ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ
статья на тему

Боровикова Елена Юрьевна

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала очень актуальной.  Кризисное состояние общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Но ведь дети – это наше будущее. Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borovikova_glazova.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Боровикова Е.Ю.,

воспитатель

Глазова С.Ю.,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 32 «Журавушка»

г. Губкина

Белгородской области

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала очень актуальной.  Кризисное состояние общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Но ведь дети – это наше будущее. Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков  человек, такова его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.

       Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа. 

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным и верящим в возможность совершенствования мира.

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в  этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе,  детском саду, семье.

Обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, так как это связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.  Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиций, уклада жизни нашего народа. По мнению  русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.». Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и  плодовом изобилии на Спас.

Необходимо воспитывать у детей  любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа. Нужно показать детям тесную и органическую связь основных православных праздников с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.  Познакомить детей с традиционной  кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.  Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро. Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо-физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

Желательно, чтобы  воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществлялось совместными усилиями образовательной системы и семьи.  Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть и священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Литература:

1.  Азбука православного воспитания. Сборник., М: 1997 – 10с.

2.  http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/501/ Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений г. Курск Гребеньков В. А., Меньшиков В. М.

3.  http://festival.1september.ru/articles/510377/   Сунгурова Е.А. Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...

Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций

В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....

Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".

Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православных традиций "Добро"

Предлагаемая программа предназначена для реализации актуальной задачи  духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.Программа разработана в соответствии с:-...

«Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций»

В нашем детском саду в течение ряда лет была создана система работы по  «Духовно – нравственному воспитанию дошкольников», построенная на  ознакомлении с ценностями традици...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций"Актуальность темы:—Отчуждение человека от духовной культуры и традиций;—Средства массовой информаци...