Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тебякина Инна Петровна

Паспорт проекта

«Изучение с дошкольниками истории России
на основе знакомства с историей семьи»

творческое название: «Моя семья – мое богатство».

 

Вид проекта: информационно-творческий.

Авторы проекта: воспитатели МБДОУ детского сада №7 «Золотая рыбка» Администрации города Тамбова  Инна Петровна Тебякина; Марина Михайловна Попова.

Участники проекта: дети и родители группы комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет №4.

Срок реализации проекта: 01.02.2013-09.05.2013.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Актуальность: Семейные отношения – любовь близких, определённые обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизма. История семьи, её изучение – это,  по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. Кроме того, у  молодых родителей мало педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно. Родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, а дефицит общения с родителями оборачивается для детей невосполнимыми потерями в становлении растущей личности. Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создаётся особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребёнке, что является главным условием успешной работы с семьёй.

Цель: Содействовать возрождению традиций семейного воспитания.

          

  Задачи:

1. Расширять представления о родственных отношениях,  о семье.

2. Познакомить с понятием родословная.

3. Учить устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.

4. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

5. Поощрять желание взрослых и детей сохранять семейные традиции, создать семейную летопись.

6. Воспитывать чувство любви к своей семье и гордость за неё, чувство уважения к родителям, предкам.

7.  Воспитывать уважительные отношения ко всем членам семьи.

Новизна проекта: Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста помогает формировать у ребенка важную для жизни потребность –  саморазвитие как естественное состояние. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.  Особенностью данного проекта является материал, на основе которого разработан информационно-творческий проект. С помощью этого проекта мы хотим содействовать возрождению традиций семейного воспитания,  познакомить детей с историей конкретной семьи. Этот проект позволит сплотить детей и родителей, а также воспитателей.

Гипотеза: Если изучать с детьми историю семьи, то мы знакомим их с историей Родины.

Этапы реализации проекта:

Формы реализации проекта

Название мероприятий

1 этап. Подготовительный

 

Постановка задач, целей.

Подбор познавательной, художественной литературы.

Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед по познавательно-речевому развитию.

Подбор наглядной информации для родителей.

Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Родословная моей семьи».

2 этап. Основной

 

Работа с детьми

Познавательные беседы:

 

 «Ты и твое имя». Цель: рассказать о понятиях фамилия, имя; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям; узнать о происхождении или значении фамилии, имени.

«Моя семья». Цель: воспитывать уважение к членам семьи; рассказать, что члены семьи могут иметь разные увлечения; познакомить с правом ребенка, воспитываться в семье; написать небольшой рассказ о себе (Ф. И. О., любимая игрушка, мультфильм, друг и т. д.)

«Моя родословная». Цель: рассказать о понятиях родословная, генеалогия; воспитывать чувство семейной сплоченности.

 «Моя семья – мое богатство». Цель: воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей, прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.

 

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию:

 

 «Моя семья».

«Братья и сёстры».

«О бабушках и дедушках».

«Самый дорогой человек»

«Мой прадедушка герой»

 

Чтение,  разучивание стихов

 

Сказки «Двенадцать месяцев», «Морозко» и др.

 «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Мамин день» Г. Виеру, «Мама» Я. Ким, «Вот какая мама» Е. Благинина; Гектор Мало «Без семьи»;

Антонина Лукьянова «Мальчикам и девочкам о том, как устроен наш дом»; Александр Раскин. «Как папа был маленьким».

Сюжетно-ролевая игра

«Семья».

Продуктивная деятельность:

 

Аппликация «Генеалогическое дерево»

 Выставка рисунков «Герб моей семьи»

Изготовление праздничной открытки к 9 Мая

 

Работа с родителями:

Оформление уголка для родителей, составление памяток

 «Права и обязанности родителей»,

«Советы по воспитанию внуков».

 

Участие родителей в жизни группы.

 

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья! ».

Экскурсия к памятникам, посвященным воинской славе города Тамбова

Исследовательская работа взрослых и детей

Составление родословных семей детей, сбор информации для семейной газеты

3 этап. Заключительный

 

Выставка семейных газет «Родословная нашей семьи».

Презентация семейного проекта «Моя семья – мое богатство»

Экспозиция в уголке краеведения «Мой прадедушка герой», посвященной Герою Советского Союза Мясницыну В.А.

 

Обеспечение проекта: иллюстрации, художественная литература, тематические альбомы,  цветные карандаши, альбомы, гуашь, цветная бумага, цветной, белый картон, ножницы, клей, атрибуты к сюжетно- ролевой игре.

 Предполагаемые результаты:

 1. Возрождение традиций семейного воспитания.

 2. Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.

 3. Развитие партнёрских отношений в семье.

Дальнейшее развитие: Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Моя семья – моё богатство» подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. В связи с этим работа по данному направлению в нашей группе будет продолжена.

Запланирована следующая работа: Посещение экспозиций на военную тематику, поездка в Парк Победы, оформление мини-музея в группе, анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей, исследовательская работа по составлению генеалогического древа семьи, посещение архива с целью изучения родословных семей воспитанников информации, проведение бесед: «О происхождении фамилии», «Мужчины и женщины в семье», «Моя семья», «Что значат имена», создание альбома «История моей семьи», поездка по местам боевой славы, подготовка встречи с ветеранами войны, совместные развлечения и игры-соревнования детей и родителей.

Литература.

1. Е. А. Алябьева, Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.-160с.

 2. И. Ф. Мулько, Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006.- 96с.

 3. М. Д. Маханёва, Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы. – М. : АРКТИ, 2004.-72с.

 4. Р. А. Жукова, Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. - Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.

 5. Л. А. Кондрыкинская, С чего начинается Родина (Опыт работы) .- М. : ТЦ Сфера, 2005.-192с.

 6. Журнал «Ребёнок в детском саду» №2-2010, с. 70.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: «Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»

Для того, чтобы сформировать в дошкольниках патриотические начала, дать представления об историческом прошлом нашего государства, одним из разделов основной общеобразовательной программ в соответствии...

"Нравственно - патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны."

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из важных направлений музыкально - образовательной работы с дошкольниками...

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...

Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй

в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , пр...

«ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕНЕГ В РОССИИ»

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы...

Информация к педагогическому совету на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей России и развитие у детей гендерной, семейно и гражданской принадлежности» в подготовительной группе компенсирующей направленности №5. Направ

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравст...