"Съедобные и несъедобные грибы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по ОБЖ, лепке
«Съедобные и несъедобные грибы»
для детей подготовительной группы
Романова Галина Алексеевна
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад
общеразивающего вида «Буратино»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
п.г.т. Аксубаево
Цель: Научить детей различать грибы съедобные и несъедобные по внешнему виду, уметь собирать грибы.
Задачи:
- Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор).
- Развивать чувство формы и композиции.
- Воспитывать интерес к природе.
Материалы и оборудование:
Плакат «Грибная полянка», «Березовая роща, муляжи, рисунки грибов, фланелеграф, пластилин, стеки, зубочистки, салфетки, корзиночки, деревья.
Методы и приемы:
- Загадки
- Вопросы к детям
- Чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»
- Сюрпризный момент – приход Лунтика
- Загадки от Лунтика
- Игра
- Напоминание основных правил грибника
- Пальчиковая гимнастика
- Лепка грибов
- Потешка «Грибочки»
Предварительная работа:
Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А куда, попробуйте отгадать сами:
Здесь растет деревьев много:
Лип, осин, берез и кленов,
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже за год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы…..(лес)
Дети: Лес!
В.- Кто из вас был в лесу?
Д.-
В.- Вам понравилось в лесу? Почему?
Д.- Да! В лесу свежий воздух, красиво, много деревьев, пахнет грибами.
В.- Кто живет в лесу?
Д.- Животные: медведи, волки, лисы, белка, птицы, бобры.
В.- Что люди собирают в лесу?
Д.- Грибы, ягоды, лекарственную траву.
В.- Ребята, послушайте К.Бальмонта «За грибами»
Вот мы дружною семьей-
За грибами в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
Был он тихий -темный бор,
Пасмурно глядел.
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.
Белка слушала в сосне,
И с размаху – прыг!
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперед,
Врассыпную вдруг.
Тот, кто первый гриб найдет,
Он мой лучший друг.
Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтоб этот гриб, пускай
Был не мухомор.
В.- Ребята, мы возьмем лукошки, по тропинке в лес пойдем и грибочков наберем. Пока до грибочков доберемся, отлично прогуляемся на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока по лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика! Как же радостно, когда гриб найдешь!
Входит Лунтик с корзинкой грибов.
Лунтик: Я давно в лесу гуляю,
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про березу и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
Лунтик: Здравствуйте, ребята!
Д.- Здравствуй, Лунтик!
В.- Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал.
Л.- Сейчас достану. А вы, ребята, отгадайте мои загадки про грибы:
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладкий, красивый,
С ножкой толстой и прямой. ( Подосиновик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… (сыроежка)
Рыжие лисички
Ростом невелички. (Лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый….(мухомор)
В.- Стой, Лунтик. Ребята, разве можно употреблять в пищу мухоморы?
Д.- Нет!
В.- Давай-ка, Лунтик, мы поможем тебе собрать только съедобные грибы. Поиграй с нами в игру «Собери съедобные грибы в корзинку».
На полу расставляют грибы съедобные и несъедобные. Дети собирают только съедобные грибы, называют их и показывают Лунтику, и затем складывают в корзинку.
Л.- Спасибо вам, ребята!
В.- Помните, ребята и Лунтик, никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. «Не всякому грибу место в лукошке». Всего в нашей стране растет более 2500 разных видов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь. Почти все ядовитые грибы похожи на съедобные. Помни об этом и будь осторожен. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка.
В.- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?
Д.- Да!
В.- А с кем вы ходили?
Д.- С папой, мамой, дедом, бабулей.
В.- А вы видели, как старшие собирают грибы?
Д.- Да! Они срезают их ножом.
В.- Да, ребята, гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?
Д.- Чтобы не повредить грибницу.
В.- Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины).А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.
В.- Ребята, давайте вспомним основные правила грибника.
Дети по очереди называют:
- Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу на поляне.
- Ядовитые грибы не губи, ими лечатся животные.
- Не разрывай палкой мох и листву около грибов – можно повредить грибницу.
- Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.
- Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
В.- Ребята, запомните, что нельзя собирать грибы около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержаться в выхлопных газах автомобилей.
В.- Ну что, ребята и Лунтик, вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? Вот и хорошо! А теперь, ребята, давайте немножко поиграем с пальчиками, перед тем как мы начнем лепить грибы.
Пальчиковая игра «Грибы»
Топ-топ – пять шагов Идут на месте.
В туесочке пять грибов Переплетают пальцы «корзиночкой»
Мухомор красный- Показывают пять пальцев, поочередно
Гриб опасный. массируя каждый палец,
А второй лисичка- начиная с большого.
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб- белый,
Ешь его смело.
Дети садятся за столы.
В.- Ребята, я предлагаю слепить грибное лукошко и наполнить его разными грибами, только съедобными и подарить Лунтику.
Дети сначала лепят грибное лукошко, а затем грибы.
В.- Молодцы! Слепили только съедобные грибы, красивые получились они у вас.
Л.- Спасибо вам, ребята. Я корзиночку с грибами подарю бабе капе. Она приготовит вкусный пирог с грибами. До свидания, ребята!
Д.- До свидания, Лунтик!
В.- Я по лесу по осеннему бреду
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березнячку – подберезовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб – боровик.
В.- Ребята, понравилось вам занятие?
Д.- Да! Было интересно. Приходил Лунтик, мы ему помогли собрать съедобные грибы.
В.- А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?
Д.- Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.
В.- Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»
Литература.
1.Сборник загадок.
2. «ОБЖ» составитель М.А.Фисенко. Корифей издателько-торговый дом, 2006 г.
3. «Быть здоровыми хотим» М.Ю.Картуштна. Тровческий центр, Москва 2004 г.
4. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа. Творческий центр «Сфера», Москва 2007 г.
5.«Беседы об основах безопасности с детьми 5-6 лет. Творческий центр Москва 2010 г.
Конспект занятия по ОБЖ
«Кошкин дом»
по сказке С.Маршака
для детей подготовительной группы
Романова Галина Алексеевна
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Буратино»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
п.г.т.Аксубаево
Цель: Разобрать ситуации возникновения пожара; углубить и систематизировать знания о причинах пожара.
Задачи:
- Познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить вызывать пожарных по телефону, вести диалог, правильно описывать ситуацию, называть домашний адрес; познакомить с профессией «пожарный»; научить, как можно предотвратить возникновение пожара в доме, как своими силами устранить начинающийся пожар.
- Развить у детей понятие о мерах предосторожности при обращении с огнем.
- Воспитывать желание посочувствовать в беде, пожалеть, оказать действенную помощь.
Материал:
Иллюстрации к сказке «Кошкин дом». Карточки, на которых нарисованы пожароопасные предметы. Крупный строительный материал, два телефона для игры.
Методические приемы:
- Вопросы к детям
- Рассказывание сказки «Кошкин дом» с помощью иллюстраций
- Физминутка «Бом, бом, бом, бом!»
- Объяснение, почему загорелся Кошкин дом
- Напоминание – правила поведения при пожаре
- Стихи про огонь
- Обыгрывание ситуаций «Вызови пожарный»
- Пальчиковая гимнастика «Пироги»
- Строительство дома
- Песня о дружбе
Предварительная работа:
Беседы, чтение сказки С.Маршака «Кошкин дом», драматизация сказки «Кошкин дом», разучивание стихов, чтение рассказа С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рисование «Куда спешат пожарные машины», Сюжетно-ролевая игра «Пожарный», обыгрывание ситуаций «Набери номер «01», «Вызови пожарный».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какие пожароопасные предметы вы знаете?
Дети: Телевизор, утюг, спички, компьютер, свечи, зажигалка, фен, кипятильник.
Воспитатель: Почему эти предметы называют пожароопасными?
Дети: Потому что, если их оставить дама без присмотра включенными, то они могут загореться.
Воспитатель: Назовите правило для пожароопасных предметов
Дети: Трогать эти предметы без взрослых нельзя.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо вы знаете это правило «Без взрослых эти предметы трогать нельзя!». А сейчас мы поговорим о том, как же случаются большинство пожаров? И как при этом себя надо вести?
Дети: Дети без спроса родителей берут спички, зажигают их; включают утюги и происходит пожар. А если возник пожар, надо позвонить пожарным, позвать на помощь взрослых.
Воспитатель: Да, ребята, различные пожарные ситуации возникают в результате шалостей детей в доме, во дворе, на улице, в подъездах. Дети поджигают тополиный пух, газеты, обшивку дверей, почтовые ящики. Разводят костры во дворе, дома, в лесу. Такие хулиганские поступки приводят к порче имущества, травмам и строго наказываются.
Ребята, давайте вспомним сказку о том, как загорелся «Кошкин дом». Для этого надо закрыть глаза. (Дети закрывают глаза).
Воспитатель: Вот закрыли мы глаза, и попали в сказку.
Про богатый Кошкин дом
Мы вам сказку поведем.
Посиди да погоди-
Сказка будет впереди.
(Дети вспоминают сказку с помощью иллюстраций).
Физминутка.
Бом-бом,бом-бом! энергично поднимают и опускают
Загорелся Кошкин дом! руки, сжатые в кулаки, описывая
в воздухе круг, и быстро перебирая пальцами.
Кошка выскочила, хватают руками за голову, качая ей,
Глаза выпучила, приставляют к глазам «очки» из
больших и указательных пальцев.
Побежала к дубу, бегут друг за другом, поочередно
выставляя вперед «лапки- царапки»
Прикусила губу, останавливаются, прикусывая губу
верхними зубами
Бежит курочка с ведром расставляют, сжатые в кулаки руки
заливает Кошкин дом в стороны, и бегут на носочках
А собачка с помелом, наклоняются вперед, одна рука на
поясе, другая - подметает землю
А лошадка с фонарем, поднимают руку, сжатую в кулак вверх
Серый заинька с листом обеими ладонями делают взмахи
движением от себя
Раз-два! Раз-два! Поднимают руки вверх, ладони раскрытые вниз , на каждый слог постепенно рывками опускают руки вниз
И огонь погас!
Воспитатель: Черный дым по ветру стелиться.
Плачет кошка - погорелица…
Нет ни дома, ни двора,
Ни подушки, ни ковра.
Ребята, от чего же загорелся Кошкин дом?
Дети: Из печи выпал уголек на ковер, ковер начал гореть и в доме начался пожар.
Воспитатель: Да, все выполнил кот Василий, как велела ему хозяйка: растопил печку, зажег свечи, но вот что случилось дальше: уголек выпал из печи на ковер.
Уголек, уголек на ковре резвится
Искры сыплются кругом,
Дым идет со всех сторон-
Вот уже пылает дом,
Ох, беда случится!
Воспитатель: Итак, ребята, что делать, если в доме начинается пожар?
Дети: Надо позвать взрослых, громко кричать, звать на помощь
Воспитатель: Да, ребятки, самое главное – не растеряться! Прежде всего, надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Нельзя открывать окна, так как воздух сильнее раздует огонь. Огонь больше всего любит воздух. Он, как бы питается кислородом.
Ребята, чем можно затушить начинающийся огонь?
Дети: Огонь можно затушить водой или накрыть плотным одеялом, тогда огонь задохнется и исчезнет.
Воспитатель: Если вдруг искра – малышка
Начинает тлеть, гореть,
В этом случае, дружок, не робей,
В пламя воду смело лей.
Если увидел, огонь разгорается,
Милый мой друг, торопись, не зевай.
Быстро хватай одеяло с кровати
И скорее огонь накрывай.
Воспитатель: Так же разгорающийся огонь можно засыпать песком и землей, такими способами можно затушить начинающийся пожар – маленький огонь. Ребята, как вы думаете можно ли затушить горящие электроприборы водой, включенные в сеть?
Дети: Нельзя, потому что электроприборы работают от света, надо отключить или накрыть одеялом или пальто.
Воспитатель: Да, ребята, горящие электроприборы нельзя тушить водой, их необходимо отключить от сети, т.е. вынуть вилку из розетки, затем накрыть его плотным одеялом. Пожар опасен открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами и дымом. Ни в коем случае нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но и дым. Ребята, если дыма много, то как пробраться к выходу?
Дети: Намочить тряпочку, закрыть ей рот и нос; пробираться вдоль стены, наклонясь.
Воспитатель: Да, при сильном задымлении надо срочно нагнуться или лечь на пол, так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимается вверх и, закрыв нос и рот мокрым платком, полотенцем или частью одежды, двигаться к выходу вдоль стены.
Ребенок: Дым увидел – не зевай
И пожарных вызывай.
Помни, каждый гражданин:
Этот номер 01.
Воспитатель: И так, ребята, по какому номеру нужно вызывать пожарных.
Дети: По номеру 01.
Воспитатель: А сейчас, ребята, поиграем в игру «Вызови пожарных». Для этого вам нужно знать и четко называть свое имя, фамилию; указать, что именно горит. Сообщить адрес горящего объекта.
(Дети играют в игру « Вызови пожарных» Для игры понадобится два телефона: один телефон – диспетчерский. Дети набирают номер «01», и вызывают пожарных).
Воспитатель: И так, ребята, чтобы потушить «Кошкин дом» нам нужно набрать номер…
Дети: 01 и вызвать пожарных.
Воспитатель: Что же случилось с кошкой дальше в сказке, когда у нее сгорел дом?
Дети: Попросилась кошка пожить у своих гостей, но ни свинья, ни петушиная семья, ни коза с козлом не приютили бедняжку, и только бедные племянники – котята пожалели тетю кошку.
Котята: Хоть у нас и тесно,
Хоть у нас и скудно,
Но найти нам место
Для гостей не трудно.
Воспитатель: А кошка пока искала приют, сильно простудилась. Котята напоили ее горячим чаем с медом, дали погреться на печке, и угостили пирогами.
Пальчиковая игра «Пироги».
Мы печем отличные одна ладошка сверху, другая снизу
Пироги пшеничные трут ладони друг о друга
Кто придет к нам
Отведать пироги отличные?
Папа, мама, брат, сестра, поочередно загибают пальцы,
Пес мохнатый со двора начиная с большого, сжимают и раз-
И другие все, кто может, жимают пальцы. При повторении
Пусть приходят с ними тоже. массажируют пальцы на другой руке.
Воспитатель: Ребята, вы отдохнули немного, что же давайте поможем кошке построить новый дом.
Хором: Тили – бом, тили – бом!
Нужно строить новый дом!
(Дети строят из крупного строительного материала кошке дом).
Воспитатель: В новом доме будут жить вместе с тетей кошкой и котом Василием и маленькие котята.
Дети: Тили-тили, тили - бом!
Приходите в новый дом!
Воспитатель: Ребята, скажите, кто оказался настоящим другом, кто пришел на помощь кошке?
Дети: Котята!
Кошка: Спасибо, ребята, за новый дом. Больше в мой дом беда не войдет. Я буду соблюдать все правила.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какой красивый и большой дом вы построили, помогли кошке. А сейчас споем все вместе песню о дружбе.
(Дети поют)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чем?
Дети: Было интересно, играли в игру «Вызови пожарных», помогли кошке построить новый дом.
Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали? О чем вы можете рассказать своим родителям, друзьям?
Дети: Мы узнали, что такое пожар, пожароопасные предметы, как вести себя в том случае, если начался пожар, как вызвать пожарных, по какому номеру.
Воспитатель: Ребята, будьте осторожны и внимательны с огнем, не трогайте пожароопасные предметы – это опасно! Запомните! «Без взрослых эти предметы трогать нельзя!»
Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей,
Ты зови, зови людей.
Ноль – один набирай
И пожарных вызывай.
Литература.
1.Т.А.Шарыгина Беседы «О правилах пожарной безопасности» Творческий центр Москва 2009 г.
2.Т.А.Шарыгина «Об основах безопасности с детьми 5-8 лет» Творческий центр Москва 2010 г.
3.«ОБЖ – подготовительная группа разработки занятий» «Корифей» издательско-торговый дом Волгоград 2006 г.
4.М.Ю.Кортушина «Быть здоровыми хотим» Творческий центр Москва 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Проектная деятельность на тему "Чем отличаются съедобные и несъедобные грибы?". Авторы: Катя П., Денис Л., Миша К.
Старший дошкольный возраст...
Презентация занятия на тему "Съедобные и несъедобные грибы" для группы старшего возраста
Целью Презентации на тему "Съедобные и несъедобные грибы" явлется познакомить детей со съедобными и несъедобные грибами нашего леса, научить различать их внешнему виду, раскрыть правила сбора грибов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по теме: «Съедобные и несъедобные грибы».
Конспект предназначен для работы с детьми начала старшей группы. Его можно использовать для закрепления знаний по лексической теме: "Грибы"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке для детей средней группы по теме " Съедобные и несъедобные грибы"
Конспект НОД...
Презентация на тему: "Съедобные и несъедобные грибы"
Презентация знакомит детей с окружающим миром...
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.
Материал для познавательного развития детей старшего возраста....