Главные вкладки

    Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Песляк Наталья Васильевна

    Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_opytno.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ « СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ВОДЫ».

    ЦЕЛЬ: расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды. ЗАДАЧИ:

    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:                                                                

    1) уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие;

    2) уточнить знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, имеет вес, при нагревании тает и превращается в воду;                        

    3) закрепить представление о процессе очистки воды (фильтровании)         

    разными способами;                                                                                                4) закрепить умение устанавливать взаимосвязь между температурой                                воздуха и состоянием воды.                                                                

    2. РАЗВИВАЮЩИЕ:                                                                        

    1) развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать по алгоритму, используя элементарное оборудование, соблюдать правила безопасности при проведении опытов;                                                

    2) развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;        

    3) развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность;                                                                        

    4) активизировать словарь.                                                

    3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:                                                        

    1) прививать бережное отношение к воде;                                        

    2) воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;                

    3) воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:                                                

    1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее свойствах, состояниях, формах;                                                        

    2) проведение занятий-экспериментирований с водой, льдом, паром;        

    3) рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;                                

    4) чтение художественной литературы;                                                

    5) наблюдение за водой, льдом, снегом во время прогулок.        

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:                                                                

    6 прозрачных стаканчиков, 3 воронки, 3 фильтра (вата, марля, бумажная салфетка), 3 бутылки с грязной водой, емкость для выпаривания жидкости, сухое горючее, стекло, пинцет, цветные карандаши, листы для фиксации опытов.                                                                                        

    ХОД ЗАНЯТИЯ:                                                                        

    1. –Ребята, я вчера проходила около нашей реки Ижоры и очень удивилась, увидев какая грязная в ней вода. Я набрала ее в бутылочки и принесла вам показать. Посмотрите.                                                                        

    -Какая вода? (мутная, грязная, темная)                                                        

    - Посмотрите, что это плавает на ее поверхности? (кусочки льда)                        

    - Откуда взялся лед? (зимой вода в реке превращается в лед)                        

    - Вы правильно сказали, что вода в реке грязная, мутная, а какая вода течет из водопроводного крана? (чистая, прозрачная)                                        

    - Что же за превращение происходит с водой? (воду очищают)                        

    - Как вы думаете, сможем ли и мы с вами очистить эту воду?                        

    - Ребята, а вы не знаете, как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты, делают важные научные открытия? (ученые)                        

    - А где они проводят свои опыты и ставят эксперименты? (в лаборатории)        

    - Вот и вам я предлагаю стать учеными и поработать в нашей лаборатории. Хотите?                                                                                                

    - Ну и раз вы хотите стать учеными, вам надо и выглядеть соответственно. Надевайте халаты и присаживайтесь на свои места.                                

    - Вы стали похожи на настоящих ученых и наверное быстро мне напомните, как должны вести себя ученые в лаборатории? Давайте повторим правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. (Приложение 1)                                                                                                        

    2.- Итак, товарищи ученые, вам предстоит очистить эту воду. Как это можно сделать? (воду можно отфильтровать с помощью фильтра)                

    - Давайте подумаем, из чего можно сделать фильтр? (вата, марля, бумажная салфетка)                                                                                                

    - Сейчас вы разделитесь на три группы. На бейджиках, рядом с вашим именем есть значок: снежинка, капелька воды, облачко пара и на столах такие же значки. Подойдите к своему столу и послушайте задание.                 

    - На столах у вас лежит оборудование для фильтрования воды. Вам нужно самостоятельно сделать фильтр и очистить воду, материалы для фильтров у групп разные.                                                                                        - Но сначала давайте обсудим         алгоритм ваших действий, что за чем вы         будете выполнять. В какой последовательности. (Приложение 2)                        

    - Товарищи ученые, вам понятно задание? Можете приступать к его выполнению. Работайте в группе все вместе, дружно. Если что-то забыли, обратите внимание на алгоритм, он вам поможет.                                

    (В процессе работы вспомнить свойства воды, акцентировать внимание, что вода-жидкость)                                                                                        

    - А теперь, товарищи ученые, расскажите, из чего вы делали фильтр, и очистилась ли ваша вода? (ответы детей)                                                        

    - Давайте сравним воду в трех стаканчиках и решим, какой фильтр лучше очистил воду?                                                                                         

    - Раз мы воду очистили, может мы ее попьем? Почему эту воду нельзя пить?        

    - Действительно, мы очистили воду только от части песка, грязи, а вот болезнетворные микробы в ней остались. Воду для питья можно брать         только водопроводную, которую очищают на водопроводных станциях

    сложными фильтрами и обязательно кипятить, потому что микробы погибают только при кипячении.                                                                

    - Я вижу, что вы утомились, и предлагаю сделать «производственную» гимнастику.                                                                                

    3. ФИЗМИНУТКА.                                                                        

    4. – Отдохнули? Присаживайтесь на стульчики.                                        

    - Помните, когда в начале занятия вы рассматривали грязную воду, то обнаружили в ней кусочки льда? Теперь вам предстоит выяснить свойства

    льда.         В нашей лаборатории есть лед. Давайте возьмем его в руки.                 

    - Итак, товарищи ученые, какой лед? (скользкий, гладкий, прозрачный,

    имеет вес, форму)                                                                                

    - Это какое состояние воды? (твердое)                                                        

    - Смотрите, что происходит со льдом в руках? (начал таять)                        

    - Почему он стал таять? (нагревается от рук)                                                

    - Сможем ли мы растопить его полностью руками?                                         

    - Да, но это долго и руки стали замерзать. Может вы догадаетесь, как

    быстрее растопить лед? (нагреть)                                                                

    - Чем можно нагревать? (огнем)                                                                

    - В нашей лаборатории есть специальный прибор, с помощью которого мы сможем растопить лед. Помещаем его в специальную чашу и будем нагревать над огнем. Но прежде вспомним правила поведения при проведении опытов с огнем.                                                                

    1) Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых,

    имея для этого специальное оборудование.                                        

    2) Работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.        

    - Посмотрите, что происходит со льдом? (тает и превращается в воду)                

    - Понаблюдайте, как кипит вода? (образуются пузырьки, слышно шипение, бурление)                                                                                                

    - Вы не замечаете, что воды становится меньше? Куда же она девается? (испаряется, превращается в пар)                                                

    - Что такое пар? (маленькие, невидимые капельки воды, это газообразное состояние воды)                                                                                        

    - Как доказать, что пар-это капельки воды? (поместить над паром стекло)        

    - Пар соприкасается с холодным стеклом и превращается в капельки воды.         

    - Что мы сейчас наблюдали? (лед тает и превращается в воду, вода нагревается и превращается в пар, пар обратно в воду)                                

    - А вы знаете, что этот процесс называется круговоротом воды в природе.Как вы поняли, что это значит?                                        

    5. – Вода-одно из самых удивительных веществ на планете. Давайте мы встанем в круг, у меня есть капелька, будем ее передавать друг другу и поразмышляем, что было бы на нашей планете, если бы не было воды. (звучит музыка воды)                                                                                

    - Без воды наша планета представляла бы безжизненный каменный шар, а благодаря воде на ней кипит жизнь. Вода-добрый друг и помощник человека. Поэтому воду надо беречь и охранять.                                                

    6. – Итак, товарищи ученые, с какими же состояниями воды вы познакомились? Давайте их зарисуем.                                                

    7. – Вы все сегодня молодцы! Провели большую работу, дружно и активно поработали в нашей лаборатории. Я хочу угостить вас чистой, прохладной, очень полезной минеральной водичкой.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

    Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

    Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"

    Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»

    Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

    Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Чудесные превращения воды"

    В презентации кратко представлена опытно-экспериметальная деятельность детей 6-7 лет, которая проводится в процессе режимных моментов. Дети знакомятся со свойствами воды, ее качествами и преобразовани...

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

    Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...