2 - Бородина А.В   «Рождество Христово».

№ 3 – «Как мы встречаем Рождество Христово»- Бородина А.В   «Рождество Христово».

Продолжать раскрывать детям смысл православного праздника «Рождество Христово», закреплять знания об особенностях данного праздника, воспитывать доброту, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим; познакомить с иконой «Рождество Христово».

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

Бородина А.В   «Рождество Христово».

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» стр.71-79

Репродукция иконы «Рождество Христово».

3 неделя

Просмотр мультфильма «Рождество Христово».

 Беседа по мультфильму. Чтение х/л «Рождество» А.А.Блок.

Заучивание стихотворения  В.А.Бородиной «Что такое Рождество?».

Продуктивная деятельность-рисование на тему: «Рождественская ёлка »  

Развивать любознательность,

речь, логическое мышление.

Учить выражать через рисунок знания об особенностях праздника.

видео материал.      

4 неделя

Просмотр клипа «Зима». Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Чтение х/л Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» Изготовление сувенира «Вифлеемская звезда» для детей младших групп.  

Формировать у детей потребность изучать окружающий мир, традиции, историю своего народа.

Воспитывать в детях доброту, милосердие.

Воспитывать у детей желание

доставлять радость младшим по возрасту.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.152-155. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

ЯНВАРЬ

3 неделя

Проведение праздника «Рождество Христово»

Продуктивная деятельность-рисование на тему:                   « Праздник «Рождество Христово»

 Создать радостное праздничное настроение.

Вызвать желание у детей нарисовать рисунок на тему: «Рождество Христово», выразить через рисунок знания об особенностях праздника.

4 неделя

«Крещение Господне. Крестные родители и крестные дети».

Рассказ воспитателя.

Беседа с детьми.

Рассказать о святыне – Крещенской воде.

 

Продолжать знакомить с историей и обрядами праздника, рассказать о крещенской воде и её свойствах; объяснить, зачем надо крестить детей;  вспомнить, кого называют крестными мамой и папой.

Бородина А.В «Крещение Господне»

В.В.Жукова, Т.Г Волкова «Я иду на урок в воскресную школу». Стр.119-123.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 89-93

 Н.О.Орлова «Азбука для православных детей»- «Крестный».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Дорога добра».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

 

Продолжать знакомить детей с системой нравственных норм.

Формировать у детей понятие дружбы и верности.

Объяснить детям, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.173- 178

2 неделя

«Защитники земли русской. День защитника отечества».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Просмотр мультфильма «Пересвет и Ослябя. Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри»

Игры-соревнования на ловкость, смелость, быстроту

Развивать уважительное отношение к традициям Родины, защитникам Отечества. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»Стр.94-100

видео материал.

Репродукция  картины В.М.Васнецова «Богатыри»

3 неделя

«Масленица. Прощенное воскресенье»

Рассказ воспитателя о празднике, блинах, прощенном воскресенье. Беседа с детьми.

Мероприятие по изготовлению атрибутов, шапочек к празднику.

Дать детям представление о народном празднике, народных традициях, русском гостеприимстве. Объяснить, зачем нужно просить прощение и прощать.

Учить  изготавливать атрибуты из  подручного материала по представлению.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 100-106.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.157-160  Т.А.Бударина, О.А.Маркеева

4 неделя

Проведение праздника «Широкая Масленица».

Продуктивная деятельность-рисование на тему:

« Широкая масленица»

Создать радостное праздничное настроение.

Вызвать желание у детей нарисовать рисунок на тему:

« Широкая масленица»

 выразить через рисунок знания об особенностях праздника., развивать координацию в

системе «глаз- рука».  

МАРТ

1 неделя

«Нет милее дружка, чем родная матушка».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Рассматривание картины А.Шилова «Портрет матери»

Изготовление подарков, открыток для мам и бабушек.

Расширять представление о празднике 8 Марта; воспитывать чувство любви и уважения к маме, бабушке; вызвать желание помогать маме.

Развивать творческие способности детей, вызвать желание изготовить подарок мамам, бабушкам.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 106-113.

2 неделя

«Древние русские города»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций. Просмотр презентации на тему: «Города русские» (Владимир, Суздаль)

Фонограммы: «Звон колоколов», «Исполнение старинных русских песен»

Знакомить детей с другими древними русскими городами, их памятниками культуры и достопримечательностями.

Углублять знания детей о Родине.

Воспитывать любовь к Родине.

презентации на тему: «Города русские» (Владимир, Суздаль)

Фонограммы: «Звон колоколов», «Исполнение старинных русских песен»

3 неделя

«Благовещение Пресвятой Богородицы».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстра-ционного материала.

Рассматривание репродукции картин «Грачи прилетели», «Март». Беседа по картинам.

 Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Птичка».
А.В.Бородина «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Продолжать знакомить с историей возникновения праздника. Рассказать о русской традиции встречи праздника «Благовещение»; развивать способность замечать красоту природы.Формировать у детей потребность изучать окружающий мир; развивать способность любить и беречь природу; продолжать знакомить детей с репродукциями художников.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.113-116

 В.В.Жукова, Т.Г Волкова «Я иду на урок в воскресную школу». Стр.171-175.

Журнал «Д.Воспитание»  №7-2003 «Воспитание ребенка в русских традициях»

Репродукции: А.Соврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март».

4 неделя

«Жаворонки прилетите, весну красну принесите»

Чтение х/л сказка «Как Апрель в гости к Марту ходил».

Прослушивание муз.произведений:  М.Глинка «Жаворонок»

Разучить закличку: Весна, приди, три угодья принеси! 
Первое угодье - 
В лугах половодье 
Второе угодье - 
Солнце на подворье! 
Третье угодье - 
Зеленое раздолье!

Продуктивная деятельность-рисование на тему:

«Жаворонки прилетите, весну красну принесите»  

Продолжать знакомить детей  с русскими традициями.

Развивать творческие способности детей, вызвать желание выражать в рисунке  свои знания о празднике.

Пробуждать у детей желание знакомиться с русскими, играми, поговорками, включать их в свою жизнь.

Воспитывать чувство заботы и сострадания ко всему живому.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок» Стр. 30–35.

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Вербное воскресенье»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

Чтение х/л А.Фет «Уж верба вся пушистая»

Ручное творчество: «Веточка вербы» из подручного материала.

Продолжать знакомить детей с историей праздника «Вход Господень в Иерусалим», его символикой – ветвь пальмы, вербы. Рассказать о традиции встречать Вербное воскресенье в России.

Формировать желание изготавливать поделки своими руками.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.166-168.  Т.А.Бударина, О.А.Маркеева

 Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.  156-162.

2 неделя

«Пасха»

Рассказ воспитателя о празднике "Пасха".

Об обычае обмениваться яйцами.

Об угощении "куличе»

А.В.Бородина – «Пасха Господня»

Сформировать представления детей о празднике «Пасха»; познакомить с символикой праздника: крашенное яйцо, пасха, кулич.

Учить радоваться совместному празднованию праздника.

Развивать творческие способности детей.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» стр.169-175 . Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" стр. 180-181 Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр.   117-123.

3 неделя

Заучивание стихов (на выбор воспитателя)

В.Афанасьев «На Светлой …», И.Руженин «Поселились птицы в гнёздах», Санин «Колокольня», «Звонари» и др

Продуктивная деятельность: «Роспись пасхальных яиц»

Развивать творческие способности детей, вызвать желание выражать в рисунке  свои знания о празднике.

4 неделя

Проведение праздника «Праздник Пасха – нам поет пасхальный звон»

Продуктивная деятельность-

Рисование на тему: «Пасха красная»

Создать радостное праздничное настроение.

Развивать творческие способности детей, вызвать желание выражать в рисунке  свои знания о празднике.

МАЙ

1 неделя

«День победы»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми.

Прослушивание муз. Произведений «День победы» , «Прощание славянки», «Священная война»,рассматривание

картин: «На привале», «Победа»

Чтение х/л С. Баруздин «Шел по улице солдат»,

Л.Кассиль «Важное сообщение»,

Рассказать о подвигах героев войны; воспитывать любовь к Родине, гордость за своих земляков – героев.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»Стр.173- 178

Фонограммы песен: муз. Д.Тухманова, слова Харитонова «День Победы»; слова В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова«Священная война»; М. Старокадомский «Прощание славянки»

Репродукции картин- «На привале», «Победа»

2 неделя

Просмотр видео-клипа «Не уходи герой»

Изготовление подарков, открыток для участников в ВОВ

Экскурсия к памятнику, возложение цветов.

Расширять представление о героях войны.

Формировать желание радовать пожилых людей подарками, сделанными своими руками.

видео материал.

3 неделя

«День славянской письменности и культуры»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала.

 Вспомнить с детьми историю появления письма; познакомить с историей жизни святых Кирилла и Мефодия и раскрыть значение их просветительского подвига.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 195-204

4 неделя

«Книгопечатание на Руси».

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала.

Напомнить, кто такой И.Федоров,  вспомнить значение слов «книгопечатание»,«первопечатник»; рассказать о роли книги в жизни человека; воспитывать у детей интерес и любовь к книге, родному языку.

ИЮНЬ

 

«Троица»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми, показ демонстрационного материала.

Продолжать знакомить детей с   праздником «Троица», с православными и народными традициями его празднования, раскрыть нравственное содержание праздника.

Постникова Н В. «Методическое пособие к программе «Родничок»

 Стр. 178- 185.

В.А.Бородина «Троица святая», «День святой троицы»

Июль

«День семьи, любви и верности»,

 Развлечение «День семьи, любви и верности». 

воспитывать любовь и уважение к членам семьи; углублять знания о семье как о частичке общества, страны; повышение роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Сценарий развлечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...

Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".

Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры

Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства....

Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...