Воспитательное значение образов природы в славянской мифологии
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

В представленном докладе рассматриваются вопросы значения образов природы в славянской мифологии для воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_znachenie_obrazov_prirody_v_slavyanskoy.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ  ЗНАЧЕНИЕ  ОБРАЗОВ  ПРИРОДЫ                                      В  СЛАВЯНСКОЙ    МИФОЛОГИИ.

Н.Н. Путинцева, МБДОУ  детский сад №46 «Вишенка»

г.  Старый  Оскол,  Белгородской области

                                                               

          Образы  славянской  мифологии имеют огромный  потенциал для  воспитания у  детей  бережного  отношения  к  природе,  окружающему  нас  миру.  Однако  мы,  педагоги практически  не  используем их  в  своей  деятельности.   Основная  причина заключается  в том,  что мы  очень  мало знаем  о  славянской  мифологии как  таковой.  Не  удивительно,  что  в  произведениях современных  детских  писателей  образы  русской  мифологии используются  весьма  вольно,  да и в  пособиях по  экологическому  воспитанию  чаще  всего  упоминаются  персонажи германского  происхождения – феи,  гномы, эльфы, а  отнюдь не  лесовички.                                                                                            

         Мифология – это  мышление  в  образах,  поэтическое  отражение представлений человека об окружающем его  мире природы. Предполагается,  что в древности  люди существовали в гармонии с природой,  были причастны  к ней не столько эстетически,  сколько  эмпирически,  на  физиологическом  уровне. Изучая  окружающий  мир,  люди приходили к  выводу о его гармоничности,  которая в  свою очередь,  виделась следствием  божественного  происхождения  Вселенной.  Представления о священности  мира природы  сохранились  благодаря  устоявшимся  традициям.                      

         С  развитием землевладения,  скотоводства,  ремесел, появлением  городов  человек  приобрел известную независимость  от  природы,  стал  относиться  к  ней  утилитарно,  перестал  обожествлять  и  одушевлять  ее.  Человеческая  цивилизация провозгласила  необходимость  борьбы с  природой как  с  проявлением  дикости. Современное  общество   стоит  вне  природы,   творит  свой  индустриальный,  технологический  мир  рядом  с ней и  вопреки ей.

        В  народной  педагогике с  помощью  устного народного творчества детям  передавали  опыт познания мира,  накопленный в  течение  тысячелетий.  Сегодня, используя красочные  наглядные пособия,  схемы и  научные  термины,  мы  знакомим ребят с  круговоротом  воды  в  природе.  А  в  старину  детям  рассказывали  сказку о  девочке  Снегурочке. И,  ребенок,  слушая эту  поэтическую  историю,  не  только  знакомится со  сложным  природным  явлением,  но и  учится  сочувствовать,  сопереживать  людям,  бережно  относится  к  природе.  Мы  способствуем  решению  интеллектуальных  и  нравственных  задач.  А.Ф. Афанасьев  приводит  народное  предание о реке  Волге  и  Вазузе,  бытовавшее  в  Тверской  губернии.  «Волга  с  Вазузой  долго  спорили,  кто из них  умнее, сильнее и  достойнее  большего  почета.  Спорили-спорили,  друг друга не переспорили  и  решились вот на  какое  дело.  «Давай  вместе  ляжем  спать,  а  кто  раньше  проснется и  скорее придет к  морю  Хвалынскому,  тот  почета  достойнее»  Легли  спать.  Ночью Вазуза  встала  тихонько,  убежала  от  Волги,  выбрала  себе  дорогу  прямее и  ближе и потекла.  Проснувшись, Волга  пошла ни тихо, нескоро,  а  как  следует. Вскоре  догнала  Вазузу,  да посмотрела  так  грозно,  что та  назвалась  младшей  сестрой.  И  с тех  пор весной  Вазуза  раньше  просыпается  и  будит  Волгу  от  зимнего  сна». Образный  рассказ  позволяет  легче запомнить,  на  какой из  рек  раньше  начинается  ледоход,  как он  протекает.  Помимо  этого  реки  представляются  живыми  существами,  каждая  с  характером,  индивидуальностью. Здесь  также  содержится глубокий нравственный  смысл.  Разве  можно  впоследствии загрязнять  реку,  если  она  с  детства   запомнилась  живой, способной  понимать,  чувствовать  и  говорить            по-человечески.  

           Еще  более трепетным  было  отношение к  земле,  которая  также  воспринималась как живое существо,  в  чем – то  похожее  на человека:  скалы – это ее кости,  воды  рек  и  морей – кровь,   корни  деревьев   травы,  растения  - волосы.  И  само  происхождение  человека  связано  с  землей,  полагая,  что   тело  человека  взято  из  земли:  кость  от  камня,  волосы  от  травы и т.д.  Землю  называли  святой,  ею  клялись,  ей  исповедовали  грехи,  просили  прощение  во исцелении,  веря  в  ее  целительную  силу.                     Кроме  представлений  об  окружающем мире,  народная  педагогика сказками да  былинами  (о леших,  водяных) вооружала  детей  правилами  поведения  в  лесу,  на воде.  Чаще  забавные,  но  иногда  и  страшные  истории  служили   предупреждением,  уроком.                                    

 Народные  предания  и  легенды  развивают  образное  мышление,  эстетическое  отношение к  природе.  Взгляд  человека  во  все  времена  притягивает  к  себе  бескрайний небесный  свод.  Порывы  ветра  порождают  множество  разнообразных  звуков.  Свист.  Завывание.  Мы слышим  всплески  волн,  шум  и  скрип  деревьев,  легкий  ветерок, таинственный  шепот.  Возможно,  человеку  в  древности  вой бури  и  свист  ветра  напоминали пение  и  музыку,  а  полет  облаков – пляску.  Так  возникли  легенды о  небесном  происхождении  музыки  и пения,  верования  в  их  волшебную  силу. В  русском  фольклоре  появился  необыкновенно – красивый  поэтический  образ   девы – лебедя, девы – облака.  Среди  персонажей  «Сказки о царе Салтане..» у  А.С. Пушкина  тоже  есть  добрая,  отзывчивая  девушка  неземной  красоты,

«…Говорят,  царевна есть,                                                                                       Что не можно глаз отвесть,                                                                                  Днем  свет  Божий  затмевает,                                                                             Ночью  землю  освещает –                                                                                    Месяц под  косой  блестит,                                                                                       А  во  лбу  звезда горит,                                                                                          А  сама – то величава,                                                                               Выступает,  будто пава…»

            Не имея представлений  об  исходном  природном  образе,  возникает  много  вопросов.  Как под  косой  царевны  очутился  месяц?  Что за  звезда горит во  лбу?  А.С. Пушкин великолепно разбирался  в славянской  мифологии: Царевну – Лебедь  поэт сравнивает с прекрасным  небесным облаком,  которое  днем  может закрыть собой  солнце;  лунной же  ночью  на темном небе  облака светлые,  почти светящиеся,   сквозь них  сияют звезды и месяц, и каждый из нас не раз любовался  тем,  как величаво  плывут  облака  по небу.  У  русского  писателя  К.С. Аксакова  есть волшебный  и  трогательный рассказ  «Облако»,  повествующий о любви  молодого   человека  к  прекрасной  девушке – облачку,  который  труден для понимания  без знаний  мифологических  образов. Чрезвычайно  важно,  чтобы  воспитатели понимали и использовали те метафоры  и  сравнения, которыми изобилуют  сказки.  

         Следует  отметить,  что для полноценного  восприятия  как русской классической  литературы,  так и русских народных сказок  необходимо иметь представление о традиционной  культуре  народа.  Незнание  ведет  за  собой  неправильную  интерпретацию  образов,  их  искажение.  И  тогда  вряд ли  удастся  привить детям интерес  к  славянской  мифологии,  любовь  к  народным  сказкам,  к    произведениям  русской  классической  литературы.

Литература

1. Лихачев  Д.С.  «Культура, как целостная  среда».

2. Тихомирова  И.И.  «Интерес  к  чтению: как его пробудить?»

3. Шмойлов А.И.  «Экологическое  воспитание  учащихся  в  системе   интегрированных  уроков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Встреча с героями славянской мифологии"

Обобщение знаний детей о героях славянской мифологии и истоках русской народной культуры....

Презентация проекта "Ознакомление детей со славянской мифологией"

     Идея познакомить детей со славянской мифологией возникла во время чтения книги Татьяны Александровой «Домовенок Кузя». Ребятам были неизвестны кто такие домовые, леший, кики...

УГОЛОК ПРИРОДЫ И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 19 «Яблонька»с. Барановское--------------------------------------------------------------------------------------...

Славянская мифология для дошкольников

Все мы родом из детства. Наверное, нет такого человека, который в детстве не слушал  сказки!  Эти чудесные сюжеты, которые завораживают своим волшебством, необычностью, сопереживанием главны...

Квест-игра Путешествие к героям Славянской мифологии

laquo;Путешествие к героям Славянской мифологии».Цель: познакомить детей с героями мифов древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия ...

Логопедическое занятие-развлечение " с элементами логоритмики "Сретенье". На материале славянской мифологии.

Занятие - развлечение знакомит детей с праздником, Сретенье. Сретенье- это славянский праздник, который проходит 15 февраля, когда зима встречается с зимой. В этот день люди зазывают весну и провожают...