Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жуковская Анна Владимировна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: "Свойство сухого и мокрого песка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33 «Белочка» города Лесосибирска

Воспитатель

Жуковская Анна Владимировна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»

Цель: познакомить детей с опытами, из которых можно понять, какими свойствами обладает песок. 

Детская цель:

 Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
  • уточнить знания о том, что песок не живая природа;
  • показать значение его в жизни человека.

Развивающие:

  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к песку;
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение

Методы и приемы:

- беседа;

-наблюдение;

-создание проблемной ситуации;

-экспериментально-опытный;

-объяснительно-иллюстративный;

-игровой;

-совместная деятельность с детьми.

Оборудование и материалы: прозрачные стаканчики, песок, пластиковые бутылки 0.5 л. с водой, весы, трубочки для коктейля, пластмассовые тарелочки желтого и зеленого цвета на каждого ребенка, тарелки белые бумажные одноразовые, салфетки влажные, мерные ложечки, воронки, формочки для песка, иллюстрации на тему: «Где используется песок?», разрезные картинки с изображением солнца и капельки воды, картинки обозначающие свойства песка.

Предварительная работа: игры с детьми в «Центре песка и воды», подготовить рассказ с ребенком о песке, выучить с детьми считалочку.

Длительность: 25 мин

Ход образовательной деятельности

Дети играют в свободной деятельности. Воспитатель незаметно одевает необходимые атрибуты, тем самым обращая на себя внимание детей.

Воспитатель: Ребята, угадайте в кого я сейчас превратилась? (ответы детей).

 Я профессор Лабораторкин, и я очень люблю в своей лаборатории проводит разные опыты.

 Пр. Лабораторкин: А вы хотите стать исследователями и проводить со мной опыты? (ответы детей)

Пр. Лабораторки: А вот что мы будем сегодня исследовать находится в моем мешочке. Предлагаю вам по очереди  рукой на ощупь определить, что в нем находится (ответы детей)

Пр. Лабораторкин: А что такое песок? (ответы детей) А об этом расскажет мой младший сотрудник Колбочкин (заранее выбран ребенок и с ним подготовлен рассказ о песке)

Профессор предлагает детям удобно расположиться на ковре и послушать заранее подготовленный ребенком рассказ о песке.

(рассказ ребенка о песке с показом иллюстраций)

Пр. Лабораторкин : А теперь мои юные исследователи я прошу вас пройти в мою лабораторию. Для этого вам необходимо надеть фартуки, чтобы не испачкаться и занять свои рабочие места (дети одевают фартуки и нарукавники и рассаживаются за столы)

Пр. Лабораторкин : Прежде чем начать проводит опыты с песком, давайте вспомним о правилах безопасности во время экспериментирования. У вас на столах лежать карточка - помощники. Кто расскажет нам о правилах безопасной работы? (ответы детей)

Правила  безопасного поведения:

  1. Каждый работает за своим рабочем местом, не толкаясь и не мешая другому.
  2. Класть все на место.
  3. Делать все аккуратно
  4. Когда грязные руки, вытереть салфеткой .
  5. Не дотрагиваться до лица, глаз и рта.

Опыт №1 «Какой песок на ощупь»

Пр. Лабораторкин : Своей рукой прикоснитесь к песку, который лежит в желтой тарелке. Скажите, пожалуйста, какой это песок? (сухой)

Пр. Лабораторкин: Давайте это зафиксируем . У меня вот такая карточка с солнышком, значит мы будем говорить о сухом песке (на доску прикрепляется карточка с изображением  солнышка) Теперь приложите ладошку на другую тарелочку с песком. Какой этот песок? (этот песок мокрый) У меня карточка, на которой изображена капелька. Значит здесь мы будем говорить о мокром песке (прикрепляется  карточка с изображением капельки на другую доску)

Опыт №2 « Сыпучесть»

Пр. Лабораторкин: Возьмите стаканчики с воронкой и мерной ложечкой насыпьте сухой песок. А теперь переставьте воронку в чистый стаканчик и проделайте тот же опыт, но с мокрым песком. Что вы заметили? (ответы детей) Если сухой песок легко сыпался через воронку, то он какой? (сыпучий) Зафиксируем это свойство песка карточкой. Эту карточку отнесем к какому песку (сухому), а эту - к мокрому.

Опыт №3 « Растворимость песка»

Пр. Лабораторкин: Возьмите  бутылочку и налейте в стаканчики с мокрым и сухим песком немного воды, для этого используйте воронку. А теперь снимете воронку со стаканчика и уберите в сторону. Возьмите  ложку и размешайте содержимое в стаканчиках.

 Ой что, то я устал, хочу отдохнуть. Хотите со мной? (ответы детей)

Тогда повторяйте за мной

Физкультминутка «Помогатор»  (звучит музыка «Помогатор» из мультфильма Фиксики )

Пр. Лабораторкин:  Здорово отдохнули,  продолжаем экспериментировать.

Посмотрите на стаканчики, что произошло с песком? (дети замечают, что песок в воде не растворился, а выпал в осадок). Зафиксируем наш результат карточками (прикрепляют 2 карточки на доски) Значит мокрый и сухой песок в воде не растворяются.

Опыт№4 «Имеет ли песок форму?»

 Пр. Лабораторкин: А вот интересно имеет ли песок форму? Как мы можем это проверить? Что нам для этого понадобится? (ответы детей) Младший мой сотрудник Колбочкин, принеси нам формы для песка (ребенок берет формочки в центре «вода-песок»)

Сначала приложите формочку к сухому песку, а затем к мокрому. Что у вас получилось? (дети делает вывод, что из сухого песка не получился куличик, а мокрого – получился). Теперь это зафиксируем карточками. (прикрепляются карточки на доску)

Опыт №5 « Какой песок легче?»

 Пр. Лабораторкин: Сейчас возьмите трубочки и осторожно подуйте на сухой песок, а потом на мокрый. Какие выводы можно сделать? (дети определяют, что сухой песок разлетается, потому что он легкий, а мокрый – нет, так как он плотный и тяжелый)

Чтобы точно узнать, что сухой песок легкий, а мокрый тяжелый, давайте его взвесим. Возьмите в одну руку тарелочку с сухим песком, а в другую с мокрым. И попробуйте определить какой песок тяжелее (ответы детей) Профессор Лабораторкин тоже пробует измерить вес песка таким же способом.

 Пр. Лабораторкин: Что то я засомневался, какой песок легче, а какой тяжелее.А как можно точно измерить вес ? (с помощью весов).  А у вас в группе есть весы? (Колбочкин приносит весы из центра)

Мне нужны 2 помощника, предлагают их выбрать по считалочки.

Профессор просить младшему сотруднику Колбочкину с помощью считалочки выбрать себе помощника

Считалочка

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед

И съедали сто котлет,

А потом ложились спать.

Начинай опять считать.

Колбочкин с помощью считалочки  находит себе пару.

Опыт№6 «Определение веса песка»

 Пр. Лабораторкин: Один ребенок перекладывает мерной ложечкой из тарелки в чашу весов сухой песок, а другой - мокрый. Делаем выводы, что чаша с мокрым песком опустилась ниже, чем с  сухим песком, значит он тяжелее. Вспомним про карточки (прикрепляются карточки на доску)

Работа в командах.

  Пр. Лабораторкин: Подойдите ко мне, возьмите по одной карточке и разделитесь на 2 команды.

Игра «Собери картинку»

Пр. Лабораторкин: Внимание, внимание! Вот мое задание: соберите из своих карточек  картинку (на картинках изображенны капелька и солнышко).

Что у вас изображено на вашей картинке? (солнышко, капелька)

А где мы сегодня встречались с такими же картинками? Что мы обозначили солнышком? (сухой песок) А капелькой? (мокрый песок)

Предлагаю каждой команде подойти к своей доске и используя карточки-помощники составит рассказ о свойствах сухого и мокрого песка (дети составляют рассказ и выбирают рассказчика в своей команде).

Рефлексия.  

Пр. Лабораторкин:  Ребята, мне так понравилось с вами работать, вы такие же умные и сообразительные, как и я. Что вам сегодня понравилось, а  что запомнилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»

Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: Разв...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....