Главные вкладки

    Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Тасовая Ирина Юрьевна

    Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы

     

    Тема: « Свойства воды»

     

    Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

    Количество детей: подгруппа

    Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

    Программное содержание:

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

    Развивать речь, мышление, любознательность;

    Воспитывать экологическую культуру;

    Развивать умение делать выводы, умозаключения;

    Воспитывать аккуратность при работе.

     

    Оборудование:  прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата,  воронка, растительное масло,  салфетки, слайды на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

     

    Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

     

    Ход занятия:

     

    ( Дети сидят полукругом)

     - Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие: (слайд 1)

    Очень добродушная,

    Я мягкая, послушная,

    Но когда я захочу,

    Даже камень источу.   (вода)

     

    - Правильно, мы поговорим сегодня о воде.

    - Кому и зачем  нужна вода?

     

    - Ребята, а что было бы,  если бы не было воды.Что бы произошло? Как вы думаете?

    - Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

     

          Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды о воде ( с 1 по 10 ):

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовётся,

    Лентой серебристой вьётся,

    Мы привыкли,что вода

    Наша спутница всегда.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

     Без нее нам не прожить.

    Н. Рыжова

     

    Воспитатель: - Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро  узнаем.

    - Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

     

    - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.

     

    - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.  Давайте разделимся на группы по 2 – 3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются  за  столы.)

    Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им  сейчас придётся немного поработать.

    (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)

     

            - Приступим к нашему исследованию.

     

     Опыты:

     

    Какой формы вода?    (1реб.)

                На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

    - А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

    Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

     

    Какого цвета вода?    (3 ребенка)

     

    Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.

    - Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?    (ответы детей)  А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

     Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

     

    Вода –  растворитель.  (3 – 5 детей)  

     - А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

    Вывод: своего вкуса у воды нет.

    -  Ау воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?   (ответы детей)

    Вывод : уводы запаха нет.

    - А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

    - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (ортопедическая коррекционная физкультминутка)

                                             Физкультминутка:

                                            К речке быстрой

                                                        К речке быстрой мы спустились,

                                       (шагаем на месте)

                                                        Наклонились и умылись.

                                       (наклоны вперед, руки на поясе)

                                                         Раз, два, три, четыре,

                                        (хлопаем в ладоши)

                                                         Вот как славно освежились.

                                        (встряхиваем руками)

                                                           Делать так руками нужно:

                                                           Вместе – раз, это брасс.

                                        (круги двумя руками вперед)

                                                           Одной, другой – это кроль.

                                        (круги руками вперед поочередно)

                                                            Все, как один, плывем как дельфин.

                                        (прыжки на месте)

                                                             Вышли на берег крутой

                                        (шагаем на месте)

                                                              И отправились домой!

     Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

            Обращает   внимание детей на стакан, где растворяли муку.

            - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

            Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

    Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

    Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

    Дети: Её нужно очистить от масла.

    Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

        Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку).

    Воспитатель:  Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу,  лить масленую воду в баночку с фильтром.

    Воспитатель: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?

    ( Вода стала чистой)

    Воспитатель: Куда же делось масло? ( Все масло осталось на фильтре).

    image

    Хорошо, а сейчас давайте опять подойдём к нашему экрану и сядем на стульчики.

     

    Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

    Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?

    - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому  в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

    - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

     

     Показ  слайдов о грязной речке

    И в заключении нашей сказки, я хочу сказать следующее:

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле – вода!

    Экономь её и береги –

    Мы ведь на планете не одни!

     

    imageИтог занятия. 

     Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)

    -прозрачная

    -нет запаха

    -без вкуса

    - растворитель.

    Выводы.

    -  Для жизни человека вода имеет очень важное  значение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы

    Тема: « Свойства воды»

    Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

    Количество детей: подгруппа

    Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

    Программное содержание:

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

    Развивать речь, мышление, любознательность;

    Воспитывать экологическую культуру;

    Развивать умение делать выводы, умозаключения;

    Воспитывать аккуратность при работе.

    Оборудование:  прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата,  воронка, растительное масло,  салфетки, слайды на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

    Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

    Ход занятия:

    ( Дети сидят полукругом)

     - Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие: (слайд 1)

    Очень добродушная,

    Я мягкая, послушная,

    Но когда я захочу,

    Даже камень источу.   (вода)

    - Правильно, мы поговорим сегодня о воде.

    - Кому и зачем  нужна вода?

    - Ребята, а что было бы,  если бы не было воды.Что бы произошло? Как вы думаете?

    - Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

          Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды о воде ( с 1 по 10 ):

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовётся,

    Лентой серебристой вьётся,

    Мы привыкли,что вода

    Наша спутница всегда.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

     Без нее нам не прожить.

    Н. Рыжова

    Воспитатель: - Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро  узнаем.

    - Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

    - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.

    - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.  Давайте разделимся на группы по 2 – 3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются  за  столы.)

    Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им  сейчас придётся немного поработать.

    (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)

            - Приступим к нашему исследованию.

     

     Опыты:

    Какой формы вода?    (1реб.)

             На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

    - А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

    Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

    Какого цвета вода?    (3реб.)

    Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.

    - Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?    (ответы детей)  А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

     Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

    Вода –  растворитель.  (3 – 5 детей)  

     - А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

    Вывод: своего вкуса у воды нет.

    -  Ау воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?   (ответы детей)

    Вывод : уводы запаха нет.

    - А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

    - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (ортопедическая коррекционная физкультминутка)

    Физкультминутка:

    К речке быстрой

    К речке быстрой мы спустились,

                                       (шагаем на месте)

                                                        Наклонились и умылись.

                                       (наклоны вперед, руки на поясе)

                                                         Раз, два, три, четыре,

                                        (хлопаем в ладоши)

                                                         Вот как славно освежились.

                                        (встряхиваем руками)

                                                           Делать так руками нужно:

                                                           Вместе – раз, это брасс.

                                        (круги двумя руками вперед)

                                                           Одной, другой – это кроль.

                                        (круги руками вперед поочередно)

                 Все, как один, плывем как дельфин.

                                        (прыжки на месте)

                                                             Вышли на берег крутой

                                        (шагаем на месте)

                                                              И отправились домой!

     Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

            Обращает   внимание детей на стакан, где растворяли муку.

            - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

            Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

    Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

    Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

    Дети: Её нужно очистить от масла.

    Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

        Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку).

    Воспитатель:  Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу,  лить масленую воду в баночку с фильтром.

    Воспитатель: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?

    ( Вода стала чистой)

    Воспитатель: Куда же делось масло? ( Все масло осталось на фильтре).

     

    Хорошо, а сейчас давайте опять подойдём к нашему экрану и сядем на стульчики.

    Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

    Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?

    - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому  в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

    - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

     Показ  слайдов о грязной речке

    И в заключении нашей сказки, я хочу сказать следующее:

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле – вода!

    Экономь её и береги –

    Мы ведь на планете не одни!

    Итог занятия.  

     Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)

    -прозрачная

    -нет запаха

    -без вкуса

    - растворитель.

    Выводы.

    -  Для жизни человека вода имеет очень важное  значение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".

    Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами....

    Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"

    Цель:  Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...

    Конспект ННОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Волшебница - вода»

    Конспект ННОДпо опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему«Волшебница - вода»...

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-вода»...

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: "Свойство сухого и мокрого песка"...

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»

    Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворит...