"Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста"
материал по окружающему миру (младшая группа) по теме

Жерновая Светлана Анатольевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»

 Слайды № 1-7                                                                                        (Р. Тагор)

            Все начинается с детства…

            Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира.

Но как понять красоту?

    Что такое красота? Где и как она может проявляться? Не всякий взрослый сможет ответить на эти вопросы. А ведь чувство красоты необходимо человеку как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать.

 Как развить способность наших детей понимать  и чувствовать цвет?

    Мир вокруг нас и в нас заполнен множеством оттенков звука и цвета. Разгадать их сочетания, найти гармонию между ними, почувствовать красоту и ритм мозаики жизни – это значит усовершенствовать себя, понять смысл нашего существования, познать мир с его улыбками и огорчениями, тайнами и обыденностью.

Слайды № 8- 12

Все эти вопросы волновали ученых очень давно,  и связаны с именами Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори,  Е.А. Флериной и др.  В  своих работах авторы подчеркивали значение формирования представления о цвете, для  психического и эстетического воспитания.

Долго считалось, что восприятие цвета человеком и развитие у него чувства цвета не подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию.

Однако психологи и педагоги такие, как Л.А. Венгер, Н. Д. Ветлугина, Т.И. Доронова, Т.С. Комарова, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько, Н.П. Сакулина и другие придерживаются иной точки зрения, рассматривая чувство цвета как одно из проявлений художественной способности человека, способ отражения окружающего мира.

В психолого-педагогических исследованиях наших дней установлено, что дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать, различать и использовать значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось раннее в методических пособиях (Л.А. Венгер, Т.С. Комарова, Э.Г. Пилюгина и др.), использование в специально организованной и в совместной деятельности цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только для развития цветоразличительных функций, но и для формирования абстрактно – образного мышления детей.

Слайд № 13

Таким образом, проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных, так как во первых, она обусловлена современным кризисным состоянием художественного образования подрастающего поколения; во вторых, мало отражена в научно – методической и учебной литературе для дошкольников; в третьих, нуждается в разработке условий для овладения и практического применения этого материала; в четвертых, интересна и перспективна в условиях информатизации общества и глобализации культурных процессов, актуализирующих духовно-нравственный и творческо-эстетический потенциал личности.

Дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг, но они многого могут не замечать в силу особенностей детского восприятия, очень небольшого опыта, неразвитой пока еще способности вглядываться, вслушиваться в происходящее вокруг. Взрослый должен стать для ребенка проводником в мир прекрасного, развить способность не просто смотреть, а видеть, удивляться, радоваться многообразию мира.

Слайды № 14 - 15

Поэтому главной целью своей работы  я выбрала – развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Исходя из поставленной цели, выделила следующие направления в работе: изучение методической литературы по теме,  определение актуальности, задач, создание предметно – развивающей среды в группе, изготовление авторских игр по теме, определение форм и методов работы, разработка перспективного плана и конспектов занятий, картотек, привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству, обобщение опыта работы, выступление на совете педагогов, МО.

Слайды № 16 -17

В начале работы создала предметно-развивающую среду в группе, в оформлении  которой выдержан единый стиль, стены и шторы подобраны  в приятной для глаз светло-  сиреневой гамме, которая создает ощущение покоя, простора и легкости. Вся мебель групповой комнаты очень удачно гармонирует с общим интерьером группы. Материалы и игрушки подобраны в соответствии со следующими требованиями: они привлекательны для ребёнка, вызывают эстетическое отношение; окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости. Дидактический материал лаконичен, доступен и понятен детям. Все это формирует эстетический вкус дошкольников.

Пространство группы разделено на центры активности:  сюжетно – ролевой, театрализованной деятельности, строительный, музыкальный  центры, центр изобразительного творчества, настольных игр и математики, науки и природы, физической активности. В каждом из этих центров дети имеют возможность получить разнообразные и богатые сенсорные впечатления, что способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Дети приобретают, применяют свои знания о цветах и их оттенках в различной деятельности, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении.

Слайды № 18

Для достижения поставленной цели в своей работе по развитию восприятия чувства цвета использую следующие формы организации детской деятельности:

- организованное обучение, которое  включает в себя: специально организованные занятия по ознакомлению с цветом («Путешествие в страну красок», рисование «Радуга», «Краски природы» и др.);  как часть занятий другого вида (по музыкальному развитию,  художественно – продуктивной деятельности, математическому развитию, ознакомлению с художественной литературой и др.).

       Слайды № 19-24

- совместная деятельность воспитателя с детьми: 

- игры (сюжетно – ролевые («Магазин», «Идем в музей», «Путешествие в лес» и т.д.), театрализованные, игры- забавы («Матрешки», «Музыкальные игрушки», «Мишка», «Бубенчики», «Трещётки», «Заводные игрушки»),  дидактические («Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрущки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару»), конструктивные (строительный материал: кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель),  игры – эксперименты с цветом и т.д.

-рассматривание репродукций картин художников, фотографий архитектурных сооружений, изделий народных мастеров, слушание музыки, чтение литературных произведений (с последующим обсуждением), презентации для детей;

-художественно – продуктивная деятельность;

-экскурсии  в природу, прогулки;

-экспериментальная деятельность (получение новых оттенков цветов);

-познавательные беседы с детьми (как появилась радуга, как цвет воздействует на человека и др.);

-упражнения и творческие задания на развитие восприятия цвета;

-вечера досуга, развлечения («Веселые краски», «Сделай мир цветным» и др.);

-создание выставок, фотоальбомов, коллекций;

-детский дизайн.

Слайд № 25

В своей работе использую разнообразные методы и приемы воспитания:

наглядные, словесные, практические и игровые.

Слайд № 26

Для педагогов ДОУ был проведен семинар - практикум «Цветоведение», консультации «Что нужно знать о цвете и  смешивании цветов?», «Человек  и  цвет», разработаны картотеки дидактических, подвижных игр, физминуток  по развитию цветовосприятия.

Слайды № 27-30

Большой эффект дает совместная работа с родителями, их педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.

Формы работы: консультации, практикумы, демонстрация занятий с детьми,  семейная творческая деятельность.

 В беседах с родителями даю совет, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д., как организовать занятия по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать в работе с детьми.

Вопросы формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста выношу для обсуждения на родительском собрании, к которому готовлю выставку репродукций живописи, графики, изделий народного декоративно-прикладного искусства, наглядных пособий по цвету, дидактических игр, игрушек для работы с детьми, художественных произведений, а также детских работ.

Слайд № 31

Итак, можно сказать, что цвет – это яркая сторона детства!

Каждый ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов,  так или иначе, воспринимает всё это.  Конечно же, только правильно организованная работа по развитию восприятия цвета способствует всестороннему развитию ребенка, формированию у него целостной картины мира, гармоничному развитию личности, а также формированию у него творческих начал.

Мир создан для того, чтобы дарить ребенку яркие краски!

Дерзайте,   фантазируйте   и   к    вам   придёт   радость - радость творчества,  удивления  и  единения  с  вашими  воспитанниками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства толлерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ

В учебно-методическом материале  представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям...

Формирование чувства цвета у детей раннего возраста через проектную деятельность

Данная статья посвящена знакомству детей раннего возраста с основными эталонами цвета, путем обучения при помощи сенсорного восприятия через проектную деятельность. Цветовосприятие - это один из эта...

Консультация "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического развития, раскрывающего детям законы красоты, окружающего мира....

Доклад из опыта работы "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста"

Все начинается с детства…            Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира.Но как понять красоту?    Что тако...