Формирование чувства толлерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 

В учебно-методическом материале  представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_chuvstva_tollerantnosti.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62 г.Нарьян – Мар»

Формирование чувства толерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ

Составитель:

Стулий Ирина Николаевна

музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 62 г.Нарьян – Мар»

Нарьян – Мар

 2011 год

Актуальность вопроса формирования чувства толерантности у детей дошкольного возраста

В условиях гуманизации и демократизации общества, проблема толерантности весьма актуальна, так как на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, необходимость  диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.  Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Учитывая многонациональность Ненецкого автономного округа в ДОУ решаются ряд важнейших задач по воспитанию толерантности, которые реализуются через различные формы педагогической работы с дошкольниками.

Одним из главных средств формирования толерантности у детей считаем приобщение его к  культуре и традициям народов, проживающих на территории нашего НАО и за его пределами.

Работа по воспитанию толерантности у дошкольников планируется и проводится музыкальным руководителем в течение всего учебного года, в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, посредствам образовательной и воспитательной работы вне занятий.

Это позволяет детям узнать, понять и с уважением относится к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашего округа, в нашей стране и за ее пределами. Приобретенный опыт позволяет дошкольникам   различать особенности ритма, мелодии, звучание музыкальных инструментов характерных для того или иного народа, а создание бесконфликтного поля общения между воспитанниками детского сада, понимания и принятия  национальных особенностей разных народов, способствует формированию полноценной толерантной личности.

Цель: Показать систему работы по формированию у         детей дошкольного возраста чувства         толерантности, общности и единства с людьми         различных         национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.

Основные задачи по формированию у детей дошкольного возраста чувства толерантности:

  1. Развивать и обогащать музыкально-интеллектуальный кругозор детей, воспитывать интерес к другим национальным культурам мира.
  2. Воспитывать чувство общности и единства с людьми живущими на Земле, России, округе, городе.
  3. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.
  4. Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
  5. Формировать сознание «человека мира», чувство сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России, малой Родине.
  6. Развивать способность понимать эмоциональное состояние людей: все люди схожи в своих заботах, интересах, радости и печали, желании быть счастливыми.
  7. Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим людям, культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  8. Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

Принципы работы по формированию чувства толерантности у воспитанников ДОУ

  1. Целостный подход в решении педагогических задач.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Создание непринужденной обстановки.
  4. Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим.
  5. Принцип партнерства.
  6. Принцип положительной оценки.

Инновационные методы и приемы

  1. Звучащие жесты, пальчиковые народные игры, этюды.
  2. Речевое музицирование национальных попевок.
  3. Тактильное, мимическое и двигательное уподобление музыке.
  4. Вовлекающий показ, двигательные «провокации».
  5. Движение и активное подпевание.
  6. Совместные импровизаци.
  7. Музыкально-двигательные фантазии, этюды.

Условия организации работы:

  1. Специально оборудованный зеркалами музыкальный зал.
  2. Подбор музыкального материала позволяющего решать задачи развития толерантности ребенка.
  3. Использование интенсивных методов обучения.
  4. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе занятий и самостоятельной  музыкальной деятельности в ДОУ.
  5. Выбор оптимальной системы занятий.
  6. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач (обучение педагогов исполнению народных песен, танцев народов мира,  приемам творческого взаимодействия    с детьми во время занятий и игр).
  7. Индивидуальный подход к детям.
  8. Контроль за самочувствием детей на занятии.

Структурно – функциональная модель работы по формированию у дошкольников чувства толерантности

Совместная музыкальная деятельность детей и педагога

Совместная музыкально-образовательная деятельность детей и педагога

творчество

Знакомство с творчеством разных композиторов

Пение песен о мире, дружбе,

Знакомство с народным фольклором

Исполнение национальных танцев, народных песен, разучивание народных игр.

Знакомство с народными

музыкальными

инструментами

Формирование эстетической потребности и интереса к музыке народов мира.

Развитие эстетических эмоций, чувств, оценки, потребностей, музыкально-эстетического вкуса.

Знакомство с различными музыкальными жанрами в музыке разных народов, структурой музыкальных произведений,

Средствами выразительности народной музыки и песен.

Знакомство с особенностями характера, ритма народной музыки, особенностями звучания народных инструментов

Формирование общих знаний о музыке разных народов, ее особенностях.

Воспитание интереса и взаимного уважения к музыкальному искусству разных народов.

Формирование способности к творческой самореализации в песенном, танцевальном исполнительстве, игре на народных и детских музыкальных инструментах.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Тематические и комплексные музыкальные занятия
  2. Организация выставок в ДОУ, экскурсии по городу, музей,    этноцентр
  3. Праздники, развлечения, недели театра
  4. Участие детей и педагогов в конкурсах и фестивалях
  5. Проектная деятельность, интеграция с ИЗО,ФИЗО и другими специалистами
  6. Концерты для детей в  ДОУ, выступление детей в других учреждениях
  7. Совместные выступления педагогов, родителей и детей
  8. Индивидуальная  работа с детьми и педагогами
  9. Консультации и практикумы для педагогов и родителей
  10. Вечера коммуникативных   игр, беседы.

Рекомендуемая литература:

  1. Аксенова О.П. Морошка. – М.:Малыш, 1986.
  2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М.: Просвещение, 1988.
  3. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2001.
  4. Смольников И.П. Не бойся пурги.- Л.: Детская литература,1981.
  5. Феоктистова Л. Нам солнышко сияет. –М.: Музыка, 1988.
  6. Чешева С.И. Мы дети Советской страны. -М.,1987.
  7. Шекова Е.Г. Игры детей народов мира. Киев, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему н...

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии  у детей дошкольного возраста»...

Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира.В 3-4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигатель...