Главные вкладки

    Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
    проект по логопедии (старшая группа) на тему

    Тягнирядно Наталья Олеговна

    Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_ivanova_tyagniryadno.docx47.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    П р о е к т

    Тема:

    «Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры»

    Н.О.Тягнирядно

    (Учитель-логопед)

    Г.М.Иванова

    (Воспитатель логопедической группы)    

    МБДОУ Детский сад № 14 «Дружба»

     г.Ярцево Смоленской области

    2017г.

            


                             Проект (Рождественские чтения)

    Тема: Духовно – нравственное развитие и                   воспитание детей на основе православной   культуры.

    «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу - вред».

                                                                В. А. Сухомлинский.

    Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

    Цель проекта:

    Коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих недостатки развития речи, через духовно-нравственное воспитание.


     Задачи:

    1.Развивать связную речь детей.

    2.Создавать благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда, воспитателя с детьми и друг с другом.

    3.Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

    4.Вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

    5.Повысить культурный уровень дошкольников.

    6.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

    Новизна проекта:

    Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.

     Участники проекта:

    Руководители – учитель – логопед  :Тягнирядно Н.О. , воспитатель логопедической группы: Иванова Г. М.

    Рабочая группа:

    - музыкальный руководитель

    - педагог-психолог

    - инструктор по ФК.

    Проект рассчитан:

    На два года с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет, 6-7 лет.

    Ожидаемые результаты:

    Развитие речи дошкольников логопатов:

    - успешное овладение грамотной и связной речью.

    - грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.

    - совершенствование звуковой стороны речи.

    - доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.  

    - родители будут вовлечены в единое пространство «семья-детский сад».

    - повысится культурный уровень дошкольников

    - обеспечение эмоционального благополучия ребенка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.

    -заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенку. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме.

     Подготовительный этап:

    - Диагностика детей с нарушением речи.

    - Определение темы проекта.

    - Анкетирование родителей.

    - Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

    - Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

    Использование компьютерных технологий, иллюстрированного материала, художественной литературы. Обработка информационного материала.

    - Пополнение развивающей среды.

    - Разработка критериев эффективности проекта:

    1) звукопроизношение,

    2)фонематические процессы,

    3)лексико-грамматические категории,

    4)связная речь,

    5)общая и мелкая моторика.

    Основной этап:

    Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

    Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми. Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей. Оформление выставок, поделок и рисунков. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение – как средство духовно-нравственного становления личности ребенка».

    При реализации данного проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьей.

    При необходимости, со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается практическая помощь, необходимая детям, а так же направляется и контролируется осуществление данного проекта.

    У детей происходит формирование разнообразных личностных качеств, развитие речи.


    Пути реализации:

    - Знакомство с историей церкви, внешним убранством, внутренним убранством.

    - Беседы о правилах поведения в православном храме.

    - Экскурсии, целевые прогулки.

    - Рассказы об Иисусе Христе, Богородице, Святых, храмах, церквях, часовнях.

    - Посещение библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и культурой России.

    - Просмотр слайдов.

    - Просмотр иллюстраций.

    «Пособие по изучению основ, православной культуры».

    - Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.

    «Живая лампадка» Д. Харченко.

    - Этические беседы:

    «Храм Божий», «Как помириться?», «О послушании в семье», «О любви и доброте», «Долг платежом красен», «Небесный покровитель русского воинства», «Сила детской молитвы», «Праздник Рождество Христово», «Праздник Масленица».

    - Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.

    - Знакомство с проведением христианским искусством : иконы, фрески, православный календарь, его символическое значение.

    - Слушание духовной музыки, колокольных звонов.

    - Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

    - Совместные творческие работы детей и родителей.

    - Выставки фотоматериалов.

    - Вечера вопросов и ответов.

    - Пасхальные песни:

    «Здравствуй, лучик солнечный»

    «Мы маленькие свечи»

    «Песня про ангелов»

    «Вербы»            (Ю. Постернака)

    «Яблоневый цвет» (Лискова Г.)

    - Конкурс рисунков «Сотворение мира»

    - Выставка поделок: «Пасхальная радость», «Рождество Христово»

    - Работа с родителями

    «Круглый стол», «Рождественская мастерская»

    - Дидактические игры: «Собери колокол», «Назови ласково», «Доброе слово другу», «Согрей камень».

    - Народные подвижные игры: «Узнай, чей голосок», «Ручеек», «Карусель», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».

    - Привлечение родителей к работе над проектом.

    -Нравственное воспитание старших дошкольников с использованием художественной литературы.

    - «Семейная реликвия » - самые дорогие для семьи предметы

    - Игры и упражнения для детей и родителей: исторический подход

    - «Мой ребенок самый-самый»  родительские сочинения (презентации)

    - Народные традиции «Масленица»

    - «Бабушкин сундук» - поделки на свободную тему, изготовленные бабушками.

    - Изготовление открыток для ветерана (творческая мастерская)

    - Конкурс чтецов (родители совместно с детьми читают стихи на заданную тему).

    - «Все профессии важны!» (заучивание загадок по теме)

    «Сделано с любовью»

    - «Осенняя симфония» - букеты, икебаны из осенних листьев.

    Открытки к праздникам (на различные темы).

    - Коллажи с использованием различного природного материала

    «Сохраним о лете память»

    - Изготовление кормушек для птиц. Акция «Твори добро»

    - Составление рассказов-описаний по схемам:

    «Моя семья»

    «Моя мама»

    «Мой папа»

    «У меня есть дедушка и бабушка»

    - Чтение стихов (разучивание).

    День Защитника Отечества.

    Международный женский день.                                                                                            

    День Победы.

    - Интегрированное занятие-игра «Когда семья вместе-душа на месте» (журнал: Дошкольная педагогика №9 2016г.)

    - Музыкально-педагогическая гостиная «Былинные герои древней Руси» (см журнал «Дошкольная педагогика» №1 2017г.)

    «Гагаринская  Весна» -Занятие-игра

    Заключительный этап:

    - Анализ достигнутых результатов.

    - Создание презентаций на темы:

    «Русские традиции»

    «Рождественские чтения»

    «Посещение храмов города Ярцево»

    - Фотоотчет «Наши мероприятия» (о проделанной работе)

    - Смотры-конкурсы творческих работ (фотоотчет)

    «Осенний калейдоскоп»  (картины из природного материала)

    «Макеты достопримечательных зданий города Ярцево»

    «Елочный базар» - елки изготовлены в разных техниках

    - «Рождественские ангелочки»

    «Рождественский венок»

    Результативность:

    - Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

    - Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

    - Улучшилось звукопроизношение.

    - Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

    -  Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

    - Повысился  культурный уровень дошкольников.

    - Сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка.

    - Сформированы навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.

    - Воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.

    - Приобретен опыт и знания в православной культуре, ее традициях и праздниках.

    Выводы:

    Поставленные задачи выполнены.

    Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.

     Распространение опыта:

    1. Презентация проекта на педсовете воспитателей.
    2. На М/О учителей-логопедов, воспитателей.
    3. Выступление перед родителями группы детей 5-6, 6-7 лет.

     Востребованность проекта:

    Проект может быть использован в условиях детских садов логопедических групп.

                       

    Используемые источники:

    - Методические:

    «Логопед»- научно-методический журнал №4. 2007г.

    «Логопед»- научно-методический журнал №6. 2007г.

    «Логопед»- научно-методический журнал №6. 2008г.

    «Логопед»- научно-методический журнал №1. 2009г.

    «Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №7 , 2016г.

    «Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №8, №9, 2016г.

    «Дошкольная педагогика» - научно-практический журнал №1, 2017г.

    - Дидактические:

    - Планы-конспекты

    - Консультации для родителей

    - Информационные ресурсы  

    - http://www.ivalex.vistcom.ru

    «Все для детского сада»

    - http://www.detskiysad.ru

    «Портал Детский сад РУ.»

    - http://www.solnet.ee/sol/001/sds.html- 

    Детский портал

    - http://www.logoburg.com

    Пособие логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.

    - http://www.logoped-stera.ru

    «Логопед»- журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи, логопедов, воспитателей, ДОУ, медиков и учителей.

    - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»   А.Я. Данилюк , 2011г.

    Предварительная работа:

    1. Беседы
    2. Занятия по темам духовно-нравственного воспитания
    3. Экскурсии
    4. Составление рассказов
    5. Индивидуальные занятия-консультации

    Проблема:

    В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

    Сказала мне мама

    В дом Божий войдя:

    «Как дерево может

    Укрыть от дождя,

    Так храм защищает

    Пришедший народ

    От жизненных бурь

    И душевных невзгод»

    Спешите делать добро

    Добрым путем Бог правит

    Доброму добрая память.

    Работа с родителями:

    - Анкетирование родителей по теме проекта

    - Консультация для родителей

    - Родительские собрания

    - Папка передвижка

    - Совместное участие родителей и детей в организации выставок, конкурсов в рамках проекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

     Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

    Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

    Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

    "Моя семья" Проект проведен в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

    Семья для человека важнее всего.  Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....

    Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

    Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине....

    Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

    Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...