"Не дразните собак"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кривохижа Лидия Николаевна

Конспект занятия по ОБЖ «Не дразните собак" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_obzh.lidiya_nik.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект занятия по ОБЖ

                            «Не дразните собак»

          для детей старшего дошкольного возраста

        

Цель: Научить детей, как вести себя при встрече с агрессивными собаками.  

Программное содержание:        

  1. Дать верные представления о правилах обращения с незнакомыми животными, сформировать простейшие навыки гашения агрессивности собак. Учить умению дискутировать, спорить, анализировать суждение своих товарищей, отстаивать свою точку зрения; объяснить и закрепить различные формы защитного поведения человека при нападении на него собаки.
  2. Учить заботиться о своей безопасности при встрече с собакой, не проявляя к ней враждебности, не паниковать.
  3. Воспитывать культуру поведения при обращении с животными.

Материал:

Фотографии собак в спокойном и возбужденном состоянии различных пород; книга кота Гарфильда; собака - мягкая игрушка, стульчик, косточка, запись песни «Не дразните собак».

Методические приемы:

  • Вопросы к детям
  • Сюрпризный момент: приход Буратино
  • Внесение игрушечной собаки для демонстрации разных вариантов поведения, провоцирующих агрессию животного
  • Объяснение, почему эти действия взволновали собаку
  • Демонстрация с объяснением правильного поведения с агрессивной собакой
  • Напоминание правил поведения при укусе человека собакой
  • Игровая мотивация – появление кота Гарфильда
  • Игра «Если не хочешь, чтобы тебя укусила собака, не делай так»
  • Пение песни «Не дразните собак» с выполнением движений по тексту

Предварительная работа:

Беседы, работа с иллюстрациями, рисование собаки лающей и спокойной.

                                     Ход занятия 

Воспитатель: Ребята, у кого дома живут собаки? Вы ухаживаете за ними?

                                          (Ответы детей)  

В.: Молодцы, я вижу, вы любите своих четвероногих друзей. А я правильно поступила, что назвала собаку другом человека? (Ответы)

В.: Скажите, зачем человек держит собаку? (Ответы)

     Какой характер имеют собаки?

Дети: Добрый, ласковы, веселый

В.: Если собаки ласковые и добрые, как же они будут охранять хозяина? На него напали преступники, а собака будет радостно вилять хвостом и ластиться?(Ответы)

В.: Собаки не всегда бывают добрыми и ласковыми, иногда они бывают и злыми. Вы видели когда-нибудь сами или слышали от других, чтобы собака укусила человека? (Ответы)

В.: Сегодня к нам в гости должен придти знаток собачьих повадок -  кот Гарфильд. Ведь его лучший друг -  пес Оди. А вот, кажется и он.

                  (В группу вбегает испуганный Буратино, он тяжело дышит)

В.: Здравствуй, Буратино! Что с тобой? Ты такой возбужденный! Даже не здороваешься?...

Буратино: Все поучают… Не надо этикета здесь. Еле-еле от собаки убежал. И чего привязалась, подумаешь, кость у нее пнул. Я на своем Артемоне верхом езжу и ничего. А эта…

В.: Буратино, сядь, успокойся, мы с ребятами, как раз говорим о том, как нужно вести себя с собакой. Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Буратино, пнув ногой кость у собаки?

Д.: Если встретили на улице собаку, грызущую кость, лучше обойти ее.

В.: А если не удалось, и собака зарычала?

Д.: Надо не бить ее, не пинать у нее кость, не замахиваться, а стоять спокойно и уговаривать: я твою косточку не трону, не волнуйся. Руки за спину не прятать и в кулаки не сжимать, иначе собака подумает, что в ладони спрятан камень.

    - Нельзя убегать и поворачиваться спиной к собаке, чтобы она не набросилась сзади;

    - Надо очень медленно пятиться от собаки и ни в коем случае не показывать, что ты испугался, даже, если тебе очень страшно.

В.: Молодцы, вы дали правильную оценку ситуации. Запомните: любое животное надо уважать и не стремиться подавить или обидеть.

В.: Чтобы я была за вас спокойна, чтобы никакая собака вас не покусала, давайте запомним, чего ни в коем случае нельзя делать. Например: это собака (на стул поместить мягкую игрушку-собаку). Эта собака нас не покусает, она не настоящая, поэтому можно делать все, что мы захотим. Кто первый покажет, чего нельзя делать? Если сможете, объясните, почему так нельзя делать.

         (По очереди приглашают всех желающих. Дети демонстрируют разные варианты своего поведения, которые могут спровоцировать агрессию животного, и объясняют, почему эти действия могут взволновать собаку)

В.: Как вы сможете определить, что собаке не понравилось ваше поведение и она собирается на вас напасть?

Д.: Она будет лаять, рычать, бить хвостом, шерсть на загривке встанет дыбом, взгляд станет угрожающим.

В.: Правильно. Собака предупреждает вас: не делай так, а то я нападу. Но к сожалению, иногда собаки нападают без предупреждения. Особенно опасны такие собаки, как Бультерьеры, Ротвейлеры, Доберманы, Кавказкие овчарки и некоторые другие. Их специально создали люди для нападения, драки и они могут броситься на человека, не потому что испугались его или что-то не понравилось, а потому что так устроены. Им надо драться. Будьте очень осторожны с собаками этих пород. Если они бросятся на человека, даже их хозяин не сможет их удержать.

В.: Что же вы будете делать, если собака вдруг нападет на вас? Я уверена, что все будет хорошо и с вами ничего плохого не случиться, но все таки, давайте поучимся на всякий случай. Вот идет Буратино (приглашаю к себе ребенка. Перед ним лежит собака и грызет кость (положить предмет заменяющий кость, перед игрушечной собакой). Она увидела Буратино и зарычала. Что ты будешь делать? Покажи нам. (Буратино показывает, что может). Ты сразу испугаешься и бросишься бежать?

Д.: Пугаться нельзя, чтобы не показать своего страха и бежать нельзя.

В.: Какую позу ты примешь? Гордо выпрямишься, и будешь смотреть собаке в глаза? Мол, я тебя не боюсь и скоро заставлю подчиниться мне? Покажи, как это будет выглядеть? (Буратино демонстрирует гордую позу)

В.: Правильно он поступил?

Д.: Так делать нельзя, это только раздразнит собаку.

В.: Так какую же позу ты примешь? Помнишь, что делают другие собаки, когда признают себя побежденными? Опускают голову, слегка сгибают ноги, поднимают хвост. Хвоста у тебя нет, значит, поджать его не сможешь, но остальное выполнить ты должен. Покажи. (Он принимает позу покорности и все дети повторяют за ним).

В.: Куда денешь руки? (Буратино пытается разобраться с руками). Можно их поднять? Дескать, сдаюсь?

Д.: Нет, собака решит, что на нее замахиваются

В.: Можно спрятать их за спиной? Сжать кулаки?

Д.: Нет. Надо спокойно опустить руки и повернуть их раскрытыми ладонями к собаке, чтобы она их видела, что в руках нет ни камня, ни палки. Покажи. (Буратино показывает)

В.: Теперь прояви уважение к собаке, объясни ей, что ты ничего плохого не задумал. (Буратино пытается спокойно поговорить с собакой)

В.: Не смотри собаке прямо в глаза. Смотри немного мимо глаз. Две собаки смотрят прямо друг другу в глаза, когда собираются подраться и перед дракой стараются подавить друг друга взглядом. Прямой взгляд собаки воспринимают как угрозу.

В.: Молодец! А теперь осторожно отходи от собаки спиной, медленно-медленно. Чтобы она не заметила твоего движения, но краем глаза все же следи за ней. (Буратино показывает, как будет делать это).

В.: И когда ты сможешь отвернуться и пойти нормально?

Б.: Когда собака перестанет следить за мной.

В.: Вот так. Молодец! Спасибо! (Буратино садится на место).

В.: А если на вас напала не голодная собака, а крупная, сытая собака бойцовской породы? В этом случае она не охраняет косточку, а просто хочет подраться. Тут дело посложней. Взрослый сможет попытаться побороться с ней. У вас на это не хватит сил. Поэтому стойте спокойно и зовите либо любого проходящего прохожего, либо хозяина. Вы ведь тоже, когда боретесь и чувствуете, что соперник может победить вас, начинаете бороться сильнее? Так и собака, если вы оказываете ей сопротивление, она нападает более активно. Трудно побороть страх в этой ситуации, но надо.

В.: Если собаку отогнали – хорошо. Если она все же укусила, надо сделать три важных дела:

      1. Вначале промыть и перебинтовать рану.

      2. Затем обратиться к врачу.

      3. А потом заявить в полицию. Нужно, чтобы хозяина наказали за этот случай. Если этого не сделать, он может продолжать плохо следить за своей собакой и она опять кого-либо покусает. Все понятно, Буратино?

В.: Вы не испугались на сегодняшнем занятии? Не надо бояться. Собаки и правда хорошие. Только очень прошу:

     Не подходите к незнакомым собакам, не пытайтесь их ласкать и кормить. Вам кажется, что вы делаете для собаки что-то приятное, а ей это совсем не нравится. Он любит только хозяина и хочет принимать ласку только от него. А вы сами разве не такие? Вы любите приласкаться к маме, папе, бабушке?

Д.: Да.

В.: А понравилось бы вам, чтобы каждый дядя каждая тетя в автобусе стала брать вас на руки, обнимать, целовать, гладить?

Д.: Нет

В.: Так и собака. Уважайте ее и она никогда вас не тронет. Не подходите к ней близко и не делайте того, что не любят собаки. И тогда никакая собака вам не страшна. Договорились? Вы молодцы!

                            (Появляется кот Гарфильд)

К.Г.: Извините, что задержался, наконец-то я дописал свою книгу «Если не хочешь, чтобы тебя укусила собака» - книга советов Кота Гарфильда и дарю ее вам, ребята.

Д.: Спасибо.

К.Г.: Я предлагаю поиграть в мою любимую игру: «Если не хочешь, чтобы тебя укусила собака, не делай так».

             (Угроза кулаком, высунуть язык, повертеть пальцем у виска, показать кукиши…)

К.Г.: Мне пора в другой д/с – там меня тоже ждут. Пойдем, Буратино, я тебя провожу.

Б.: Да я и сам теперь знаю, как себя с собаками вести. До свидания, дети!

                    Уходят под запись песни «Не дразните собак».      

                                          Литература

1.   «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» А.И.Иванова, Творческий центр «Сфера» М.2004 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок дразнится и ругается.

  Это проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, зная, что если на это обращать слишком мно...

"Если ребёнок дразнится"

Консультация для родителей....

Игра-беседа "Почему нельзя дразниться"

Игра-беседа "Почему нельзя дразниться"...

Конспект НОД по образовательной области "Социализация" тема: "Дразнить и обижать"

     Конспект НОД по образовательной области "Социализация" в подготовительной к школе группе Задачи:  -Развивать у детей понимание смысла  правил повед...

Не дразните собак!

Цель занятия - объяснить детям о правилах поведения с бездомными животными....

Никогда не дразни собаку

памятка для родителей...

Конспект интегрированной совместной деятельности в подготовительной группе "Не дразните собак, не гоняйте кошек!"

Цель данного мероприятия- создание условий для духовно-нравственного воспитания детей....