Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Песляк Наталья Васильевна

Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_opytno.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ « СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ВОДЫ».

ЦЕЛЬ: расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды. ЗАДАЧИ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:                                                                

1) уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие;

2) уточнить знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, имеет вес, при нагревании тает и превращается в воду;                        

3) закрепить представление о процессе очистки воды (фильтровании)         

разными способами;                                                                                                4) закрепить умение устанавливать взаимосвязь между температурой                                воздуха и состоянием воды.                                                                

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:                                                                        

1) развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать по алгоритму, используя элементарное оборудование, соблюдать правила безопасности при проведении опытов;                                                

2) развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;        

3) развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность;                                                                        

4) активизировать словарь.                                                

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:                                                        

1) прививать бережное отношение к воде;                                        

2) воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;                

3) воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:                                                

1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее свойствах, состояниях, формах;                                                        

2) проведение занятий-экспериментирований с водой, льдом, паром;        

3) рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;                                

4) чтение художественной литературы;                                                

5) наблюдение за водой, льдом, снегом во время прогулок.        

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:                                                                

6 прозрачных стаканчиков, 3 воронки, 3 фильтра (вата, марля, бумажная салфетка), 3 бутылки с грязной водой, емкость для выпаривания жидкости, сухое горючее, стекло, пинцет, цветные карандаши, листы для фиксации опытов.                                                                                        

ХОД ЗАНЯТИЯ:                                                                        

1. –Ребята, я вчера проходила около нашей реки Ижоры и очень удивилась, увидев какая грязная в ней вода. Я набрала ее в бутылочки и принесла вам показать. Посмотрите.                                                                        

-Какая вода? (мутная, грязная, темная)                                                        

- Посмотрите, что это плавает на ее поверхности? (кусочки льда)                        

- Откуда взялся лед? (зимой вода в реке превращается в лед)                        

- Вы правильно сказали, что вода в реке грязная, мутная, а какая вода течет из водопроводного крана? (чистая, прозрачная)                                        

- Что же за превращение происходит с водой? (воду очищают)                        

- Как вы думаете, сможем ли и мы с вами очистить эту воду?                        

- Ребята, а вы не знаете, как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты, делают важные научные открытия? (ученые)                        

- А где они проводят свои опыты и ставят эксперименты? (в лаборатории)        

- Вот и вам я предлагаю стать учеными и поработать в нашей лаборатории. Хотите?                                                                                                

- Ну и раз вы хотите стать учеными, вам надо и выглядеть соответственно. Надевайте халаты и присаживайтесь на свои места.                                

- Вы стали похожи на настоящих ученых и наверное быстро мне напомните, как должны вести себя ученые в лаборатории? Давайте повторим правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. (Приложение 1)                                                                                                        

2.- Итак, товарищи ученые, вам предстоит очистить эту воду. Как это можно сделать? (воду можно отфильтровать с помощью фильтра)                

- Давайте подумаем, из чего можно сделать фильтр? (вата, марля, бумажная салфетка)                                                                                                

- Сейчас вы разделитесь на три группы. На бейджиках, рядом с вашим именем есть значок: снежинка, капелька воды, облачко пара и на столах такие же значки. Подойдите к своему столу и послушайте задание.                 

- На столах у вас лежит оборудование для фильтрования воды. Вам нужно самостоятельно сделать фильтр и очистить воду, материалы для фильтров у групп разные.                                                                                        - Но сначала давайте обсудим         алгоритм ваших действий, что за чем вы         будете выполнять. В какой последовательности. (Приложение 2)                        

- Товарищи ученые, вам понятно задание? Можете приступать к его выполнению. Работайте в группе все вместе, дружно. Если что-то забыли, обратите внимание на алгоритм, он вам поможет.                                

(В процессе работы вспомнить свойства воды, акцентировать внимание, что вода-жидкость)                                                                                        

- А теперь, товарищи ученые, расскажите, из чего вы делали фильтр, и очистилась ли ваша вода? (ответы детей)                                                        

- Давайте сравним воду в трех стаканчиках и решим, какой фильтр лучше очистил воду?                                                                                         

- Раз мы воду очистили, может мы ее попьем? Почему эту воду нельзя пить?        

- Действительно, мы очистили воду только от части песка, грязи, а вот болезнетворные микробы в ней остались. Воду для питья можно брать         только водопроводную, которую очищают на водопроводных станциях

сложными фильтрами и обязательно кипятить, потому что микробы погибают только при кипячении.                                                                

- Я вижу, что вы утомились, и предлагаю сделать «производственную» гимнастику.                                                                                

3. ФИЗМИНУТКА.                                                                        

4. – Отдохнули? Присаживайтесь на стульчики.                                        

- Помните, когда в начале занятия вы рассматривали грязную воду, то обнаружили в ней кусочки льда? Теперь вам предстоит выяснить свойства

льда.         В нашей лаборатории есть лед. Давайте возьмем его в руки.                 

- Итак, товарищи ученые, какой лед? (скользкий, гладкий, прозрачный,

имеет вес, форму)                                                                                

- Это какое состояние воды? (твердое)                                                        

- Смотрите, что происходит со льдом в руках? (начал таять)                        

- Почему он стал таять? (нагревается от рук)                                                

- Сможем ли мы растопить его полностью руками?                                         

- Да, но это долго и руки стали замерзать. Может вы догадаетесь, как

быстрее растопить лед? (нагреть)                                                                

- Чем можно нагревать? (огнем)                                                                

- В нашей лаборатории есть специальный прибор, с помощью которого мы сможем растопить лед. Помещаем его в специальную чашу и будем нагревать над огнем. Но прежде вспомним правила поведения при проведении опытов с огнем.                                                                

1) Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых,

имея для этого специальное оборудование.                                        

2) Работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.        

- Посмотрите, что происходит со льдом? (тает и превращается в воду)                

- Понаблюдайте, как кипит вода? (образуются пузырьки, слышно шипение, бурление)                                                                                                

- Вы не замечаете, что воды становится меньше? Куда же она девается? (испаряется, превращается в пар)                                                

- Что такое пар? (маленькие, невидимые капельки воды, это газообразное состояние воды)                                                                                        

- Как доказать, что пар-это капельки воды? (поместить над паром стекло)        

- Пар соприкасается с холодным стеклом и превращается в капельки воды.         

- Что мы сейчас наблюдали? (лед тает и превращается в воду, вода нагревается и превращается в пар, пар обратно в воду)                                

- А вы знаете, что этот процесс называется круговоротом воды в природе.Как вы поняли, что это значит?                                        

5. – Вода-одно из самых удивительных веществ на планете. Давайте мы встанем в круг, у меня есть капелька, будем ее передавать друг другу и поразмышляем, что было бы на нашей планете, если бы не было воды. (звучит музыка воды)                                                                                

- Без воды наша планета представляла бы безжизненный каменный шар, а благодаря воде на ней кипит жизнь. Вода-добрый друг и помощник человека. Поэтому воду надо беречь и охранять.                                                

6. – Итак, товарищи ученые, с какими же состояниями воды вы познакомились? Давайте их зарисуем.                                                

7. – Вы все сегодня молодцы! Провели большую работу, дружно и активно поработали в нашей лаборатории. Я хочу угостить вас чистой, прохладной, очень полезной минеральной водичкой.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»

Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Чудесные превращения воды"

В презентации кратко представлена опытно-экспериметальная деятельность детей 6-7 лет, которая проводится в процессе режимных моментов. Дети знакомятся со свойствами воды, ее качествами и преобразовани...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...