Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций
статья на тему

Лопандина Надежда Павловна

В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций

Воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида №3

г. Лебедянь Липецкой области

Лопандина Надежда Павловна

г.Лебедянь

2014г.

            «Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру  в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».  

                  Свят. Тихон Задонский.

  Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно – нравственный кризис личности. Ф.И.Тютчев в стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».

     В наши дни растлились и плоть и дух. Наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, нравственная деградация стали распространёнными явлениями в России. Фундаментальная причина, провоцирующая негативные явления – это утрата духовно – нравственных ориентиров.

  Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей ставится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры. Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний.

   Сегодня в обществе есть понимание приоритетности духовно – нравственного воспитания молодежи как важнейшего фактора возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа, необходимости способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия.

      Однако, создать систему духовно – нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно – нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно – нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

     На открытии XIX  международных рождественских образовательных чтений – 2011 Святейший патриарх  Московский и всея Руси Кирилл говорил о трудном деле духовного преображения Отечества, что невозможно без совершенствования всей системы воспитания и образования, без усилий по сбережению нашего народа, по сохранению и укреплению его нравственного и физического здоровья, по созданию атмосферы мира и согласия, по недопущению межнациональной и межрелигиозной вражды.

      Самое первое, что необходимо сделать сегодня, а лучше было вчера, для создания системы духовно – нравственного воспитания в России – это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.

   Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.

   Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных  требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях. Но наблюдаются и начальные проявления детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. Дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе – детский эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной, так и в моральной сферах.

   Вместе с тем в этом возрасте возможно успешное воспитание поведения в соответствии с идеалами, взятыми из жизни святых, сказок, художественных произведений, из образов средств массовой информации.

   Дошкольный возраст является сензитивным периодом для духовно – нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребёнка с окружающим миром и людьми. До трех лет их использование происходит неосознанно. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами, поэтому необходимо содействовать процессу развития нравственного созидания.

   Когда необходимо начинать говорить о Боге? «Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего и больше всего в детстве,» - писал И.А. Ильин.

   Осознавая всю значимость задач духовно – нравственного воспитания дошкольников  администрация МДОУ детский сад №3 города Лебедянь Липецкой области организовала по желанию родителей с сентября 2009 года работу творческого объединения «Православная культура».

   Знакомясь с разными программами по дошкольному воспитанию, имея большой теоретический и практический опыт работы по духовно – нравственному образованию дошкольников, я разработала учебно – методический комплект «Возрождение», куда вошли программа по данной теме, конспекты занятий и праздников, рабочая тетрадь – раскраска.

   В первой части программы обосновывается цель и задачи курса, его содержание и формы организации занятий. Во второй части содержатся конспекты занятий и православных праздников для детей в соответствии с учебной программой. Третья часть – это практические пособия для работы с детьми по изодеятельности.

   Цель программы -  целостное  духовно – нравственное развитие ребенка дошкольника посредством его приобщения к ценностям  православной культуры на основе православных традиций русского народа. Духовно - нравственное развитие осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных, развивающих задач.  

         Задачи программы:

      Обучающие задачи: формировать духовно-нравственную личность ребенка и знакомить с важными событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить

 с христианскими  ценностями, основанными на православных традициях.

          Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

           Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

      Главным средством духовно – нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение цикла праздников (Рождество, Воскресение Христово и другие), через игры, использование народных сказок и фольклорных норм (пословиц, поговорок).  

   Православная культура представлена в разделах:

   «Бог – Творец мира»,

   « Иисус Христос и Богородица»,

   «Праздники»,

   «Родные святые»,

   «Совесть, милосердие, дружба»,

   «Честность, верность»,

   «Храм – Дом Божий»

   «Заповеди Божии» и другие.

   Вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве светской системы образования и Русской Православной Церкви. Программа построена:

   - на принципах постепенности поэтапной работы с соблюдением  преемственности в реализации программы;

   - использовании различных форм работы и применении их в соответствии с имеющимися условиями;

   -  учета желания родителей (законных представителей) и воспитанников;

   - на согласованности всех направлений работы;

   - на добровольности участия исполнителей.

   Содержательная же структура предлагаемых занятий состоит из новой для детей информации о духовных (православных) основах русской культуры, из чтения и обсуждения отрывков из  произведений назидательного характера, знакомства детей с народными пословицами и поговорками нравственного характера, рассматривания произведений художественного творчества. Все части отдельного занятия и каждое занятие в целом призваны воплотить главную задачу, стоящую перед учебным курсом, а именно – расширить знания детей о культурных традициях русского народа и Отечества, его культуре и нравственных ценностях.

   Широко используется художественное наследие русской культуры. Дети знакомятся с полотнами великих русских художников (В.И.Сурикова, М.В.Нестерова, В.М.Васнецова, И.И.Левитана и др.),  и учатся видеть сюжет картины, понимать чувства художника. В ходе занятий предполагается постоянное обращение к заданиям Рабочей тетради, которая есть у каждого ребенка.

   Ведение этого курса предваряется встречей с родителями детей, на которой их знакомят с целями и задачами учебного курса, с предполагаемыми темами занятия, с формами работы с детьми. Родители могут посетить любое (по своему выбору)  из проводимых занятий.

   Особенностью программы курса «Основы православной культуры» и учебно – методического комплекта является характер построения содержательного материала. Тематически он располагается по занятиям в соответствии с государственными и православными праздниками.

   Нравственная направленность всего курса означает большую моральную ответственность педагога перед воспитанником. Практически на всех занятиях речь идет о формировании чувств любви, сострадания, терпения, послушания. И если педагог будет говорить только об этом, но не будет стремиться соответствовать данному идеалу, курс не выполнит поставленной перед ним задачи.

   Для взаимодействия с родителями оформляются тематические выставки рисунков и поделок: «Вифлеемовская звезда», «Пасхальные перезвоны». Поделки, рисунки изготовляются с нравственным значением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин детей, близких. С родителями проводятся лектории и беседы о духовно – нравственных ценностях.

   О результатах работы пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, но продолжается всю жизнь. Каким вырастет наш сегодняшний воспитанник, покажет время.  Семена добра, посеянные в детстве, надеемся, будут нравственным уроком взрослому человеку. А сегодня мы получаем огромное количество благодарностей от родителей детей за их воспитание и  за возрождение духовно – нравственных ценностей православной культуры в семьях.

   Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно – нравственных ценностей у подрастающего поколения, как  одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у Запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

    «Надо иметь мужество каждому из нас спросить себя – кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести, совести, у кого нет понятия любви к ближним, к Родине.
   Не ответив на это – бессмысленно проводить бесконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня, прежде всего, должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их не восприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно достичь одним единственным способом – дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа. Ибо как гласит народная мудрость, плода без дерева не бывает, а гнилое дерево дает гнилой плод.»
                                                                                               Митрополит Климент

 

 



Предварительный просмотр:

            «Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру  в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».  

                  Свят. Тихон Задонский.

  Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время наблюдается духовно – нравственный кризис личности. Ф.И.Тютчев в стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».

     В наши дни растлились и плоть и дух. Наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, нравственная деградация стали распространёнными явлениями в России. Фундаментальная причина, провоцирующая негативные явления – это утрата духовно – нравственных ориентиров.

  Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей ставится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры. Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний.

   Сегодня в обществе есть понимание приоритетности духовно – нравственного воспитания молодежи как важнейшего фактора возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа, необходимости способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия.

      Однако, создать систему духовно – нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно – нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно – нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

     На открытии XIX  международных рождественских образовательных чтений – 2011 Святейший патриарх  Московский и всея Руси Кирилл говорил о трудном деле духовного преображения Отечества, что невозможно без совершенствования всей системы воспитания и образования, без усилий по сбережению нашего народа, по сохранению и укреплению его нравственного и физического здоровья, по созданию атмосферы мира и согласия, по недопущению межнациональной и межрелигиозной вражды.

      Самое первое, что необходимо сделать сегодня, а лучше было вчера, для создания системы духовно – нравственного воспитания в России – это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.

   Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование её конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.

   Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных  требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях. Но наблюдаются и начальные проявления детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. Дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе – детский эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной, так и в моральной сферах.

   Вместе с тем в этом возрасте возможно успешное воспитание поведения в соответствии с идеалами, взятыми из жизни святых, сказок, художественных произведений, из образов средств массовой информации.

   Дошкольный возраст является сензитивным периодом для духовно – нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребёнка с окружающим миром и людьми. До трех лет их использование происходит неосознанно. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами, поэтому необходимо содействовать процессу развития нравственного созидания.

   Когда необходимо начинать говорить о Боге? «Уклад слагается, формируется и закрепляется, прежде всего и больше всего в детстве,» - писал И.А. Ильин.

   Осознавая всю значимость задач духовно – нравственного воспитания дошкольников  администрация МДОУ детский сад №3 города Лебедянь Липецкой области организовала по желанию родителей с сентября 2009 года работу творческого объединения «Православная культура».

   Знакомясь с разными программами по дошкольному воспитанию, имея большой теоретический и практический опыт работы по духовно – нравственному образованию дошкольников, я разработала учебно – методический комплект «Возрождение», куда вошли программа по данной теме, конспекты занятий и праздников, рабочая тетрадь – раскраска.

   В первой части программы обосновывается цель и задачи курса, его содержание и формы организации занятий. Во второй части содержатся конспекты занятий и православных праздников для детей в соответствии с учебной программой. Третья часть – это практические пособия для работы с детьми по изодеятельности.

   Цель программы -  целостное  духовно – нравственное развитие ребенка дошкольника посредством его приобщения к ценностям  православной культуры на основе православных традиций русского народа. Духовно - нравственное развитие осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных, развивающих задач.  

         Задачи программы:

      Обучающие задачи: формировать духовно-нравственную личность ребенка и знакомить с важными событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить

 с христианскими  ценностями, основанными на православных традициях.

          Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

           Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

      Главным средством духовно – нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение цикла праздников (Рождество, Воскресение Христово и другие), через игры, использование народных сказок и фольклорных норм (пословиц, поговорок).  

   Православная культура представлена в разделах:

   «Бог – Творец мира»,

   « Иисус Христос и Богородица»,

   «Праздники»,

   «Родные святые»,

   «Совесть, милосердие, дружба»,

   «Честность, верность»,

   «Храм – Дом Божий»

   «Заповеди Божии» и другие.

   Вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве светской системы образования и Русской Православной Церкви. Программа построена:

   - на принципах постепенности поэтапной работы с соблюдением  преемственности в реализации программы;

   - использовании различных форм работы и применении их в соответствии с имеющимися условиями;

   -  учета желания родителей (законных представителей) и воспитанников;

   - на согласованности всех направлений работы;

   - на добровольности участия исполнителей.

   Содержательная же структура предлагаемых занятий состоит из новой для детей информации о духовных (православных) основах русской культуры, из чтения и обсуждения отрывков из  произведений назидательного характера, знакомства детей с народными пословицами и поговорками нравственного характера, рассматривания произведений художественного творчества. Все части отдельного занятия и каждое занятие в целом призваны воплотить главную задачу, стоящую перед учебным курсом, а именно – расширить знания детей о культурных традициях русского народа и Отечества, его культуре и нравственных ценностях.

   Широко используется художественное наследие русской культуры. Дети знакомятся с полотнами великих русских художников (В.И.Сурикова, М.В.Нестерова, В.М.Васнецова, И.И.Левитана и др.),  и учатся видеть сюжет картины, понимать чувства художника. В ходе занятий предполагается постоянное обращение к заданиям Рабочей тетради, которая есть у каждого ребенка.

   Ведение этого курса предваряется встречей с родителями детей, на которой их знакомят с целями и задачами учебного курса, с предполагаемыми темами занятия, с формами работы с детьми. Родители могут посетить любое (по своему выбору)  из проводимых занятий.

   Особенностью программы курса «Основы православной культуры» и учебно – методического комплекта является характер построения содержательного материала. Тематически он располагается по занятиям в соответствии с государственными и православными праздниками.

   Нравственная направленность всего курса означает большую моральную ответственность педагога перед воспитанником. Практически на всех занятиях речь идет о формировании чувств любви, сострадания, терпения, послушания. И если педагог будет говорить только об этом, но не будет стремиться соответствовать данному идеалу, курс не выполнит поставленной перед ним задачи.

   Для взаимодействия с родителями оформляются тематические выставки рисунков и поделок: «Вифлеемовская звезда», «Пасхальные перезвоны». Поделки, рисунки изготовляются с нравственным значением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин детей, близких. С родителями проводятся лектории и беседы о духовно – нравственных ценностях.

   О результатах работы пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, но продолжается всю жизнь. Каким вырастет наш сегодняшний воспитанник, покажет время.  Семена добра, посеянные в детстве, надеемся, будут нравственным уроком взрослому человеку. А сегодня мы получаем огромное количество благодарностей от родителей детей за их воспитание и  за возрождение духовно – нравственных ценностей православной культуры в семьях.

   Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно – нравственных ценностей у подрастающего поколения, как  одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у Запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

    «Надо иметь мужество каждому из нас спросить себя – кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести, совести, у кого нет понятия любви к ближним, к Родине.
   Не ответив на это – бессмысленно проводить бесконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня, прежде всего, должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их не восприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно достичь одним единственным способом – дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа. Ибо как гласит народная мудрость, плода без дерева не бывает, а гнилое дерево дает гнилой плод.»
                                                                                               Митрополит Климент

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".

Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций "Добро"

Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи  духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.Программа разработана в соответствии с:-...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к...

«Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций»

В нашем детском саду в течение ряда лет была создана система работы по  «Духовно – нравственному воспитанию дошкольников», построенная на  ознакомлении с ценностями традици...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала очень актуальной.  Кризисное состояние общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современны...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций"Актуальность темы:—Отчуждение человека от духовной культуры и традиций;—Средства массовой информаци...